Рабочая программа по предмету профильный труд "Столярное дело" для учащихся 9 классов.
рабочая программа (9 класс) по теме

Калугин Николай Александрович

Рабочая программа по "Столярному делу" разработана на основе примерной программы "Столярное дело" С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 9 классы, сборник №2 под. ред. В.В. Воронковой, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_programma_9a_kl.docx97.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Л.П. Никонорова

«___» _________________ 2017  г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр адаптированного обучения»

_______________ О.П. Мозговая  

«____»__________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

профильный труд

« Столярное дело»

для 9а класса

на 2017 – 2018 учебный год

Рассмотрено на МО учителей

Протокол от 30.08. 2017г. №5

 Составил: Н.А.Калугин, учитель  трудового обучения

Великий Новгород

Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Столярному  делу» для обучающихся 9 класса разработана на основе примерной  программы «Столярное дело». С.Л. Мирский, Б.А.Журавлёв. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 9 классы. Сборник 2. Под редакцией доктора  педагогических наук, профессора В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС, 2012 г.»

Цель: ориентировать подготовку обучающихся на освоение столярным и плотничным ремонтным работам, изготовление секционной мебели, художественной отделке столярных изделий.

Задачи:

  • научить разработке одного из видов секционной мебели;
  • выполнять ремонт столярного изделия;
  • оформлять столярное изделие при помощи техники маркетри;
  • научить выполнению технологических операций по настилке пола;
  • выполнять операции по настилке линолеума.
  • развивать у обучающихся умения ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ.

             Изменения в авторскую программу не вносились.

Основное содержание обучения по предмету.

Рабочая программа состоит из 18 тем:

  • Художественная отделка столярных изделий;
  • Изготовление моделей мебели.  
  • Трудовое законодательство.
  • Строительное производство. Плотничные работы.
  • Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия.
  • Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ.
  • Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности.
  • Мебельная фурнитура и крепежные изделия.
  • Мебельная фурнитура и крепежные изделия.
  • Строительное производство. Изготовление оконного блока.
  • Столярные и плотничные ремонтные работы.
  • Изоляционные и смазочные материалы.
  • Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства.
  • Изготовление секционной мебели.
  • Строительное производство. Плотничные работы.
  • Кровельные и облицовочные материалы.
  •  Настилка линолеума.
  • Фанера и древесные плиты.

Тема «Художественная отделка столярных изделий»,обучающиеся научатся подбирать материал для конкретного изделия, переводить рисунок, вырезать детали узора.

Тема «Изготовление моделей мебели», научатся разметке и обработке, подгонке деталей и узлов изделия, а также их сборке.

Тема «Трудовое законодательство»,  получат представление о правах и обязанностях рабочих, порядке приема и увольнения с работы, содержании трудового договора, о видах оплаты труда, охране труда.

Тема «Строительное производство. Плотничные работы», научатся проверять правильность насадки топорища, заточке и правке топора на точиле и бруске, размечать торцы бревен и отбивать линии обтески, выполнять соединения, сращивания, наращивания бревна и бруска под углом, выполнять соединения досок и бруска в щит.

Тема «Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия», обучающиеся научатся выполнять обмер лесоматериалов, определять вид пиломатериалов и досок, вид заготовки, фрезерованные деревянные изделия, виды материала и изделий для настилки пола, вид паркета.

Тема «Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ»,научатся составлять последовательность изготовления изделия, выполнять черновую заготовку деталей, самостоятельно изготавливать изделие.

Тема «Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности», научатся подготавливать шпон и клеевой раствор к работе по облицовке изделий, выполнять облицовку поверхности шпоном, определять вид облицовочного материала.

Тема «Мебельная фурнитура и крепежные изделия», выполнять соединение деталей с помощью петель, с помощью стяжек, устанавливать мебельный замок, прикреплять ручку.

Тема «Строительное производство. Изготовление оконного блока», научатся подготавливать рабочее место к производству крупногабаритных деталей и изделий, изготавливать изделие.

Тема «Столярные и плотничные ремонтные работы», определять дефекты столярно-строительных изделий на образцах, составлять дефектную ведомость, определять последовательность операций по устранению дефектов при ремонте столярных соединений, ремонте оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок, выполнять ремонт столярного изделия.

Тема «Изоляционные и смазочные материалы», определять теплоизоляционные материалы по образцам, определять вид гидроизоляционной пленки, выполнять смазку инструментов и оборудования, подбирать смазочный материал в соответствии с его назначением.

Тема «Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства», даст представление о видах универсальных электроинструментов, станках с программным управлением, производительности труда и себестоимости продукции.

Тема «Изготовление секционной мебели», научит разработке одного из видов секционной мебели, составляя его из отдельных конструктивных элементов, способам установки и соединения.

Тема «Строительное производство. Плотничные работы», научит устройству перегородок в зависимости от конкретного помещения, выполнению технологических операций по настилке пола.

 Тема «Кровельные и облицовочные материалы», познакомит с их назначением и видами.

 Тема «Настилка линолеума», научит правилам резки, рассчитывать его длину с учетом припусков, выполнять операции по наклеиванию.

Тема «Фанера и древесные плиты», научит их видам, изготовлению и применению.

Общее количество учебных часов - 261ч: из них отводится на практические работы -  116 час, на теоретический материал - 109  часов, на самостоятельные работы -  25 часов, на контрольные работы -  5 часов, на упражнения -  4 часа, на лабораторные работы - 1 час, экскурсии - 1.

