Гражданский подвиг А.П. Чехова. "Остров Сахалин"
презентация к уроку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Гражданский подвиг А.П. Чехова.
Книга «Остров Сахалин».
Внеклассное занятие по литературе.
Цели и задачи мероприятия:
- Познакомить учащихся с историческим прошлым через книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин».
- Привлечь внимание учащихся к людям неравнодушным, думающим не о собственном благе, а о других людях и о государстве в целом.
- Формировать навыки интерпретирования произведения и мировоззренческие взгляды учащихся по поводу поднятых писателем проблем.
- Формировать навыки публичного выступления.
Оформление: презентация к внеклассному мероприятию.
В качестве музыкального оформления использовать фонограммы из «Времён года» П.И. Чайковского.
Форма мероприятия нетрадиционная — по аналогии с телевизионной передачей «Как это было». Парты расставлены острым углом к доске в две шеренги. Учащиеся разделены по номинациям:
- историки,
- архивариусы,
- географ-картограф,
- литературоведы,
- читатели-текстологи,
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». До Чехова и после писатели обращались к литературе, которую мы, выражаясь современным языком, называем лагерной. Но «Остров Сахалин» занимает здесь особое место. А.П. Чехов провёл на острове работу исследователя, медика, социолога. Поездка писателя на Сахалин в 1890 году — событие этапное. Оно завершает период исканий 80-х годов и открывает качественно новый период годов 90-х. Результатом этой поездки явились очерки «Из Сибири» и книга «Остров Сахалин», которую Чехов назвал “жёстким арестантским халатом”.
Прежде чем мы обратимся к тексту, хочу привлечь ваше внимание к словам А.П. Чехова, которые он сказал о Н.М. Пржевальском и которые в полной мере можно отнести и к нему: “Подвижники нужны как солнце. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что есть ещё люди подвига, веры и ясно осознанной цели”.
Второе высказывание, о самом Чехове, — К.Чуковского: “Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее”.
— Удалось ли А.П. Чехову этого достичь? На этот вопрос вы ответите в конце мероприятия.
2. Ученица читает наизусть отрывок из рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» (1898).
“К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное…
Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, — и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”.
В этих словах — весь Чехов. Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который выдвинул в своём творчестве. Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на его портрет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказал он о людях, обо всём, что видел вокруг.
— Как провожали А.П. Чехова в далёкую и опасную поездку его родные? Что тревожило самого писателя?
В дорогу А.П. Чехова провожали, как на долгие годы разлуки. Вся семья собралась, чтобы сделать снимок на память. (Обращается к фотографии.) Самого писателя тревожило, сможет ли он достичь своей цели — всесторонне изучить каторжный остров, ведь официального документа к сахалинскому начальству у него не было.
Учитель. Для зрительного ознакомления с маршрутом путешествия и для пояснительного слова приглашаются картограф-историковед
Ученик-картограф. 21 апреля 1890 года с удостоверением корреспондента суворинского «Нового времени» А.П. Чехов отправляется на Сахалин. Поездка заняла почти три месяца и оказалась невероятно трудной для уже больного туберкулёзом писателя.
От Москвы до Ярославля — поездом; от Ярославля мимо Нижнего и Казани до Перми, и от Сретенска до Сахалина — пароходом; остальные шесть тысяч километров — на лошадях.
Учитель: “В Тюмени мне сказали, что первый пароход в Томск идёт 18 мая. Пришлось скакать на лошадях. В первые три дня болели все жилы и суставы, потом уже привык и никаких болей не чувствовал. Только от неспанья и постоянной возни с багажом, от прыганья и голодовки было кровохарканье, которое мне портило настроение, и без того неважное. В первые дни было сносно, но потом задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги. То и дело приходилось менять повозку на лодку…
…Мои большие сапоги оказались узкими… я по грязи и по воде ходил в валенках и… валенки мои обратились в студень. Дорога так гнусна, что в последние два дня своего вояжа я сделал только 70 вёрст”, — писал Чехов 20 мая из Томска Суворину.
Учитель. Когда на страницах российских газет и журналов появилось слово “Сахалин”? С чем это связано? Слово историкам.
