Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся 7 классов 2024
рабочая программа по технологии (7 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся 7 классов 2024
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»
протокол от 29.08.2024 г. № 1 от 30.08.2024 г. № 01-02-265
Директор школы ________П.В.Сеин
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело)
для обучающихся 7 классов
Учитель: Новиков С.С.
2024 г.
Паспорт рабочей программы
Категория обучающихся: учащейся 7 класса ОКОК «Курская школа»
Сроки усвоения программы:1год
Объём учебного времени: 229 ч.
Форма обучения: очная, дистанционная.
Режим занятий: 7 часов в неделю.
Форма контроля: текущий-письменный
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры, а также.
Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
«Профильный труд. Столярное дело» способствует решению следующих задач:
ознакомить школьников с наиболее распространёнными способами обработки древесины, её строением и материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, древесиной, металлами и т.д., свойствами, техникой, технологией их обработки
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета «Профильный труд, Столярное дело».
Программа по профильному труду в 7 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки материалов
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения;
-Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов.
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение трудовых операций и изготовление стандартных изделий. Применение знаний на занятиях и вне.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд».
Минимальный уровень.
- иметь представление о свойствах пиломатериалов, применяемых в процессе изучения учебной программы;
- знать назначение, используемых в учебном процессе, инструментов;
- при помощи учителя, производить разметку основных видов соединения деталей, выполнять элементарные действия по обработке узлов соединений;
- под постоянным контролем учителя, выполнять простые операционные действия на сверлильном и токарном станках;
- производить, при помощи учителя, разметку и резьбу простейших элементов геометрического рисунка;
- осознавать необходимость соблюдения правил техники безопасности при работе;
- уметь, на элементарном уровне, оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
Достаточный уровень.
- владеть умениями подбора материала с учетом особенностей изделия и его деталей, после коллективного обсуждения этих особенностей;
- уметь подобрать необходимый, для выполнения рабочих операций, столярный и измерительный инструмент;
- участвовать в обсуждении последовательности и особенностей технологических операция, используемых при изготовлении изделия;
- иметь определенные умения по организации своего рабочего процесса;
- давать мотивированную самооценку и взаимооценку результатам работы;
- на осознанном уровне соблюдать правила техники безопасности;
- владеть определенными навыками контроля за точностью и качеством выполняемых работ.
Формы организации профессионально-трудового обучения.
Трудовое обучение в общеобразовательных учреждениях, обучающихся с ОВЗ организуется в различных формах. Это учебные занятия, лабораторные работы, экскурсии, общественно-полезный труд и кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся 7 класса является учебное занятие.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому уроку по общеобразовательным предметам:
- Целенаправленность занятий.
- Оптимальность объёма учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
- Соблюдение дидактических этапов занятия. Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
- Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
- Рациональное использование учебного времени.
- Индивидуальный подход в обучении.
Технологии обучения.
Исходя из особенностей воспитанников общеобразовательных учреждениях, обучающихся с ОВЗ учитель прежде всего должен ориентироваться на применение личностно-ориентированных технологий, которые в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной
дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.
При этом, очень важно, чтобы технологии носили здоровьесберегающий характер.
В результате освоения «Столярного» дела у учащихся 7 класса формируется универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), позволяющие достигать предметные, метапредметные и личностные результаты.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ и анализа их качества (в конце каждой четверти, после проведения практического повторения) и контрольных работ проводимых по итогам года.
Самостоятельные и контрольные работы позволяют выяснить степень усвоения трудовых приёмов и навыков, насколько самостоятельно учащиеся анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы, т.е. соотнести планируемый уровень подготовки и реальные результаты обучения.
Рабочая основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 7 класса
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.
Фугование
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах. Чертежная доска.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком с двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Хранение и сушка древесины
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Геометрическая резьба по дереву
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполненное изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.
Самостоятельная работа
Изготовление ручки для молотка
II четверть
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем и выполнение токарных работ.
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
Изделия.Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.
Упражнение. Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбления глухого гнезда. Спиливание шипа на полупотемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Непрозрачная отделка столярного изделия
Объекты работы. Изделие, выполненное ранее.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Токарные работы
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение,, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка.
Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение изделий для школы.
Самостоятельная работа
Изготовление ручки напильника на токарном станке .
III четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными инструментами.
Обработка деталей из древесины твердых пород
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.