В неделю - 7 часов.

Тематическое распределение часов

№ п/п

Тема

Количество часов

I четверть

66

1.

Вводное занятие.

2

2.

Художественная отделка столярных изделий.

20

3.

Практическое повторение.

28

4.

Самостоятельная работа .

16

II четверть

56

1.

Вводное занятие.

2

2.

Изготовление моделей мебели.  

11

3

Трудовое законодательство.

7

4.

Практическое повторение.

9

5.

Самостоятельная работа.

9

6.

Строительное производство. Плотничные работы.

8

7.

Контрольная работа за I полугодие 2017 – 2018 учебного года.

3

8.

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия.

3

9.

Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ.

4

III четверть

73

1

Вводное занятие.

1

2

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности.

32

3

Мебельная фурнитура и крепежные изделия.

4

4

Строительное производство. Изготовление оконного блока.

12

5

Столярные и плотничные ремонтные работы.

21

6

Изоляционные и смазочные материалы.

3

IV четверть

66

1

Вводное занятие.

1

2

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства.

9

3

Изготовление секционной мебели.

25

4

Строительное производство. Плотничные работы.

11

5

Кровельные и облицовочные материалы.

8

6

Настилка линолеума.

6

7

Тестовое задание за 2017 - 2018 учебный год.

2

8

 Фанера и древесные плиты.

4

Итого

261

В учебном процессе используются формы текущего контроля успеваемости обучающихся - самостоятельные и контрольные работы.

Требования к подготовке обучающихся по предмету.

Ученик научится :

- Художественной отделке столярных изделий;

- Изготовлению моделей мебели;

- Трудовому законодательству;

- Плотничным работам в строительном производстве;

- Выполнять заготовки и изделия из пиломатериалов;

- Изготовлению строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ;

- Изготовлению несложной мебели с облицовкой поверхности;

- Выполнять соединение деталей с помощью мебельной фурнитуры и крепежных изделий;

- Изготовлению оконного блока;

- Столярным и плотничным ремонтным работам;

- Выполнять смазку инструментов и оборудования;

- Получит представление о видах универсальных электроинструментов, станках с программным управлением;

- Изготовлению секционной мебели;

- Выполнению технологических операций по настилке пола;

- Кровельным и облицовочным материалам;

- Настилке линолеума;

- Применению фанеры и древесных плит.

Ученик получит возможность научиться:

 самостоятельному выполнению приемам труда и применению в работе эффективной технологии, самостоятельному отчету о проделанной работе.

Перечень учебно-методических материалов, средств обучения.

Для учащихся:

- Б.А. Журавлев «Столярное дело», Учебное пособие для учащихся 9 классов вспомогательной школы, М., Просвещение, 1988 год.

Для учителя:

- Г.И.Клюев «Мастер столярного и мебельного производства»: учебное пособие для нач.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008 год.

- Г.И.Клюев «Технология производства мебели»: учеб. Пособие для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2010 год.

- Б.А.Степанова «Материаловедение (деревообработка), 2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2011 год.

-Г.И.Клюев «Справочник мастера столярного и мебельного производства»,3-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2010 год.

- Коротков В.И. «Деревообрабатывающие станки) : учебник для нач. проф. образования, 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2009 год.

- Обливин В.Н. «Охрана труда (деревообработка):учеб. Пособие для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2010 год.

- С.Н. Рыкунин, Л.Д. Кандалина «Технология деревообработки». М, издательский центр «Академия», 2011 год.

Оборудование:

 верстак столярный, сверлильный станок, вайма.

Инструменты:  рубанок, ножовка, угольник столярный, молоток, косяк, цыркуль-резак.

Календарно – тематическое планирование по предмету

«Столярное дело» 9 класс 2017 – 2018 учебный год

Дата

№ урока

Тема  урока

Вид деятельности

1 четверть (8 учебных недель).

66 часов

Вводное занятие

2 часа

1/1

Задачи обучения в 9 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей и рабочих мест. Инструктаж по охране труда.

2/2

План работы на четверть. Организация рабочего места.

Художественная отделка столярных изделий.

   20 часов

3/1

Виды художественной отделки столярных изделий. Эстетические требования к изделию.

4/2

Особенности  отделки изделия в технике маркетри.

5/3

Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры.

6/4

Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы.

7/5

Виды рисунков для маркетри (геометрические, растительные и др.). Перевод рисунка на изделие.

8/6

Организация рабочего места. Приемы работы инструментами для выполнения маркетри.

9/7

Вырезание деталей узора

Упражнения

10/8

Коллективное чтение чертежа  (Коробки для шахмат).

Пр. работа

11/9

Выполнение технического рисунка.

Пр. работа

12/10

Последовательность изготовления изделия. Работа с предметно-технологической картой, образцом.

Пр. работа

13/11

Нарезание заготовок для маркетри ( прямых полос, штапиков, геометрических фигур).

Пр. работа

14/12

Перевод рисунка на бумагу.

Пр. работа

15/13

Набор на бумагу геометрического орнамента. Правила выполнения набора.

Пр. работа

16/14

Наклеивание набора на изделие. Технические требования к выполнению данной операции.

Пр. работа

17/15

Отделка готового изделия: зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Технические требования к выполнению данной операции.

