«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
статья по биологии на тему
Аннотация
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Информационные технологии, стали неотъемлемой частью культурно-информационной среды современного урока.
Основные понятия:
· Информационная компетентность
· Индивидуальный образовательный маршрут
· Коммуникативность
· Креативность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tekhnologii_kak_chast_kulturno-informatsionnoy_sredy_sovremennogo_uroka.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Захарова Яна Валерьевна, МБОУ ХМР СОШ п.Горноправдинск, учитель биологии, Yana_Zaharova74@mail.ru
Современное общество, предъявляет всё более высокие требования к системе образования. Мы давно осознали неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией учебного процесса. Тому способствовало понимание особенностей образовательной среды, сложившейся в настоящее время. Среди немалого количества противоречий, отражающих состояние этой среды, можно отметить самые важные:
- Во-первых, содержание образования определяет нарастающий объем культурной и научной информации. Однако время обучения ограничено, как ограничены и возможности обучаемых.
- Во-вторых, решение проблемы повышения качества образования напрямую зависит от повсеместного использования возможностей информационной образовательной среды. Такая среда в настоящее время создается, но научно-методическая база для проектирования электронных образовательных ресурсов разработана недостаточно или отсутствует вообще.
- В-третьих, традиционные формы обучения не способны полностью обеспечить решение проблем современного образования, но это не означает, что возможности современных информационных образовательных ресурсов – безграничны.
- Наконец, стремительное повышение информационной компетенции учащихся зачастую вступает в противоречие с относительно медленными темпами приобретения соответствующего уровня ИКТ компетенции педагогов.
Всё это подтверждает переломный характер современной ситуации в образовании. Насущной задачей современности является необходимость создания новых педагогических средств обучения. Новая культурно-информационная среда перераспределяет внимание субъектов и объектов обучения на фактор коренного изменения человеческой цивилизации вследствие стремительного развития информационных технологий. Новое время рождает новые критерии образованность человека, и образование как важнейший социальный институт обязано им соответствовать.
При организации учебного процесса с применением компьютерных технологий особенно важной проблемой является информационное обеспечение учащихся. В настоящее время развитие IT-технологий позволяет создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Благодаря комплексному воздействию на учащихся, путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной и контролирующей частей, электронный учебные ресурсы (ЭОР) дают наиболее полное предъявление учебной информации, а также облегчают осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся.
По сути, сетевой образовательный ресурс, представляющий собой совокупность сетевых мультимедиа учебных курсов, практикумов, тренажеров, тестов, виртуальных лабораторий и т.п. является новым дидактическим средством, реализующим основные формы учебной деятельности учащихся. Следует отметить, что по сравнению с традиционными учебно-методическими комплектами сетевые образовательные ресурсы имеют ряд преимуществ:
гипертекстовая организация позволяет компактно представить большой объем структурированной учебной информации;
- ЭОР дают возможность организовать учебный процесс на основе индивидуально-ориентированного подхода;
- за счет модульного построения, вариативности содержания, гибкости структуры ЭОР позволяют реализовать как уровневую (базовый, профильный, углубленный уровень освоения образовательных программ), так и профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере:
- использование в сетевых предметных курсах мультимедиа объектов позволяет задействовать различные типы восприятия информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом;
- интерактивность сетевых ЭОР способствует активизации и развитию познавательной активности учащихся;
- оперативность оценивания тестов и заданий тренажера, являющихся составным элементом сетевых учебных курсов, с одной стороны, помогает учителю, создавать эффективную обратную связь, с другой стороны способствует повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся; при организации учебного процесса с использованием ЭОР преподаватель становится организатором и координатором учебного процесса, ученик перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность. Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого может быть реализована и за счет дифференциации содержания учебного материала, подбора задач и упражнений по уровню сложности. Это связано, во-первых, с выбором индивидуального образовательного маршрута и уровня глубины усвоения и сложности учебного материала, что чрезвычайно актуально в свете насущных задач образования. Во-вторых, с обеспечением доступа обучаемым к дополнительным источникам знаний, например, ресурсам Интернета. В-третьих, с учетом исходного уровня обученности школьников.