Круглые лесоматериалы
Теоретические сведения. Бревна,кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилью, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Изготовление табурета, рамки для портрета.
Самостоятельная работа.
Изготовление модели столярного щита.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при сверлении.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
Изделия. Ящик для стола, картотеки, аптечка.
Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Свойства древесины
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Лабораторные работы. Определение породы древесины основными методами. Изучение основных механических и технологических свойств древесины.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки
Изделие. Ручка для ножовки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности.
Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.
Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
Практическое повторение
Виды работы. Аптечка. Ручка для ножовки.
Контрольная работа. Вырезание лобзиком цифр и букв.
Учебно-тематическое планирование уроков по столярному делу
в 7 классе (225ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Вводное занятие. | 8 | ||
2. | Фугование | 12 | ||
3. | Хранение и сушка древесины | 4 | ||
4. | Геометрическая резьба по дереву | 12 |
| |
5. | Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4 | 21 | ||
6. | Непрозрачная отделка столярного изделия. | 5 | ||
8. | Токарное дело. | 11 | ||
9. | Обработка деталей древесины из твердых пород. | 14 | ||
10. | Угловое концевое соединение на ус со ставным плоским шипом УК-2 | 21 | ||
11. | Круглые лесоматериалы. | 3 | ||
12. | Угловое ящичное соединение УЯ-1 и УЯ-2. | 28 | Лабораторная работа по теме: «Определение породы древесины основными методами». | |
13. | Свойства древесины. | 8 | ||
14. | Выполнение криволинейного отверстия и выемки .Обработка криволинейной кромки. | 24 |
| |
15. | Практическое повторение. | 58 | Самостоятельная работа по теме: «Изготовление ручки для молотка». Самостоятельная работа по теме: «Изготовление ручки напильника на токарном станке» Самостоятельная работа по теме: «Изготовление модели столярного щита». Контрольная работа по теме: «Вырезание лобзиком цифр и букв». | |
Итого | 229 | |||
Nп\п | Тема | Количество часов | Дата | ||
Календарно-тематическое планирование. Столярное дело. 7 класс. | |||||
I четверть | |||||
I. | Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. План работы на четверть. | 3 | 02.09 | ||
1. | Повторение пройденного материала в 6 классе | ||||
II | Фугование | ||||
1. | Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком. Пр.р. Строгание рубанком заготовок. Столярный щит: назначение, устройство. Изготовление. | 2 | 03.09 | ||
2. | Инструмент для фугования: фуганок, назначение, устройстве». Пр.р. Разборка, наладка, сборка фуганка | 2 | 05.09 | ||
3. | Приемы работы фуганком, правила безопасности при фуговании. Пр.р. Подготовка фуганка к работе. Пр.р.Фугование длинных досок | 3 | 09.09 | ||
4. | Полуфуганок: назначение, устройство. Пр.р. Разборка, сборка, наладка полуфуганка Пр .р. Строгание досок- делянок рубанком | 2 | 10.09 | ||
5. | Приемы работы полуфуганком. Пр.р. Подготовка полуфуганка к работе, фугование коротких заготовок | 2 | 12.09 | ||
III | Хранение и сушка древесины | ||||
1. | Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка древесины | 3 | 16.09 | ||
2. | Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. Изготовление деталей щита. | 2 | 17.09 | ||
IV | Геометрическая резьба по дереву | ||||
1. | Резьба по дереву: назначение. Пр.р. Ознакомление с образцами резьбы по дереву. | 2 | 19.09 | ||
2. | Сорта древесины для резьбы по дереву. Пр.р. Ознакомление с образцами лесных пород ( мягких). Пр.р. Пробное затачивание инструмента. | 3 | 23.09 | ||
3. | Инструменты для выполнения геометрической резьбы по дереву: ножи, косяки. Правила безопасной работы с ними. Пр.р. Фугование досок | 2 | 24.09 | ||
4. | Виды резьбы по дереву: геометрическая, контурная, рельефная. ПР.р. Выбор и нанесение рисунка на заготовку ( пробные ). | 2 | 26.09 | ||
5. | Выполнение простейшей резьбы. Пр.р. Крепление изделия - заготовки. Пр.р.Вырезание линий. | 3 | 30.09 | ||
V | Практическое повторение | ||||
1. | Изготовление и украшивание разделочной доски. Разделочная доска для кухни: назначение, устройство. Пр.р. Ознакомление с кухонными изделиями из древесины. | 2 | 01.10 | ||