Пр. работа

18/16

Отделка готового изделия: покрытие лаком.

Пр. работа

19/17

Выставка работ. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы.

Пр. работа

20/18

Основы пожарной безопасности: причины возникновения пожара, меры предупреждения пожара, правила пользования электронагревательными приборами.

21/19

Действия при пожаре: использование первичных средств пожаротушения, пути эвакуации.

22/20

Оказание первой помощи пострадавшим.

Практическое повторение (Изготовление журнального столика с художественной отделкой).

   28 часов

23/1

Изучение технического рисунка журнального столика. Составление плана работы. Подбор материала.

Пр. работа

24/2

Выбор заготовок. Разметка.

Пр. работа

25/3

Выстрагивание ножек, с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

26/4

Выстрагивание ножек, с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

27/5

Разметка царг и проножек.

Пр. работа

28/6

Выстрагивание царг с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

29/7

Выстрагивание царг с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

30/8

Выстрагивание проножек с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

31/9

Выстрагивание проножек с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

32/10

Долбление гнезд под царги.

Пр. работа

33/11

Долбление гнезд под  проножки.

Пр. работа

34/12

Запиливание шипов.

Пр. работа

35/13

Срезание щечек.

Пр. работа

36/14

Срезание шипов на ус.

Пр. работа

37/15

Сборка нижней части журнального столика без клея. Проверка угольником вязки ножки с царгой и проножкой. Проверка сборки на глаз.

Пр. работа

38/16

Проверка сборки ножек угольником и по диагонали. Строгание скосов с двух нелицевых сторон.

Пр. работа

39/17

Склейка. Проверка по плоскости и углы.

Пр. работа

40/18

Изготовление  крышки журнального столика. Прострогать полуфуганком  под угольник кромки досок. Проверка правильности фугования, прикладывая одну кромку доски к другой.

Пр. работа

41/19

Промазывание кромок столярным клеем. Укладывание досок в щит,  в специальный зажим – вайму для склеивания.

Пр. работа

42/20

Строгание щита. Закругление кромок.

Пр. работа

43/21

Изготовление сухарей. Изготовление круглых вставных шипов (шкантов ).

Пр. работа

44/22

Прикрепление крышки к нижней части журнального столика смазанными клеем сухарями и шкантами.

Пр. работа

45/23

Зачистка журнального столика мелкой шкуркой.

Пр. работа

46/24

Подобрать инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак. Подготовка инструментов к работе..

Пр. работа

47/25

Подобрать виды рисунков для маркетри (геометрические, растительные и др.). Перевод рисунка на бумагу.

Пр. работа

48/26

Нарезание заготовок для маркетри ( прямых полос, геометрических фигур и т.д.

    Пр. работа

49/27

Набор на бумагу геометрического орнамента.

Пр. работа

50/28

Наклеивание набора на изделие. Шлифование. Покрытие изделия лаком.

Пр. работа

Самостоятельная работа      (Выполнение изделий для школы: Изготовление детских стульчиков).

16 часов

51/1

Изучение технического рисунка детского стульчика. Составление плана работы. Подбор материала.

Пр. работа

52/2

Выбор заготовок. Разметка, выстрагивание черновой заготовки деталей (ножек) ,  с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

53/3

Разметка царг, выстрагивание царг,  с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

54/4

Разметка проножек, выстрагивание проножек, с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

55/5

Долбление гнезд.

Пр. работа

56/6

Запиливание шипов. Срезание щечек.

Пр. работа

57/7

Сборка нижней части табурета без клея. Проверка угольником вязки ножки с царгой и проножкой. Проверка сборки на глаз. Проверка сборки ножек угольником и по диагонали.

Пр. работа

58/8

Склейка. Проверка по плоскости и углы.

Пр. работа

59/9

Изготовление сиденья  и спинки детского стульчика. Прострогать полуфуганком  под угольник кромки досок. Проверка правильности фугования, прикладывая одну кромку доски к другой. Закругление кромок.

Пр. работа

60/10

Подгонка и сборка сиденья и спинки детского стульчика "насухо.

Пр. работа

61/11

Проверка сборки ножек угольником и по диагонали.

Пр. работа

62/12

Сборка  детского стульчика "наклею", дополнительно закрепив планки гвоздиками без шляпок.

Пр. работа

63/13

Шпатлевка возможных дефектов древесины, сколов при обработке.

Пр. работа

64/14

Зачистка детского стульчика мелкой шкуркой.

Пр. работа

65/15

Покрытие изделия лаком.

Пр. работа

66/16

Выставка работ, анализ выполненных работ, коллективное обсуждение, подведение итогов, оценка деятельности учащихся.

Пр. работа

2 четверть (7 учебных недель)

   56 часов

 Вводное занятие

     2 часа

67/1

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской .

68/2

Общие сведения о мебельном производстве. Виды мебели. Предприятия, выпускающие мебель. Профессии мебельного производства.

Изготовление моделей мебели.

   11 часов

69/1

Виды мебели: по назначению(бытовая, офисная, комбинированная).

70 /2

Виды мебели: по способу соединения частей(секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая).

71/3

Детали и элементы столярных изделий (брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, галтель, калевка, фальц (четверть), гребень, паз).

72/4

Изучение чертежей изготовления деталей изделий.

Пр. работа

73/5

Изучение сборочных чертежей изделия.

