Использование технологии развивающего обучения во внеклассной работе.
методическая разработка (9 класс) на тему

Булах Оксана Владимировна

 

В классах, где преобладают обучающиеся со средними и низкими математическими способностями, с девиантным поведением, с низким уровнем общей подготовки необходимо развить потребность в обучении, саморазвитии у каждого ребенка. Для таких детей акцент делается на эмоциональное взаимодействие: интеллектуальные игры, КВН, состязания, уроки-путешествия с доступным уровнем сложности.

В результате на уроках

- создается доброжелательная атмосфера, основанная на доверии и уважении;

- формируется высокий уровень мотивации учебной деятельности, который обеспечивает осознание значимости учебного материала;

- создается основа для психологического комфорта на уроках, отсутствия страха перед ответом, неудачей;

- развивается у обучающихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к освоению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Булах, учитель математики

МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма», Ямало – Ненецкий АО

Использование технологии развивающего обучения во внеклассной работе.

Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни.

Для реализации этой цели учителю в процессе обучения необходимо представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

В классах, где преобладают обучающиеся со средними и низкими математическими способностями, с девиантным поведением, с низким уровнем общей подготовки необходимо развить потребность в обучении, саморазвитии у каждого ребенка. Для таких детей акцент делается на эмоциональное взаимодействие: интеллектуальные игры, КВН, состязания, уроки-путешествия с доступным уровнем сложности.

В результате на уроках

- создается доброжелательная атмосфера, основанная на доверии и уважении;

- формируется высокий уровень мотивации учебной деятельности, который обеспечивает осознание значимости учебного материала;

- создается основа для психологического комфорта на уроках, отсутствия страха перед ответом, неудачей;

- развивается у обучающихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к освоению математики.

Примером такого эмоционального взаимодействия между учителем и обучающимися служит внеклассное мероприятие «Математическое казино «Эрудит», которое проводится в 8 – 9 классах на школьной предметной неделе. В результате таких игр  ребята раскрепощаются, чаще выходят к доске, рассуждают над поставленным вопросом, работают с дополнительной литературой, принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.

Цель:  

1. Активизировать интерес к изучению математики.

2.Углубить математические знания обучающихся.

3.Развить навыки самостоятельного мышления и творческой инициативы.

Оборудование:  

1.  Банкноты достоинством 10 «умов»;

2. 15 наборов  табличек с цифрами 1, 2, 3;

3.  Лист Мебиуса;

4. Ребусы;

5. Черный ящик;

6. Модели геометрических тел (куб, тетраэдр, икосаэдр, октаэдр);

7. Призы;

8. Компьютерная презентация с набором вопросов.

9. Плакаты с высказываниями: «Геометрия – это интуиция» - Гельмгольез. «Математика – это гимнастика ума», «Природа говорит языком математики, буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры» - Галилей.

Ход игры:

Ведущий:    Добрый день, дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем математическом казино «Эрудит».

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применять

их на деле». Сенека

        Пусть эти слова знаменитого Сенеки станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи.        Я предлагаю вам проверить свои способности и заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в «десять умов». Помните?  Как говорится: один ум хорошо, а два лучше… А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет по пять банкнот  у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут 15 вопросов из точных наук.

        Я называю область знаний и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в одну банкноту! В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете «десять умов». Если же вы ошибетесь – и тогда не отчаивайтесь – ваши «умы» пополнят кассу нашей игры.

        Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и даю 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2, 3. Но давайте договоримся, отвечать на вопрос имеет право тот, кто сделает свою ставку.

        Прорепетируем? Вот вопрос из области математики. Кто не боится? Делаем ставку дамы и господа!

        Итак, вопрос: сколько в одном метре сантиметров? Варианты ответов: 10, 100, 1000. Прошу ответ… Совершенно правильно, правильный ответ под номером 1. Условия игры всем понятны? Тогда начинаем!

  1. Вопрос из области геометрии. Кто смелый? Делаем ставки.  Внимание вопрос: Два угла в треугольнике равны 1000 и 40 0 . Определите вид треугольника. 1) равнобедренный, 2) равносторонний, 3) разносторонний.

2. Следующий вопрос выявит, насколько близка вам история математики. Итак, делаем ставки. Внимание, вопрос:    Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошли столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

- Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»

1) Евклид, 2) Пифагор, 3) Архимед.

3.Прошу всех сосредоточиться. Следующий вопрос из области математики. Кто хочет попытать счастья? Делаем ставки! Внимание, вопрос!

- Во сколько раз увеличится двузначное число, если справа к нему приписать такое же число?

1) в 10 раз, 2) в 11 раз, 3) в 101 раз.

4.У меня к вам есть вопрос про меня лично.

- Какую роль я сегодня исполняю  в нашем интеллектуальном казино? Желающие выбрать правильный ответ, делают ставки. А теперь варианты ответов:

1) банкомат, 2) крупье, 3) арбитр.

5. Вы, наверное, слышали, что «риск – благородное дело»? Следующий вопрос стереометрический. Кто делает ставку, рискует лишиться «одного ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку: он потеряет возможность увеличить свое состояние. Итак, внимание, вопрос:

- Додекаэдр – это правильный…

1) двенадцатигранник, 2) восьмигранник, 3) двадцатигранник.

