Рабочая программа по черчению
рабочая программа по технологии (9 класс)
Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.
Способствовать развитию графической культуры и графической грамотности поможет школьный курс «Черчение».
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherchenie_65_sosh_9_klass.docx | 302.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 19 декабря 2016 г.;
- ФГОС ООО № 1897 от 17 декабря 2010 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН , утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 г. №28;
- Устав МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»;
- Положение о рабочей программе МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева».
Данная программа реализована в учебнике: Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – Москва : Просвещение, 2022. – 239 с.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.
Цели изучения предмета
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Черчению»:
- развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач;
- овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда;
- приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Общая характеристика учебного предмета «Черчение»
Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.
Способствовать развитию графической культуры и графической грамотности поможет школьный курс «Черчение».
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Школьный курс черчения:
- помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
- имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
- приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;
- содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
В основу курса черчения для 9 класса положены такие принципы, как:
- научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
- систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
- развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
- связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии.
В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
Место предмета «Черчение» в базисном учебном плане
С целью формирования у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, способностей к познанию техники с помощью графических изображений а также для углубления и расширения знаний в области графических дисциплин и лучшей адаптации в системе высшего образования и современного производства, быстрого и качественного освоения более сложной вузовской программы в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 9 классе предмета «Черчение».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Рабочая программа по черчению ориентирована на обучающихся 9-ых классов. В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения практических и графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе, что составляет 35 часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов по курсу «Черчение» для 9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Программа разделена на 9 тем.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п | Наименование разделов | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Раздел 1. Правила оформления чертежей | 2 | Устный опрос Упражнения Графическая работа |
2 | Раздел 2. Способы проецирования | 2 | Устный опрос Упражнения Практическая работа Графическая работа |
3 | Раздел 3 Геометрические построения. | 4 | Графическая работа |
4 | Раздел 4 Аксонометрические проекции. | 6 | Устный опрос Упражнения Практическая работа Графическая работа |
5 | Раздел 5. Чтение и выполнение чертежей деталей | 8 | Устный опрос Упражнения Практическая работа Графическая работа |
6 | Раздел 6. Сечения и разрезы | 6 | Устный опрос Графическая работа |
7 | Раздел 7. Сборочные чертежи | 5 | Контрольная графическая работа |
8 | Раздел 8. Строительное черчение | 1 | Практическая работа |
Обобщающий урок | 1 | Устный опрос | |
Итого: | 35 |
Содержание программы
Введение.
Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты.
Тема №1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 часа).
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей.
Практические работы.
Графическая работа: Линии чертежа.
Графическая работа: Чертеж плоской детали.
Тема №2. Чертежи в системе прямоугольных проекций (2 часа).
Проецирование. Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже.
Практические работы.
Практическая работа: Моделирование по чертежу.
Тема №3. Геометрические построения (4 часа).
Деление окружности на равные части. Сопряжение.
Графическая работа
Тема №4. Аксонометрические проекции. Технический рисунок (6 часа).
Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Графическая работа
Тема №5. Чтение и выполнение чертежей (6 часов).
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.
Практические работы.
Графическая работа: Аксонометрия группы геометрических тел.
Графическая работа: Чертежи и аксонометрические проекции предметов.
Графическая работа: Построение третьего вида по двум данным.
Графическая работа: Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений).
Практическая работа: Выполнение развертки поверхности геометрических тел.
Практическая работа: Чтение чертежа.
Графическая работа: Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).
Тема №5. Эскизы (2 часа).
Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования.
Практические работы.
Графическая работа: Эскиз и технический рисунок детали.
Графическая работа: Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования.
Графическая работа: Выполнение чертежа предмета.
Тема №6. Сечения и разрезы (6 часа).
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Практические работы.
Графическая работа: Эскиз детали с выполнением сечений.
Графическая работа: Эскиз деталей с выполнением необходимого разреза.
Практическая работа: Чертеж детали с применением разреза.
Тема №7. Определение необходимого количества изображений (2 часа).
Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Практические работы.
Практическая работа: Чтение чертежей.
Графическая работа: Эскиз с натуры.
Тема №8. Сборочные чертежи (5 часов).
Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Практические работы.
Графическая работа: Чертеж резьбового соединения.
Практическая работа: Чтение сборочных чертежей.
Графическая работа: Деталирование.
Практическая работа: Решение творческих задач с элементами конструирования
Тема №9. Чтение строительных чертежей. Обощающий урок (2 часа).
Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей.
Практические работы.
Практическая работа: Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов).
Графическая работа: Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, развитие внимания, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности, воспитание ответственности, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; развитие творческих способностей.
Метапредметные результаты: освоенные учащимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять текущий и итоговый контроль, принимать решения в проблемной ситуации; умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием справочной и учебной литературы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уметь работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные результаты: приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; развитие визуально-пространственного мышления; рациональное использование чертежных инструментов; освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Обязательный минимум графических и практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения— в тетрадях.)
Работы
1. Линии чертежа
2. Чертеж «плоской» детали
3. Моделирование по чертежу
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов
5. Построение третьей проекции по двум данным
6. Чертеж детали
7. Эскизы деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции)
8. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза (По одному или двум видам детали)
9. Чертеж детали с применением разреза (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
10. Устное чтение чертежей
11. Эскиз с натуры (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
12. Чертеж резьбового соединения
13. Чтение сборочных чертежей
14. Деталирование (С выполнением технических рисунков 1—2 деталей)
15. Решение творческих задач с элементами конструирования
16. Чтение строительных чертежей (С использованием справочных материалов)
17. Выполнение чертежа детали (Контрольная работа по сборочному чертежу)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
условности изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
выполнять необходимые разрезы и сечения;
правильно выбирать главное изображение и число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2—3 деталей;
читать несложные строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Критерии текущих оценок
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
✔ Тетрадь в клетку 48 листов;
✔ Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А 4;
✔ Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
✔ Линейка деревянная 30 см;
✔ Чертежные угольники с углами:
✔ 90, 45, 45 - градусов;
✔ 90, 30, 60 - градусов.
✔ Транспортир;
✔ Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
✔ Ластик для карандаша (мягкий);
✔ Инструмент для заточки карандаша.
Критерии оценки подготовки по черчению
Выпускников основной школы
Контроль за усвоением школьниками графических знаний и умений осуществляется с помощью итоговых заданий. Каждому школьнику выдается комплект, состоящий из 8 заданий, и условие графической работы, которые позволяют выявить сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений.
Результаты выполнения заданий оцениваются по подготовленным заранее ответам на них.
После контроля ответов на вопросы школьники выполняют итоговую графическую работу на построение чертежа детали, содержащего три необходимых изображения (например, полный фронтальный разрез или соединение части вида с частью разреза, или половины вида и половины разреза, а также вид сверху и вид слева).
Проверка выполнения итоговой работы и ее оценка осуществляются по общепринятым критериям.
Перечень учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Литература для обучающихся:
- Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – Москва : Просвещение, 2022. – 239 с.
Литература для учителя:
- Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, #1089;.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», #1089;
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
- Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, #1089;.
- Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов высших технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.
- Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
- Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, #1089;
- Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, #1089;.
- Справочник по черчению. Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г. - 336 с.
- Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 472 с
- Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2006г.
- Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004 - 76 с.
Помещение для проведения занятий объединения отвечает санитарным нормам. Помещение кабинета светлое, теплое и сухое. Учебный кабинет оснащается инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями в соответствии с действующими типовыми, а также дидактическими перечнями; дидактическими материалами, технической и технологической документацией.
Конструкция и организация рабочих мест обеспечивает возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывает различия антропометрических данных учащихся, требования научной организации труда и технической эстетики. Планировка учебного кабинета, размещение в нем рабочих мест и мебели обеспечивает благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.
Рабочим местом индивидуального пользования является школьная парта.
