Разработка мероприятия "Масленица"
методическая разработка (6,7,8,9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образвании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslscen.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Празднование Масленицы.
О.В.Задонская учитель школы №144
Цель: знакомство ребят с русским обычаем проводов зимы
Подготовительный этап: ребята получают задание найти пословицы и поговорки о Масленице, подготовить выставку картин и детских рисунков о Масленице, познакомиться с рецептами приготовления блинов. Подготовка номеров художественной самодеятельности.
Ход мероприятия.
1.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. Масленица – cырная неделя – справляется за семь недель до Пасхи. Ждали ее всегда с нетерпением.
Ученики в ожидании смотрят в окна. Слышатся возгласы: «Скоро ли?» – «Не торопится!» Первая девочка выходит за дверь – «во двор» – и тут же возвращается, ведя за собою гостей.
Два мальчика несут Масленицу – соломенную куклу в синей шубе, белом платке, в лаптях, усаживают ее на приготовленную скамейку.
Девочка 1 (разводит руки широким жестом, указывает на Масленицу): Ой да Масленица, на двор въезжает, Широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее состречаем, А мы, красные, ее состречаем!
Девочка 2 (пританцовывая, кланяясь): Ой, да Масленица, погостюй недельку, Ой, да Масленица, погостюй другую!
Девочка 3 (с караваем в руках, обращаясь к Масленице): Масленица-кривошейка, Состречаем тебя хорошенько С блинцами, С каравайцами, С вареничками!
1 Чтец: Душа моя Масленица, перепелиные косточки,
Бумажное твое тело, сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь, красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестрица, сорока бабушек внучка,
Трехматерина дочка!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
2 чтец. Ой, Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!
3 чтец. А мы Масленицу повстречали, сыром торбу набивали,
маслом гору поливали, на широк двор зазывали да блинами заедали.
4 чтец Как на масленой неделе со стола блины летели,
И сыр, и творог – все летело под порог!
Как на масленой неделе из печи блины летели.
Весело нам, очень весело нам!
2 чтец. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!
На поднос блины кладите, нам беднегам подносите.
3 чтец. Свиньи болота порыли, хлопцы по девкам завыли,
Масленица счастливая, протянися далеко!
4 чтец. Масленая – я к тебе иду. Потеряла юбку – никак не найду!
Ехали купцы – юбку нашли. Я просила, голосила – они никак не дают.
1 чтец. Такими словами зазывали юноши и девушки, мальчишки и девчонки Масленицу в понедельник в начале масленичной недели.
(ребята рассаживаются на места, а в центр класса выходят ведущие)
2.
1 Ведущий. Наш народ называет Масленицу честной, широкой. В церковных книгах она называется Сырной. Все дни Сырной недели имеют свои особые названия: «встреча» – понедельник, «заигрыши» – вторник, «лакомка» – среда, «разгул, перелом» – четверг, «тещины вечерни» - пятница, «золовкины посиделки» – суббота, «проводы, прощанье, целовальник, прощеный день» – воскресенье.
2 ведущий. В первый день праздника народ отмечает встречу честной Масленицы. Дети с утра выходят на улицу строить снежные городки, приговаривая: «Звал-позывал чистый семик широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа ль ты, моя Масленица перепелиные, твои косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».После такой встречи дети бегают с гор и кричат: « Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местностях мальчики готовят утром куклу, которую с песней ввозят на гору.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные с четверга или пятницы. Первым блином поминали умерших.
( в центре появляются мальчик и девочка)
Девочка. Здравствуй, Масленица годовая, наша гостюшка дорогая.
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных.
Мальчишка. (всматривается вдаль) Едет! Едет! Масленица едет!
( звучит мрачная музыка, появляются привидения, они кружат, прыгают, исчезают)
Девочка. Ой, что это такое?
Мальчик Попробуй еще раз, может, что-то не то сказала?
Девочка. Здравствуй, Масленица годовая, наша гостюшка дорогая.
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных
(вновь появляются привидения и исчезают)
Мальчик. Ну! Сейчас вместо Масленицы Мара появится, и будет у нас не веселье, а сплошные поминки.