Пр. работа

74/6

Выбор изделия (игрушечная мебель в масштабе 1:2 или 1:5 от натуральной: столы, кровати, диваны, шкафы и т.д.).

Пр. работа

75/7

Подбор материала для изготовления изделия, черновая разметка заготовок и их отпиливание.

Пр. работа

76/8

Разметка и обработка деталей изделия.

Пр. работа

77/9

Сборка узлов изделия "насухо".

Пр. работа

78/10

Сборка изделия на клею.

Пр. работа

79/11

Оценка качества готового изделия. Выставка работ. Подведение итогов.

Пр. работа

Трудовое законодательство.

   7 часов

80/1

Порядок приема и увольнения с работы.

81/2

Права и обязанности рабочих. Перевод на другую работу. отстранение от работы.

82/3

Виды оплаты труда.

83/4

Охрана труда на предприятиях.

84/5

Трудовая и производственная дисциплина (продолжительность рабочего времени, перерывы для отдыха и питания, выходные и праздничные дни, порядок разрешения трудовых споров).

85/6

Труд молодежи (порядок приема на работу, продолжительность рабочего времени, медицинские осмотры).

86/7

Труд молодежи (перенос тяжестей, отпуск, действия при ущемлении прав и интересов).

Практическое повторение (изготовление изделий для школы, изделия: Подкладная доска для трудового обучения в младших классах).

   9 часов

87/1

Подготовка полуфуганка к работе.

Пр. работа

88/2

Фугование кромок делянок.

Пр. работа

89/3

Проверка точности обработки (прикладывая одну кромку доски к другой).

Пр. работа

90/4

Промазывание кромок столярным клеем.

Пр. работа

91/5

Склеивание щита в приспособлении. (Укладывание делянок в щит,  в специальный зажим – вайму).

Пр. работа

92/6

Строгание щита. Закругление кромок.

Пр. работа

93/7

Шпатлевка возможных дефектов древесины, сколов при обработке.

Пр. работа

94/8

Зачистка подкладной доски мелкой шкуркой.

Пр. работа

95/9

Покрытие изделия лаком.

Пр. работа

Самостоятельная работа ( изготовление изделия, изделия: Рамка детского табурета в масштабе 1:2 или 1:5 от натуральной ).

   9 часов

96/1

Разметка, выстрагивание  ножек, долбление гнезд.

Пр. работа

97/2

Строгание скосов.

Пр. работа

98/3

Снятие фаски (2мм×450)на нижних торцах ножек.

Пр. работа

99/4

Зачистка ножек шлифовальной шкуркой.

Пр. работа

100/5

Разметка, выстрагивание царги и проножки. Разметка, запиливание  шипов, спиливание шипов на ус.

Пр. работа

101/6

Зачистка царги и проножки шлифовальной шкуркой.

Пр. работа

102/7

Собрать рамку корпуса табурета без клея.

Пр. работа

103/8

Отпилить припуск по длине ножек рамки табурета в собранном виде.

Пр. работа

104/9

Окончательная отделка шлифовальной шкуркой. Проверить все размеры рамки.

Пр. работа

Строительное производство. Плотничные работы.

    8 часов

105/1

Плотничные работы в строительстве. Инструменты для плотничных работ.

106/2

Теска древесины: назначение технологической операции, организация рабочего места для тески древесины.

107/3

Технология тески бревен.

108/4

Выборка четвертей и пазов.

Упражнен.

109/5

Соединение бревна и бруска с помощью врубок.

Упражнен.

110/6

Сплачивание доски и бруска в щит.

111/7

Дисковая электропила: устройство, приемы работы.

112/8

Электрорубанок: устройство, приемы работы.

113/1

Контрольная работа за I полугодие  2017 – 2018 учебного года.

      1 час

114/2

Контрольная работа за Iполугодие  2017 – 2018 учебного года.

      1 час

115/3

Работа над ошибками.

      1 час

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия.

      3 часа

116/1

Хвойные и лиственные лесоматериалы.

     

117/2

Фрезерованные деревянные детали для строительства (плинтусы,  наличники,  поручни).

118/3

Материалы и изделия для настилки пола (доски, линолеум, ковролин, плитка).

Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ.

      4 часа

119/1

Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ(терки, гладилки, соколы, малки т.д.).

120/2

Малка для штукатурных работ: назначение малки, материалы для ее изготовления, технические требования к качеству, последовательность выполнения обрабатывающих и отделочных операций.

121/3

Подбор материала и его раскрой.

Пр. работа

122/4

Изготовление изделия.

Пр. работа

3 четверть ( 10 учебных недель ).

     73 часа

Вводное занятие

       1 час

123/1

План работы на четверть. Правила  безопасной работы в мастерской.

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности.

     32 часа

124/1

Назначение облицовки столярного изделия.

125/2

Шпон: виды (лущеный, строгальный).

126/3

Свойства видов шпона.

127/4

Производство шпона.

128/5

Технология облицовки поверхности шпоном.

129/6

Применяемые клеи.

130/7

Виды набора шпона ( "в елку", "в конверт", "в шашку").

131/8

Подготовка шпона и клеевого раствора.

132/9

Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка.

133/10

Снятие свесов и гуммированной ленты.

134/11

Виды и свойства облицовочных пленочных материалов.

135/12

Виды и свойства облицовочных листовых материалов.

