Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
рабочая программа (8,9 класс) по теме
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_cherchenie.docx | 69.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла от .08.2012г Протокол № | Принята на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ от .08.2012г Протокол № | Утверждена приказом директора МКОУ Подгоренская СОШ от .09.2012г № Директор школы…………………/Климова В.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МОУ Подгоренская СОШ
по черчению
8,9 классы
Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 70 учебных часов (35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе по 1 часу в неделю).
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной прграмме
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1.Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2.Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
Формы контроля
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
В 8 классе Графических и практических работ – 11.
В 9 классе Графических и практических работ -11.
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла от .08.2012г Протокол №1 | Принята на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ от .08.2012г Протокол № | Утверждена приказом директора МКОУ Подгоренская СОШ от .09.2012г № Директор школы…………………/Климова В.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ
по черчению
8 класс
Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012 г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работПрограмма детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Количество контрольных, графических, практических работ |
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). | |||
1 | Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. | 1 | |
2 | Правила оформления чертежей. | 1 | |
3 | Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». | 1 | 1 |
4 | Шрифты чертёжные. | 1 | |
5 | Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. | 1 | |
6 | Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». | 1 | 1 |
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). | |||
7 | Проецирование общие сведения. | 1 | |
8 | Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. | 1 | |
9 | Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. | 1 | |
10 | Составление чертежей по разрозненным изображениям. | 1 | |
11 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | |
12 | Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». | 1 | 1 |
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) | |||
13 | Построение аксонометрических проекций. | 1 | |
14 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. | 1 | |
15 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | 1 | |
16 | Технический рисунок. | 1 | |
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). | |||
17 | Анализ геометрической формы предмета. | 1 | |
18 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | |
19 | Решение занимательных задач. | 1 | |
20 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | 1 | 1 |
21 | Порядок построения изображений на чертежах. | 1 | |
22 | Построение вырезов на геометрических телах. | 1 | |
23 | Построение третьего вида по двум данным видам. | 1 | |
24 | Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». | 1 | 1 |
25 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | 1 | |
26 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. | 1 | |
27 | Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» | 1 | 1 |
28 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. | 1 | |
29 | Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | |
30 | Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». | 1 | 1 |
31 | Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». | 1 | 1 |
5. Эскизы (4 часа). | 1 | ||
32 | Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». | 1 | 1 |
33 | Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». | 1 | 1 |
34 | Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». | 1 | 1 |
35 | Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. | 1 | |
Итого: | 35 | 11 |
Содержание курса
№ п/п | Тема урока |
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). | |
1 | Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. |
2 | Правила оформления чертежей. |
3 | Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». |
4 | Шрифты чертёжные. |
5 | Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. |
6 | Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». |
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). | |
7 | Проецирование общие сведения. |
8 | Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. |
9 | Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. |
10 | Составление чертежей по разрозненным изображениям. |
11 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
12 | Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». |
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) | |
13 | Построение аксонометрических проекций. |
14 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. |
15 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. |
16 | Технический рисунок. |
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). | |
17 | Анализ геометрической формы предмета. |
18 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. |
19 | Решение занимательных задач. |
20 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». |
21 | Порядок построения изображений на чертежах. |
22 | Построение вырезов на геометрических телах. |
23 | Построение третьего вида по двум данным видам. |
24 | Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». |
25 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
26 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. |
27 | Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» |
28 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. |
29 | Порядок чтения чертежей деталей. |
30 | Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». |
31 | Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». |
5. Эскизы (4 часа). | |
32 | Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». |
33 | Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». |
34 | Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». |
35 | Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Оборудование | Ключевые понятия | Повторение | Литература | Дата проведения | |
план | фактически | ||||||||
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). | |||||||||
1 | Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. | 1,2,3 | |||
2 | Правила оформления чертежей. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком | У№1 | 1,2,3 | ||
3 | Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24 | У№2 | 1,2,3 | ||
4 | Шрифты чертёжные. | 1 | Комбинированный | Карандаши, бумага | Выполнение на листе формата А4 алфавита. | У№3 | 1,2,3 | ||
5 | Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба. | У№4 | 1,2,3 | ||
6 | Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. | У№5 | 1,2,3 | ||
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). | |||||||||
7 | Проецирование общие сведения. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины) | У№6 | 1,2,3 | ||
8 | Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета в двух видах. | У№7 | 1,2,3 | ||
9 | Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа в трех видах. | У№8 | 1,2,3 | ||
10 | Составление чертежей по разрозненным изображениям. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов. | У№9 | 1,2,3 | ||
11 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи. | У№10 | 1,2,3 | ||
12 | Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». | 1 | Графическая работа | Проволока, картон, учебник, тетрадь | Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов. | У№11 | 1,2,3 | ||
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) | |||||||||
13 | Построение аксонометрических проекций. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61 | У№12 | 1,2,3 | ||
14 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение изометрической проекции призмы на стр..63 | У№13 | 1,2,3 | ||
15 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием. | У№14 | 1,2,3 | ||
16 | Технический рисунок. | 1 | Практическая работа | Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение технического рисунка с натуры. | У№15 | 1,2,3 | ||
4. Чтение и выполнение чертежей (18 часов). | |||||||||
17 | Анализ геометрической формы предмета. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа. | У№16 | 1,2,3 | ||
18 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору. | У№17 | 1,2,3 | ||
19 | Решение занимательных задач. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Решение занимательных задач. | У№18 | 1,2,3 | ||
20 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4. | У№19 | 1,2,3 | ||
21 | Порядок построения изображений на чертежах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. | У№20 | 1,2,3 | ||
22 | Построение вырезов на геометрических телах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке. | У№21 | 1,2,3 | ||
23 | Построение третьего вида по двум данным видам. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева). | У№22 | 1,2,3 | ||
24 | Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4. с. 91 | У№23 | 1,2,3 | ||
25 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | У№24 | 1,2,3 | ||
26 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений. | У№25 | 1,2,3 | ||
27 | Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4. с. 106 | У№26 | 1,2,3 | ||
28 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей | Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел. | У№27 | 1,2,3 | ||
29 | Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | Комбинированный | Задачи, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования). | У№28 | 1,2,3 | ||
30 | Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». | 1 | Практическая работа | Учебник, тетрадь. | Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования). | У№29 | 1,2,3 | ||
31 | Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета). | У№30 | 1,2,3 | ||
5. Эскизы (4 часа). | |||||||||
32 | Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». | 1 | Графическая работа | Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали. | У№31 | 1,2,3 | ||
33 | Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета). с. 122-124 | У№32 | 1,2,3 | ||
34 | Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». | 1 | Контрольная работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений). с. 123-124 | У№33 | 1,2,3 | ||
35 | Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. | 1 | Повторение | Учебник, тетрадь | Знания за курс 8 класса | У№34 | 1,2,3 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
- Б-Банк разработок Черчение.
- Графические и контрольные работы учащихся.
- Пособия к уроку (модели, таблицы)
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла от .08.2012г Протокол № | Принята на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ от .08.2012г Протокол № | Утверждена приказом директора МКОУ Подгоренская СОШ от .09.2011г № Директор школы…………………/Климова В.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ
по черчению
9 класс
Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 9 классе рассчитано на один час в неделю. Всего 35 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класса
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Количество контрольных, графических, практических работ |
1 | Повторение сведений о способах проецирования. | 1 | |
6. Сечения и разрезы | |||
2 | Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. | 1 | |
3-4 | Правила выполнения сечений. | 2 | |
5 | Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений». | 1 | 1 |
6 | Назначение разрезов. | 1 | |
7-8 | Правила выполнения разрезов. | 2 | |
9 | Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. | 1 | |
10 | Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». | 1 | 1 |
11 | Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза». | 1 | 1 |
7. Определение необходимого количества изображений. | |||
12 | Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. | 1 | |
13 | Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». | 1 | 1 |
14 | Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». | 1 | 1 |
8. Сборочные чертежи | |||
15 | Общие сведения о соединениях деталей. | 1 | |
16 | Изображение и обозначение резьбы. | 1 | |
17-18 | Чертежи болтовых и шпилечных соединений. | 1 | |
19 | Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». | 1 | 1 |
20 | Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. | 1 | |
21 | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | 1 | |
22 | Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. | 1 | |
23 | Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». | 1 | 1 |
24 | Понятие о деталировании. | 1 | |
25 | Графическая работа №19 по теме «Деталирование». | 1 | 1 |
26 | Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования». | 1 | 1 |
9. Чтение строительных чертежей | 1 | ||
27 | Основные особенности строительных чертежей. | 1 | |
28 | Условные изображения на строительных чертежах. | 1 | |
29 | Порядок чтения строительных чертежей. | 1 | |
30 | Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей». | 1 | 1 |
31 | Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». | 1 | 1 |
32 | Разновидности графических изображений. | 1 | |
33 | Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. | 1 | |
34-35 | Повторение. | 2 | |
Итого: | 35 часов | 11 работ |
Содержание курса
№ п/п | Разделы и темы |
1 | Повторение сведений о способах проецирования. |
6. Сечения и разрезы | |
2 | Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. |
3-4 | Правила выполнения сечений. |
5 | Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений». |
6 | Назначение разрезов. |
7-8 | Правила выполнения разрезов. |
9 | Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. |
10 | Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». |
11 | Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза». |
7. Определение необходимого количества изображений. | |
12 | Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. |
13 | Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». |
