Рабочая программа по черчению 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._po_chercheniyu.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черчению
для 9 класса
Программа предназначена для реализации
в 2011-2012 учебном году
Автор - составитель программы
учитель изобразительного искусства и
черчения второй категории МБОУ СОШ №1 О. В. Борчаниновой
Г. Когалым
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего за год 34 часа.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Правила оформления чертежей | 7 |
Способы проецирования | 9 |
Чтение и выполнение чертежей деталей | 17 |
Обобщение знаний | 1 |
Всего | 34 |
Содержание | Кол-во часов |
Общие сведения о способах проецирования | 1 |
Сечения и разрезы | 14 |
Сборочные чертежи: -чертежи типовых соединений деталей (5 часа), - сборочные чертежи изделий (9 часов) | 14 |
Чтение строительных чертежей | 2 |
Контрольная работа | 2 |
Обзор разновидностей графических изображений | 1 |
Всего | 34 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Правила оформления чертежей (7 часов)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования (9 часов).
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (17 часов).
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение знаний (1 час).
Обязательный минимум графических и практических работ
№ | Содержание работы | Примечание |
1 | Линии чертежа | --------- |
2 | Чертеж плоской детали | --------- |
3 | Моделирование по чертежу | Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов |
4 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр. |
5 | Построение третьей проекции по двум данным | ---------- |
6 | Чертеж детали | С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) |
7 | Устное чтение чертежей | ---------- |
8 | Чертеж предмета в трех видах | С преобразованием формы предмета |
9 | Эскиз и технический рисунок детали | ---------- |
10 | Эскиз деталей с включением элементов конструирования | С преобразованием формы предмета |
11 | Чертеж предмета (контрольная работа) | По аксонометрической проекции или с натуры |
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.
Общие сведения о способах проецирования (1 час)
Сечения и разрезы (14 часов)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (14 часов):
Чертежи типовых соединений деталей (5 часа)
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (9 часов)
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей (2 часа)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 час)
Обязательный минимум графических и практических работ
№ | Содержание работы | Примечание |
12 | Эскиз деталей с выполнением сечений | С натуры или по аксонометрической проекции |
13 | Эскиз детали с выполнением необходимого разреза | --------- |
14 | Чертеж детали с применением разреза | По одному или двум видам детали |
15 | Устное чтение чертежей | ---------- |
16 | Эскиз с натуры | С применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений |
17 | Чертеж резьбового соединения | --------- |
18 | Чтение сборочных чертежей | С выполнением технических рисунков 1 -2 деталей |
19 | Деталирование | Выполняются чертежи 1- 2 деталей |
20 | Решение творческих задач с элементами конструирования | ---------- |
21 | Чтение строительных чертежей | С использованием справочных материалов |
22 | Выполнение чертежа детали (контрольная работа) | По сборочному чертежу |
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класс
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь понятие:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
- Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
- Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Методическая литература:
Для учителя
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Учебные таблицы
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная
- формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол. часов | Тема урока. Цели урока. | Формы занятий | Наглядные пособия | Домашнее задание |
I четверть (9 часов). | |||||
Правила оформления чертежей (7 часов). | |||||
1. | 1 час | Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами. - Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах. -Прививать навыки организационной работы на уроке. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес. | -рассказ с показом -просмотр таблиц –записи в рабочих тетрадях | -учебные таблицы: «Виды графических изображений» - две таблицы, -образцы чертежей | стр. 3-14 упр. на стр. 14 в тетрадь |
2. | 1 час | Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа. -Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости. -Углубить интерес учащихся к предмету. -Воспитывать организованность, активность, аккуратность. | -беседа -графические и практические упражнения | -учебная таблица: «Линии чертежа» -образцы чертежей -учебник (форзац) | Оформить два формата вертикальный и горизонтальный -§2 (п.1-2) |
3. | 1 час | Графическая работа №1. Линии чертежа. -Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа. -Прививать навыки организационной работы на уроке. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. | -графическая работа (проверка знаний). | -образцы чертежей -учебник (рис.24) -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности. | §2 повторить |
4-5. | 2 часа | Чертежный шрифт. -Учить писать буквы согласно требованиям стандарта. -Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа. -Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей чертежа, развивать графические навыки. | -рассказ с показом примеров написания букв -графические упражнения | -учебные таблицы: «Шрифт чертежный» -справочная таблица -образцы шрифтов | §2 (п. 4) -алфавит в тетрадь |
