Внеурочная деятельность "Умелые руки" 5-8 классы
рабочая программа по технологии
Занятия включают в себя художественную обработку материалов и декоративно – прикладное искусство, углубляют знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», и имеют широкие содержательные связи с изобразительным искусством, геометрией, черчением, мировой и художественной культурой.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ ребят, поиск и подбор иллюстраций.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно – прикладной деятельности ребят играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена и принята Утверждена Педагогическим советом Приказом директора
Протокол № 1 от 29.08.2024г. МБОУ Коноваловская СОШ
№ 98 от 29.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Учитель: Никифоров Руслан Васильевич |
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности адресована обучающимся 5-11 классов.
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
1) развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
3) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
4) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
5) расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Древесина – неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал. В деревянном зодчестве и резьбе по дереву нашли своё проявление одарённость народов России, их любовь к красоте и гармонии, высокое мастерство, умение понимать и использовать возможности материала.
Занятия включают в себя художественную обработку материалов и декоративно – прикладное искусство, углубляют знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», и имеют широкие содержательные связи с изобразительным искусством, геометрией, черчением, мировой и художественной культурой.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ ребят, поиск и подбор иллюстраций.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно – прикладной деятельности ребят играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у обучающихся эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту.
Раздел 1.
Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- развивать интерес к изучению и практическому освоению;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Контингент учащихся: возраст детей – 11–18 лет.
Состав группы – 10-15 человек. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
Режим занятий: срок реализации программы – 1 год. Группа занимается 1 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом. На реализацию программы отводится 68 часов.
Формы проведения занятий. Основными, характерными при реализации данной программы, формами проведения занятий являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы: демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном; фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Также используются практические работы, проектные работы, лекции, видео-лекции, практикумы. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Кружок «Умелые руки» 5-6 класс
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Обработка древесины до заданных размеров ручным инструментом | 8 | 2 | 6 | |
Декорирование готовых изделий выжиганием | 16 | 2 | 14 | |
Зачистка и отделка работ | 4 | 2 | 2 | |
Простое конструирование и моделирование из древесины | 25 | 2 | 23 | |
Творческая мастерская | 11 | - | 11 | |
Выставка | 4 | - | 4 |
Содержание изучаемых тем
1. Вводное занятие -2 часа
Художественная обработка древесины как разновидность декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, инструктаж по технике безопасности, распределение рабочих мест.
Практическая работа.
- Подготовка заготовок из древесины для дальнейшей ручной обработки.
2. Обработка древесины до заданных размеров ручным инструментом (материалы, инструменты, приспособления) – 8 часов
Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.
Приемы работы ручным режущим инструментом. Разметка, строгание, пиление, сверление древесины. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.
Практические работы:
- Выбор изделия и разметка по эскизу.
- Работа над выбранным объектом труда: выполнение столярных технологических операций.
- Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.
3. Декорирование готовых изделий выжиганием – 16 часов
Приемы работы электровыжигателем. Нанесение выбранного рисунка и декорирование изделия выжиганием. Отделка и лакирование.
Практические работы.
- Подготовка основы для выжигания, перевод рисунка на основу.
- Выжигание данного изображения.
- Отделка и лакирование бесцветным лаком.
4. Зачистка и отделка работ –4 часа
Знакомство с инструментами и материалами для зачистки и отделки изделий. Разновидности напильников и шлифовальной шкурки. Способы зачистки древесины. Зачистка поверхностей и отделка работ бесцветным лаком.
5. Простое конструирование и моделирование из древесины – 25 часов
Знакомство с понятиями конструирование и моделирование и профессиями в данной сфере. Виды конструкций и моделей из древесины, способы соединения деревянных деталей в данных изделиях. Выбор изделия модели и ее изготовление.
Практическая работа
- Изготовление плоских деталей по эскизу (7 ч).
- Изготовление объёмных деталей по готовым моделям (10 ч).
- Изготовление соединений на деталях моделей (4 ч).
- Зачистка и соединение деталей в готовое изделие (модель, конструкцию) при помощи клея, гвоздей, саморезов, шкантов (4 ч).
6. Творческая мастерская - 11 часов
Работа над собственным проектом. Подготовка лучших работ к выставке, к конкурсам. Просмотр творческих работ учащихся, сделанных в течение года.− Устранение дефектов. Оформление работ. Этикетки.
7. Выставка- 4 часа
Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Кружок «Умелые руки» 7-11 класс
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
Полурельефная резьба по дереву (творческая работа) | 16 | 2 | 14 | |
Скульптурная резьба по дереву | 34 | 4 | 30 | |
Творческая мастерская | 16 | - | 16 | |
Выставка | 4 | - | 4 |
Содержание изучаемых тем
Кружок «Умелые руки» 7-11 класс
1. Полурельефная резьба по дереву (творческая работа) – 16 часов.
Знакомство с данным видом резьбы по дереву, материалами и инструментами. Правила техники безопасности при работе режущим инструментом. Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом,
назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Изготовление изделие с данной резьбой. Шлифование. Покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.
Практические работы.
- Работа над эскизом творческого изделия.
- Выполнение рабочих чертежей и эскизов.
- Исполнение изделия в материале.
- Шлифование.
- Покрытие лаком изделия.
- Оформление изделия.
2. Скульптурная резьба по дереву– 34 часа
Знакомство с данным видом резьбы по дереву, материалами и инструментами. Правила техники безопасности при работе режущим инструментом. Создание скульптуры, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Изготовление выбранной скульптуры. Шлифование. Покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.
3. Творческая мастерская - 16 часов
Работа над собственным проектом. Подготовка лучших работ к выставке, к конкурсам. Просмотр творческих работ учащихся, сделанных в течение года.− Устранение дефектов. Оформление работ. Этикетки.
4. Выставка- 4 часа
Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов.
Раздел 3.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Кружок «Умелые руки» 5-11 класс
№ | Содержание | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата |
1 | Раздел 1. Виды декоративной обработки древесины. Характеристика древесины. Выбор изделия. Введение. Повтор правил техники безопасности и внутреннего распорядка. | 20 часов | 1 | |
2 | Теоретическое ознакомление учащихся с различными видами резьбы по дереву, выжиганию, конструированию, моделированию. | 1 | ||
3 | Теоретическое ознакомление учащихся с различными видами резьбы по дереву, выжиганию, конструированию, моделированию. | 1 | ||
4 | Выбор изделия учащимися с учетом их возрастных особенностей, умений и навыков. | 1 | ||
5 | Подбор материалов и инструментов к выбранному изделию. | 1 | ||
6 | Разметка и изготовление деталей изделия. | 1 | ||
7 | Разметка и изготовление деталей изделия. | 1 | ||
8 | Разметка и изготовление деталей изделия. | 1 | ||
9 | Разметка и изготовление деталей изделия. | 1 | ||
10 | Разметка и изготовление деталей изделия. | 1 | ||
11 | Обработка по контуру режущим инструментом. | 1 | ||
12 | Обработка по контуру режущим инструментом. | 1 | ||
13 | Обработка по контуру режущим инструментом. | 1 | ||
14 | Обработка по контуру режущим инструментом. | 1 | ||
15 | Обработка по контуру режущим инструментом. | 1 | ||
16 | Сборка деталей в изделие. | 1 | ||
17 | Сборка деталей в изделие. | 1 | ||
18 | Сборка деталей в изделие. Зачистка поверхностей. | 1 | ||
19 | Зачистка поверхностей. | 1 | ||
20 | Зачистка поверхностей. Лакирование изделия. | 1 | ||
21 | Раздел 2. Технология выполнения резьбы на изделии. Полурельефная и скульптурная резьба. Организация рабочего места. Выбор изделия. | 25 часов | 1 | |
22 | Подготовка инструментов и материалов к выбранному изделию. | |||
23 | Правила Т.Б. при работе резцами. Выполнение элементов резьбы. | |||
24 | Нанесение рисунка, орнамента на изделие. | 1 | ||
25 | Нанесение рисунка, орнамента на изделие. | 1 | ||
26 | Разметка и обработка по контуру режущим инструментом. | |||
27 | Разметка и обработка по контуру режущим инструментом. | |||
28 | Разметка и обработка по контуру режущим инструментом. | |||
29 | Разметка и обработка по контуру режущим инструментом. | |||
30 | Разметка и обработка по контуру режущим инструментом. | |||
31 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
32 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
33 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
34 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
35 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
36 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
37 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
38 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
39 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
40 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
41 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
42 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
43 | Выполнение элементов резьбы. | 1 | ||
44 | Зачистка поверхностей скульптуры. | 1 | ||
45 | Зачистка поверхностей скульптуры. | 1 | ||
46 | Раздел 3. Выжигание по дереву. Подготовка основы из фанеры или древесины. | 15 часов | 1 | |
47 | Нанесение на поверхность рисунка. | 1 | ||
48 | Выжигание изображения. | 1 | ||
49 | Выжигание изображения. | 1 | ||
50 | Выжигание изображения. | 1 | ||
51 | Выжигание изображения. | 1 | ||
52 | Выжигание изображения. | 1 | ||
53 | Выжигание изображения. | 1 | ||
54 | Выжигание изображения. | 1 | ||
55 | Выжигание изображения. | 1 | ||
56 | Выжигание изображения. | 1 | ||
57 | Выжигание изображения. | 1 | ||
58 | Выжигание изображения. | 1 | ||
59 | Выжигание изображения. | 1 | ||
60 | Выжигание изображения. | 1 | ||
61 | Раздел 4. Отделка изделий из древесины. Заключительное шлифование поверхностей изделий. | 4 часа | 1 | |
62 | Покрытие изделия морилкой или водным красителем. | 1 | ||
63 | Прозрачная отделка изделий (лакирование). | 1 | ||
64 | Прозрачная отделка изделий (лакирование). | 1 | ||
65 | Раздел 5. Творческая мастерская. Работа над собственным проектом. Подготовка лучших работ к выставке, к конкурсам. | 4 часа | 1 | |
66 | Просмотр творческих работ учащихся, сделанных в течение года. Оформление работ. Этикетки. | 1 | ||
67 | Выставка. Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов. | 1 | ||
68 | Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов. | 1 |
Раздел 4.
Информационное обеспечение курса
(использованная литература, интернет-источники)
Программы по курсу кружок «Умелые руки (выпиливание и выжигание)», 5-8 классы, автор
программы: Арефьев И. П. (В книге: Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5-8 класс)
Программы элективных курсов «Технология», под редакцией В. А. Кальней, изд. Дрофа – Москва 2006 г. Авторы: Е.С. Глозман, А. Е. Глозман, Д. А. Махотин.
Л. А. Логачева «Основы мастерства резчика по дереву», изд. Народное творчество, Москва 2005 г.
Энди Стендинг «Изделия из дерева», изд. Мой мир, Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида
Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы
внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Календарно - тематическое планирование "Волшебный компьютер" внеурочная деятельность 1 класс
представлено КТП...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
- Мне нравится (1)