Ученик-историк. Слово “Сахалин” стало часто мелькать на страницах русских журналов и газет с середины XIX века. Это было связано с замечательными открытиями Г.Н. Невельского. Статьи о Сахалине появились в конце 1850-х годов на страницах специального журнала «Морской сборник».
Что же касается царского правительства, то оно не очень-то затрудняло себя заботами о судьбе Сахалина. Судя по всему, оно не было заинтересовано в использовании природных богатств этого края. Остров, исследованный самоотверженными русскими учёными и путешественниками, решено было превратить в место ссылки и каторги. Это было в 1859 году.
Каторга начиналась с угольных рудников. Каторжане строили жильё и дороги и поселениями обживали остров.
“На Сахалине, — пишет Чехов, — каторжные работы разнообразны в высшей степени: они не специализировались на золоте или угле, а обнимают весь обиход сахалинской жизни и разбросаны по всем населённым местам острова: корчёвка леса, постройки, осушка болот, рыбные ловли, сенокос, нагрузка пароходов”.
Учитель. Готовясь к путешествию на Сахалин, Чехов определил жанр будущей книги, её научно-публицистический характер.
Что, по мнению Чехова, в ней должно было найти своё место и каков основной объект художественного исследования писателя?
Ученик-литературовед. Основным объектом художественного исследования писателя становится жизнь человека на каторжном острове. В ней должны были найти своё место и авторские размышления, и экскурсы научного характера, и художественные зарисовки природы, быта и жизни людей на Сахалине. В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника — проблема личности каторжника — среднего, простого, несчастного человека. В книге даются описания острова, условий жизни каторжан и поселенцев, быта и нравов инородцев, видов принудительного труда и наказаний, состояния тюрем, больниц, школ.
Учитель. По мнению исследователей, ещё в процессе работы определилась композиция всей книги. Какова она?
Ученик-текстолог. Главы 1–13 строятся как путевые очерки, посвящённые сначала Северному, а потом Южному Сахалину.
Главы 14–23 — как очерки проблемные, посвящённые отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и так далее.
В каждой главе автор пытался передать читателям основную мысль: Сахалин — это “ад”.
Учитель. Когда была написана книга «Остров Сахалин»?
Ученик. 1891–1894 годы.
Учитель. Каковы особенности стиля писателя?
В своей книге Чехов показывает не только крайнюю степень унижения человеческой личности, но и постепенное уничтожение человека как личности.
Учитель. Приведите примеры.
Ученик-текстолог. Каторжные на Сахалине — не люди. Они заменяют вьючных животных, за беглыми разрешено охотиться (получают затем по три рубля за голову), их можно засечь до смерти, можно повесить невиновного. В спокойном будто повествовании часто заключено авторское резкое неприятие, негодование. “Исследователи, когда отправляются в глубь острова, в тайгу, то берут с собой американские консервы, красное вино, тарелки, вилки, подушки и всё, что только можно взвалить на плечи каторжным”. Иногда оценки действительности передаются с помощью расположения фактов по нарастающей силе эмоционального воздействия. В описании тяжёлой солдатской службы голос автора звучит будто бы нейтрально, но его позиция выражена довольно чётко: солдаты не успевали научиться военному делу, жили в помещениях, подобных тюрьмам, работали наравне с арестантами, наконец, “сами были приняты за беглых и по ним стреляли”. “Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный”, — писал Чехов о Сахалине.
Учитель. Каково значение книги?
Ученик-историк.
1. Очерки Чехова послужили побудительной причиной поездок на Сахалин и написанию книг об острове, среди которых были книги известного журналиста Власа Дорошевича «Как я попал на Сахалин» (М., 1903) и «Сахалин» (М., 1903).
2. Книга «Остров Сахалин» обратила внимание официальных лиц на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей, их доклады подтвердили свидетельства Чехова.
3. Как уступка общественному мнению, взбудораженному книгой Чехова, были восприняты реформы, проведённые русским правительством.
— 1893 год. Отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных.
— 1895 год. Назначение казённых сумм на содержание детских приютов.
— 1899 год. Отмена вечной ссылки и пожизненной каторги.
— 1903 год. Отмена телесных наказаний и бритья головы.
— 1906 год. Отмена каторги на Сахалине.
Учитель. Какие отклики современников Чехова имела публикация «Острова Сахалина» на страницах журнала «Русская мысль»?