6. | 1 час | Нанесение размеров. Масштабы. -Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа. -Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки. -Воспитывать аккуратность и усидчивость. | -беседа | -учебные таблицы | §2 (п.5-6) -форматА4 (вертикальный) |
7. | 1 час | Графическая работа №2 Чертеж плоской детали. -Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров. -Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. -Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда. | -графическая работа | -карточки-задания №2 -формат А4 -чертежные инструменты | §2 повторить -инструменты |
Способы проецирования (9 часов). | |||||
8. | 1 час | Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций. -Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость. -Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров. -Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления. | -беседа с показом примеров -работа с учебником -демонстрация трехгранного угла | -учебник - модели деталей -карточки-задания №9 | §3; §4 (п.1) -инструменты |
9. | 1 час | Проецирование на две плоскости проекций. - Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы. -Учить проецировать на две плоскости проекций. -Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков. | -беседа с показом | -учебник -карточки-задания №4 -чертежные инструменты и принадлежности -модели деталей -трехгранный угол | §4 (п.2) -инструменты |
II четверть (7 часов). | |||||
10(1) | 1 час | Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже. Местные виды. - Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций -Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность. -Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач. | -рассказ с показом -графические упражнения | -учебник -модели деталей (пластмасса) -трехгранный угол -карточки-задания №6 | §4, §5 -инструменты |
11(2) | 1 час | Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям. -Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о необходимом и достаточном количестве видов на чертеже. -Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения видов на чертежах. -Развитие стремления к овладению знаниями, творческого отношения к решению задач | -фронтальная и индивидуальная графическая проверка. | -трехгранный угол -магнитная доска -разрозненные изображения (виды) | -повторить §4-5 -бумага, ножницы, проволока, пластилин. |
12(3) | 1 час | Практическая работа №3 Моделирование по чертежу. - Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по моделированию. -Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме: «Проецирование». -Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность, самостоятельность мышления. | моделирование по чертежу | -карточки-задания № 7 -учебник -модели деталей из проволоки, картона, пластилина. | -инструменты повторить §4-5 |
13(4) | 1 час | Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур. -Дать понятие об аксонометрии как изображении. -Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии. -Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету. | -беседа с показом -построение на доске (фронтальная работа) | -учебник таблица №1 -тетрадь -инструменты | §6-7 (п.1-2). -инструменты |
14(5) | 1 час | Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов - Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов. -Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии. -Развивать пространственное мышление. | -построение на доске и в тетради | -учебник таблица №2 -тетрадь -инструменты -образцы чертежей | §7 (п.3) -инструменты |
15(6) | 1 час | Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. -Учить строить окружность в изометрии. -Познакомить с понятиями – овал, эллипс. -Развитие пространственного представления и мышления. | -фронтальная работа | -учебник -учебная таблица -тетрадь -чертежные принадлежности | §8 -дочертить |
16(7) | 1 час | Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз. -Дать основные понятия о техническом рисунке. -Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции» -Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе. | -рассказ с показом -фронтальная работа | -образцы чертежей -учебник -чертежные принадлежности и инструменты | §9 -чертежные инструменты |
III четверть (10 часов). | |||||
Чтение и выполнение чертежей (18 часов). | |||||
17-18(1-2) | 2 часа | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел. -Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела. -Способствовать развитию технического и образного мышления. -Нацеливать на рабочие профессии. | -рассказ с показом -графические упражнения -построения на доске и в тетради | -учебная таблица -геометрические тела -модели деталей -учебник -тетрадь -карточки-задания №11 | §10-11; §16 -чертежные инструменты |
19(3) | 1 час | Проекции вершин, ребер, граней и точек. -Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин. -Формирование навыков построения проекций этих элементов. -Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел. | -беседа -построения на доске и в тетради | -модели деталей -учебник -тетрадь -карточки-задания №9 | §12; -формат А4 -инструменты
|
20(4) | 1 час | Графическая работа №4 Чертеж и наглядное изображение детали -Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции. -Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». -Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами. | -графическая работа | -учебник -формат А4 -карточки-задания №8 | §12 повторить -инструменты |
21(5) | 1 час | Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах. -Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей. -Закреплять знания по теме: «Проецирование». -Развитие образного мышления. Творческих способностей. | -рассказ -графические упражнения | -учебник -тетрадь -модели деталей | §13 -формат А4 -инструменты |