6. Знаете ли вы высказывания великих математиков? Делаем ставки. Внимание, вопрос: - Кому принадлежат эти слова: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

1) Ферма, 2)Ломоносов, 3) Ковалевская.

«Человек так создан, что он отдыхает от одной работы, лишь взявшись за

другую». ФРАНС.

        А теперь давайте отдохнем. Игра называется  «Сосчитай - не ошибись». Считаем до 30, каждое число кратное 5, встречаем аплодисментами.  (5, 10, 15, 20, 25, 30)

7.Следующий вопрос из тригонометрии. Кто смелый? Делаем ставки. Внимание, вопрос: - Отношение противолежащего катета к прилежащему.

1) tg,  2) ctg, 3) cos.

8.Кто из вас в ладу с литературой? Делаем ставки. Внимание, вопрос: Кто из русских классиков сказал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»?

  1. Пушкин,  2) Лермонтов, 3) Достоевский.

9.Следующий вопрос. Делаем ставки. – Как называется утверждение, принимаемое без доказательства?

1) определение, 2) аксиома, 3) теорема.

10.Внимание! Старинная легенда гласит: «Однажды египетский царь Пталомей 1 спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах?» Ученый ответил: «В геометрии нет царской дороги». Имя этого ученого:

1) Евклид, 2) Архимед, 3) Фалес Мелецкий.

11.Знаете ли вы иностранные языки? Делаем ставки, господа!

- Конус в переводе с греческого языка означает:

1)волчок, 2) вулкан, 3) сосновая шишка.

12.С помощью следующего вопроса мы выясним, насколько хорошо вы умеете считать. Кто рискнет? Итак, вопрос:

- Квадриллион записывается с помощью 1 и…

1) 15 нулей, 2) 12 нулей, 3) 9 нулей.

13.А сейчас вопрос на интуицию. Перед вами лист Мебиуса. Делаем ставки.

- Что получится, если разрезать лист на две части по средней линии?

1) одно кольцо, 2) два кольца, 3) ничего.

14.Этот вопрос из области занимательной математики. Делаем ставки! Внимание, вопрос:

- Разгадайте ребус.

1. наклонная

2. подобие

3. корень, синус

4. радиус

5. параллелепипед, сегмент.

Выигрывает тот, кто первым прочитает слова.

15.Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?» Итак, кто силен в знании высказываний и не боится повторения – спешите делать ставки. Ставки сделаны! Вопрос:

- Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».

1) Паскалю, 2) Леонарду Эйлеру, 3)Карлу Фридриху Гауссу.

Следующий этап нашей игры называется «Тайна черного ящика». Тот, кто отгадает, что находится внутри, получает дополнительно пять банкнот. Итак, внимание!

Греки считали за честь учиться математике у Пифагора. Пифагор верил: чтобы познать суть, меру и связь явлений, надо погасить в себе суетность. В геометрии его привлекали правильные фигуры и тела.  Пифагорейцы верили в силу гармонии природы. Они геометризировали концепцию четырех первооснов мира. Так, например, по их мнению, тетраэдр представлял атом огня, октаэдр – воздуха, икосаэдр – воды. В черном ящике лежит геометрическое тело, которое, по мнению, пифагорейцев, представляло землю. Назовите это геометрическое тело.

(ответ: куб)

Древняя китайская пословица  гласит:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

  1. путем опыта - это самый горький путь;
  2. путем подражания - это самый легкий путь;
  3. путем размышления - это самый благородный путь.

Я желаю вам не искать в математике царских путей, научиться разумно спрашивать, внимательно слушать и спокойно отвечать!

Теперь нам остается подсчитать, у кого больше «умов» и наградить счастливчика.

Список литературы

  1. Волина В.В. Занимательная математика.- С.-Петербург, 1996.
  2. Демидов Д. Мудрые высказывания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.internetmarketingtoday.ru
  3. Ситдикова Ф. Интеллектуальное казино//Воспитание школьников, 1997, № 6. – С 54–57.
  4. Смирнова Т. Удивительная наука геометрия. 7-9 классы//Издательский дом «Первое сентября» математика, 2002, № 45. – С 19-20.
  5. Юрьев В. Игра «Поле математических чудес» //Издательский дом «Первое сентября» математика, 1999, № 45. – С 15, 18.
  6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной  в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...

Порядковые числительные (6 кл.). Изучение новой темы с использованием технологии развивающего обучения.

Индивидуальный подход и развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроке русского языка по изучению новой тему осуществляется при помощи технологии развивающего обучения. Каждый ребенок, усвоив ...

Использование технологии развивающего обучения в школьном курсе физики

Применение педагогических технологий на уроках на современном этепе очень актуально. Рассматривается применение нескольких технологий на уроках физики....

использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.

В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....

Урок английского языка на тему "Рождество" с использованием технологии развивающего обучения

Урок построен для учащихся пятого класса. Используется технология развивающего обучения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения, межпредметных связей и ИКТ

Тема урока:  Природа (Nature)Цель: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1.     Образовательные: обобщить и закрепить умения использовать...

Доклад "Из опыта работы по использованию технологии развивающего обучения на уроках химии"

В докладе содержатся задания, соответствующие технологии развивающего обучения...