Учебный кабинет обеспечивается необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Содержание урока (цели и задачи урока, основные понятия) | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты, применяемые УУД (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание |
1. | Введение. Учебный предмет "Черчение". История развития Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Оформление основной надписи. Линии чертежа | Знакомство с основами предмета «Черчение», чертежными принадлежностями, ГОСТом, ЕСКД Оформление листа А4 рамкой и основной надписью по ГОСТу. Знакомство с понятием ГОСТ. Научить типам линий и их применением. Название и назначение основных линий чертежа. Правила выполнения оформления чертежа. Графические навыки работы с параллельными линиями разного направления, работа циркулем. | Беседа Устный опрос Графическая работа |
| Повторить терминологию Оформить лист А4 для будущей графической работы Графическая работа №1 Стр.14-21, повторение |
2. | Чертежный шрифт Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Масштабы | Изучение ГОСТ «Чертежный шрифт». Изучение правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр). Развитие графических навыков. Работа с учебником, справочными материалами Знакомство с ГОСТ «Чертежный шрифт». Развитие графических навыков. Обучение правилам нанесения размеров на чертеже, познакомить с понятием масштаб | Беседа Упражнения
|
| Стр.22-25, выполнение шрифта № 10 Стр. 26-28, Ответить на вопросы в тетради, стр. 28 |
3 | Понятие "Проецирование". Центральное и параллельное проецирование. | Знакомство с понятием «Проецирование», научить способам получения проекций. Изучение центрального и параллельного проецирования | Беседа Упражнения |
| Стр.32-40, Упражнение 7 в тетради |
4 | Понятие вида. Расположение видов на чертеже | Представление учащимся значение черчения как международного языка. Познакомить с методом Монжа. Обучение проецированию на плоскости трехгранного угла, расположению проекций на чертеже. | Практическая работа |
| Стр.40-45, Практическая работа №3 |
5 | Получение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоских фигур | Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Аксонометрических проекции плоских фигур | Графическая работа Работа с таблицей | Политехническое воспитание Знание основных правил. Умение выполнять аксонометрические проекции плоских геометрических фигур. формирование и развитие компетентности в области использования информационн о- коммуникацион ных технологий Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Стр. 46-50 |
6. | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов | Способ построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов | Беседа Упражнения Работа с таблицей | Политехническое воспитание владение основами самоконтроля, самооценки, пр инятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельностистроить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Знание правил выполнения аксонометрии Умение пользоваться правилами при выполнении практической работы. Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | С. 51-52, практические Упражнения 10-11 в тетради |
7. | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. | Графическая работа | готовнос ть и способно сть обучающ ихся к саморазв итию и личностн ому самоопре делению на основе мотивации к обучени ю и познани ю Умения работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения повторять самостоятельно построение овала навыки графической культуры. Умения работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения повторять. Навыки графической культуры | Стр 53-57Упражнения 13-15 в тетради |
8 | Анализ геометрической формы предмета | Обучение видеть в сложной форме детали простые геометрические тела, строить чертёж с учетом геометрической формы предмета | Беседа Упражнения | формиров ание коммуник ативной компетент ности в общении и сотруднич естве со сверстниками и взрослым и в процессе образоват ельной и творческо й деятельно сти Умение видеть в сложной форме детали простые геометрические тела, Умение строить чертёж с учетом геометрической формы предмета | Стр.59-62, Упражнение 19 |
9 | Деление окружности на равные части | Ознакомление с приёмами деления окружности на равные части и показать практическое применение этих построений при выполнении чертежей. | Беседа Упражнения | готовност ь и способнос ть обучающ ихся к формиров анию ценностно-смысловы х установок Использование приёмов деления окружности на равные части с помощью циркуля и угольников Понимание связи между предметами (геометрии и черчения) Политехническое развитие, Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе | Стр.100-102, творческое задание на формате А4 |
10 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», умение самостоятельно применять знания на практике. Особенности построения технического рисунка. | Беседа Упражнения | Развитие стремления к овладению знаниями, формированиеумений четко организовыват ь свою практическую деятельность. Развитие самостоятельно й активности и творческого отношения к решению задач. Развитие пространственного воображения Воспитание логического, последовательного ведения работы. Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Выполнить работу на формате А4 по карточкам |
11 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», умение самостоятельно применять знания на практике. Особенности построения технического рисунка. | Беседа Упражнения | Развитие пространственного воображения Воспитание логического, последовательного ведения работы. Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Выполнить работу на формате А4 по карточкам |
12 | Проекции вершин, ребер и граней предмета | Как изображают элементы предметов. Построение проекций точек на поверхности прелметов. | Развитие самостоятел ьной активности и творческого отношения к решению задач владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Стр. 69-79. Графическая работа №4 | |
13 | Порядок построения изображений на чертежах. Построение третьего вида | Способ построения изображений на основе анализа. Последовательность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида. | Беседа Упражнения | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; Научить приемам построения третьего вида Развитие графической грамотности Формирование навыков работы с чертёжными инструментами | Графическая работа №5 |