Необходимым условием индивидуализации обучения с помощью ЭОР является эффективная реализация требований коммуникативности. К обязательным компонентам организации интерактивного режима работы на компьютере надо отнести: наличие в учебных программных средствах диалога «компьютер - обучаемый», адаптивности к индивидуальным особенностям обучаемых, «дружественный» интерфейс». Последний играет немалую роль в создании мотивации, интереса и, в конечном счете, активизации познавательной деятельности. Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого может быть в известной мере достигнута и в рамках обычного программированного обучения, но наличие диалога и дружественного интерфейса - атрибуты именно компьютерного обучения. Подчеркивая роль диалога, Е.И. Машбиц указывает, что одно из необходимых условий активного включения школьника в учебный процесс - диалог обучаемого и обучающего. При традиционном обучении вопросы задаются учащемуся, сам он практически лишен этой возможности, что существенно ограничивает познавательную активность, особенно, когда школьник испытывает определенные затруднения. Таким образом, можно констатировать, что чем выше уровень коммуникативности средств сетевого образовательного ресурса, тем эффективнее реализуются условия индивидуального подхода к обучению, ситуации самостоятельного решения учебных задач.
Говоря об увеличении доли самостоятельной работы учащихся при использовании сетевых ЭОР, необходимо подчеркнуть, что эффективная реализация этого фактора развития преемственности обеспечивается совокупностью целого ряда возможностей этих средств: индивидуализацией обучения; повышением мотивации и интереса; расширением круга задач, которые могут быть включены в учебный процесс; овладением учащимися рядом новых методов познания, связанных с использованием Сети; возможностью постоянного самоконтроля и самооценки при работе с учебными программными средствами и т.д.
Немалую роль в развитии самостоятельной деятельности может сыграть интерактивная форма работы. Диалог активно вовлекает школьников в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы. Самостоятельную деятельность обучаемых, обеспечивает и возможность предоставления средствами сетевого электронного образовательного ресурса помощи в решении учебной задачи и обращения к справочному материалу и т.д. Причем обучаемый сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрация способа решения с подробными комментариями или указание на принцип решения), способ изложения учебного материала (развернутый или сжатый, с иллюстрациями или без них и т.д.).
Применение компьютеров создает условия для организации такой формы учебного процесса, при которой обучаемые получают возможность постоянного самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. При этом учебные программные средства дают возможность представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные пооперационные результаты, позволяет интерпретировать и оценивать каждый шаг в решении задач и т.д.
ЭОР могут использоваться и для повышения эффективности осуществления своей профессиональной деятельности преподавателем. В частности, применение этих средств в учебном процессе приводит к тому, что такие традиционные функции преподавателя как контроль, коррекция, тренинг типовых умений и др. частично могут передаваться компьютеру. Однако ясно, что учебный процесс в этом случае принципиально не изменится ни в плане его направленности, ни в содержании. Если проанализировать возможные изменения, то по существу они сводятся к сокращению трудозатрат преподавателя на выполнение рутинной работы: сокращается время на поиск необходимой учебной информации, составление контрольных заданий, их тиражирование, обработку данных контроля результатов обучения и др., а также возможности перехода от фронтальной работы с обучаемыми к их индивидуальному обучению. Однако эти изменения в учебном процессе не носят принципиального (относительно целей и содержания обучения) характера. Кроме того, данная модель применения сетевого образовательного курса не окажет существенного влияния на развитие преемственности школьного и вузовского образования, но существенно повысит качество обучения.
Заключение. Применение информационных технологий:
- интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
- позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
- создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;
- материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.
- способствует развитию креативности и коммуникативности детей через создание образовательных информационных продуктов.
- способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
- способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Список литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
2. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.
Аннотация
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Информационные технологии, стали неотъемлемой частью культурно-информационной среды современного урока.
Основные понятия:
- Информационная компетентность
- Индивидуальный образовательный маршрут
- Коммуникативность
- Креативность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние информационных технологий на развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Информационные технологии на уроках литературы - помощники учителя...
Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...
Статья "Использование информационных технологий в структуре личностно-ориентированного обучения на уроках истории"
Использование информационных технологий в структуре личностно-ориентированного обучения на уроках истории....
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе раскрыта суть технологии гуманитаризации математического образования и представлен опыт ее реализации с использованием информационных технологий в МБОУ СОШ №10 г. АрзамасаКлючевые слова: гума...
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"
В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий на уроках иностранного языка...