Закрепление деталей аппликации. Технологический процесс. Швы «вперед иголку», «петельный», «тамбурный». Графическое изображение швов.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Охрина Ирина Ивановна

Усвоение знаний о способах соединения деталей из различных конструкционных материалов, о приемах выполнения ручных швов, их графическое изображение, о швах «вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «тамбурный»; формирование умений распознавать и выполнять ручные швы; развитие моторику рук, координации движений; воспитание аккуратности и старательности во время вышивальных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_detaley_applikatsii.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 5

ТЕМА. Закрепление деталей аппликации. Технологический процесс. Швы «вперед иголку», «петельный», «тамбурный». Графическое изображение швов. Тренировочные упражнения

Цель: усвоение знаний о способах соединения деталей из различных конструкционных материалов, о приемах выполнения ручных швов, их графическое изображение, о швах «вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «тамбурный»; формирование умений распознавать и выполнять ручные швы; развитие моторики рук, координации движений; воспитание аккуратности и старательности во время вышивальных работ.

Оборудование: образцы швов и вышитых изделий, таблицы «Правила безопасного труда», «Санитарно-гигиенические требования при выполнении ручных швейных работ», проектор, презентации, ножницы, булавки, карандаш, копировальная бумага.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ориентировочный план проведения урока

I. Организационная часть - 1 мин.

II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся - 2 мин.

III. Мотивация учебно-трудовой деятельности учеников - 3 мин.

IV. Сообщение темы, цели, задач урока - 1 мин.

V. Изучение нового материала - 14 мин.

VI. Практическая работа - 4 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Проверка присутствующих учеников на уроке.

- Проверка наличия спецодежды.

- Назначение дежурных.

II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учеников

Беседа

- Из каких материалов мы изготовляли открытки на предыдущем уроке?

- От чего, по вашему мнению, зависит способ соединения деталей в изделии?

- Какие известны другие способы соединения?

III. Мотивация учебно-трудовой деятельности учащихся

Мини-практикум

Учитель демонстрирует изделия из разных конструкционных материалов и предлагает сказать, каким способом соединены детали в изделии. После обсуждения дети делают вывод: для изготовления любого изделия необходимо знать способы соединения деталей и технологию их выполнения.

IV. Сообщение темы, цели и задач урока

Отображаются на экране с помощью проектора.

Задачи урока

- усвоить знания о способах соединения деталей из разных конструкционных материалов;

- ознакомиться с приемами выполнения ручных швов, их графическим изображением;

- выполнять и распознавать ручные швы.

V. Изучение нового материала

1. Способы соединения конструкционных материалов

Рассказ учителя

Большинство изделий состоят из нескольких деталей, которые определенным образом соединяются между собой. Существует несколько способов соединения деталей: неподвижное и подвижное, неразъемное и разъемное.

Игра (интерактивная часть урока)

Алгоритм работы учителя

1. Учитель создает «витрину» в воображаемом магазине, где размещены изделия из разных конструкционных материалов.

2. Учитель (или подготовленный ученик) рекламирует поочередно товар, указывая способы соединения деталей, синхронно фиксируя ответы в подготовленную на доске таблицу.

        Способы соединения деталей

1.        Подвижное - детали могут смещаться друг относительно друга

2.        Неподвижное - детали не смещаются друг относительно друга

3.        Разъемное - детали можно разобрать, не повредив их (такие соединения чаще всего выполняют с помощью болтов, гаек, шурупов)

4.        Неразъемное - изделие невозможно разобрать, не повредив детали (склеивание, сварка, спаивание, с помощью гвоздей и т. п.)

Игра «Что в названном перечне является лишним?»

Склеивание, соединение гвоздями, соединение заклепками, резка, соединение сшиванием нитками, соединение шурупами.

Проведение мини-тренинга

Учитель объединяет учеников в четыре группы и дает им задания.

- Каким способом можно соединить детали из металла (древесины)?

- Подберите способы соединения деталей из ткани (пластмассы).

Вывод учителя

После интерактивного обсуждения дети делают вывод о том, что выбор способа соединения деталей зависит от вида конструкционного материала.

2. Виды швов для закрепления деталей аппликации на ткани

Рассказ учителя

Для закрепления деталей аппликации на ткани используются различные машинные и ручные швы.

Блиц-опрос

- Назовите ручные швы, изученные вами в начальной школе.

- Какие инструменты и материалы вы использовали во время вышивания?

- Где нужно хранить булавки и иглы?

- Как их следует располагать на рабочем столе во время работы?

- Какие условия необходимы для работы?

Учитель обращает внимание учащихся на организацию рабочего места: правильное расположение инструментов и материалов обеспечивает удобство во время работы, сокращает затраты времени на выполнение работ. Ученики прорабатывают таблицы «Санитарно-гигиенические требования при выполнении ручных швейных работ» и «Правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ».

1. Технология выполнения шва «вперед иголку»

Название большинства швов происходит от способа выполнения стежков или от их внешнего вида. Шов вперед иголку относится к простейшему из вышивальных начальных швов.

В аппликации используется для временного присоединения деталей к основе (приметывание) или для пришивания деталей из тканей, которые не осыпаются.

Учитель изображает последовательность выполнения шва на доске, ученики работают в тетрадях.

 

Практические советы

- Стежки должны быть одинаковой длины.

- С обеих сторон ткани шов должен выглядеть одинаково (пунктир).

