Научная гостиная«Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева»
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Бушина Елена Александровна

Мероприятие - научная гостиная «Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева» определяет следующие цели:

1.   Повышение познавательной активности учащихся, воспитание

                      интереса к научной деятельности Д.И.Менделеева, к химии как

                      науке, открывающей законы естествознания.

          2.   Расширение научного и творческого потенциала, а также    

                      воспитание глубоких патриотических чувств современной

                      молодёжи.

Предусматривается совместная деятельность учителя с учащимися по поиску литературы, фотрграфий, музыкального оформления занятия. В ы итоги исследований приведены факты, воспоминания, поэтические строки о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева.

Подготовительный этап и само мероприятие способствуют воспитанию патриотизма и чувства гордости за нашего соотечественника Д.И. Менделеева. Его открытия внесли огромный вклад в развитие науки России и всего мира.

Знакомство обучающихся с жизнью и научными достижениями ученого вызывает интерес к науке, расширяет кругозор учащихся. Форма научной гостиной позволяет в непринужденной обстановке раскрыть связь химии с другими дисциплинами, в частности, с литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskiy_i_nauchnyy_podvig_mendeleeva.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность               от дикости» - А.С. Пушкин  

          «НАУЧНЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ  

                ПОДВИГ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»

“Первое и главное в жизни – труд для других…” – Д.И. Менделеев

Цели:   1.   Повышение познавательной активности школьников, воспитание

                      интереса к научной деятельности Д.И.Менделеева, к химии как

                      науке, открывающей законы естествознания.

                2.   Расширение научного и творческого потенциала, а также    

                      воспитание глубоких патриотических чувств современной

                      молодёжи.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить учащихся с жизнедеятельностью, увлеченностью различными видами искусства Д.И. Менделеева,
  • подчеркнуть значение работ ученого в химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д., совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении демонстрационных опытов,

Мета предметные:

  • развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием интернета, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT и т.д.,

Личностные:

  • способствовать развитию чувства патриотизма, гордости за достижения российской науки, развивать любовь к химии и научным исследованиям, создать атмосферу творчества.

 Оборудование:  портрет Д.И. Менделеева и его высказывания; компьютер для презентации и видеофильма; на авансцене – кафедры для выступающих референтов; на столике предметы: химическая посуда, свечи в подсвечниках, весы с разновесами, Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, перо и бумага.

Действующие лица: 1. Ведущие референты (девушка и юноша) для

                                               сообщений о Д.И.Менделееве                                                                                                                                                            

                                            2. Чтецы

                                            3. Учитель                      

Музыкальное сопровождение: музыка Баха, Бетховена, Чайковского,

                                                               Бородина, Глинки.

 (Звучит торжественная фуга Баха. Выходят учитель и ведущие.)

Учитель: Сегодня, мы вспомним и отдадим дань благородной памяти великого человека, принёсшего славу нашему Отечеству. 190 лет назад в 1834г. родился Дмитрий Иванович Менделеев, разносторонний учёный, профессор Петербургского университета, оставивший более 500 печатных трудов, среди которых «Основы химии» - первое стройное изложение неорганической химии.    

                                         

 1 ВР. Менделеев открыл всемирно известный периодический закон

              химических элементов.

2 ВР.  Автор фундаментальных исследований по химической технологии.

1 ВР. А также по физике, метрологии, воздухоплаванию.

2 ВР. И по сельскому хозяйству, и по экономике, и по народному

          просвещению.

1 ВР. Менделеев заложил основы теории растворов.

2 ВР. Он предложил промышленный способ фракционного разделения

           нефти.

1 ВР. Изобрёл вид бездымного пороха.

2 ВР. Пропагандировал использование минеральных удобрений.

1 ВР. Менделеев был организатором и первым директором Российской

          палаты мер и весов.

2 ВР. А в 1894г. Дмитрия Ивановича торжественно возвели в степень

           Доктора Оксфордского и Кембриджского университетов.

1 ВР. В его честь назван 101-й элемент, открытый группой американских

          учёных в 1955году. Это менделевий.

Ф.Энгельс назвал заслуги Менделеева научным подвигом.

2 ВР. Послушайте стихотворные строчки малоизвестного у нас

           французского поэта Армана Сюлли-Прюдом, лауреата Нобелевской

           премии, современника Менделеева.  

 

Чтец. Взор химика пытлив; ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многие из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров.
И скоро он велит, властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Введи же и меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей.

Учитель. Да, наука наук, наука основ жизни – это химия!

                    И в звучании этого слова скрыто великое имя –

                    Дмитрий Иванович Менделеев. (показать на портрет)

                    Великий русский учёный, наш соотечественник.

