Организация деятельности учащихся в рамках гимназического проекта «Старшие для младших»
статья (5 класс) по теме

Проект "Старшие для младших" предпологает привлечение учащихся старшего и среднего звена для проведения мероприятий с учениками младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_deyatelnosti_uchashchihsya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Л.С. Зарандия, учитель истории

 высшей квалификационной категории

Анацко О. Э., учитель химии

 высшей квалификационной категории,

ГОУ гимназия №399

Организация деятельности учащихся в рамках гимназического проекта  «Старшие для младших»

Термин «учебно-воспитательный процесс» прочно вошел в жизнь любого образовательного учреждения. Трудно представить, как можно учить, не воспитывая, и воспитывать, не обучая.

  Несколько лет в гимназии реализуется проект «Старшие для младших», который предполагает привлечение учащихся старшего и среднего звена  для проведения мероприятий с учениками младшего возраста. Проект подразумевает проведение мероприятий различной тематики. Тема проекта обычно выбирается соответственно интересам учащихся (как старших так и младших), но, конечно, в соответствии либо с учебным планом по различным дисциплинам либо в соответствии с планом воспитательной работы гимназии.

Участвуя в проекте, ребята учатся выстраивать свои отношения с разными по возрасту людьми, проявляют свои творческие способности.

Цели и задачи  проекта можно сформулировать следующим образом:

  • Привлечение учащихся старшего и среднего звена для проведения внеклассных мероприятий для школьников младшего возраста
  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

По подготовке мероприятия работа в проекте подразумевает несколько этапов:

  • Выбор темы мероприятия. (Тема должна быть интересна не только тем учащимся, на которых направлено мероприятие, но и тем, кто готовит его).
  • Сбор и анализ материала по выбранной теме
  • Подготовка мероприятия
  • Проведение мероприятия.

Тематику мероприятий в рамках данного проекта можно разделить на несколько групп:

Во-первых, мероприятия,  посвященные знаменательным датам, такие как:

35-летие Красносельского района

30 сентября – День  Красного села

27 января – День снятия блокады Ленинграда.

4 ноября – День защиты животных

1 апреля – 200 летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Во-вторых, мероприятия, посвященные ежегодным  общероссийским праздникам, таким как 4 ноября – День Народного единства, 9 мая – «Мы помним, мы гордимся».

В-третьих, мероприятия, связанные с формированием здоровым образом жизни или безопасного поведения (деловая игра по правильному питанию, игра по Правилам дорожного движения)

В-четвертых, это длительные проекты («Вектор толерантности»).

Работа в представленном проекте предполагает воспитание информационной культуры учащихся, что полностью согласуется с методической темой гимназии «Воспитание информационной культуры гимназиста». В работе над проектом проявляются следующие элементы  информационной культуры:

  • целенаправленный поиск информации;
  • систематизация информации по заданным признакам;
  • выбор рациональных  способов хранения информации;
  • составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения в зависимости от содержания;
  • видоизменение объема, формы, носителя информации, исходя из целей ее создания;
  • определение формы и способа передачи информации;
  • использование элементов коммуникативной культуры;
  • готовность к проектно-исследовательской деятельности.

Также можно отметить, что в своей работе мы часто используем информационно-коммуникативные технологии, что позволяет сделать материал более наглядным, а проводимую работу более привлекательной и интересной для детей. Проект связан и с развитием коммуникативной культуры, так как мы  приглашаем блокадников Ленинграда, ветеранов Войны, сотрудничаем с библиотекой №9, с заведующей библиотекой Ларюшкиной Еленой Владимировной, то есть учащимся приходиться общаться с различными интересными людьми.

Более подробно остановимся на двух мероприятиях, относящихся к разным группам.

Первое мероприятие, о котором расскажем подробнее, мероприятие, посвященное 65-летию снятия блокады.

Подготовку к этому мероприятию мы начали с экскурсии в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.    В экспозиции музея  представлены документы и личные вещи времен Отечественной войны. Они показывают мужество и героизм жителей города, отстоявших Ленинград. Также в плане подготовки мероприятия были проведены  автобусная и пешеходная экскурсия по Зеленому поясу Славы.

Мероприятие рассчитано как для детей младшего звена, так  и для среднего звена.

Готовят мероприятие дети 7 класса.

Цели:

1. Подвести обучающихся к пониманию о 900- дневной блокаде Ленинграда, как героической  и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.

2. Используя отрывки из воспоминаний ленинградцев-блокадников, поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям,  выстоявшим в тяжелые дни блокады

3. Воспитывать  чувства патриотизма, гордость за свою страну, уважение к прошлому

 4. Помочь подрастающему поколению стать достойными наследниками тех высоких    гражданских традиций, которые создавались в пламени боев за Родину.

Учащиеся 7 класса под руководством учителя проанализировали собранный материал и представили его в виде электронной презентации.

Второе мероприятие – это деловая игра «Питание и здоровый образ жизни».

Данная игра рассчитана на учащихся 3 класса, проводят игру учителя начальной школы и учащиеся 8 класса.

Учащиеся 3 классов разделены на три команды, в каждой команде дети выбирают капитана. Тема игры заранее не сообщается.

Учащиеся 8 классов заранее готовят материал по основным группам пищевых продуктов и вопросы для третьеклассников.

Цель:

Сформировать у учащихся понятие о здоровом питании.

Задачи:

Дать представления учащимся об основных видах пищевых продуктов, их составе. Способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся, умению работать в команде. Развивать творческие способности учащихся.

Роль «старших» учащихся в этой игре – не только ведущих, но и учителей, то есть людей сообщающих новую для «младших» информацию. Предварительным этапом для этой игры были и поиск информации по правильному питанию, и ее анализ и представление найденного материала в виде вопросов и маленьких сообщений.

Третий проект - вектор толерантности. Данный проект в отличие от двух вышеописанных - долгосрочный. В рамках данной темы учащиеся 7 класса на первом этапе выступили в конкурсно-игровом марафоне «Подростковая лига» по номинациям: «Мы - разные, но мы вместе», «Пространство общения», «Прошу любить и жаловать», «Этнокарнавал». На втором туре - конкурс видео-презентаций «Гордость нации». По итогам I и II туров мы оказались победителями и награждены дипломами.

После успешного выступления на районном  этапе учащимися 7 класса, с классным руководителем  были проведены классные часы, и представили произведения относящиеся к национальной народной культуре (народные песни и народные танцы, видеопрезентация, видеоролик о своей Родине, национальности, культуре, и т.д.)

В последствии ребята участвовали в фестивале-конкурсе в рамках городской программы «Толерантность».

Работа в проекте «старшие для младших»,  как нам кажется, позволяет не только развивать умения общаться у детей разного возраста, но и умение собирать и представлять информацию, воспитывает уважение к старшим родным, но и прививает интерес к предметным знаниям. Работа над проектом требует у учащихся поиска информации из разных областей человеческого знания, в том числе и художественной и научной. С другой стороны в проекте задействованы учащиеся, проявившие к данной тематике интерес, то есть выполняющие работу по собственной инициативе, а такой труд приносит наибольшие плоды, как в воспитательной области, так и в предметной.

Но основное значение данного проекта воспитательное. Через работу над каждым мероприятием у учащихся с одной стороны формируется уважение к старшим родному краю истории своей страны, с другой - уважение к собственному труду. Занимаясь поиском информации и ее представлении для других учащихся, заинтересованной аудитории, нельзя не почувствовать значимость своей работы, уважение к результатам собственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО

Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....