Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.
статья по внеклассной работе по теме
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pedagogicheskie_osnovy_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.
Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательного предпочтения добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к развитию и нравственному самосовершенствованию.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане нельзя недооценивать. Смысл заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросу патриотического воспитания, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Основными направлениями патриотического воспитания школы являются:
Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.
Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, села, района, области.
Физкультурно-оздоровительное Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.
Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.
Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.
Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.
Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы.
Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма.
Если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития школьников;
- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
На протяжении пяти лет в школе реализовывался проект «Малая Родина – твое начало». Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигалась совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
В целях реализации поставленных задач выбраны следующие направления:
1. Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3. Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Формировать экологическое поведение.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека культуры.
В школе был создан поисковый отряд «Верность», система методических подходов, форм внеклассного воспитания, сочетающие разные виды деятельности учащихся, которые способствуют активизации мышления детей, прививают интерес к родной истории, формируют гражданскую позицию.
Мероприятия не только развивают интересы учащихся, воспитывают у них навыки исследовательской работы, формируют монологическую речь и умение вести дискуссии, но и обогащают внутренний мир учащихся. За время работы поискового отряда его воспитанниками стали 18 человек постоянного состава, но количественный состав отряда регулярно пополняется за счет временного состава, привлекаемого для подготовки к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности школьного, муниципального уровней. Конечным результатом краеведческой работы является школьная музейная комната.
Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными экскурсии, внеклассные мероприятия побуждают детей к творчеству: они пишут сочинения о минувшей войне, рисуют иллюстрации, составляют родословную своей семьи, летопись школы. Созданы методические разработки по данной проблеме, материалы мероприятий, проводимых на базе школьной музейной комнаты, которая обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации. Любой школьник, интересующийся краеведением, мог выбрать себе занятие по душе. Поисковые задания для учащихся, работающих по краеведческому направлению, способствовали приобщению к русской культуре, развитию творческих способностей. Учащиеся принимают активное участие в работе по сбору материалов, знакомящих с историей села, родного края. Экспозиции представляют этнографические, документальные источники о культуре, истории и быте нашего края.
Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, конкурсы, беседы по краеведению, праздники – «Тропинки родного края», «Русские посиделки», «С чего начинается Родина?», «День именин домовых» и др.
Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения ведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повышает жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков. Учащиеся считают, что музейная комната помогает им учиться, расширяет кругозор, помогает в профессиональном и жизненном самоопределении. Музейная комната в школе, по мнению учащихся, является познавательным уголком, визиткой, хранителем традиций, нравственным центром.
В музейной комнате представлены экспозиции: «История села», «Летопись пионерской организации с. Голицино», «Великая Отечественная война», где представлены материалы об односельчанах, которые сражались на фронтах и трудились в тылу во время войны, «История школы». Таким образом, музейная комната является одним из центров патриотического воспитания обучающихся.
В этом учебном году разработана программа развития музейной комнаты на 2010 – 2013г.г. Программа деятельности рассчитана на обучающихся с 5 по 9 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музейной комнаты. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музейной комнаты. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного села и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного села, школы.
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой деятельности: создание хроник, летописей, составление родословных и семейных летописей; сбор материалов о старейших педагогах, известных людях, выпускниках; формирование банка краеведческих данных; изучение народного творчества; встречи с земляками - носителями исторической краеведческой информации; краеведческие викторины, игры, праздники.
Краеведческая поисковая деятельность, направлена на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края. Школьная музейная комната, являясь частью открытого образовательного пространства, призвана быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"
МБУДОД «Центр дополнительного образования детей» Выступлениена педагогическом совете МБУДОД ЦДОД «Патриотическое воспитание детей и подростков в студии гит...
Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"
Данный доклад содержит информацию о работе студии "Аккорд",о воспитании детей и подростков посещающих студию и различной деятельности и напрвлений Патриотического воспитания учащихся. Россия...
Доклад"Патриотическое воспитание детей и подростков"
Основные направления Патриотического воспитания детей и подростков в студии гитарной песни детского Образцового коллектива "Аккорд". МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»...
патриотическое воспитание детей и подростков
Сценарии, загадки и стихотворения для проведения мероприятий в музеях боевой славы...
Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков
Решить вопросы заблаговременной подготовки к службе в армии можно с помощью проектов. В военно-патриотическом объединении "Родина" уже несколько лет подряд в системе реализуются проекты военно-патриот...
Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания
Выступление на педагогическом совете...