Разработка урока 8 класс (мальчики) «Предпринимательство в семье»
рабочие листы по технологии (8 класс)

Кожемяко Сергей Васильевич

Тема урока: «Предпринимательство в семье»
Данная методическая разработка урока технологии для 8 класса направлена на формирование у обучающихся базовых представлений о предпринимательской деятельности в рамках семейной экономики
. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными понятиями семейного предпринимательства, видами предпринимательской деятельности и особенностями ведения семейного бизнеса.
Цели урока
:
Образовательная
: сформировать представление о сущности предпринимательской деятельности в семье
Развивающая
: развить экономическое мышление и предпринимательские способности
Воспитательная
: воспитать ответственное отношение к семейному бюджету и бизнесу
Планируемые результаты
:
Предметные
: освоение базовых понятий предпринимательства, понимание роли семейного бизнеса
Метапредметные
: развитие умений планировать деятельность, анализировать экономическую информацию
Личностные
: формирование ответственного отношения к семейной экономике Урок построен с использованием современных педагогических технологий, включает практические задания и работу в группах. Материал урока имеет практическую направленность и связь с реальной жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predp._v_seme.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Технология»

 (8 класс, мальчики)

«Предпринимательство в семье»

Составитель Кожемяко Сергей Васильевич,

 учитель технологии

МАОУ" Школа №94"

 г. Нижний Новгород,

        


Пояснительная записка

к методической разработке: «Предпринимательство в семье»

Данная методическая разработка (урок-практикум) предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста при реализации метапредметного подхода. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. На метапредметном уроке необходимо включить ребёнка в разнообразные виды деятельности, важные для него, встраивая знания и теоретические рассуждения в опыт, привлекая к предмету знания из других областей. Урок разработан в технологической карте в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и предусматривает развитие информационной компетенции учащихся. Оно построено на основе проблемно – деятельностного подхода, где ученики сами определяют тему занятия, открывают новые для них понятия посредством догадки, построения диалога со сверстниками и учителем. На занятии используются такие формы работы, как фронтальная, индивидуальная, групповая. Работая в группах, ученики учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, формировать знания.

В процессе урока учащиеся учатся выделять значимость семейного предпринимательства для семьи, для экономики государства и реализации социальных программ. Учащиеся на уроке формируют умение работать с законодательной, справочной и учебной литературой, развивают интерес к предпринимательской деятельности.

Данный урок проводится как урок-практикум после изучения темы «Потребности семьи» в рамках изучения раздела «Семейная экономика» в 8 классе.

Основной целью урока является ознакомить учащихся с основными понятиями семейного предпринимательства.

Технологическая карта урока технологии   8 класс              

Тема Семейная экономика

Предпринимательство в семьях.

Цель  

Ознакомить учащихся с основными понятиями семейного предпринимательства.

Задачи

Ознакомиться с понятиями предпринимательство, семейное предпринимательство.

Ознакомиться с формами семейного предпринимательства.

Ознакомиться с законодательной литературой.

Научиться составлять план ведения семейного бизнеса

Основное содержание темы, термины и понятия

Предпринимательство,  семейное предпринимательство, лицензия, патент, прибыль

Оборудование

 Учебник,  презентация   «Предпринимательство в семьях», проектор , дополнительная литература

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- знать понятия по теме урока (предпринимательство, лицензия, патент, прибыль, семейное предпринимательство).

-Знать о значении семейного предпринимательства для государства и семьи

.Уметь работать с законодательной, справочной и учебной литературой ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль знаний о предпринимательской деятельности и ее значении для семьи и экономики государства.

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

 Обществознание ,история

 Индивидуально-групповая; работа в парах,  работа в группах

Компьютер, проектор, экран, справочная, учебная, познавательная литература, (словари толковые, и экономической направленности, Гражданский кодекс РФ 

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

  1. Приветствие.(2мин)
  2. Повторение изученного ранее. На столах лежат листы с заданиями

Задание 1 – актуализация знаний (продолжить предложение)(слайд№1)

- информация о товарах - это? ( совокупность сведений, позволяющих судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употреблении)

- штрихкод выполняет -  несколько функций, но основные их них контроль качества продукции и ее соответствия заданному образцу)

сертификация - это? (это деятельность по выявлению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям) - (слайд2)

- Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

-Степень обеспеченности членов семьи товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования, называется уровнем благосостояния. Любая здоровая семья стремится к улучшению благосостояния своей семьи. Как и какими способами? Предполагаемый ответ (Можно заниматься предпринимательской деятельностью) – формулируется тема урока

Тема нашего урока. Учащиеся формулируют тему  урока. (предпринимательство в семье) (слайд№3)

Ставят учебные задачи (слайд №4-5-6)

   Сегодня на уроке я узнаю… (что такое семейное предпринимательство)

  Сегодня на уроке я узнаю… какие бывают формы предпринимательской деятельности.