Девочка. Поминки? Ой, спасибо, Иванушка, подсказал! Как же я забыла.
Мальчик. Что ты забыла, Аленушка?
Девочка. Первые блины – они же на помин души усопших родственников. Первый блин нужно отдать нищему, убогому или положить на окошко и посвятить его душам родительским.
Мальчик. Какие окошки, Аленушка? Это в наше-то время?
Девочка. Тогда первый блин отдай воронам. Они птицы зимние, они вестники с того света, они донесут весточки от нас, что мы помним и почитаем наших родных. Честные наши родители, вот для вашей души блинок. (уходят)
Выходит вторая пара
Дев1: - В первый Масленицы надо сговариваться, как проводить следующие дни, кого звать в гости, где веселиться.
1 парень: - (петухом ходит вокруг девицы) это хороший обычай. Эй, народ! Сговаривайся, да поживее, кто где масленицу будет встречать, кто к кому в гости пойдет! (смотрит на девицу) А я уже знаю, к кому в гости пойду!
Дев: - А я тоже знаю, кому от ворот поворот показать!
2 парень: - А я, Алена Батьковна, не вас в виду имею, а … (смотрит в зал). Эй, кому нужен веселый и расторопный гость? Приглашай - никому не отказываю!
1 парень: - А я чем хуже? Я тоже в гости пойду к кому-нибудь!
(Идут, присаживаются к кому-нибудь за столик, беседуют)
1 парень: - Приглашаю к себе на блины. Адрес простой: три дня идешь по лесу, в четверг сворачивай направо. Под пятой сосной вторая берлога. Спроси михаила Потапыча - это братан мой. Он тебя такими блинами угостит - век не забудешь!
2 парень: - Я к тебе завтра в гости приду, и послезавтра в гости приду, и после-после-завтра приду, а ты ко мне вчера приходи, рад буду!
Дев: - Да погодите же вы!
1 парень: - А что такое? Мы тут обычаи соблюдаем - в гости напрашиваемся!
Дев: - в этот день надо родственников навестить, особенно у кого давно не был. И пригласить их.
2 парень: - Родственников? Это точно, у родственников я давно не был, все больше по знакомым!
1 парень: - Эй, ребята, а теща - это родственник али как?
Вместе: - Айда родственников в гости звать!
(Мальчик и девочка уходят)
3.
3 ведущий. На второй день Масленицы, называемый «заигрыши», с утра принимаются девицы и молодцы кататься на горах и есть блины.
В богатых домах к этому дню братья устраивали своим сестрам горы среди двора. Матушки посылали приглашение в гости: «У нас-де горы готовы и блины выпечены – просим пожаловать.»
4 ведущий. Тех, кто приносит приглашение, позываток, встречали с почетом и приветом, угощали блинами и отпускали, прося передать хозяевам. а также их деткам сердечный привет. Отказ всегда имел такую форму: « У нас состроены у самих горы и прошены гости».
Гостей встречали у ворот, у крыльца и образной. После нескольких угощений отпускали кататься на горы, где братья высматривали себе невест, а сестры украдкой посматривали на суженых
1 Девочка. Пришла маслена неделя, была у кума на блинах,
У кума была сестрица, печь блины-то мастерица.
2 девочка. Напекла их кучек шесть, семерым их не поесть.
А сели семеро за стол, дали душеньке простор.
Вместе. Друг на друга поглядели и блины-то все поели!
Вопрос из зала. А вы как блины пекли-то, что туда вы клали, что же получили?
1 дев. Растворила я блины на холодной на воде,
никто не покупает, никто даром не берет.
2 дев. За рекой огонь потух, у свиньи живот распух,
Свинья рыло замарала, три недели прохворала.
Из зала. Ну и блиночки, вот так искусницы, мы таких блинов не хотим.
4 вед. Второй день Масленицы считался днем молодежным, молодые люди играли в разные игры, веселились от души.
3 вед: - День молодежный, игры всевозможные!
4.вед Петухи покидают насест - парни выбирают невест!
1парень: Девчата! (тишина) Девчата! (тишина) (обращается к мужчинам в зале) Ребята! Помогите нам девчат позвать! (кричат все вместе) Девки!!!
Девушки: - (встают с мест) Чего-о?