                    Сибиряк, уроженец города Тобольска.

 Давайте подробнее узнаем о жизненном, научном и гражданском пути Дмитрия Ивановича, посмотрев фильм «Менделеев за 22 минуты».

(видеофильм)

Учитель. Надеюсь, вы были внимательны и сможете ответить на мои вопросы:

Задание 9а классу 

1.  В каком году родился Д.И. Менделеев?  (В 1834 г.)

 2.  За разработку какой теории Д.И. Менделеев по праву считается выдающимся физикохимиком?  (Гидратной теории растворов.)

 3.  Где расположен гигантский   длиной 1500 км подводный хребет, названный в честь Менделеева?  (В Северном Ледовитом океане.)

 4.  В каком городе в 1855 году Д.И. Менделеев начал свою трудовую деятельность в качестве учителя естественных наук в гимназии?  (В Симферополе.)

 5. Где, когда и с какой целью Д. И. Менделеев поднимался на воздушном шаре?  (В городе Клине 7 августа 1887 г.  с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоев атмосферы.)

 Задание 9б классу 

1. Сколько было лет Д.И.  Менделееву, когда он открыл периодический закон?  (35 лет.)

 2.  Какое изобретение Д. И. Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия?  (Изобретение бездымного пороха.)

 3.  Где находится действующий вулкан названный в честь Менделеева? 

(В южной части острова Кунашир, одного из Курильских островов.)

4.  Назовите родину Д.И. Менделеева?  (Тобольск.)

5. Какое физическое свойство атомов было положено Д.И. Менделеевым в основу классификации элементов? (Масса атомов.)

  

(на фоне музыки «Лунная соната»)

3 ВР. До последних дней своей жизни помнил Менделеев о матери, был

        благодарен ей. В 1887году Дмитрий Иванович посвятил ей свою

        научную монографию. Это искреннее посвящение читать без

        душевного трепета невозможно, в каждой строке – горячая любовь

        и уважение. Оно дошло до нас и – через 130 лет после написания

        прозвучит сейчас в этом зале с небольшими сокращениями.

4 ВР. «Это исследование посвящается памяти матери

         её последышем… Она воспитала его примером, исправляла любовью

         и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства

         в труде, а не на словах, и терпеливо искать божескую или научную

         правду, ибо понимала…сколь много ещё должно узнать… Заветы

         матери считаю священными».

3 ВР. Следуя этим заветам, Менделеев всегда и во всём проявлял свои

          гениальные способности. А их как вы уже видели было много.

4 ВР Открытие Д.И. Менделеевым в 1869 году Периодического закона и создание периодической системы химических элементов принесло ему всемирную славу и признание многих ученый мира; это явилось величайшим достижением его творческой деятельности.

3 ВР. Ученый был абсолютно уверен в правильности закона и без опасения использовал его. Обобщая свою работу, Менделеев сказал: «Будущее периодического закона не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает». Об одном из таких фактов его биографии интересно рассказано в книге Е. Ефимовского «След колесницы»:

Чтец. Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (
в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл, 
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
 

Учитель. А сейчас у нас будет путешествие по таблице Менделеева. Вопросы учащимся:

 1. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона. (63.)

2. 1875 г   французский химик Лекок де Буабодран, исследуя спектр цинковой руды, нашел этот элемент, предсказанный Д.И. Менделеевым в 1871 г. как экаалюминий, и назвал его по древнеримскому наименованию Франции.  (Галлий.)

 3. 1886 г.  К. Винклер, анализируя серебряную руду, открыл этот элемент, предсказанный Д.И. Менделеевым в 1971 г.  как экасилиций, и назвал в честь своей родины.  (Германий.)

4.  Побывав в лаборатории А. Беккереля и супругов Кюри, Менделеев рекомендовал «тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься этим элементом». Какой это элемент?  (Уран.)

5.  В 1811 г.  французский промышленник Бернар Куртуа впервые открыл этот элемент в составе морских водорослей ламинарий и в этом ему помогла его кошка.  (Иод.)

 6.  Этот химический элемент был открыт в 1898 г. французскими ученым М. Склодовской-Кюри и П.Кюри в урановой руде. Назван в честь родины М. Кюри. (Полоний.)

7.  «Серебришко» – так презрительно называли в Испании этот благородный металл, который был похож на серебро, но не обладал присущей ему легкоплавкостью и ковкостью. Какой это металл?  (Платина.)

 8.  Какой металл, по выражению немецкого химика и металлурга Георгиуса Агриколы, «поедает олово, как волк овцу»? (Вольфрам.)