22(6) | 1 час | Графическая работа №5 Чертеж детали в трех видах по двум данным. -Закрепление навыков построения проекций предметов. -Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали. -Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления. | -графическая работа деталей | -карточки-задания №13 -инструменты -формат А4 | §13 повторить -инструменты |
23 (7) | 1 час | Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата. -Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета. -Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания. -Развитие логического мышления. | -рассказ по учебной таблице и учебнику | -учебная таблица -учебник -инструменты -тетрадь | §14 -инструменты |
24(8) | 1 час | Практическая работа №7 Чтение чертежей -Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей. -Закрепление знаний по пройденным темам. -Развитие пространственного и логического мышления. | -чтение чертежей | -учебник -тетрадь | §17 -формат А4 в клетку -чертежные инструменты |
25-26 (9-10) | 2 часа | Графическая работа №9 Эскиз детали и технический рисунок. 1. Понятие об эскизах. 2. Эскиз и технический рисунок. -Дать понятие об эскизах. -Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров. -Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление. | -рассказ с показом -графическая работа | -карточки-задания -формат А4 в клетку -чертежные инструменты и принадлежности | §18 -инструменты |
IV четверть (8 часов). | |||||
27(1) | 1 час | Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой. -Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. -Способствовать развитию пространственного и образного мышления. -Прививать культуру труда при выполнении графической документации. | -графические упражнения | -карточки-задания -чертежные инструменты и принадлежности | -формат А4 -рис. 151 -инструменты |
28 (2) | 1 час | Графическая работа №8 Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы -Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета. -Отработать навыки последовательного построения чертежа. -Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. | -графическая работа | -карточки-задания №25 -чертежные инструменты и принадлежности -формат А4 | -инструменты |
29(3) | 1 час | Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию. -Закрепление навыков построения видов и технического рисунка. -Развитие пространственного представления. -Воспитание культуры труда, организации рабочего места. | -графические упражнения | -карточки-задания №19 -инструменты -тетрадь | -учебник стр. 81 |
30(4) | 1 час | Геометрически построения. Сопряжения. -Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении. -Углублять знания о практическом применении чертежей. -Воспитывать организованность, самостоятельность. | -объяснение материала. -построения на доске и в тетради | -учебная таблица «Сопряжения» -учебник -тетрадь -инструменты | §15 -формат А4 -инструменты |
31(5) | 1 час | Графическая работа №6 Чертеж детали с элементами сопряжения. -Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений. -Выявление знаний по данной теме. -Учить экономному использованию времени. | -графическая работа | -карточки-задания №15 -учебник -инструменты | §15 повторить -формат в клетку |
32 (6) | 1 час | Графическая работа №10 Чертеж детали с элементами конструирования. -Закрепление навыков построения чертежей. -Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному материалу. -Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. | -графическая работа | -карточки-задания №25 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности -учебник | -форматА4 -инструменты |
33(7) | 1 час | Графическая работа №11 (контрольная) Чертеж детали -Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению. - Формирование познавательных интересов к предмету. - Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. | -графическая работа | карточки-задания №26 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности -учебник | стр. 3-14 повторить |
34(8) | 1 час | Обзор разновидностей графических изображений. -Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения. -Уяснить значимость чертежей жизни. -Закрепление полученных знаний. | -графические упражнения. | -учебные таблицы «Разновидности графических изображений» 2 штуки. |
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол. часов | Тема урока. Цели урока. | Формы занятий | Наглядные пособия | Домашнее задание |
I четверть (9 часов) | |||||
Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час). | |||||
1. | 1 час | Обобщение сведений о способах проецирования. - Выявление знаний за первый учебный год. -Развитие пространственного, технического и образного мышления. -Обобщить навыки последовательного построения чертежа. | -беседа -графические построения | -учебные таблицы: «Виды графических изображений»-2 таблицы, -модель трехгранного угла - модели деталей из картона | §19, стр.126 №2 в тетрадь. |
Сечения и разрезы на чертежах (14 часов). | |||||
2-3. | 2 часа | Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов -Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений. -Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали) -Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений. | -рассказ с показом примеров -графические упражнения | -учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы» -модели деталей -карточки-задания № 1-2 | §20-22; Формат для эскизов (в клетку) |
4. | 1 час | Графическая работа №1. Эскиз деталей с применением сечений. -Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений. -Проверка качества усвоения материала по теме. -Развитие пространственного представления и мышления. | -графическая работа (проверка знаний). | -карточки-задания №3 -формат для эскизов -чертежные инструменты и принадлежности. | §20-22 повторить |
5. | 1 час | Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы. -Дать понятие о разрезах как об изображениях. -Знакомство с классификацией разрезов. -Формирование навыков построения целесообразных разрезов. | -рассказ с показом примеров -графические упражнения | -учебные таблицы: «Сечения и разрезы»; «Фронтальный разрез»; «Горизонтальный разрез»; «Профильный разрез». | §23-24, -формат для эскизов. |
6. | 1 час | Графическая работа №2 Эскиз детали с применением необходимого разреза. -Проверка усвоения материала и закрепление сформированных умений и навыков в построении эскизов деталей с целесообразным разрезом. -Формирование навыков самостоятельной работы. | -графическая работа | -формат для эскизов -чертежные инструменты -карточки-задания №7 | §23-24 повторить |
7. | 1 час | Соединение половины разреза с половиной вида. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости). -Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины вида и разреза. -Определять значимость выбора разреза от симметричности детали. -Познакомить с особыми случаями разрезов | -рассказ по таблицам -работа с учебником | -учебная таблица: «Соединение вида и разреза» -учебник -чертежные инструменты | §25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150 №3 в тетрадь |
8. | 1 час | Соединение части разреза счастью вида. -Формирование у учащихся правильных приемов построения целесообразных разрезов -Закрепление навыков чтения чертежей. -Развитие логического мышления, пространственного представления | -рассказ по таблицам -графические упражнения -работа с учебником | -учебник - таблица прошлого урока -карточки-задания №9 | §25, §26 повторить -формат А4 (горизонтальный) |
9. | 1 час | Графическая работа №3 Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). - Закрепление навыков построения целесообразных разрезов -Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза». | -графическая работа | -карточки-задания №10 или учебник стр.153 рис.201 -образцы чертежей -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности. | §25, §26 повторить |
II четверть (7 часов). | |||||
10(1) | 1 час | Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали) - Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом. -Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z). -Совершенствование графических навыков | -объяснение по таблице -показ чертежей -графические упражнения | -учебные таблицы: «Аксонометрические проекции деталей с вырезом» -модели деталей с вырезом (пластмасса) -карточки-задания №13 | §26, §27 |
11(2) | 1 час | Решение задач на реконструкцию внешней и внутренней формы. -Закрепление навыков выполнения соединения половины вида детали с половиной разреза. -Развитие навыков логического мышления, пространственного представления. | -графические упражнения | -карточки-задания № 8-9 -учебная таблица: «Соединение вида и разреза» -тетрадь -чертежные принадлежности | Повторить правила чтения чертежей §17 |
12(3) | 1 час | Практическая работа №4 Устное чтение чертежей - Закрепление навыков по правилам чтения чертежей -Формирование навыков самостоятельной работы -Развитие навыков логического мышления | -чтение чертежей | -карточки-задания № 11 | |
13(4) | 1 час | Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения. -Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества изображений, условности и упрощения на чертежах. -Формирование познавательного интереса к предмету. -Развитие навыков логического мышления | -беседа -чтение чертежей | -учебные таблицы «Выбор изображений на чертеже» -карточки-задания №11 | §28-29 стр. 154-157 -формат для эскизов |
14(5) | 1 час | Графическая работа №5 Эскиз детали с применением условностей и упрощений - Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на чертежах». -Закрепление навыков выполнения разрезов. | -графическая работа | -карточки-задания №12 -формат для эскизов -чертежные принадлежности и инструменты | §28-29 повторить |
15(6) | 1 час | Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными. -Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной разреза. -Формирование познавательного интереса к предмету. -Развитие пространственного представления и мышления. | -графические упражнения | -карточки-задания №14 -тетрадь -чертежные принадлежности | §28-29 повторить |
Сборочные чертежи (14 часов). | |||||
16(7) | 1 час | Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения. -Дать основные понятия о соединениях деталей. -Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей. -Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. | -рассказ по таблицам с показом | -учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые соединения» -учебник -чертежные принадлежности и инструменты | §30; §33 -чертежные принадлежности |
III четверть (10 часов). | |||||
17(1) | 1 час | Изображение резьбы на стержне и в отверстии -Дать основные понятия о резьбовых соединениях -Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах -Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. | -рассказ по таблицам с показом --графические упражнения | -учебные таблицы «Резьбовые соединения» -модели резьбовых соединений -учебник -чертежные принадлежности и инструменты | §31-32 -чертежные принадлежности -формат А4 |
18(2) | 1 час | Графическая работа №6 Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение) -Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей -Совершенствование навыков резьбового соединения -Формирование навыков самостоятельной работы | -графическая работа | -карточки-задания №18 (или рис. 217 г) -формат А4 -чертежные принадлежности и инструменты | §30-33 повторить |
19(3) | 1 час | Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей. -Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали. -Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных чертежей. -Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей. | -составление сравнительной таблицы | -учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» -учебник -тетрадь | §34 |
20(4) | 1 час | Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей, последовательность. -Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах. -Научить читать сборочные чертежи -Развивать устную речь учащихся. | -рассказ с показом -чтение сборочных чертежей | -учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» -учебник -тетрадь | §35-36 |
21(5) | 1 час | Практическая работа №7 Чтение сборочных чертежей -Закрепление знаний по теме «Условности и упрощения на сборочных чертежах», «Порядок чтения сборочных чертежей». -Развитие умения излагать свои мысли грамотно, в полном объеме, используя термины учебного предмета. | -чтение сборочных чертежей | -учебная таблица «Сборочный чертеж» -тетрадь | §35-36 повторить |
22(6) | 1 час | Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений. -Познакомить учащихся с понятием – Деталирование. -Изучить порядок деталирования. -Закрепить новый материал. -Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие. | -объяснение материала -запись порядка деталирования в тетрадь -выполнение чертежей деталей | -учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» -учебник -тетрадь | §37 |
23-24 (7-8) | 2 часа | Деталирование сборочного чертежа. Выполнение чертежей без нанесения размеров. -Закрепление знаний по темам: «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование». -Совершенствовать навыки выполнения чертежей деталей, по сборочным чертежам изделий. -Формирование графической грамотности. | -выполнение чертежей деталей по чертежам изделий без нанесения размеров | -учебная таблица: «Порядок деталирования сборочного чертежа» -задание из учебника рис. 244 (1); 245 (1). | §37 |
25(9) | 1 час | Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба. -Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную единицу, при помощи графика углового масштаба. -Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров» -Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в выборе изображения детали. | -построение пропорционального масштаба -определение размеров деталей входящих в изделие | -учебные таблицы прошлых уроков -учебник -тетрадь | §37 -формат А4 чертежные принадлежности |
26(10) | 1 час | Графическая работа №8 (1 часть) Деталирование сборочного чертежа -Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». -Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий. -Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру. | -выполнение чертежей деталей по чертежам изделий | -карточки-задания №21 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности | §37 повторить |
IV четверть (8 часов). | |||||
27(1) | 1 час | Графическая работа №8 (2 часть) Деталирование сборочного чертежа -Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». -Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий. -Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру | -выполнение чертежей деталей по чертежам изделий | -карточки-задания №21 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности | §37 повторить -формат для эскизов |
28-29 (2-3) | 2 часа | Графическая работа №9 Решение творческих задач с элементами конструирования. -Закрепление навыков построения целесообразных видов, разрезов, сечений и т.д. -Развитие навыков конструирования. -Совершенствование навыков логического мышления | -выполнение эскизов. | -карточки-задания №22 | |
Основы архитектурно-строительного черчения (2 часа). | |||||
30(4) | 1 час | Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей. -Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения. -Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов. -Научить понимать (читать) строительные чертежи. | -объяснение материала. -чтение строительных чертежей | -учебные таблицы «Строительные чертежи» -учебник -строительные чертежи прошлых лет | §38-40 |
31(5) | 1 час | Практическая работа №10 Чтение строительных чертежей. -Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах». -Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления. | -чтение строительных чертежей | -карточки-задания №24 | §38-40 повторить -форматА3 |
32-33 (6-7) | 2 часа | Графическая работа №11 (контрольная) Чертежи детали по сборочному чертежу. -Закрепление навыков построения чертежей деталей по чертежам изделий с применением сечений, разрезов. -Совершенствование навыков выполнения аксонометрических проекций деталей с вырезом ¼ части. | -графическая работа | -карточки-задания №26 -формат А3 -чертежные инструменты и принадлежности -учебник | стр.219, рис. 267 - рассмотреть |
34(8) | 1 час | Обзор разновидностей графических изображений. -Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за два года обучения. -Закрепление полученных знаний. | -графические упражнения. | -учебные таблицы «Разновидности графических изображений» 2 штуки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...
Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Программа расчитана в каждом классе на 35 часов....
Комментарии
методические разработки, презентации и конспекты уроков
очень грамотно сославлена программа.
Спасибо. Я старалась
Спасибо. Я старалась
методические разработки, презентации и конспекты уроков
Успехов!!!