2 парень: - Гулять пойдете?
Девушки: - (притворяются, что не слышат) Чего-о?
1 парень: - Гулять пойдете?
Девушки: - Че-его-о?
3 парень: - (залу) Мужики, помогите! (все) Пойдете гулять???
Девчата: - (хором) Пойдем!
Парни: - (притворно) Чего?
Девушки: - Пойдем!
Парни: - Не слышим.
Девушки: - (в зал) Девчонки, помогите! (все) Пойдем!!!
Парни: - (с наигранным возмущением) И куда это вы пойдете?
Девчата: - Гулять!
(На середину выходят 4 девочки и 4 мальчика и начинают перепевать частушки)
1 дев. Шире круг, шире круг, дайте круг пошире, Не одна иду плясать, нас идет четыре. 2 дев. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася, А гармошка заиграла – я не удержалася. 3 дев. А у нас во дворе квакали лягушки, А я с печки босиком, думала – подружки. 4 дев. По деревне я шла и Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 2 дев. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги, оглянулася назад: сапоги мои лежат. 3 дев. Балалаечка-гудок свое дело знает, Она в Ваниных руках хорошо играет. | 1 м. Вьются ушки гороха, червячками на крючке, мы – 4 скомороха, Как горошинки в стручке. 2 м. Скоморох, скоморох, выйди с дудкой за порог и народу от души Спой частушки и спляши. 3.м. Сидит ежик на березе – белая рубашка, На головке сапожок, на ноге – фуражка. 4 м. На горе стоит телега, слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, надевает сапоги. 1 м. А мальчишки по привычке ходят строем на врага, Или к черту на кулички, Или к черту на рога. 2 м. Поддавай, ребята, газу, Мы идем, куда велят, нам туда, куда ни разу Не гонял Макар телят. |
3 вед. В этот же день парни пытались продемонстрировать свою силу, чтобы понравиться девушкам.
Гой, еси гиревикм, силу покажи руки.
Кто поднимет здесь 2 пуда, то получит блинов блюдо!
( Далее проводится конкурс гиревиков. Ребятам необходимо продемонстрировать свою силу: поднять гири или гантели – кто больше. Призом является блин)
4 вед. А вот очень интересно, знаете ли вы, на чем катались с гор наши предки? Вот перед вами метла, лавка, лыжи и тазик, угадайте на чем катались.
3 вед. А катались на корежках-досках или лавках, перевернутых вверх ножками и залитых водой. Отличные сани.
4.
5 вед. Среда – третий день Масленицы называлась «Лакомка», «сладкоежка» . В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными блюдами. Именно русские блины были символом этого праздника. Слово «блин» когда-то произносилось «млин» от «молоть», что обозначало меленое изделие, мучное блюдо.
Каждый день Масленицы имел своё название:
1день - блиница;
2день - блины;
3день - блинцы;
4день - блинчики;
5день - блинки;
6день - блиночки;
7день - царские блины.
Прежде печения блинов русские женщины готовили опару с особенными обрядами.
Девочка. Выходили на двор, когда взойдет месяц и готовили опару из снега, приговаривая:
Месяц, ты месяц, золотые рожки!
Выглянь в окошко, подуй на опару.
Они были уверены, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару, от этого блины бывали белыми да рыхлыми.
5 вед. Другие выходили вечером готовить опару на речку, к колодцам и озерам, когда появлялись звезды. Приготовление первой опары содержалось в величайшей тайне от домашних и посторонних.
Учитель. А какие рецепты блинов знаете вы?
Девочки рассказывают и показывают, как готовили блины.
А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о блинах.
Блины брюха не портят. Блин не клин, брюха не расколет.
Первый блин да комом.
Не подбивай клин под овсян блин: поджарится, и сам свалится.
Тетушка Варвара! Меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка,
Мучки да подмазочки. Вода в печи, хочет блины печи. Где блины, тут и мы.
5 вед. На «лакомках» в среду тещи принимали зятьев, угощали их блинами.
(выходят теща и зять).
Т. Ванька!
З. Что, матушка-теща?
Т. Какой ты, Ванюша, худощавый и тощий! И щек совсем не видать со спины. А ну-ка, пойдем ко мне на блины.