Ученик-архивариус. Публикация «Острова Сахалина» сразу же привлекла внимание столичных и провинциальных газет. Например, газета «Неделя» (1895, № 38) констатировала: “На всей книге лежит печать таланта автора и его прекрасной души. «Остров Сахалин» — очень серьёзный вклад в изучение России, будучи в то же время интересным литературным трудом”.
Учитель. Каким же впервые увидел остров Сахалин А.П. Чехов?
Возможно, красоту сахалинской природы Чехов показывает в восприятии осуждённого на каторгу. Щедрая природа должна дарить людям радость, но человек сделал так, что люди здесь не живут, а мучаются, и самая их заветная мечта — сбежать отсюда к новой, светлой, интересной жизни; они не видят вокруг себя той красоты, которая создана Богом. Её замечает только Чехов, но он свободен и здесь находится временно, знает, что в любую минуту сможет покинуть остров, но даже этот свободный человек говорит, что будь он каторжником, бежал отсюда во что бы то ни стало.
Учитель. Но на острове в Александровской слободке Чехов встретился с необычными контрастами.
1-й ученик-текстолог. Александровский пост был центром сахалинской тюремной цивилизации… Редкие прохожие, пробежит поселенец, проведут арестанта в халате. По утрам Чехова будил перезвон кандалов за окнами.
Чехову довелось увидеть каторжан, прикованных к тачкам. “Будь я каторжанин, я бежал бы отсюда непременно, несмотря ни на что”, — писал Чехов.
Учитель. Узнал со временем Чехов, откуда такое благосостояние?
Ученики. Да, потом он узнает, что достаток складывался из-за незаконной торговли спиртом, крадеными или скупленными по дешёвке вещами, из-за ростовщичества, проституции.
Учитель. Куда бы ни заходил Чехов в Александровске, повсюду встречал несправедливость, но и здесь были люди, которых писатель считал самыми нужными, самыми полезными и самыми приятными.
Ученик. Да, Чехов не приукрашивает действительность, но с особой симпатией относится к сахалинским детям.
Учитель. Учились ли эти несчастные дети? Сколько было школ на Сахалине в 1889–1890 годах? Как вёлся процесс обучения?
Ученик. На Сахалине в то время было пять школ, в них обучалось 222 человека. Преподаватели в школах — ссыльные, в большинстве случаев люди, не имевшие никакой специальной подготовки. Платили им по 10 рублей в месяц. Школьных библиотек не было, зачастую не было и скамеек. Дети или стояли, окружив хозяйский стол и разложив на нём подвижную азбуку, или же сидели на сложенной в одно место куче своего платья…
Ученик. После возвращения домой А.П. Чехов пытается минимально улучшить положение сахалинской детворы: собирает книги, пособия, хлопочет об открытии приютов. Сегодня, благодаря архивным изысканиям М.В. Теплинского и Г.И. Мироманова, мы точно знаем, что 31 мая 1891 года пароход «Кострома» доставил на Сахалин вместе с очередной партией ссыльнокаторжных чеховскую посылку — семь больших ящиков, в которых было упаковано 3500 экземпляров книг, учебников, школьных программ.
Учитель. Как обстояли дела с медициной на острове?
Ученик. Врачебных пунктов существовало всего три. Однажды Чехов побывал в местной больнице и решил сам провести приём амбулаторных больных. Всё было непривычно и странно. Врач и больной отделены деревянной решёткой, исследование большей частью ведётся на расстоянии. У входной двери стоит надзиратель с револьвером. Потребовался скальпель — не нашлось ни одного острого. Ни таза, ни шариков ваты, ни зондов, ни порядочных ножниц. Даже воды не было в достаточном количестве.
Другой пример — описание одной из больниц в посёлке Корсаковка: “Если бы здесь сумасшедших сжигали на кострах по распоряжению тюремных врачей, то и это не было удивительно, так как местные больничные порядки отстали от цивилизации лет на двести. У хирургических больных повязки грязные, морской канат какой-то подозрительный на вид, точно по нему ходили, а йода здесь и запаха не слышно было.
