Конспект урока «Алгоритм и его свойства»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
- Раздел «Алгоритмизация и программирование»;
- Учебная тема «Алгоритм и его свойства»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_9kl_.docx | 457.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Алгоритм и его свойства».
Общие сведения:
- ГБОУ Гимназия №1551, 9 класс;
- раздел «Алгоритмизация и программирование»;
- учебная тема «Алгоритм и его свойства»;
- номер урока – 1;
- учебные часы – 1.
Цели урока:
- сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма, выделить его свойства;
- рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя;
- продолжить формирование приемов логического мышления, развивать интерес к предмету;
- воспитание аккуратности и точности.
Основные понятия:
- алгоритм;
- исполнитель;
- системы команд исполнителя.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- доска.
Ход урока:
1) Актуализация опорных знаний: (6-7 мин).
Приветствие, запись темы урока в тетрадь. (1-2 мин).
- В жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление супа, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Давайте приведем пример. Какую последовательность действий нужно выполнить, чтобы позвонить по мобильному телефону?
Возможные ответы учащихся:
- Открыть контакты.
- Выбрать контакт.
- Набрать номер.
- Эту последовательность действий может выполнить каждый из вас. Такая последовательность называется алгоритмом.
2) Объяснение нового материала: (20 мин). Объяснение нового материала происходит в форме фронтальной беседы и сопровождается демонстрацией с помощью мультимедийного проектора.
Запись в тетрадь: Алгоритм – это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.
- Где вы уже встречались с алгоритмами?
Возможные ответы учащихся:
- на информатике (этапы решения задач),
- на математике (решение уравнения) и т.д.
Запись в тетрадь: Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.
- Подумайте приведенные вами примеры алгоритмов сможет выполнить любой человек?
Возможные ответы учащихся:
Нет, алгоритм решения кв. уравнения не сможет выполнить младший школьник.
- Почему и какой можно сделать вывод?
Возможные ответы учащихся:
Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.
- Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определение Система Команд Исполнителя, запишем, что же это такое:
Запись в тетрадь: Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.
- Кто может служить исполнителем алгоритма?
Возможные ответы учащихся:
Человек, автомат, компьютер, машина и т.д.
- Каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому алгоритм должен быть записан на понятном для исполнителя языке и эта запись называется программой. Запишем:
Запись в тетрадь: Программа - запись алгоритма на языке исполнителя.
- Итак, мы выяснили, что такое алгоритм и его исполнитель. Давайте теперь подумаем, какими свойствами обладает алгоритм.
Возможные ответы учащихся:
- Должны быть отдельные шаги.
- Алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя.
- Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды только выполнив предыдущую.
- Ясно, что алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя. Запишем это свойство:
- Следующее свойство алгоритма называется свойством определенности, то есть команда восприниматься однозначно. Например, робот не поймет команды положить 2-3 ложки песка. Запишем это свойство:
- Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему он всегда должен приводить?
Это свойство называется – результативность. Запишем это свойство:
- И последнее свойство – это массовость, то есть по одному алгоритму можно решать однотипные задачи. Давайте зафиксируем и это свойство в тетради.
Запись в тетрадь:
Свойства:
- Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов.
- Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.
- Определенность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.
- Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.
- Массовость. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи.
- Все эти свойства с другой стороны можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, то есть когда вы будете строить алгоритм решения задачи вы должны следовать этим требованиям.
- Хорошо, давайте вспомним какими способами можно записать алгоритм?
Запись в тетрадь:
Способы записи алгоритмов:
- алгоритмический язык
- графический способ (блок-схемы).
- Алгоритмы могут отличаться не только по способу записи, но и по виду. Алгоритмы бывают линейные, разветвляющиеся и циклические. Каждый из этих видов на следующих уроках мы подробно рассмотрим, а сейчас просто запишем тетрадь.
Запись в тетрадь:
Виды алгоритмов:
- Линейный – все действия выполняются последовательно.
- Разветвляющийся – выполнения действий зависит от условий.
- Циклический – действия повторяются многократно.
- Решим одну задачу: Исполнитель умеет, заметь в слове ровно одну букву на любую другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова САД в слово КОТ.
- Подумайте какая система команд у нашего исполнителя?
Возможные ответы учащихся:
Заменять в слове одну букву на другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово.
- Давайте составим алгоритм. Чтобы его составить нужно сначала решить эту задачу.
Возможные ответы учащихся:
САД – САМ – СОМ – КОМ – КОТ.
- Составим алгоритм.
- 1. 3М
2. 2О
3. 1К
4. 3Т
- Хорошо, а теперь порешаем задачи.
3) Решение задач: (15 мин).
Дидактические материалы
- Составить алгоритм для вычисления длины окружности произвольного радиуса.
- Составить алгоритм и программу для подсчета и вывода на экран значений косинусов углов 300, 600, 900.
- Составить алгоритм и программу для вычисления площади треугольника, если известны его стороны.
- Составить алгоритм и программу для вычисления гипотинузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты.
- Составить алгоритм и программу для вычисления периметра пятиугольника, если известны его стороны.
4) Итог урока. (2 мин).
Словарь терминов
- Алгоритм – это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.
- Программа - запись алгоритма на языке исполнителя
- Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.
- Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.
5) Домашнее задание: (1 мин).
§4, §20, стр.144 №2-5
Литература
1. Радченко Н.П. «Школьная информатика»
2. Семакин «Базовый курс 7-8»
3. Сенокосов А.И. «Информатика 8».
Приложение 1.
Схема доски: (возможно использование слайдов презентации)
Слайды презентации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм и его свойства
В материале содержится описание алгоритма и его свойств...
Алгоритмы и их свойства
Урок изучения нового материала, здесь же проводится его первичное закрепление. Изложение материала сопровождается показом мультимедийной презентации....
Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»
Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...
Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства.
В материале представлены: Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Свойства алгоритмов....
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов
Происхождение слова «алгоритм»Определение алгоритмаСвойства алгоритмовСпособы записи алгоритмаПрактическая часть на компьютере...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...