З. Караул, спасите, до смерти закормят. (пытается убежать, а теща держит его)
Т. Я про зятя пирог испекла, в том пироге три осьмины муки.
Соли да крупы на четыре рубли, лучку да мучку на семь рублей.
Масленица с яичком на восемь рублей, этот ли пирог с рублем двадцать стал.
Зять-то сел и с присеста съел. Как же тебя, зять, не разорвало.
З. (хлопает себя по животу). А у меня желудок резиновый, мне еще столько положи да постолько, я и это подмету.
Теща: - ( вынимает скалку) Возьму-ка я дубинку новеньку, дубинку вязовенькую! ( замахивается на зятя).
Зять: - Дай-ка мне, теща, домой дойти - все твои побои на жене возмещу!
( под веселую музыку уходят, приплясывая)
1 вед: - Эх, Масленица - полизуха! Все блины, блины… Да тещи за зятьями гоняются…
2 вед: - А зятья что делают?
1 вед: - А зятья жен ругают.
2 вед: - А жены?
1 вед: - Блины пекут! С маслицем, да со сметаною… (перечисляет)
2 вед: - Погоди! к залу) А ну-ка, люди добрые, подскажите, с чем еще блины хороши?
( идет игра в форме аукциона со зрителем "С чем едят блины")
5.
6 ведущий. В «широкий» четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, обряды и кулачные бои. В Переславле-Залесском и Владимире возили еще не так давно по улицам мужика. Для поездки выбирали огромные сани, устанавливали в середине столб, на который привязывалось колесо, а на него сажали мужика с вином и калачами. За этими санями тянулся народ, который пел песни и играл на музыкальных инструментах. В Зарайске возили дерево, украшенное лоскутками и бубенчиками, а в Сибири – чучело самой Масленицы, вокруг которого строится домик или корабль.
Чтец. Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!
Масленица, Масленица, блинами попеканщица,
Приходи раненько – встретим хорошенько –
Сыром, маслом и блином и румяным пирогом.
Масленица – блиноеда накормила до обеда.
И сама – за плетень, на весь день, на весь день.
Полизала сыр и масло, а сама потом погасла.
Учитель. Пришло время разгадывать загадки и вспоминать пословицы о Масленице.
1.Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно. (блин)
2.Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя? (пост)
3. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили. (репа)
4. Белая, степенная, тепла боится, пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет. (зима)
5. Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (весна)
6. Расколи лед – возьмешь серебро, разрежь серебро – возьмешь золото. (яйцо)
7. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).
8. Заря-заряница, Красная девица,
Травку выпускает, Росу расстилает.
Едет стороной С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна).
Не житье, а Масленица,
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом,
Сваталась Маланья на Масленице, думала гадала замуж пойти а того Маланья не ведала , что Масленица , а похмелье мало после Радушицы,
Масленица обьедуха , деньгами приберуха,
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы,
После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха,
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить,
Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица , а в дом не зашла,
Без блинов -не Масленица.
Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.
Маслена не на век дается. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.
Проводится конкурс «Чья рука сильнее» (армреслинг).
На середину выходят ребята и разыгрывают небылицы в лицах.
1. 1д. Здорово, кума! 2д. Да на рынке была. 1д. Никак глуха? 2д. Да, купила петуха. 1д. Прощай, дорогая кума. 2д. Нет! Не дорого, всего гривенник дала. 3. М. Ульяна, Ульяна, где ты бывала? Д. В новой деревне. М. Что в новой деревне? Д. Праздник намедни. М. Кто приходил? Д. Утка в юбке, селезень в обутке, курочка в сережках, петушок в сапожках, корова в сарафане, бычок в кафтане, свинка в рогоже – нет ее дороже. | 2. 1м. Здорово, брат Ерема! 2м. Здорово, брат Фома. 1м. Откуда едешь? 2м. Из Новгорода. 1м. А был на ярмарке? 2м. Был. 1м. Велика? 2м. Не мерил. 1м. Сильна? 2м. Не боролся. 1м. Что там почем? 2м. По лавкам пряники, по печам калачи – как огонь горячи. |
6.