9.  Химический элемент, обнаруженный в 1817 г.  шведским химиком          Йенсеном Берцелиусом в отходах сернокислотного производства, назван в честь Луны – спутника Земли.  (Селен.)

10. Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою очередь, названа в честь древнеримского бога – покровителя воды, морей.  (Нептуний.)

11. Этот элем6ент обнаружен в 1879 г. французским ученым П. Лекоком де Буабодраном в виде оксида в минерале самарските, который был открыт на Урале русским горным инженером В.Е. Самарским.  (Самарий.)

12 Какой химический элемент называют «элементом жизни и мысли»?  (Фосфор.)

13.  Этот элемент был открыт шведским химиком Л. Нильсоном и назван в честь его родины – Скандинавии.  (Скандий.)

14.  Искусственный радиоактивный элемент, открытый в 1950 г.  американскими учеными Г. Сиборгом,  С. Томпсоном,  А. Гиорсо,   К. Стритом.  Они назвали этот элемент в честь университета и штата, где были получены его первые атомы.  (Калифорний.)

15.  Химический элемент, ассоциировавшийся с Солнцем.  В настоящее время этот металл используют для диагностики опухолей и заболеваний внутренних органов, он входит в состав препаратов, которыми лечат кожные заболевания и артриты, коллоидные растворы этого металла используют для лечения раковых заболеваний.  (Золото.)

16.  Какой инертный газ принимает участие в создании уличной рекламы?  (Неон.)

 17.  Название этого элемента происходит от греческого слова «цвет», так как из серебристого металла получались цветные (красные, желтые, зеленые) соединения.  (Хром.)

18.  Этот элемент был обнаружен в 1830 г. шведским химиком Н.Сефстремом в железной руде.  Назван в честь древнескандинавской богини красоты.  (Ванадий.)

Учитель. Всем широко известные слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Я

          люблю свою страну, как мать, а науку, как дух…» Подводя итог

          сделанному за долгую жизнь, великий учёный – энциклопедист пишет

          о своих трёх «службах Родине».

(Презентация)

Чтец. - «Первая - служба моя научная... Периодический закон, исследование газов, понимание растворов как диссоциации и «Основы химии». Тут всё моё богатство. Плоды моих трудов, составляющих гордость, не одну мою личную, но и общую, русскую...

Вторая служба - просвещение, преподавательство в течение 35 лет. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».

Третья служба - промышленность. Происхождение нефти, бездымный порох, кораблестроение, воздухоплавание, освоение Арктики, металлургия, строительство железных дорог, электрификация - поистине интересы его были безграничны. 

Презентация «Музыканты и художники»

1 ВР. Менделеев не был сухим схоластом, он любил оперу, его другом был

          знаменитый Бородин – автор оперы «Князь Игорь» и одновременно

          учёный химик.

 «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии»  - так говорил Дмитрий Иванович о Бородине.

Звучит музыка А.П.Бородина  «Князь Игорь»,    «Иван Сусанин»

1 ВР. Очень нравились Дмитрию Ивановичу опера Глинки

          «Иван Сусанин», балет Чайковского «Лебединое озеро». Музыка оказывала сильное воздействие на Менделеева.

В большой квартире Менделеевых по средам собирались его друзья.

 2 ВР. 1 Именно Д. И. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. Крамской и Менделеев были распорядителями. Участвовали Толстой, Щедрин, Тургенев и другие. Менделеев любил читать В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Из иностранных писателей — В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Но больше всего ценил поэтов: английского — Д. Байрона и русского — Ф. И. Тютчева.

1 ВР. Частым гостем по «средам» в доме М. был художник И. Репин. Дмитрий Иванович внимательно следит за каждой его новой картиной, делая пометки в каталогах передвижных выставок и собирая в своем альбоме фотографии с наиболее понравившихся ему произведений художника.

2 ВР.  «Ах, какой это был разносторонний человек и вот уже истинно гениальный. Бывало, с самыми неразрешенными вопросами бежишь к нему… Что это за оригинальная голова,» - вспоминал уже в старости Репин.

Незадолго до этого Эдинбургский университет присвоил Менделееву звание доктора, и тогда же Репин пишет акварельный портрет ученого.

(на экране портрет Д.И. Менделеева работы И. Е. Репина, 1885 г)

1 ВР. На протяжении многих лет одним из самых близких друзей Д.И. Менделеева был русский художник Архип Иванович Куинджи. Он любил не слишком шумные вечера с большим числом товарищей-художников, но с удовольствием приходил к Менделееву и просто так, поговорить.