136/13

Технология облицовки поверхности изделия пленками.

137/14

Последовательность работы по облицовке поверхностей пленками.

138/15

Выполнение облицовки поверхности пленкой

( на материалоотходах).

Пр. работа

139/16

Чтение сборочных чертежей изделия (навесная книжная полка).

Пр. работа

140/17

Детали, материалы для изготовления.

Пр. работа

141/18

Способы соединения деталей.

Пр. работа

142/19

Последовательность изготовления изделия.

Пр. работа

143/20

Подбор материала, разметка с припуском на обработку.

Пр. работа

144/21

Выпиливание.

Пр. работа

145/22

Облицовка поверхности деталей пленкой.

Пр. работа

146/23

Обработка лицевых кромок.

Пр. работа

147/24

Изготовление круглых вставных шипов.

Пр. работа

148/25

Выполнение несквозных отверстий в деталях под шипы.

Пр. работа

149/26

Сборка изделия "насухо".

Пр. работа

150/27

Сборка корпуса.

Пр. работа

151/28

Установка задней стенки.

Пр. работа

152/29

Застрагивание и зачистка выступающих кромок.

Пр. работа

153/30

Установка ушек заподлицо с задней стенкой.

Пр. работа

154/31

Установка направляющих полозков для стекол.

Пр. работа

155/32

Технические требования к качеству готового изделия.

Пр. работа

Мебельная фурнитура и крепежные изделия.

    4 часа

156/1

Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц . Виды петель.

157/2

Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц. Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.

158/3

Соединение деталей с помощью стяжек.

Пр. работа

159/4

Установка мебельного замка. Прикрепление ручки.

Пр. работа

Строительное производство. Изготовление оконного блока.

    12 часов

160/1

Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек фрамуг). Технические требования к деталям.

161/2

Изготовление оконных блоков в производственных условиях. Оборудование для производства оконных рам.

162/3

Разделение труда при производстве оконных блоков.

163/4

Подготовка рабочего места к производству крупногабаритных деталей и изделий.

164/5

Инструменты. Правила безопасной работы.

165/6

Подбор материала для изделия. Черновая разметка. Отпиливание.

Пр. работа

166/7

Разметка с учетом припусков на обработку. Обработка заготовок.

Пр. работа

167/8

Изготовление элементов соединения деталей изделия.

Пр. работа

168/9

Сборка элементов оконных блоков "насухо".

Пр. работа

169/10

Проверка сборки.

Пр. работа

170/11

Сборка изделия на клею.

Пр. работа

171/12

Оценка качества готового изделия.

Пр. работа

Столярные и плотничные ремонтные работы.

     21 час

172/1

Виды дефектов столярно-строительного изделия.

173/2

Приемы выявления дефектов столярно-строительного изделия.

174/3

Устранения дефектов столярно-строительного изделия.

175/4

Инструменты,  применяемые для устранения дефектов.

176/5

Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.

177/6

Подготовка изделия к ремонту.

Пр. работа

178/7

Ремонт столярных соединений.

Пр. работа

179/8

Замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью.

Пр. работа

180/9

Заделка трещин.

Пр. работа

181/10

Способы устранения дефектов.

Пр. работа

182/11

Ремонт оконных рам.

Пр. работа

183/12

Ремонт дверей.

Пр. работа

184/13

Ремонт встроенной мебели.

Пр. работа

185/14

Ремонт перегородок.

Пр. работа

186/15

Исправление ослабленных соединений.

Пр. работа

187/16

Установка дополнительных креплений.

Пр. работа

188/17

Ремонт и замена деталей.

Пр. работа

189/18

Осмотр подлежащего ремонту столярно - строительного изделия.

Пр. работа

190/19

Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости.

Пр. работа

191/20

Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефектов.

Пр. работа

192/21

Проверка качества работы.

Пр. работа

Изоляционные и смазочные материалы.

     3 часа

193/1

Теплоизоляционные материалы.

194/2

Гидроизоляционная пленка: виды и применение.

195/3

Смазочный материал: назначение, виды, свойства.

.

4 четверть ( 9 учебных недель ).

    66 часов    

Вводное занятие

      1 час

196/1

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства.

    9 часов

197/1

Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии.

198/2

Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках: положительные и отрицательные стороны производства.

199/3

Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы.

200/4

Механизация и автоматизация столярных работ.

201/5

Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением.

202/6

Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ.

203/7

Механическое оборудование для сборки столярных изделий.

204/8

Производительность труда и себестоимость продукции. Конкурентоспособность предприятия.

205/9

Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии                  (мебельной фабрике).

 Экскурсия

Изготовление секционной мебели.

    25 часов

206/1

Секционная мебель: разновидности, преимущества.

207/2

Конструктивные элементы.

208/3

Основные узлы и детали.

209/4

Фурнитура.

210/5

Разработка одного из видов секционной мебели.

211/6

Технический рисунок изделия.

212/7

Технический рисунок отдельных узлов.

213/8

Способы установки и соединения стенок секции.

214/9

Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц.

215/10

Изготовление секций: подбор материала.

Пр. работа

216/11

Разметка деталей.

Пр. работа

217/12

Отпиливание.

Пр. работа

218/13

Обработка деталей.

Пр. работа

219/14

Отделка.

Пр. работа

220/15

Технические требования к качеству работы.

