Организация деятельности учащихся в рамках гимназического проекта «Старшие для младших»
статья (5 класс) по теме
Проект "Старшие для младших" предпологает привлечение учащихся старшего и среднего звена для проведения мероприятий с учениками младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.С. Зарандия, учитель истории
высшей квалификационной категории
Анацко О. Э., учитель химии
высшей квалификационной категории,
ГОУ гимназия №399
Организация деятельности учащихся в рамках гимназического проекта «Старшие для младших»
Термин «учебно-воспитательный процесс» прочно вошел в жизнь любого образовательного учреждения. Трудно представить, как можно учить, не воспитывая, и воспитывать, не обучая.
Несколько лет в гимназии реализуется проект «Старшие для младших», который предполагает привлечение учащихся старшего и среднего звена для проведения мероприятий с учениками младшего возраста. Проект подразумевает проведение мероприятий различной тематики. Тема проекта обычно выбирается соответственно интересам учащихся (как старших так и младших), но, конечно, в соответствии либо с учебным планом по различным дисциплинам либо в соответствии с планом воспитательной работы гимназии.
Участвуя в проекте, ребята учатся выстраивать свои отношения с разными по возрасту людьми, проявляют свои творческие способности.
Цели и задачи проекта можно сформулировать следующим образом:
- Привлечение учащихся старшего и среднего звена для проведения внеклассных мероприятий для школьников младшего возраста
- Воспитание коммуникативной культуры.
- Выявление и развитие творческих способностей учащихся.
По подготовке мероприятия работа в проекте подразумевает несколько этапов:
- Выбор темы мероприятия. (Тема должна быть интересна не только тем учащимся, на которых направлено мероприятие, но и тем, кто готовит его).
- Сбор и анализ материала по выбранной теме
- Подготовка мероприятия
- Проведение мероприятия.
Тематику мероприятий в рамках данного проекта можно разделить на несколько групп:
Во-первых, мероприятия, посвященные знаменательным датам, такие как:
35-летие Красносельского района
30 сентября – День Красного села
27 января – День снятия блокады Ленинграда.
4 ноября – День защиты животных
1 апреля – 200 летию со дня рождения Н.В. Гоголя
Во-вторых, мероприятия, посвященные ежегодным общероссийским праздникам, таким как 4 ноября – День Народного единства, 9 мая – «Мы помним, мы гордимся».
В-третьих, мероприятия, связанные с формированием здоровым образом жизни или безопасного поведения (деловая игра по правильному питанию, игра по Правилам дорожного движения)
В-четвертых, это длительные проекты («Вектор толерантности»).
Работа в представленном проекте предполагает воспитание информационной культуры учащихся, что полностью согласуется с методической темой гимназии «Воспитание информационной культуры гимназиста». В работе над проектом проявляются следующие элементы информационной культуры:
- целенаправленный поиск информации;
- систематизация информации по заданным признакам;
- выбор рациональных способов хранения информации;
- составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения в зависимости от содержания;
- видоизменение объема, формы, носителя информации, исходя из целей ее создания;
- определение формы и способа передачи информации;
- использование элементов коммуникативной культуры;
- готовность к проектно-исследовательской деятельности.
Также можно отметить, что в своей работе мы часто используем информационно-коммуникативные технологии, что позволяет сделать материал более наглядным, а проводимую работу более привлекательной и интересной для детей. Проект связан и с развитием коммуникативной культуры, так как мы приглашаем блокадников Ленинграда, ветеранов Войны, сотрудничаем с библиотекой №9, с заведующей библиотекой Ларюшкиной Еленой Владимировной, то есть учащимся приходиться общаться с различными интересными людьми.
Более подробно остановимся на двух мероприятиях, относящихся к разным группам.
Первое мероприятие, о котором расскажем подробнее, мероприятие, посвященное 65-летию снятия блокады.
Подготовку к этому мероприятию мы начали с экскурсии в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. В экспозиции музея представлены документы и личные вещи времен Отечественной войны. Они показывают мужество и героизм жителей города, отстоявших Ленинград. Также в плане подготовки мероприятия были проведены автобусная и пешеходная экскурсия по Зеленому поясу Славы.
Мероприятие рассчитано как для детей младшего звена, так и для среднего звена.
Готовят мероприятие дети 7 класса.
Цели:
1. Подвести обучающихся к пониманию о 900- дневной блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.
2. Используя отрывки из воспоминаний ленинградцев-блокадников, поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады
3. Воспитывать чувства патриотизма, гордость за свою страну, уважение к прошлому
4. Помочь подрастающему поколению стать достойными наследниками тех высоких гражданских традиций, которые создавались в пламени боев за Родину.
Учащиеся 7 класса под руководством учителя проанализировали собранный материал и представили его в виде электронной презентации.
Второе мероприятие – это деловая игра «Питание и здоровый образ жизни».
Данная игра рассчитана на учащихся 3 класса, проводят игру учителя начальной школы и учащиеся 8 класса.
Учащиеся 3 классов разделены на три команды, в каждой команде дети выбирают капитана. Тема игры заранее не сообщается.
Учащиеся 8 классов заранее готовят материал по основным группам пищевых продуктов и вопросы для третьеклассников.
Цель:
Сформировать у учащихся понятие о здоровом питании.
Задачи:
Дать представления учащимся об основных видах пищевых продуктов, их составе. Способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся, умению работать в команде. Развивать творческие способности учащихся.
Роль «старших» учащихся в этой игре – не только ведущих, но и учителей, то есть людей сообщающих новую для «младших» информацию. Предварительным этапом для этой игры были и поиск информации по правильному питанию, и ее анализ и представление найденного материала в виде вопросов и маленьких сообщений.
Третий проект - вектор толерантности. Данный проект в отличие от двух вышеописанных - долгосрочный. В рамках данной темы учащиеся 7 класса на первом этапе выступили в конкурсно-игровом марафоне «Подростковая лига» по номинациям: «Мы - разные, но мы вместе», «Пространство общения», «Прошу любить и жаловать», «Этнокарнавал». На втором туре - конкурс видео-презентаций «Гордость нации». По итогам I и II туров мы оказались победителями и награждены дипломами.
После успешного выступления на районном этапе учащимися 7 класса, с классным руководителем были проведены классные часы, и представили произведения относящиеся к национальной народной культуре (народные песни и народные танцы, видеопрезентация, видеоролик о своей Родине, национальности, культуре, и т.д.)
В последствии ребята участвовали в фестивале-конкурсе в рамках городской программы «Толерантность».
Работа в проекте «старшие для младших», как нам кажется, позволяет не только развивать умения общаться у детей разного возраста, но и умение собирать и представлять информацию, воспитывает уважение к старшим родным, но и прививает интерес к предметным знаниям. Работа над проектом требует у учащихся поиска информации из разных областей человеческого знания, в том числе и художественной и научной. С другой стороны в проекте задействованы учащиеся, проявившие к данной тематике интерес, то есть выполняющие работу по собственной инициативе, а такой труд приносит наибольшие плоды, как в воспитательной области, так и в предметной.
Но основное значение данного проекта воспитательное. Через работу над каждым мероприятием у учащихся с одной стороны формируется уважение к старшим родному краю истории своей страны, с другой - уважение к собственному труду. Занимаясь поиском информации и ее представлении для других учащихся, заинтересованной аудитории, нельзя не почувствовать значимость своей работы, уважение к результатам собственного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО
Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....

Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)
Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....