Его картина «Берёзовая роща» стала одной из самых популярных в русском обществе. Удивила она и заграницу. Потрясающее впечатление произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре».

2 ВР. Менделеева и Куинджи связывала еще одна общая страсть: они были большими поклонниками шахмат. Дмитрий Иванович серьезно увлекался этой игрой, он имел несколько учебников шахматной игры, собирал заметки из газет с записями шахматных партий и этюдов. Друзья и сотрудники не раз отмечали, что игрой в шахматы Менделеев отдыхал настолько, что затем мог в течение нескольких часов заниматься научной работой.

Сохранилась единственная любительская фотография, запечатлевшая Менделеева и Куинджи за игрой в шахматы.

Учитель. Со страстью к поездкам было связано еще одно неожиданное для серьезного мужа увлечение - изготовление чемоданов.

3 ВР. Почетный член российских и иностранных университетов дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!» Однажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподнялся с места, поклонился и приподнял шапку перед каким-то прохожим. Удивленный седок спросил: "Кто это?" - "О! - ответил извозчик. - Это известный чемоданных дел мастер Менделеев!" Надо отметить, что все это происходило, когда Дмитрий Иванович был уже всемирно признанным великим ученым

4 ВР. Анекдоты рассказывают только про великих. Сложилась целая серия анекдотов про Дмитрия Ивановича Менделеева. Какие-то истории действительно происходили, а какие-то явно придуманы. Например, есть история про посещение лаборатории Менделеева одним из великих князей. Знаменитый химик, дабы указать на бедственное положение лаборатории и выбить деньжат для исследований, велел завалить коридор, по которому должен был идти князь, всякой рухлядью и досками от забора. Проникшийся князь какие-то средства отпустил.

3 ВР. Дмитрий Иванович прожил долгую и достаточно интересную жизнь, наполненную истинной заботой о благе России. За это время он написал и опубликовал множество научных трудов и статей, многие из которых явились сенсацией в обществе.

4 ВР. Если бы он жил в наши дни, с какой любовью и неистребимой жаждой новых знаний следил бы он за каждым открытием. Наука с тех времен ушла далеко вперед, но не стоит забывать, что первый камень, ее фундамент, заложили ученые 19 века, одним из которых был и Менделеев. И в звучании этого слова скрыто великое имя - Дмитрий Иванович Менделеев

Чтец. "Читая Менделеева"
Степан Щипачев, 1948 год

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!

Учитель. Да, талант Менделеева многогранен. Одно слово – ГЕНИЙ… Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений …» Нет, всё-таки гений!  Нашей стране нужны свои Менделеевы – великие, способные двинуть её вперед такими же гигантскими шагами, как это сделал в свое время Дмитрий Иванович.

     Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый, гений и патриот.

Звучит торжественная музыка.


Чтец. "Читая Менделеева"
Степан Щипачев, 1948 год

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!

Чтец. Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (
в честь Франции назвали)

                                                                           открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл, 
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
 


Чтец.

Взор химика пытлив; ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многие из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров.
И скоро он велит, властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Введи же и меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей.


Чтец.

 - «Первая - служба моя научная... Периодический закон, исследование газов, понимание растворов как диссоциации и «Основы химии». Тут всё моё богатство. Плоды моих трудов, составляющих гордость, не одну мою личную, но и общую, русскую...

Вторая служба - просвещение, преподавательство в течение 35 лет. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».

Третья служба - промышленность. Происхождение нефти, бездымный порох, кораблестроение, воздухоплавание, освоение Арктики, металлургия, строительство железных дорог, электрификация - поистине интересы его были безграничны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданский подвиг А.П. Чехова. "Остров Сахалин"

История создания "Острова Сахалин"...

Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).

В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....

Урок-презентация «Величие подвига русского ученого Д.И. Менделеева»

11 февраля  в школе №15  в рамках Декады Российской науки в 8А классе прошел урок-презентация «Величие подвига русского ученого Д.И.Менделеева», посвященный  180-летию со дня рожд...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Научный подвиг Д.И.Менделеева"

Цель урока: Осознание значимости вклада в отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева посредством ознакомления с его жизнью и деятельностью.Задачи:раскрыть результаты  деятельнос...

Гражданский подвиг Лаврентия Никитича Прохорова

Создана  исследовательская работа, которая дает дополнительные сведения о жизни и боевых заслугах Прохорова Лаврентия Никитича, защитника Ленинграда в 1942 – 43 годах.  Данная работа доказыв...

Презентация к докладу на научно-практической конференции "150 лет периодическому закону Д. Менделеева"

Презентацию к докладу подготовили обучающиеся 1 курса по профессии "Водоснабжение и водоотведение "...