2. | Материалы для изготовления разделочной доски. Пр. р. Сборка деталей щита. | 2 | 03.10 | ||
3. | Эскиз, чертеж: правила их выполнения. Пр.р. Эскизирование разделочной доски. Пр.р. Подбор материалов и инструментов для изготовления раздаточной доски. | 3 | 07.10 | ||
4. | Технологическая карта: назначение. Пр.р. Составление Технологической карты на изготовление разделочной доски. | 2 | 08.10 | ||
5. | Черновая обработка заготовки. Пр.р. Строгание сторон заготовки шерхебелем. | 2 | 10.10 | ||
6. | Чистовая обработка заготовки. Пр.р. Строгание сторон рубанком. Пр.р. Склеивание щита в приспособлении | 3 | 14.10 | ||
7. | Разметка заготовки разделочной доски по шаблону. Пр.р. Обведение контура по шаблону. | 2 | 17.10 | ||
8. | Скругление углов заготовки. Пр.р. Опиливание углов лобзиком. Пр.р. Обработка сторон, кромок рашпилем, напильниками. | 3 | 21.10 | ||
9. | Чистовая отделка разделочной доски. Пр.р. Окончательная отделка щита. | 2 | 22.10 | ||
10. | Двойной нож: назначение, требование к заточке. Пр.р. Разборка ножа, ручная заточка ножей | 2 | 24.10 | ||
VI | Самостоятельная работа по теме : | 2 | 15.10 | ||
1 | «Изготовление ручки для молотка. | ||||
2 | Отделка ручки, установка в молотке.». | ||||
II четверть | |||||
I | Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. План работы на четверть. | 2 | 07.11 | ||
II | Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК – 4 | ||||
| Геометрический орнамент, инструменты. Пр.р. Проверка заточки интрумента. Пр.р. Строгание пластей щита, фугование кромок щита. | 3 | 11.11 | ||
| Последовательность действий при вырезании треугольников, узоров. Пр.р. Вырезание треугольников, узоров. | 2 | 12.11 | ||
| Отделка изделия после резьбы по дереву. Пр.р. Шлифование заготовки наждачной шкуркой | 2 | 14.11 | ||
| Понятие шероховатость обработанной поверхности. Пр. р. Изучение по образцам шероховатостей поверхности. Пр.р. Сборка вешалки: узел, основание, грибки. | 3 | 18.11 | ||
| Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Пр.р. Устранение крупных неровностей стамеской. | 2 | 19.11 | ||
| Шерхебель: назначение, устройство. Пр.р. Разборка, сборка, наладка, пробное строгание. | 2 | 21.11 | ||
| Особенности-заточки ножа, правила безопасной работы. Пр.р. Пробное затачивание ножа, строгание шерхебелем. Пр.р. Сверление отверстий в основании, установка в них грибков на клей или в полуцилиндре и установка в нем грибков | 3 | 25.11 | ||
| Последовательность строгания шерхебелем, рубанком. Пр-р Строгание брусков для узла с УК, табурета шерхебелем, рубанком. | 2 | 26.11 | ||
| Пиление пилой. Зависимость чистоты пропила от развода полотна. Пр. р-. Пробный развод зубьев и пиление брусков | 2 | 28.11 | ||
III | Непрозрачная отделка столярного изделия | ||||
1 | Назначение непрозрачной отделки, отделка клеевой, масляной, эмалевой красками, свойства красок. Пр.р. Распознавание красок по внешним признакам. Пр.р. Окончательная сборка вешалки. | 3 | 02.12 | ||
2 | Сушка поверхности, зачистка, шлифование шкуркой, отделка олифой, окраска. Правила безопасной работы при окраске. Пр.р. Подготовка поверхности, шпатлевание грунтование, пробное окрашивание тумбочки. | 2 | 03.12 | ||
IV | Токарные работы | ||||
1 | Токарный станок по дереву: назначение, устройство основных частей. Правила безопасной работы. Пр.р. Организация рабочего места | 2 | 05.12 | ||
2 | Шпиндель, патрон: назначение, устройство, электропривод. Пp.р. Подбор и обработка заготовки рубанком. Пр.р. Изготовление навесов, установка их на вешалке на шурупах, окончательная зачистка всех узлов | 3 | 09.12 | ||
3 | Токарные резцы для чернового и чистового точения, устройство. Правила безопасного обращения. Пр.р. Нахождение центров в заготовке, крепление ее в заколотку. вкручивание вручную. | 2 | 10.12 | ||
4 | Кронциркуль, штангенциркуль, назначение, устройство. Пр.р. Изучение кронциркуля, штангенциркуля, пробные измерения. | 2 | 12.12 | ||
5 | Обработка фасонных поверхностей Пр.р Шлифование шкуркой, отрезание изделия резцом. | 2 | 17.12 | ||
V | Практическое повторение. Изготовление вешалки для школы. | ||||
1 | Вешалка: назначение, устройство. Пр.р. Ознакомление, подбор материала, эскизирование | 2 | 19.12 | ||
2 | Изготовление основания вешалки. Пр.р. Разметка, опиливание под размер, строгание пластей. Пр.р. Пр.р. Обработка кромок, торцов основания напильниками, наждачной шкуркой. | 3 | 23.12 | ||