6 ведущий. День пятый – «тещины вечерки». На «тещины вечерни» блинами зятья угощают тещ. Приглашения получают также все родственники. В старину зять был обязан лично пригласить тещу вечером, а утром посылал к ней парадных позываток. Чем больше позываток, тем это почетнее для тещи. За свои хлопоты позыватки получали подарки с обеих сторон.
Зять: - (злорадно) Теща-а-а!!!
Теща: - (испуганно) А?
Зять: - Теща! Какая же ты тощая!
И щек не видать со спины!
А ну, живо ко мне на блины!
Теща: - Иду, зятек! Иду, милый!
Иду, ненаглядный! (уходят)
6. вед: - Хоть тещины блинки сладки,
Да тещ угощают на Масленую зятьки.
Пока тещи блинами питаются,
Мы с вами поразвлекаемся!
6.
Суббота – это «золовкины посиделки». На «Золовкины посиделки» молодая невеста приглашала родных к себе в гости и здесь она могла похвастаться своим умением и мастерством.
Учитель. А вам, ребята, предлагается показать свои таланты.
Выставка рисунков, поделок ребят.
Небольшая концертная программа, на которой ребята могут представить свои таланты.
7.
7 вед. 7 день, воскресенье – прощеный день, а еще прощания, проводы, целовник.
Проводы Масленицы и прощание на Руси связано с разными обрядами. Прощальный поезд в Ярославле назывался – «околки», в Нерехте – «Обоз», в Туле – «круг или конец».Вечером из всех домов высыпает молодежь, юноши и девушки несут солому, поджигают ее и поют песни.
Новобрачные в этот день приносили пряники, расписанные узорами и надписями: «Кого люблю – тому дарю», «От милого подарок дороже золота». Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались самыми дорогими подарками.
Между родными прощение происходило вечером. Дети кланялись в ноги родителям и просили у них прощения, а за ними приходили все близкие знакомые.
Чтец. Ты прощай, прощай, наша Масленица, ты прощай, прощай, наша широкая.
Ты не в среду пришла и не в пятницу, ты пришла в воскресенье – всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром, с хмельным пивом и вином, с блинами, пирогами да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные. Мы катались с горы от зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье, наше кончилось веселье. Прощай, прощай, наша Масленица.
1 м. Прости, прости, Масленица, до великого заговенья, до Христова дни.
Зять. Ты прости меня, теща, да прости, душа, да на семь недель до Велика дня.
Теща. Мы с тобой, зятек, не ругались, мы с тобой, зятек, не бранились. Бог тебя простит, и ты меня прости. (обнимаются).
Мальчик. Аленушка, а чего это все друг у друга прощения просят и целуются?
Девочка. А настало, Иванушка, Прощеное воскресение, и все друг у друга должны прощения просить.
Мальчик. Прости меня, что я тебя за косы дергал.
Девочка. И ты меня прости, если чем-то тебя обидела.
Поворачиваются к залу и говорят все вместе:
Хором. Простите нас, честные люди, если мы вас чем-то обидели.
Чтец.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
7 вед. В этот день вечером сжигали чучело Масленицы и приговаривали.
Прошла, прошла Масленица! Ох ты, Масленица-вертихвостка!
До чего нас довела, до хлеба, до редьки, до пареной репки,
До горького хвоста, до Великого поста!
8.
8 ведущий. В «чистый» понедельник собирались мальчишки и, держа в руках ухваты, сковороды, обернутые в тряпки, кричали, подходя к каждому дому: «Мы Масленицу прокатили, святые вечера проиграли, Рождественский пост пропряли, свет ты наш, Масленица, дорогая, неумытая, где ты ночку ночевала? Под кустом на дорожке ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку: вы, гудочки, не гудите и нашу Масленицу не будите, пора перестать есть, пить да спать. Пора перед Богом встать.»
С этого дня начинается Великий Пост, который будет длиться до самой Пасхи.
Далее все приглашаются к столу отведать блины, попить чай, а затем проводятся игры, преимущественно народные.
В воскресенье проводится 2 часть праздника, уже на улице с сжиганием чучела Масленицы, катанием на горках, играми и потешками. Возможно взятие снежного городка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....