Пр. работа

221/16

Сборка изделия из секций.

Пр. работа

222/17

Подгонка и установка дверей.

Пр. работа

223/18

Подгонка и установка ящиков, полок.

Пр. работа

224/19

Установка фурнитуры.

Пр. работа

225/20

Проверка качества выполненной работы.

Пр. работа

226/21

Монтаж секционной мебели: разборка.

Пр. работа

227/22

Перенос.

Пр. работа

228/23

Монтаж секционной мебели на месте эксплуатации.

Пр. работа

229/24

Подведение итогов.

Пр. работа

230/25

Оценка деятельности учащихся.

Пр. работа

Строительное производство. Плотничные работы.

  11 часов

231/1

Перегородка: устройство.

232/2

Технология монтажа.

233/3

Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.

234/4

Устройство дощатого пола.

235/5

Технология настилки дощатого пола.

236/6

Крепление досок гвоздями к лагам.

237/7

Виды сжима для сплачивания пола.

238/8

Настилка пола.

239/9

Устранение провесов при настиле.

240/10

Правила безопасности при выполнении плотничных работ.

241/11

Технология монтажа настилки пола в нежилом помещении.

Упражнен.

Кровельные и облицовочные материалы.

    8 часов

242/1

Назначение кровельных материалов.

243/2

Рубероид, толь, пергамин кровельный - свойства, применение.

   

244/3

Стеклорубероид, битумные мастики - свойства, применение.

   

245/4

Лист асбоцементный: виды ( плоский, волнистый ), свойства.

   

246/5

Кровельный материал: виды ( сталь, кровельное железо, черепица, металлочерепица ).

247/6

Область применения кровельных материалов.

   

248/7

Облицовочные материалы ( картон облицовочный, лист гипсокартонный ), их назначение.

249/8

Применение облицовочных материалов.

Настилка линолеума.

     6 часов

250/1

Линолеум и его применение.

       

251/2

Резка линолеума.

252/3

Виды и приемы наклеивания линолеума на основание.

253/4

Прирезка стыков линолеума и приклеивание кромок.

.

254/5

Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.

255/6

Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение.

256/1

Тестовое задание за 2017 - 2018 учебный год.

       1 час

257 /2

Работа над ошибками.

        1 час

Фанера и древесные плиты.

      4 часа

258 /1

Фанера: виды, изготовление, применение.

259 /2

Свойства фанеры и ее сорта.

260/3

Древесно-стружечные и древесно- волокнистые плиты.

261/4

Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры.

Лабораторная работа

          

По окончании  9 класса

обучающиеся должны знать:

  •  Виды  художественной отделки столярных изделий, особенностях техники маркетри;
  •  Требования, предъявляемые к современной мебели, видах мебели.
  •  Права и обязанности рабочего,  порядок приема и увольнения с  работы, виды оплаты труда.
  • Содержание плотничных работ, плотницких инструментах.
  •  Ассортимент пиломатериалов и досок.  
  •  Характеристики строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ. Материалы для их изготовления.  
  •  Последовательность операций при облицовке столярных изделий, применяемых клеях, видах набора шпона.
  •  Использование фурнитуры для подвижного и неподвижного соединения сборочных единиц.
  •  Последовательности изготовления оконных блоков.  
  •  Способы устранения дефектов оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок.
  •  О механизации и автоматизации столярных работ, видах универсальных электроинструментов, станках с программным управлением, их назначении.
  •  Устройство перегородки, дощатого пола, технологии его настилки.
  •  Виды кровельных материалах, их назначении.
  • Виды мастики, оснований, приемы наклеивания линолеума на основание.
  • Виды и сферу применения фанеры, ее свойства и сорта.

должны уметь:

  • Распознавать разные виды отделки.
  • Изготавливать игрушечную мебель в масштабе1:2 или 1:5 от натуральной.
  • Различать понятия трудовая и производственная дисциплина.
  • Подготавливать инструменты и приспособления к работе.  
  •  Определять фрезерованные деревянные изделия, виды материала для настилки пола, виды паркета.  
  •  Самостоятельно подбирать материалы и инструменты для изготовления строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ.  
  •  Выполнять облицовку поверхности шпоном.  
  •  Выполнять соединение деталей с помощью стяжек, устанавливать мебельный замок, прикреплять ручку.
  • Изготавливать оконный блок.  
  • Выполнять ремонт столярно- строительного изделия.
  • Изготавливать секции, выполнять сборку изделия.
  • Выбирать способ установки и крепления перегородки в зависимости от конкретного помещения, выполнять технологические операции по настилке пола.
  • Определять вид кровельного материала.
  • Выполнять операции по наклеиванию линолеума на основание.
  • Получат представление о процессе изготовления фанеры и древесно-волокнистых плит, сфере их применения, дефектах.

Практическая контрольная работа за I полугодие 2017 – 2018 учебного года: (1 уровень: Рамка детского табурета в масштабе 1:2 или 1:5 от натуральной, 2 уровень: Изготовление ножки для табурета, журнального столика).

Тестовое задание за 2017 - 2018 учебный год

по профилю«Столярное дело» (9 класс).

1 уровень                                                                                                                                    

№ п/п

Содержание теста

Варианты ответов

1.

Что не является инструментом для художественной отделки изделия?

 а) косяк

 б) циркуль-резак

 в) долото

2.

Что из перечисленного не является пиломатериалами?