- Вышивают шов справа налево.

- Шов не должен стягивать ткань.

2. Технология выполнения петельного шва

Петельный шов - это ряд петелек. Чаще всего его используют для обметывания краев вышитых изделий. Применяют также для вышивания отдельных узоров - цветов, листьев, стеблей и тому подобное. В аппликации петельный шов используется для пришивания деталей аппликации и обшивания контуров изделия. Шов выполняется справа налево и слева направо. Учитель изображает последовательность выполнения шва на доске, ученики работают в тетрадях.

  Практические советы

- Чтобы высота стежков была одинаковой, можно провести две параллельные линии контура вышивки.

- Необходимо следить, чтобы нить была под иглой, образуя петельку.

- На изнаночной стороне должны образоваться вертикальные стежки.

3. Технология выполнения тамбурного шва

Простым тамбуром (цепочка) очерчивается контур рисунка. Его используют при вышивании растительных мотивов - цветов, листьев и тому подобное. В аппликации тамбурный шов используется для пришивания деталей аппликации.

Шов - это ряд петелек, выходящих друг из друга, и похож на цепочку.

 

Практические советы

- Стежки не следует плотно затягивать.

- Петельки из рабочей нити лучше придерживать большим пальцем левой руки (нить под иглой).

- Петельки должны быть одинакового размера.

- На изнаночной стороне м

- На изнаночной стороне должны образоваться пунктирные стежки.

4. Технология выполнения стебельчатого шва

Стебельчатый шов используют практически в каждой вышивке.  Им вышивают растительные орнаменты (стебли цветов и растений), обшивают контуры рисунков. В аппликации стебельчатый шов используется для пришивания деталей изделия. (Учитель изображает последовательность выполнения шва на доске, ученики работают в тетрадях.)

 Практические советы

- Выполнять шов надо, вкалывая иглу снизу вверх или сверху вниз, в направлении слева направо.

- Необходимо следить, чтобы рабочая нить всегда была с одной стороны от проложенных стежков (или сверху, или снизу), иначе шов получится неровным.

- Не следует сильно натягивать нить.

- На изнаночной стороне должна образоваться строчка.

VI. Практическая работа. Выполнение швов (используются инструкционные карты и презентация)

Инструменты и материалы: ткань, нитки, пяльцы, игла, ножницы, линейка.

Вводный инструктаж

Перед выполнением практической работы учитель напоминает ученикам правила безопасного труда и производственной санитарии во время выполнения работы. Учитель должен обратить внимание на соблюдение технологической последовательности выполнения швов, на то, что во время выполнения швов, которые применяются в аппликации, рабочую нить можно закреплять узлом, так как его можно спрятать под деталь изделия.

Текущий инструктаж

В ходе выполнения практической работы учитель:

- контролирует соблюдение учащимися технологии выполнения швов;

- следит за соблюдением правил безопасного труда и санитарногигиенических требований;

- обращает вн

- обращает внимание учащихся на критерии качества выполнения швов: правильность, аккуратность.

Правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования во время выполнения ручных швейных работ

1. Вышивать и шить надо сидя на стуле со спинкой. Сидеть нужно прямо, не сутулясь.

2. Освещение должно быть хорошим, желательно естественным. Во время вышивания правой рукой свет должен падать слева на рабочее место, левой рукой - справа. Через каждый час вышивания или шитья необходимо делать отдых для глаз на 5-10 мин. Во время отдыха глаза перевести на спокойную окраску. Полезно также использовать это время на выполнение гимнастики для мышц глаз.

3. Перед выполнением ручных швейных работ надо тщательно вымыть руки, чтобы не испачкать ткань.

 4. Инструменты и приспособления хранить в специальной шкатулке или ящичке. Во время выполнения ручных работ шкатулку с инструментами и приспособлениями класть на стол справа от ткани.

5. Иглой работать осторожно. Не подносить иглу близко к лицу.

6. После работы иглу и булавки хранить только в игольнице или положить в специальную коробку. Не оставлять иглу без нити. Запрещается хранить иглу, воткнув ее в одежду.

7. Ножницы на рабочий стол класть с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

8. На рабочем месте следует соблюдать чистоту и порядок.

1) Выполнение шва «вперед иголку» (по инструкционной карте).

2) Выполнение стебельчатого шва (по инструкционной карте).

3) Выполнение петельного шва (по инструкционной карте).

4) Выполнение тамбурного шва (по инструкционной карте).

VII. Итоги урока

Учитель предлагает ученикам, которые успешно справились с заданием, оценить качество выполнения швов, подводит итоги урока, оценивает выполнение работы, анализирует причины типичных ошибок.

Домашнее задание

Подготовить инструменты и материалы для изготовления аппликации из волокнистых материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 5-х кл. "Графическое изображение деталей из древесины"

Методическая разработка, выполненная в виде компьютерной презентации....

Технологическая карта к уроку по технологии 5 класс. Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий.

Интегрированный урок черчения и технологии.Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий....

графическое изображение деталей и изделий

презентация по теме графическое изображение деталей и изделий 5 кл...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Графическое изображение технологического процесса приготовления омлета

Графическое изображение технологического процесса...

Технологическая карта урока информатики по теме «Создание графических изображений»

Технологическая карта урока информатики Тема: «Создание графических изображений»Класс  5Цели урока: Образовательные:научить анализировать, выделять (главное, существенное) в изучаемой...