Доклад "Из опыта работы по использованию технологии развивающего обучения на уроках химии"
статья по химии
В докладе содержатся задания, соответствующие технологии развивающего обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty_po_ispolzovaniyu_tehnologii_razvivayushchego_obucheniya.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Из опыта работы
по использованию технологии развивающего обучения на уроках химии.
Теория развивающего обучения основана Л.С.Выготским, базируется на соотношении обучения и развития учащихся. В настоящее время складывается из различных подходов, в основании которых лежат оригинальные, экспериментально проверенные идеи их создателей.
Для того, чтобы сделать урок развивающим, учитель должен:
- заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
- изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;
- вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами, консультантами.
В своей работе использую задания на развитие внимания, воображения, мышления, памяти и речевых навыков учащихся. Задания отличаются по уровню сложности, и учащиеся имеют возможность выбора согласно своим способностям и имеющимся знаниям.
Задания на развитие внимания.
- Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.
а) 2HNO3 + … → Cu(NO3)2 + H2O
б) 4HNO3 + 3Ag → 3AgNO3 + … + 2H2O
в) 2HNO3 + … → 3NaNO3 + CO2 + H2O
- «Химический лабиринт». Определите отсутствующие формулы и и коэффициенты.
CuSO4 | + | → | + | Na2SO4 | ||||||
↓ | ||||||||||
+ | H2SO4 | → | + | H2O | ||||||
+ | ||||||||||
H2O |
- Исключите “лишнее».
а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;
б) известняк, мел, мрамор, малахит;
в) O, S, Se, Po, Te, I;
г) S0 → S+6 , S0 → S+4; S-2 → S0; S0 → S-2;
д) CaO, Al, ZnCl2, NaOH, H2SO4, CO2.
- «Третий – лишний»
Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. В каждой строчке вычеркните формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.
HCl | CuO | H2SO4 |
NaOH | Fe(OH)3 | KCl |
SO2 | Ba(NO3)2 | N2O5 |
Al2O3 | ZnBr2 | CaCO3 |
- «Исправь ошибку»
В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.
HNO3
H2
Ag
Задания на развитие памяти и речевых навыков.
- Составьте рассказ на тему «Скорость химической реакции», используя слова и словосочетания для каждой из трех частей рассказа; озаглавьте их.
- Химическая реакция, хаотическое движение частиц, столкновение частиц, определённая ориентация частиц, достаточный запас энергии взаимодействующих частиц.
- Изменение концентрации реагирующих (образующихся) веществ в единицу времени, V = ΔC / Δt.
- Температура, поверхность реагирующих веществ, катализаторы, концентрация, природа реагирующих веществ.
- «Подберите антонимы»
а) диссоциация - … б) анион - … в) неметалл - … г) анод - … | д) восстановитель - … е) акцептор - … ж) исходные вещества - … з) основные свойства - … |
- «Эмоциональное запоминание»
Например, стихотворение о гидроксиде:
«У меня есть два названья:
Я гидроксид и основание.
Имею очень важный вид,
Ведь впереди металл стоит,
А позади стоит «о-аш».
Встречайте, нынче гость я ваш!»
Стихотворение о реакции нейтрализации:
«У кислот и оснований – сто веков войны.
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет в споре никогда:
В результате всех реакций – соль лишь да вода».
- «Пользуясь схемой, составьте рассказ о том, как получают активированный уголь и как можно повысить его адсорбционную способность»
Удаление солистых
веществ. Очистка пор
Образование пор.
Нагревание без доступа Обработка перегретым
воздуха водяным паром
- Прочитайте пункт параграфа «Производство стекла», заполните схему и составьте по ней рассказ.
СЫРЬЕ ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ПРОДУКТЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
………... Na2CO3 + SiO2 → ……………….
………... CaCO3 + SiO2 → ………………..
………... РАСПЛАВ Na2O∙CaO∙6SiO2
ФОРМОВКА ВЫДУВАНИЕ ..…………..
ПРЕССОВАНИЕ ……………
ПРОКАТКА …………….
ВЫТЯГИВАНИЕ …………….
ВИДЫ СТЕКЛА
ОКОННОЕ Na2O∙CaO∙6SiO2
ТУГОПЛАВКОЕ ……………………
КВАРЦЕВОЕ ………………………..
ХРУСТАЛЬНОЕ …………………….
ЦВЕТНОЕ: СИНЕЕ СоО
КРАСНОЕ ……..
ЗЕЛЕНОЕ ………
СИНЕ-ЗЕЛЕНОЕ …………..
Задания на развитие мышления.
- Задания на выполнение мыслительных операций
Установите соответствие.
Подберите к цифре названия вещества соответствую букву формулы.
| А. HgO Б. Mn2O7 В. Ba(OH)2 Г. H2CO3 Д. Zn(OH)2 Е. HF Ж. P2O5 З.HNO3 |
- Задания на поиск закономерностей.
А. Установите признак, объединяющий указанные объекты.
1) Кислород – озон, сера - пластическая, кристаллическая.
2) 1s22s22p63s1, 1s22s1, 1s22s22p63s2, 1s22s22p63s23p64s2
3) Na0 → Na+, Mg0 → Mg+2, K0 → K+, Ag0 → Ag+1
4) HNO3, KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2
- Задание на классификацию.
Из перечня соединений азота: HNO3, HNO2, NH3, N2O, N2, NO2, Mg3N2 выпишите:
а) вещества, проявляющие свойства только окислителей;
б) вещества, проявляющие свойства только восстановителей.
- Задания на сравнение.
Предложите план сравнения различных видов химической связи и сравните металлическую связь с ионной и ковалентной по предложенному плану.
- Задания на выполнение мыслительных действий.
Логическая задача.
Элементы А и Б образуют между собой два соединения В и Г, которые относятся к одному классу неорганических соединений. Вещество В – горючее, в вещество Г не горит и используется для тушения пожаров.
Вещество В при реакции с веществом А образует вещество Г.
Какие вещество условно обозначены А, Б, В, Г?
Запишите уравнения названных реакций и укажите условия их протекания.
- Задания на обоснование.
Обоснуйте оптимальные условия промышленного синтеза аммиака, в основе которого лежит термохимическое уравнение реакции:
3H2 + N2 → 2NH3 + 91,8 кДж,
учитывая, что при очень низких температурах скорость прямой реакции очень мала.
- Задания на доказательство.
- Докажите возможность существования пятивалентного фосфора. Почему азот не может быть пятивалентным?
- Докажите опытным путем, что канцелярский клей содержит силикаты натрия и калия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах
Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровождается трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.
В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....
Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....
Использование технологий проблемного обучения на уроках химии
Что такое проблемное обучение? Это современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения,...
Актуальность использования технологии развивающего обучения на уроках физической культуры
В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области ф...
Формирование творческой личности путем использования технологий развивающего обучения на уроках математики.
Как заинтересовать детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процес...