3 | Изготовление фасонного полуцилиндра. Пр.р. Точение фасонного полуцилиндра на токарном станке. Пр.р Лакирование изделия. | 2 | 24.12 | ||
4 | Изготовление грибков для вешалки. Пр.р. Изготовление, шлифование грибков на токарном .станке наждачной шкуркой | 2 | 26.12 | ||
VI | Самостоятельная работа по теме: | 3 | 16.12 | ||
1 | «Изготовление ручки напильника на станке. | ||||
2 | Окончательная отделка ручки» | ||||
III четверть | |||||
I | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярным инструментом. | 2 | 09.01 | ||
II. | Обработка деталей из древесины твердых пород. | ||||
1 | Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук. рябина, вяз, клей, ясень. Ознакомление с образцами. | 3 | 13.09 | ||
2 | Технические характеристики: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом березы, дуба, бука. | 2 | 14.01 | ||
3 | Технические характеристики: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом для рябины, вяза, клена, ясеня. | 2 | 16.01 | ||
4 | Применение твердых пород древесины в сторярно -мебельной промышленности, при производстве бумаги, кораблестроении. Пр.р. Изучение твердых пород древесины по образцам. Изготовление углов в заготовках сторон. | 3 | 20.12 | ||
5 | Инструменты для обработки деталей из твердых пород Древесины. Пр.р. Ознакомление с инструментами для обработки твердых пород. | 2 | 21.01 | ||
6 | Стали их свойства и виды. Качество стали применяемой для столярных инструментов. Пр.р. Ознакомление с марками стали по образцам. | 2 | 23.01 | ||
7 | Резец столярного инструмента: угол заточки. Пр .р. Измерение углов заточки транспортером после затачивания инструмента. Пр.р. Разметить и спилить в стусле углы в заготовках сторон. | 3 | 27.01 | ||
III. | Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом УК - 2. | ||||
1 | Применение брусков с профильной поверхностью. Пр-р. Ознакомление с профильной поверхностью. | 2 | 28.01 |
2 | Инструменты для строгания профиля. Пр-р. Эскизирование бруска. | 2 | 30.01 |
3 | Механическая обработка профильной поверхности. Ознакомление со станками для механической обработки профильных поверхностей. | 3 | 03.02 |
4 | Устройство и назначение зензубеля. Пр.р. Разборка, наладка, сборка зензубеля. | 2 | 04.02 |
5 | Устройство и назначение фальцгобеля. Пр.р. Разборка, наладка, сборка фальцгобеля. | 2 | 06.02 |
6 | Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Пр-р. Разметка и строгание брусков и фальца в брусках. Изготовление вставного шипа. Пр-р. Разметить, выпилить вставки шипа. | 3 | 10.02 |
7 | Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем. Пр.р.Прочистка фальца зензубелем. | 2 | 11.02 |
8 | Углы в брусках для соединения деталей на ус. Пр.р. Разметить и спилить в стусле углы в брусках. | 2 | 13.02 |
9 | Черновая обработка рамки. Пр р.Собрать рамку «на сухо», подогнать места сопряжения напильниками.Пр.р. Требования к, материалу для ручек инструмента. | 3 | 17.02 |
10 | Склеивание рамки. Пр.р. Нанести клей на торцы брусков, стянуть рамку проволокой. | 2 | 18.02 |
IV. | Круглые лесоматериалы. | ||
1 | Бревна, кряжи. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилью. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека и способы распиловки древесины. | 2 | 20.02 |
V | Практическое повторение - Изготовление аптечки с дверцей с УК - 2. | ||
1 | Аптечка: назначение, устройство. Пр.р. Ознакомление с разными видами аптечек. Пр.р. Подбор материала разметка ручки. молотка | 3 | 24.02 |
2 | Детали аптечки: ящик, дверца с УК - 2, петли, шурупы. Пр.р. Подбор пиломатериалов, фурнитуры, инструментов для изготовления аптечки. | 2 | 25.02 |
3 | Ящик: назначение, устройство. Пр.р. Эскизирование ящика. Разметка заготовок сторон. | 2 | 27.02 |
4 | Черновая обработка сторон ящика. Пр.р. Строгание сторон и ребер заготовки ручки под размер.Пр.р. Строгание сторон шерхебелем. | 3 | 03.03 |
5 | Расклинивание ручки молотка. Пр.р. Изготовление клина и расклинивание ручки | 2 | 04.03 |
6 | Чистовая обработка сторон. Пр.р. Строгание сторон рубанком. Приемы насадки ручек стамесок, молотков. | 2 | 06.03 |
7 | Сборка ящика на гвоздях. Пр.р. Разметка мест соединения, сбивание ящика на гвоздях. | 2 | 11.03 |
8 | Установка дна на ящик. Пр.р. Разметка мест крепления, прибивание дна к корпусу ящика. | 2 | 13.03 |
9 | Дверца аптечки: назначение, устройство. Прр. Подбор брусков, фанеры для изготовления дверцы с УК - 2 .Пр-. Разметить, выпилить заготовки брусков для дверцы, сборка. | 3 | 17.03 |
