Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.
олимпиадные задания на тему
В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.
По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.
Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) ообразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с оограниченными возможностями здоровья «Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII ввида”
Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.
Учитель татарского языка и литературы:
Фаткуллина Зиля Алямовна
2012 год
Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
Урок татарского языка в коррекционной школе VIII вида даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. Организация внеклассной школьной жизни в коррекционной школе повышает активность детей, их интерес к участию в различных событиях и мероприятиях, также создает необходимый эмоциональный фон и позитивную атмосферу для развития творческих способностей учащихся. Все общешкольные внеклассные мероприятия по татарскому языку имеют выраженную коррекционно-развивающую направленность:
- активизируют познавательный интерес обучающихся с нарушением интеллекта к речи;
- повышают речевую активность;
- расширяют словарный запас;
- автоматизируют произносительные навыки;
- закрепляют навыки слухового восприятия речи, неречевых звучаний, музыки;
- вызывают положительный эмоциональный отклик у учащихся;
- развивают творческие способности;
- способствуют в социальной адаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- оформляются речевыми стендами, предметными газетами;
- проводятся с использованием компьютерных презентаций.
В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.
По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.
Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
К письменным формам внеклассной работы в старших классах по татарскому языку относятся стенная газета, листки татарского языка, стенды, выпуск газет. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы.
Все остальные виды внеклассной работы по татарскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворение и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на татарском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.
К групповым относятся следующие виды работы: кружок татарского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения татарскому языку является работа в кружке.
К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники татарского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник , посвященный писателям, национальным праздникам), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), дни татарского языка, кукольный театр и др.
При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением татарским и языком в течение всего периода обучения в школе.
Планируя и организуя внеклассную работу с младшими школьниками, учитель должен строить её на игровой основе. Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любая дидактическая игра - это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнение из школьного учебника. Игра требует от участников сообразительности, внимания, воспитывает в детях настойчивость и выдержку, вырабатывает у них навык быстро ориентироваться и находить верное решение. Подбирая игры, надо руководствоваться тем, что, во-первых, игровой материал должен соответствовать программе класса, во-вторых, игры должны быть массовыми, в игре желательно не иметь исполнителей и зрителей, поскольку для этого не требуется особый талант, а лишь желание играть. В игру важно вовлекать даже самых пассивных детей, что будет развивать их и приобщать к коллективу.
Внеклассные занятия в начальной школе можно проводить уже с первого класса, начиная со второго полугодия, когда дети прошли букварь и приобрели определённые навыки в чтении и письме. Занятия эти организуются со всем классом в форме "часов занимательной грамматики" продолжительностью 30 - 40 минут после уроков. Такой час проводится раз в две недели, что позволяет учителю лучше подготовиться к нему, подобрать содержательный литературный и игровой материал: сказки, шуточные рассказы и стихи, загадки, скороговорки т. п. В младших классах по каждой теме целесообразно проводить два-три занятия, поскольку малышам требуется значительно больше времени, чем старшеклассникам, для усвоения того, что они узнали на внеклассных занятиях. Дети любят играть в одну и ту же игру, пока не усвоят её полностью, поэтому вполне допустимо в одном и том же классе через несколько занятий повторять понравившиеся ученикам игры и упражнения. Последние проводятся в таких случаях на более сложном материале.
Кроме часов занимательной грамматики, с учащимися начальных классов можно практиковать другие формы внеклассной работы по языку, которые обычно используются в старших классах. Например, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, конкурс чтецов и др. Помимо традиционного "Әлифба бәйрәме", который отмечают первоклассники, следует в каждом классе 1-2 раза в год готовить и проводить утренники по татарскому языку, приглашая на них ребят из других младших классов. Тематика таких утренников может быть весьма разнообразной, например: "Татарча да яхшы бел, русчада яхшы бел", "Тапкырларга табышмак", “Әкият бездә кунакта” и др.
С целью развития самостоятельности и инициативы у детей учитель может им к следующему занятию давать иногда и домашние задания. Например: выучить определённое стихотворение, подготовить карточки с буквами для намечаемой игры, найти и выписать из учебника или других книг в специально заведенной тетради нужные слова, загадки, поговорки.
Чтобы добиться большей активности во время внеклассных занятий, ответы ребят нужно оценивать; желательно отмечать и поощрять тех, кто победил в игре, раньше и лучше других справился с заданием. Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по татарскому языку тесно связаны между собой. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.
Темы для организации кружка татарского языка могут быть различными: Кружок “Риторика”, “Кызыклы грамматика”, “Күңелле татар теле” и др., однако важно помнить, что при разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.
Тематический вечер - это отчет татарского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.
Подготовка вечера делится на 4 этана:
- Выбор темы и девиза.
- Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.
- Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).
- Составление программы вечера.
Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения.
Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к татарскому языку в особенности.
Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.
Но каково бы ни было название кружков, цели и задачи у всех одни - повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь и интерес к изучению татарского языка.
Вечера и утренники как формы организации внеклассной работы.
Из всех форм внеклассной работы по татарскому языку самыми массовыми являются вечера и утренники, которые как бы завершают и подытоживают работу кружка за полугодие или учебный год. Эти мероприятия имеют большое познавательное и воспитательное значение, поскольку позволяют привлечь внимание учащихся к вопросам языка, показать ребятам, что за привычными для них грамматическими правилами и упражнениями можно найти много интересного, увлекательного.
Готовясь к вечеру или утреннику, учащиеся учат стиховорения, помогают при оформлении выставок, стендов, подбирают материал для игр, викторин, выбирают сценические костюмы. Всё это вырабатывает у них самостоятельность, способствует расширению кругозора. Важно и то, что ребята учатся выступать перед большой аудиторией.
Чтобы вечер прошёл живее и интереснее, не следует делать на нём обширных докладов, основной материал по теме лучше включать в выступления ведущих. Художественная часть обычно проводится в форме литературно-музыкального монтажа, который составляется учителями и обсуждается затем комиссией по проведению вечера. Распределяя между учащимися тексты для заучивания, следует обратить особое внимание на выразительность чтения. Проведение вечеров, как никакой другой вид работы, дает возможность выработки навыков культуры речи. Особенно большую роль вечера играют для развития произносительной культуры речи, а также навыка публичных выступлений. Именно на эту сторону работы обращают внимание учителя коррекционной школы VIII вида при подготовке вечеров и утренников. Знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой, внеклассная работа по татарскому языку помогает детям успешнее учиться, прививает любовь к предмету, дает ученикам большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли, воспитания у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Из многолетнего опыта работы преподавания татарского языка в коррекционной школе VIII вида можно сделать вывод, что уже после первого выступления дети с нетерпением ждут второго, а если второе удалось – продолжения. Как показывает опыт, активное вовлечение школьников во внеклассную работу способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им, но и содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, а, следовательно, и формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
12
1
11
2
10
3
9
4
8
5
7
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка в коррекционной школе VIII вида.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг...
Виды и формы внеклассной работы по литературе
Сатья представялет собой рекомендации проведения литературно-музыкального вечера...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Программа по краеведению "Люблю свой край"Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной п...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Внеклассная работа по иностранному языку является важным педагогическим приемом в системе воспитательного воздействия на школьников. Она является не толь...
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
В статье рассматривается вопрос организации и проведения внеклассной работы по математике в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. ...
Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы
Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы...