Внеурочная деятельность "Умелые руки" 5-8 классы
рабочая программа по технологии

    Занятия включают в себя художественную обработку материалов и декоративно – прикладное искусство, углубляют знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», и имеют широкие содержательные связи с изобразительным искусством, геометрией, черчением, мировой и художественной культурой.

    Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

    Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ ребят, поиск и подбор иллюстраций.

    Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.       Общественное значение результатов декоративно – прикладной деятельности ребят играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_5-11_umelye_ruki.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и принята                                                                                           Утверждена      Педагогическим советом                                                                             Приказом директора

Протокол № 1 от 29.08.2024г.                                                        МБОУ Коноваловская СОШ

                                                                                                                       № 98 от 29.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Учитель: Никифоров Руслан Васильевич

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности адресована обучающимся 5-11 классов.

Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

1) развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

2) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

3) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

 4) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

5) расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

    Древесина – неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал. В деревянном зодчестве и резьбе по дереву нашли своё проявление одарённость народов России, их любовь к красоте и гармонии, высокое мастерство, умение понимать и использовать возможности материала.

    Занятия включают в себя художественную обработку материалов и декоративно – прикладное искусство, углубляют знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», и имеют широкие содержательные связи с изобразительным искусством, геометрией, черчением, мировой и художественной культурой.

    Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

    Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ ребят, поиск и подбор иллюстраций.

    Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.       Общественное значение результатов декоративно – прикладной деятельности ребят играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

    При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

     Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.  Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у обучающихся эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту.

Раздел 1.

Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности

Личностные результаты 

У обучающегося будут сформированы:  

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования: 

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится: 

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

 Обучающийся получит возможность научиться: 

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащиеся смогут: 

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

 Обучающийся получит возможность научиться: 

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с

 использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • развивать интерес к изучению и практическому освоению;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: 

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;  
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;  
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Контингент учащихся: возраст детей – 11–18 лет.

Состав группы – 10-15 человек. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.

Режим занятий: срок реализации программы – 1 год. Группа занимается 1 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом. На реализацию программы отводится 68 часов.

Формы проведения занятий. Основными, характерными при реализации данной программы, формами проведения занятий являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы: демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном; фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Также используются практические работы, проектные работы, лекции, видео-лекции, практикумы. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Раздел 2.

 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Кружок «Умелые руки» 5-6 класс

Наименование тем

Количество часов

общее

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Обработка древесины до заданных размеров ручным инструментом

8

2

6

Декорирование готовых изделий выжиганием

16

2

14

Зачистка и отделка работ

4

2

2

Простое конструирование и моделирование из древесины

25

2

23

Творческая мастерская

11

-

11

Выставка

4

-

4

Содержание изучаемых тем

1. Вводное занятие -2 часа

Художественная обработка древесины как разновидность декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, инструктаж по технике безопасности, распределение рабочих мест.

Практическая работа.

  • Подготовка заготовок из древесины для дальнейшей ручной обработки.

2. Обработка древесины до заданных размеров ручным инструментом (материалы, инструменты, приспособления) – 8 часов

Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Приемы работы ручным режущим инструментом. Разметка, строгание, пиление, сверление древесины. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.

Практические работы:

  • Выбор изделия и разметка по эскизу.
  • Работа над выбранным объектом труда: выполнение столярных технологических операций.
  • Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.

3. Декорирование готовых изделий выжиганием – 16 часов

Приемы работы электровыжигателем. Нанесение выбранного рисунка и декорирование изделия выжиганием. Отделка и лакирование.

Практические работы.

  • Подготовка основы для выжигания, перевод рисунка на основу.
  • Выжигание данного изображения.
  • Отделка и лакирование бесцветным лаком.

4. Зачистка и отделка работ –4 часа

Знакомство с инструментами и материалами для зачистки и отделки изделий. Разновидности напильников и шлифовальной шкурки. Способы зачистки древесины. Зачистка поверхностей и отделка работ бесцветным лаком.

5. Простое конструирование и моделирование из древесины – 25 часов

Знакомство с понятиями конструирование и моделирование и профессиями в данной сфере. Виды конструкций и моделей из древесины, способы соединения деревянных деталей в данных изделиях. Выбор изделия модели и ее изготовление.

Практическая работа

  • Изготовление плоских деталей по эскизу (7 ч).
  • Изготовление объёмных деталей по готовым моделям (10 ч).
  • Изготовление соединений на деталях моделей (4 ч).
  • Зачистка и соединение деталей в готовое изделие (модель, конструкцию) при помощи клея, гвоздей, саморезов, шкантов (4 ч).

6. Творческая мастерская - 11 часов         

Работа над собственным проектом. Подготовка лучших работ к выставке, к конкурсам. Просмотр творческих работ учащихся, сделанных в течение года.  Устранение дефектов. Оформление работ. Этикетки.

7. Выставка- 4 часа 

Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Кружок «Умелые руки» 7-11 класс

Наименование тем

Количество часов

общее

теория

практика

Полурельефная резьба по дереву (творческая работа)

16

2

14

Скульптурная резьба по дереву

34

4

30

Творческая мастерская

16

-

16

Выставка

4

-

4

Содержание изучаемых тем

Кружок «Умелые руки» 7-11 класс

1. Полурельефная резьба по дереву (творческая работа) – 16 часов.

    Знакомство с данным видом резьбы по дереву, материалами и инструментами. Правила техники безопасности при работе режущим инструментом. Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом,

назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Изготовление изделие с данной резьбой. Шлифование. Покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.

Практические работы.