а) брус

б) фанера

в) горбыль

3.

Что не является элементами деталей столярного изделия?

а) фаска

б) фальц

в) скамейка

4.

Широкая часть доски называется

а) пласть

б) торец

в) кромка

5.

Что из перечисленного не относится к ремонту оконных рам, дверей , встроенной мебели, перегородок?

а) установка дополнительных креплений

б) замена деталей

в) изготовление нового изделия

 6.

Для разметки древесины применяется:

а) фуганок

б) рубанок

в) рейсмус

  7.

Срезанная при распиловке, боковая часть бревна:

а) горбыль

б) рейка

в) доска

  8.

Отделочное вещество, предохраняющее деревянное изделие от влаги, придающее блеск:

а) морилка

б) клей

в) лак

  9.

На сверлильном станке патрон крепится в

а)суппорте

б) шпинделе

в) тисках

 10.

Круглые деревянные стержни, применяемые для скрепления брусков, называются

а) шкант

б) шуруп

в) болт

  11.

Какую деталь нельзя измерять при работе на токарном станке

а)круглую

б) квадратную

в) вращающуюся

  12.

К художественной отделке древесины относится

а)циклевание

б) мозаика

в) остекление

  13.

При долблении долото устанавливается

а) по линии разметки

б)1-2 мм, отступив внутрь от линии

в) 1-2 мм, отступив с наружной стороны от линии разметки

  14.

Деталь, связывающая ножки предмета вверху

а)стяжка

б) царга

в) проножка

  15.

Что относится к безопасности труда перед выполнении столярных работ

а) проверить исправность ударных и режущих ручных инструментов

б) проверить почему не работает станок

в)попытаться починить станок

  16.

Фанеру изготовляют из

а) опилок

б) шпона

в) стружек

  17.

Правильно сложенный ряд досок, брусков, бревен, готовой продукции называется

а) укладка

б) штабель

в) шпунт

  18.

Как называется рисунок, получаемый при продольной распиловки древесины.

а)  цвет

б) блеск

в)  текстура

  19.

Шпон получают

а) пилением

б) долблением

в) строганием

  20.

Мебельная фурнитура

а) полка

б) дверца

в) петля

Ключ

для проверки контрольных листов теста по профилю «Столярное дело»

9 класс

1 УРОВНЬ

1

в

2

в

3

в

12

б

4

а

13

б

5

в

14

б

6

         в

15

а

7

         а  

16

б

8

в

17

         б

9

б

18

         в

10

а

19

в

11

в

20

в

Тестовые задания по профилю «столярное дело» соответствуют требованиям программного материала 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Тестовое задание за 2017 - 2018 учебный год

по профилю«Столярное дело» (9 класс).

2 уровень                                                                                                                                    

№ п/п

Содержание задания

Варианты ответов

1

Что из перечисленного не является пиломатериалами ......

а) брус

б) фанера

в) горбыль

2

Деталь, связывающая ножки стула вверху ......

а) стяжка

б) царга

в) проножка

3

Какую древесину используют для изготовления разметочных инструментов .....

а) мягких пород

б) твердых пород

в любые

4

Принадлежность токарного станка в виде диска, применяемая для вытачивания ваз, тарелок и т.д.

а) шпиндель

б) планшайба

в задняя бабка

5

Из древесины каких пород можно изготовить рубанок .......

а) мягких

б) твердых

в) любых

6

Отчего при пилении заготовки поперек волокон может образоваться отщеп .......

а) от быстрого пиления и сильного нажатия на пилу

б)от медленного пиления и слабого нажатия на пилу

 в) от придерживания заготовки рукой

7

Что не относится к элементам столярных изделий .......

а) щит

б) профильные детали

в) накладной и врезной мебельные замки

8

Что не относится к видам ремонта мебели .....

а) переклейка каркаса стульев и кресел

б) сращивание ножки стула вставками

в) замена пола под мебелью

9

С помощью чего крепятся различные мебельные петли .......

а) шурупами

б) гвоздями

в) болтами

 10

Что не является пороком древесины .......

а) сучки

б) смоляные карманы

в) погнутость древесины

 11

Широкая часть доски называется ....

а) пласть

б) торец

в) кромка

 12

Что такое комод .......

а) шкаф для посуды

б) шкаф с откидной крышкой для письменных работ

в) шкаф с ящиками для хранения белья

 13

Столярный угольник-это .......

а) поверочный инструмент

б) режущий инструмент

в) измерительный инструмент

 14

Для чего предназначены токарные станки .......

а) для сверления

б) для строгания

в)  для точения

 15

Строгальный инструмент .......

а) долото

б) нож

в) рубанок

 16

При пилении должно двигаться ......

а) туловище

б) только правая рука

в) туловище и правая рука

 17

Зачем устанавливают защелки на дверцы мебели .......

а) чтобы лучше открывались

б) чтобы не открывались самостоятельно

в) для дизайна

 18

Что способствует разрушению мебели .......

а) близость отопительных приборов

б) сухое помещение

в) регулярно проветриваемое помещения

  19

Перед началом работ надо .......

а) надеть спецодежду

б) снять спецодежду

в) начать ремонт спецодежды

  20

Что не относится к мебельной фурнитуре .......