10 | Сборка аптечки .Пр.р.Лакирование дверцы и ее установка на навесах , | 2 | 18.03 |
VI | Самостоятельная работа по теме: | 3 | 10.03 |
1 | «Изготовление деталей щита — филенок. | ||
2 | Сплачивание деталей щита в зажиме». |
№ п/п | IV четверть | Кол-во часов | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности при работе со сверлом. | 3 | 31.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. | Угловое ящичное соединение УЯ-1 и УЯ - 2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ - 2. Пр-р. Разметка сторон ящика. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Шаблон и его назначение. | 2 | 01.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Сходство и различие видов, применение. Пр -р. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. | 2 | 03.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Шпунтубель, малка, транспортир: устройство, наладка, применение. Пр.р. Выборка паза в стенках и установка углов ящика для фанеры. . Пр.р. Запиливание и долбление проушин. | 3 | 07.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Изготовление шипов и проушин УЯ -1 Правила безопасной работы. Пр-р. Разметить контур ручки по шаблону. | 2 | 08.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Изготовление шипов и проушин УЯ-2. Пр-р. Разметка шипов и проушин по малке и транспортеру, запиливание. долбление древесины. | 2 | 10.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Сборка ящика с УЯ - 1. Пр-р. Подчистка шипов и проушин пр.р. Сборка на «сухо». | 3 | 14.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. | Свойства древесины. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка, плотность, электро и теплопроводность. | 2 | 15.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Основные механические свойства: прочность на сжатие с торца, растяжение, изгиб, сдвиг.). | 2 | 17.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Технологические свойства: твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию. | 3 | 21.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Лабораторная работа «Определение породы древесины основными методами». | 2 | 22.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. | Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Гнезда, пазы, проушины, сквозное и несквозное отверстия. Пр-р. Ознакомление с изделиями с этими поверхностями. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Выкружная пила и ее назначение. | 2 | 24.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Список литературы:
- Воронкова В.В. программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Гуманитарный издательский центр. Владос. 2000 г. 103 стр.
- Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1988
- Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1989
- Мызников В.А. Столярное дело часть 1 учебное пособие для учащихся 4,5, 6 классов вспомогательной школы Издательство «Просвещение» Москва 1971
- Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: учебник М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.
- Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.
- ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 5-6 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград
- ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 7-9 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА профильного труда (швейного дела) 6 класс
Программа предназначена для трудовой организации школьников с умеренной умственной отсталостью. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Данная программа разрабо...

Рабочая программа по предмету профильный труд "Столярное дело" для учащихся 9 классов.
Рабочая программа по "Столярному делу" разработана на основе примерной программы "Столярное дело" С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев. Программы специальных (коррекционных) образовательных ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) для детей с ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" (Столярное дело) для обучающихся по АООП с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся 5 классов 2024г.
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся 5 классов 2024г....

Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся 6 классов 2024
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (столярное дело) для обучающихся 6 классов 2024...