  • Работа над эскизом творческого изделия.
  • Выполнение рабочих чертежей и эскизов.
  • Исполнение изделия в материале.
  • Шлифование.
  • Покрытие лаком изделия.
  • Оформление изделия.

2. Скульптурная резьба по дереву– 34 часа

    Знакомство с данным видом резьбы по дереву, материалами и инструментами. Правила техники безопасности при работе режущим инструментом. Создание скульптуры, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Изготовление выбранной скульптуры. Шлифование. Покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.

3. Творческая мастерская - 16 часов

   Работа над собственным проектом. Подготовка лучших работ к выставке, к конкурсам. Просмотр творческих работ учащихся, сделанных в течение года.  Устранение дефектов.  Оформление работ. Этикетки.

4. Выставка- 4 часа 

Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов.

Раздел 3.

        Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Кружок «Умелые руки» 5-11 класс

 Содержание

Кол-во

часов по разделу

Кол-во

часов по теме

Дата

1

Раздел 1. Виды декоративной обработки древесины. Характеристика древесины. Выбор изделия.

Введение. Повтор правил техники безопасности и внутреннего распорядка.

20 часов

1

2

Теоретическое ознакомление учащихся с различными видами резьбы по дереву, выжиганию, конструированию, моделированию.

1

3

Теоретическое ознакомление учащихся с различными видами резьбы по дереву, выжиганию, конструированию, моделированию.

1

4

Выбор изделия учащимися с учетом их возрастных особенностей, умений и навыков.

1

5

Подбор материалов и инструментов к выбранному изделию.

1

6

Разметка и изготовление деталей изделия.

1

7

Разметка и изготовление деталей изделия.

1

8

Разметка и изготовление деталей изделия.

1

9

Разметка и изготовление деталей изделия.

1

10

Разметка и изготовление деталей изделия.

1

11

Обработка по контуру режущим инструментом.

1

12

Обработка по контуру режущим инструментом.

1

13

Обработка по контуру режущим инструментом.

1

14

Обработка по контуру режущим инструментом.

1

15

Обработка по контуру режущим инструментом.

1

16

Сборка деталей в изделие.

1

17

Сборка деталей в изделие.

1

18

Сборка деталей в изделие. Зачистка поверхностей.

1

19

Зачистка поверхностей.

1

20

Зачистка поверхностей. Лакирование изделия.

1

21

Раздел 2. Технология выполнения резьбы на изделии. Полурельефная и скульптурная резьба.

Организация рабочего места.  Выбор изделия.

25 часов

1

22

Подготовка инструментов и материалов к выбранному изделию.

23

Правила Т.Б. при работе резцами.  Выполнение элементов резьбы.  

24

Нанесение рисунка, орнамента на изделие.

1

25

Нанесение рисунка, орнамента на изделие.

1

26

Разметка и обработка по контуру режущим инструментом.

27

Разметка и обработка по контуру режущим инструментом.

28

Разметка и обработка по контуру режущим инструментом.

29

Разметка и обработка по контуру режущим инструментом.

30

Разметка и обработка по контуру режущим инструментом.

31

Выполнение элементов резьбы.

1

32

Выполнение элементов резьбы.

1

33

Выполнение элементов резьбы.

1

34

Выполнение элементов резьбы.

1

35

Выполнение элементов резьбы.

1

36

Выполнение элементов резьбы.

1

37

Выполнение элементов резьбы.

1

38

Выполнение элементов резьбы.

1

39

Выполнение элементов резьбы.

1

40

Выполнение элементов резьбы.

1

41

Выполнение элементов резьбы.

1

42

Выполнение элементов резьбы.

1

43

Выполнение элементов резьбы.

1

44

Зачистка поверхностей скульптуры.

1

45

Зачистка поверхностей скульптуры.

1

46

Раздел 3. Выжигание по дереву.

Подготовка основы из фанеры или древесины.

15 часов

1

47

Нанесение на поверхность рисунка.

1

48

Выжигание изображения.

1

49

Выжигание изображения.

1

50

Выжигание изображения.

1

51

Выжигание изображения.

1

52

Выжигание изображения.

1

53

Выжигание изображения.

1

54

Выжигание изображения.

1

55

Выжигание изображения.

1

56

Выжигание изображения.

1

57

Выжигание изображения.

1

58

Выжигание изображения.

1

59

Выжигание изображения.

1

60

Выжигание изображения.

1

61

Раздел 4. Отделка изделий из древесины.

Заключительное шлифование поверхностей изделий.

4 часа

1

62

Покрытие изделия морилкой или водным красителем.

1

63

Прозрачная отделка изделий (лакирование).

1

64

Прозрачная отделка изделий (лакирование).

1

65

Раздел 5. Творческая мастерская. 

Работа над собственным проектом. Подготовка лучших работ к выставке, к конкурсам.

4 часа

1

66

Просмотр творческих работ учащихся, сделанных в течение года. Оформление работ. Этикетки.

1

67

Выставка. Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов.

1

68

Презентация авторских проектных работ. Подведение итогов.

1

Раздел 4.

Информационное обеспечение курса

(использованная литература, интернет-источники)

  Программы по курсу кружок «Умелые руки (выпиливание и выжигание)», 5-8 классы, автор

программы: Арефьев И. П. (В книге: Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5-8 класс)

  Программы элективных курсов «Технология», под редакцией В. А. Кальней, изд. Дрофа – Москва 2006 г.  Авторы: Е.С. Глозман, А. Е. Глозман, Д. А. Махотин.

  Л. А. Логачева «Основы мастерства резчика по дереву», изд. Народное творчество, Москва 2005 г.

  Энди Стендинг «Изделия из дерева», изд. Мой мир, Москва 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы

внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...