а) замки

б) ручки

в) ножки шкафа

Ключ

для проверки контрольных листов теста по профилю «Столярное дело»

9 класс

2 уровень

1

в

2

б

3

б

12

в

4

б

13

в

5

б

14

в

6

         а

15

в

7

         в

16

б

8

в

17

         б

9

а

18

         а  

10

в

19

а

11

а

20

в

Тестовые задания по профилю «столярное дело» соответствуют требованиям программного материала 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Оценка относительного уровня усвоения:

     «5» -100%-85%        соответствует 10-9баллов

     «4» -  84%-70%        соответствует 8-7 балла

     «3» -  69%-49%        соответствует 6 -5 баллов

Календарно – тематическое планирование

 по предмету «Столярное дело» 9 класса  

на летнюю трудовую практику  2017 – 2018 учебного года.

Дата

№ урока

Тема  урока

Вид

деятельности

 12 учебных дней.

Практическое повторение

(Изготовление табурета).

1

Изучение технического рисунка табурета. Составление плана работы. Подбор материала.

Пр. работа

2

Выбор заготовок, разметка. Выстрагивание черновой заготовки деталей с отметкой лицевых сторон.

Пр. работа

3

Разметка царг и проножек. Разметка ножек. Долбление гнезд.

Пр. работа

4

Запиливание шипов. Срезание щечек. Срезание шипов на ус.

Пр. работа

5

Сборка нижней части табурета без клея. Проверка угольником вязки ножки с царгой и проножкой. Проверка сборки на глаз.

Пр. работа

6

Проверка сборки ножек угольником и по диагонали. Строгание скосов с двух нелицевых сторон.

Пр. работа

7

Склейка. Проверка по плоскости и углы.

Пр. работа

8

Изготовление сиденья – крышки табурета. Прострогать полуфуганком  под угольник кромки досок. Проверка правильности фугования, прикладывая одну кромку доски к другой.

Пр. работа

9

Промазывание кромок столярным клеем. Укладывание досок в щит,  в специальный зажим – вайму для склеивания.

Пр. работа

10

Строгание щита. Закругление кромок.

Пр. работа

11

Изготовление сухарей. Изготовление круглых вставных шипов ( шкантов ).

Пр. работа

12

Прикрепление сиденья к табуретке смазанными клеем сухарями и шкантами. Зачистка табурета мелкой шкуркой.

Пр. работа

Основные критерии  для оценки знаний и умений учащихся по трудовому обучению.

1. Уровень знаний учащихся теоретических и практических вопросов технологии и их умения применять эти знания в практической работе.

2. Знание инструментов,  приспособлений,  другого  оборудования  и  умение

подготовить их к работе.

3. Степень овладения приемами выполнения работы (рабочими операциями).

4. Продолжительность выполнения работы в целом или части ее.

5. Знание и выполнение требований техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении работы.

6. Умение пользоваться при выполнении работы письменно -графическими
документами (технологическими картами)  и правильно составлять простейшие их них.

7. Умение правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем при выполнении задания; бережно относиться к инструментам; экономное расходование материалов.

8. Степень  самостоятельности   при  организации  и   выполнении   работы   и проявления элементов творчества.

9.Качество выполненной работы в целом (точность и чистота отделки изделия, возможность использования его по назначению и т.п.).

-оценку "5"- ставить тогда, когда выполнены все названные критерии,

-оценку "4" - когда один или два критерия нарушены,

-оценку "3" - когда нарушены три критерия и прежде всего: качество выполнения работы, самостоятельность, точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приемов;

Оценка устных ответов по трудовому обучению:

Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:

-        полно   раскрыл   содержание   материала   в   объеме,   предусмотренном программой и учебником;

- изложил   материал грамотно, в определенной последовательности, точно используя технологическую терминологию и символику;

- правильно выполнил технологические карты, рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,   сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно, допускаются  наводящие вопросы учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на отличную отметку, но при этом имеет один из недостатков:

-        в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие технологическое содержание ответа;

-        допущены один-три недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-        допущены две ошибки или более трёх недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленных по замечанию учителя.

   Отметка "3" ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто основное содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании технологической терминологии, в чертежах, таблицах, картах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных практических умений и навыков.

Оценка письменных ответов по трудовому обучению:

(Тесты, контрольные и самостоятельные работы, комбинированные работы)

Отметка "5":

- работа выполнена полностью;

- в рассуждениях и обосновании ответов нет погрешностей;

-используются знания в  нестандартных ситуациях;

- в решении нет технологических ошибок (возможна 1 неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или  непонимания учебного материала).

  Отметка "4":

-        работа выполнена  полностью, но допущены 1-3 ошибки или 2-3 недочета в тестах, картах,  выкладках, рисунках, чертежах, эскизах.

Отметка "3":

-        ученик владеет   обязательными умениями  по проверяемой  теме.  Работа выполнена на 2/ 3 объёма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...

Знакомство с авторской программой по предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД» для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития" 5- 9 классы

Выступление на методобъединении  учителей средних и старших классов ГКАОУ школы "Центр развития и коррекции" №2124...

Рабочая программа по предмету Профильный труд 6-8 классы

Программа разработана для школы 8 вида, для учащихся с тяжелым нарушением интеллекта....

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" для 5 класса  1 вариант УП (обучение на дому)...

Рабочая программа по предмету "Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий" 5-9 классы

Рабочая программа по предмету "Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий" 5-9 классы...