14 | Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». |
8. Сборочные чертежи | |
15 | Общие сведения о соединениях деталей. |
16 | Изображение и обозначение резьбы. |
17-18 | Чертежи болтовых и шпилечных соединений. |
19 | Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». |
20 | Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. |
21 | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. |
22 | Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. |
23 | Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». |
24 | Понятие о деталировании. |
25 | Графическая работа №19 по теме «Деталирование». |
26 | Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования». |
9. Чтение строительных чертежей | |
27 | Основные особенности строительных чертежей. |
28 | Условные изображения на строительных чертежах. |
29 | Порядок чтения строительных чертежей. |
30 | Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей». |
31 | Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». |
32 | Разновидности графических изображений. |
33 | Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. |
34-35 | Повторение. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Оборудование | Ключевые понятия | Повторение | Литература | Дата проведения | |
план | фактически | ||||||||
1 | Повторение сведений о способах проецирования. | 1 | Комбинированный | Учебные таблицы с задачами на построение чертежа в трёх видах по двум заданным. | «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». | Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». | 1,2,3 | ||
6. Сечения и разрезы | |||||||||
2 | Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений. | У№1 | 1,2,3 | ||
3-4 | Правила выполнения сечений. | 2 | Практическая работа | инструменты, учебник, тетрадь | Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений. | У№2-3 | 1,2,3 | ||
5 | Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка) | Графическая работа (построение сечений). Рис 177. | У№4 | 1,2,3 | ||
6 | Назначение разрезов. | 1 | Комбинированный | Тетрадь, инструменты, чертежи | Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов. | У№5 | 1,2,3 | ||
7-8 | Правила выполнения разрезов. | 2 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов. | У№6-7 | 1,2,3 | ||
9 | Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. | У№8 | 1,2,3 | ||
10 | Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». | 1 | Графическая работа | ФА4 (клетка), инструменты, чертежи | Эскиз детали с выполнением необходимого разреза | У№9 | 1,2,3 | ||
11 | Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза». | 1 | Графическая работа | ФА4, инструменты, чертежи | Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях». Чертёж детали с применением разреза. | У№10 | 1,2,3 | ||
7. Определение необходимого количества изображений. | |||||||||
12 | Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. | У№11 | 1,2,3, | ||
13 | Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». | 1 | Практическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты. | Чтение чертежей. | У№12 | 1,2,3 | ||
14 | Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка). | Эскиз с натуры. | У№13 | 1,2,3 | ||
8. Сборочные чертежи | |||||||||
15 | Общие сведения о соединениях деталей. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Соединения деталей. | У№14 | 1,2,3 | ||
16 | Изображение и обозначение резьбы. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Резьба, её обозначение. | У№15 | 1,2,3 | ||
17-18 | Чертежи болтовых и шпилечных соединений. | 2 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Болтовые и шпилечные соединения, их особенности выполнения. | У№16-17 | 1,2,3 | ||
19 | Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, ФА4, чертежи таблицы, чертежи. | Чертежи резьбового соединения. | У№18 | 1,2,3 | ||
20 | Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Шпоночные и штифтовые соединения, особенности выполнения шпоночных и штифтовых соединений. | У№19 | 1,2,3 | ||
21 | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | 1 | Комбинированный | Учебник, таблицы. Карточки – задания. | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | У№20 | 1,2,3 | ||
22 | Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. | У№21 | 1,2,3, | ||
23 | Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Чтение сборочных чертежей. | У№22 | 1,2,3 | ||
24 | Понятие о деталировании. | 1 | Комбинированный | учебник, инструменты, чертежи | Деталирование. Процесс деталирования. | У№23 | 1.2,3 | ||
25 | Графическая работа №19 по теме «Деталирование». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Повторение сведений о «Деталировании». | У№24 | 1,2,3 | ||
26 | Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования». | 1 | Практическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Конструирование. Творческие задачи. | У№25 | 1,2,3 | ||
9. Чтение строительных чертежей | |||||||||
27 | Основные особенности строительных чертежей. | 1 | Комбинированный | Тетрадь, инструменты, учебник. | Строительные чертежи. Особенности выполнения строительных чертежей. | У№26 | 1,2,3 | ||
28 | Условные изображения на строительных чертежах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Условные изображения на строительных чертежах. | У№27 | 1,2,3 | ||
29 | Порядок чтения строительных чертежей. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Порядок чтения строительных чертежей. | У№28 | 1,2,3 | ||
30 | Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей». | 1 | Практическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Чтение строительных чертежей. | У№29 | 1,2,3 | ||
31 | Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». | 1 | Графическая работа. Контрольная. | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы | У№30 | 1,2,3 | ||
32 | Разновидности графических изображений. | 1 | Комбинированный | Наглядные изображения, инструменты, чертежи | Разновидности графических изображений. | У№31 | 1,2,3 | ||
33 | Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. | У№32 | 1,2,3 | ||
34-35 | Повторение. | 2 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи. | Темы за 8 и 9 классы. | У№33-34 | 1,2,3 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
- Б-Банк разработок Черчение.
- Графические и контрольные работы учащихся.
- Пособия к уроку (модели, таблицы)
Приложения к программе
№1 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
№2 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Транспортир;
10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...
Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Программа расчитана в каждом классе на 35 часов....
Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Рабочая программа по черчению составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной ...
Рабочая программа по черчению для 8 класса
Рабочая программа по черчению для 8 класса с элементами компьютерной графики на основе использования системы КОМПАС-3D LT...
Дополнение к рабочей программе по черчению для 8 класса
В дополнении к рабочей программе по черчению для 8 класса описаны уроки, при проведении которых используются ИКТ....