Во что можно превратить самую гуманную на земле профессию, писатель показывает в наблюдаемой им сцене освидетельствования перед наказанием: “Доктор, молодой немец, приказал… раздеться и выслушал сердце для того, чтобы определить, сколько ударов может вынести этот арестант. Он решает этот вопрос в одну минуту и затем с деловым видом садится писать акт осмотра…”
Учитель. Пример бесчеловечности по отношению к каторжным, мы встречаем в пекарне Ново-Михайловки.
В пекарне пекли совершенно несъедобный, отвратительный хлеб для каторжных, занятых на дорожных работах. Однажды Чехов возвращался в Александровск, арестанты, работающие на дороге, приняли его за чиновника и обратились с жалобой на то, что хлеб, который им выдают, невозможно есть. Хлеб был и в самом деле ужасный. При взломе он отсвечивал на солнце мельчайшими капельками воды, прилипал к пальцам и имел вид грязной и осклизлой массы, которую неприятно было держать в руках.
Учитель. Бунтовщиков наказывали. По словам Чехова, на острове он видел все виды наказания, кроме смертной казни.
(Ученик читает текст № 9.)
Учитель. Чтобы побывать по возможности во всех населённых местах и познакомиться с жизнью большинства ссыльных, Чехов задумал провести перепись населения. Расскажите чуть подробнее.
Ученик. Ежедневно поднимаясь в пять утра, А.П. Чехов вёл перепись населения, посещал тюрьмы, вникал в мельчайшие проблемы жизненного устройства острова. В итоге создал около 10 000 тысяч карточек, содержащих сведения о ссыльных.
Учитель. 13 октября Чехов прибыл на пароход «Петербург», направлявшийся из Корсаковского поста в Одессу. Сначала предполагалось, что по дороге можно будет посетить Японию, но это оказалось невозможным, там был объявлен карантин в связи с опасением эпидемии холеры. 14 октября «Петербург» отошёл от Корсаковского поста. В будущей своей книге писатель заявит, что сахалинская каторга не исправляет, а размножает преступников, что для успешного освоения этой окраины страны необходимо ликвидировать здесь каторгу.
Давайте подытожим всё сказанное и ответим на вопрос: каково значение книги «Остров Сахалин» в судьбе нашей страны?
— Книга привлекла внимание общественности к острову.
— Были собраны пожертвования для организации на Сахалине детских приютов, школ, больниц и библиотек.
— Сюда стали приезжать русские и иностранные исследователи, высокопоставленные чиновники Главного тюремного управления.
— Книга подготовила общественное мнение России к ликвидации сахалинской каторги, которая была отменена в апреле 1906 года.
Учитель. Давайте вернёмся к лирическому вступлению, которое прозвучало в самом начале, и эпиграфам, подобранным к уроку.
А.П. Чехов и был тем человеком, который стоял с молоточком за дверью довольного, счастливого человека и напоминал стуком, что есть несчастные, он жаждал переделать их жизнь, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.
Текст № 4
Погода стояла великолепная, вечерний пейзаж был таинственно красив: пылающий запад, тёмно-синее море и совершенно белая луна. В потёмках гигантские лопухи казались тропическими растениями… Но каторга постоянно напоминала о себе. То навстречу попадётся каторжник в белом и производит жуткое впечатление, то кучер (тоже каторжный), оборотившись к седоку, со вздохом произносит: “Скучно здесь, ваше высокоблагородие. У нас в России лучше”.
Текст № 5
Море, на вид холодное, мутное, ревёт, и седые волны бьются о песок, как бы желая сказать в отчаянии: “Боже, зачем ты нас создал?”… А кругом ни одной живой души… и кажется непонятным, для кого здесь ревут волны, кто их слушает здесь по ночам, что им нужно, и наконец, для кого они будут реветь, когда я уйду? Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы: жутко и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рёв.
Текст № 6
Каторжане, глядя на мрачный берег Дуэ, плакали…
Небо по целым неделям бывает сплошь покрыто свинцовыми облаками, и безотрадная погода, которая тянется изо дня в день, кажется жителям бесконечною. Такая погода располагает к угнетающим мыслям и унылому пьянству. Быть может, под её влиянием многие голодные люди стали жестокими и многие добряки и слабые духом, не видя по целым дням, неделям и даже месяцам солнца, навсегда потеряли надежду на лучшую жизнь.