14 | Сопряжения двух пересекающихся прямых и прямой и окружности | Знакомство с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, прямой и окружности, двух окружностей. | Беседа Упражнения | Политехническое образование Понимание связи между предметами (геометрии и черчения) Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе | Стр. 103-106. Графическая работа №6 |
15 | Сопряжение окружностей. | Знакомство с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей. | Беседа Упражнения | Политехническое образование Понимание связи между предметами (геометрии и черчения) Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе | Выполнить графическую работу на формате по карточкам |
16 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | Расширение знания о применении чертежей в различных сферах деятельности человека, знакомство с принципом построения разверток | Беседа Практическая работа | Развитие самостоятельно й активности и творческого отношения к решению задач Умение построить развертку шестиугольной призмы и треугольной пирамиды Аккуратность и точность построения Умения работать над объёмными изделиями Развитие пространственного мышления | Стр.108-110, начертить развертку пятигранной призмы |
17 | Эскиз | Знакомство с понятием «Эскиз», его особенностями. Изображение эскиза заданной детали. | Беседа Практическая работа | Развитие пространственного воображения Воспитание логического, последовательного ведения работы.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Стр. 119-126, Графическая работа №10 |
18. | Повторение сведений о способах проецирования | Закрепление знаний, полученных при изучении черчения в первом полугодии. | Беседа Практическая работа | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», Умение самостоятельно применять знания на практике Развитие пространственного мышления, навыков графической культуры | Стр126-127, практические задания 44-45 |
19 | Сечения | Общие сведения о сечениях. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. | Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Стр 128-135. Графическая работа №12 | |
21. | Разрезы. Простые разрезы | Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Классификация простых разрезов | Беседа Упражнения | Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Стр.137-143, Управжнения 51-54 |
22 | Местные разрезы | Определение. Построение местного разреза. | Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Стр. 146-147, ответить на вопросы 1-3 | |
23 | Соединение вида и разреза | Соединение вида и разреза. | Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратности | Стр 147-149, Упражнения 55-57 | |
24 | Применение разрезов в аксонометрических проекциях | Тонкие стенки и спицы на разрезе. Графические обозначения материалов в сечениях. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. | Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратности | Стр 151-153, Графические работы №13-14 | |
25 | Чертеж детали в изометрической проекции с разрезом | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратности | |||
26. | Контрольная работа по теме «Разрезы» | Выполнение самостоятельной контрольной работы по теме «Разрезы» на листе А4. | Контрольная графическая работа | Политехническое воспитание совершенствовать пространственное воображение. Умение выполнять разрезы и сечения. Графические навыки, навыки аккуратности | - |
27 | Определение необходимого количества изображений | Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; знания о сборочных чертежах, соединениях деталей; умения чтения сборочных чертежей; навыки изображения и обозначения резьбы и соединений. | Стр155-158, Практическая работа №15 | |
28 | Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. | Виды соединений деталей. Стандартные детали. Взаимозаменяемость. Изображение резьбы. Обозначение резьбы. | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; знания о сборочных чертежах, соединениях деталей; умения чтения сборочных чертежей; навыки изображения и обозначения резьбы и соединений. | Стр 161-165, Упражнение 58. | |
29 | Чертежи болтовых соединений | Изображение болтовых соединений. | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; знания о сборочных чертежах, соединениях деталей; умения чтения сборочных чертежей; навыки изображения и обозначения резьбы и соединений. | Стр 167-170, Упражнение 59 | |
30 | Чертежи шпилечных соединений | Изображение шпилечных соединений. | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; знания о сборочных чертежах, соединениях деталей; умения чтения сборочных чертежей; навыки изображения и обозначения резьбы и соединений. | Стр 171-173, Графическая работа №17 | |
31 | Чертежи шпоночных и штифтовых соединений | Изображение шпоночных соединений. Изображение штифтовых соединений. | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; знания о сборочных чертежах, соединениях деталей; умения чтения сборочных чертежей; навыки изображения и обозначения резьбы и соединений. | Стр 173-178, Упражнения 60-62 | |
32 | Общие сведения о сборочных чертежах деталей | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; знания о сборочных чертежах, соединениях деталей; умения чтения сборочных чертежей; навыки изображения и обозначения резьбы и соединений. | Стр 178-192, Практическая работа №18 | ||
33. | Деталирование | Понятие о деталировании. | Графическая работа | Развитие самостоятельно й активности и творческого отношения к решению задач знания о деталировании; умения чтения сборочных чертежей; навыки решения творческих задач с элементами конструирования. | Стр. 200-208, Графическая работа №19 |
34. | Чтение строительных чертежей | Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. | знания об особенностях строительных чертежей; умения чтения строительных чертежей; навыки чтения строительных чертежей. | Стр. 212-218, Практическая работа №21. | |
35. | Разновидности графических изображений | Контроль знаний, полученных в учебном году Анализ полученных знаний, подведение итогов | Устный опрос | формиров ание гото вности и способнос ти вести диалог и достигать в нём взаимопо нимания; | Стр 220-221 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...