Текст № 7
Самые полезные, самые нужные и самые приятные люди на Сахалине — это дети. Когда кандальные везут тачку с песком, то дети цепляются сзади и смеются. Играют они в солдаты и арестанты.
Мальчик, выйдя на улицу, кричит своим товарищам: “Равняйсь! Отставить!” Или же кладёт в мешок свои игрушки и кусок хлеба и говорит матери: “Я пойду бродяжить”.
…Сахалинские дети бледны, худы, вялы; они одеты в рубище и всегда хотят есть. Жизнь впроголодь, питание иногда по целым месяцам одною только брюквой, а у достаточных — одною солёною рыбой, низкая температура и сырость убивают детский организм. Дети в условиях каторги обречены на вымирание, и матери хотят только одного: чтобы “Господь милосердный прибрал их поскорее”.
…Здесь около бабы-хозяйки плакали дети и пищали цыплята; она на улицу — дети и цыплята за ней. Она, глядя на них, смеётся и плачет, и извиняется передо мной за плач и писк; говорит, что это с голоду... рубит капустные листья и даёт цыплятам, те с жадностью бросаются и, обманутые, поднимают ещё больший писк.
Текст № 8
В пекарне пекли совершенно несъедобный, отвратительный хлеб для каторжных, занятых на дорожных работах. Однажды Чехов возвращался в Александровск, арестанты, работающие на дороге, приняли его за чиновника и обратились с жалобой на то, что хлеб, который им выдают, невозможно есть. Хлеб был и в самом деле ужасный. При взломе он отсвечивал на солнце мельчайшими капельками воды, прилипал к пальцам и имел вид грязной и осклизлой массы, которую неприятно было держать в руках.
— Не лучше ли вам обратиться к начальству? – спросил Чехов.
— Мы говорили старшему надзирателю Давыдову, а он нам: вы — бунтовщики.
Текст № 10
“Как наказывают плетьми, я видел в Дуэ... В назначенный день 13 августа, утром, смотритель тюрьмы, врач и я подходили не спеша в канцелярию... Ввели Прохорова...
После 20–30 ударов Прохоров причитывает, как пьяный или точно в бреду... не произносит ни одного слова, а только мычит и хрипит, кажется, что с начала наказания прошла целая вечность, но надзиратель кричит только: «Сорок два! Сорок три!» До 90 далеко. Я выхожу наружу. Кругом на улице тихо, и раздирающие звуки из надзирательской, мне кажется, проносятся по всему Дуэ. Вот прошёл мимо каторжный в вольном платье (политический ссыльный), мельком взглянул на надзирательскую, и на лице его и в походке выразился ужас. Вхожу опять в надзирательскую, потом опять выхожу, а надзиратель всё ещё считает”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Чехов на Сахалине"
Презентация "Чехов на Сахалине" разработана к уроку, рассказывающему о Чехове-гражданине....
Викторина "Что? Где? Когда?" в рамках предметной недели "Сахалин - моя малая родина"
Формирование познавательных интересов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование активных форм и методов обучения (викторина)...
Литературно – музыкальная композиция , посвященная гражданскому подвигу жен декабристов «Да будут святы ваши имена!».
Сценарий посвящен нравственному подвигу жен декабристов....
Сценарий внеклассного мероприятия гражданско-патриотического направления "О подвигах, о доблести о славе".
Данная методическая раработка может быть использована как на уроках (литература, история), так и во внеурочной деятельности: классные часы, внеклассные мероприятия. Она может быть использована целиком...
Гражданский подвиг Лаврентия Никитича Прохорова
Создана исследовательская работа, которая дает дополнительные сведения о жизни и боевых заслугах Прохорова Лаврентия Никитича, защитника Ленинграда в 1942 – 43 годах. Данная работа доказыв...
Гражданская война: нравственный выбор и подвиг
Открытый бинарный урок для семинара «Духовное воспитание на уроках общественного цикла» учителя истории Саксиной Н.А., учителя ОРКСЭ Пермяковой Н.В. «Гражданская война: нравстве...
Научная гостиная«Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева»
Мероприятие - научная гостиная «Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева» определяет следующие цели:1. Повышение познавательной активности учащихся, воспитание...