  На уроке я научусь…. создавать план собственного дела,

Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Проводится обсуждение.

  С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается. Наша задача разобраться в этой проблеме и найти пути ее решения.

   Задание.2 Среди предложенной литературы найдите определение терминам (работа в парах) (слайд7)

  - предпринимательская  деятельность

  - предприниматель

   Группа 1. Гражданский кодекс Р.Ф.: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законе порядке…»(слайд№8)

Группа 2. Словарь В. Даля: «Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человек» (слайд№9)

Группа 3. Экономический словарь (слайд№10)

Группа 4. Учебник. Предпринимательская деятельность – вид инициативной деятельности человека, который владея полностью или частично какими – либо материальными и культурными ценностями использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. (слайд№11) Сверим правильность определения предложенных терминов и оценим ответы

Учитель о слайдах : Все определения данных терминов верны, попробуем найти в них общие черты понятия «предпринимательство».

  Учащиеся выделяют такие черты, как:

- процесс создания нового, обладающего ценностью;

- процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

- процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

   Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать: (слайд№12)

Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.

С этим понятием вы познакомились на уроке обществознания.

Рассмотрим формы предпринимательской деятельности (слайд№13)

Предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.

 

Индивидуальное предпринимательство может представлять:

 -индивидуально – трудовую деятельность,

- единоличное предприятие

 - частное семейное предприятие

 Коллективное предпринимательство:

 -общество с ограниченной ответственностью

 - общество с неограниченной ответственностью

 - акционерное общество концерн

 - кооператив

  - концерн

Продолжим  изучение темы: выполним задание 3

  Работа с учебником с 7 параграф 2 задание.  (В рабочих листах   выделить основные слова  понятий)

      Прибыль; лицензия; патент  (слайды14,15,16)

     Деятельность предпринимателя не исчерпывается одним только стремлением получить большие доходы. Она направлена на удовлетворение  своих собственных потребностей  так и окружающих людей. Поэтому предпринимательство является мощным рычагом экономического и общественного развития. Движимое конкуренцией между производителями аналогичных товаров и услуг за место на рынке, оно способствует увеличению числа рабочих мест, внедрению в производство достижений научно – технического прогресса, созданию новых товаров и услуг

       Вопрос. Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент?

Ответы учеников:

- получение прибыли, с которой платятся налоги, тем самым пополняя казну государства;

- создание рабочих мест;

- самореализация;

- внедрение новых технологий, проявление творчества и др.

 Совершенно верно.

 

   Физминутка

    Аутомануальный комплекс (массаж)

     Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.

  • Точка на лбу между бровями.
  • По краям крыльев носа.
  • В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
  • В височной ямке (парные).
  • В области козелка (парные).
  • Чуть выше роста волос под основанием черепа.

   С незапамятных времен корифеи Российского предпринимательства работали

   семьями и передавали свое дело по наследству детям, некоторых вы уже знаете. (слайды18-23) из истории.

    Прохоровы, Морозовы,  Третьяковы…

   Деятельность Российских предпринимателей приостановилась в1917 году и возобновилась в 1991 году

   Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависит от множества факторов:

   - наличия денежных средств;

   -  знаний и умений каждого из членов семьи;

   - наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения

  - наличия свободного времени и т.д.

   Создание собственного дела состоит из этапов: (слайд24)

  Во многом вид предпринимательской деятельности обусловлен местом проживания семьи, точнее потребностями населения данного региона, или другими словами, спросом, который существует на местном рынке товаров и услуг. Семья, которая хочет заняться предпринимательством, должна провести маркетинговое исследование.

  -  Изучить потребности местного населения в тех или иных товарах и услугах

   - Произвести расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательской способностью населения

  - Выбрать пути продвижения своего труда на рынок

   Маркетолог (слайд25) – современная очень востребованная, высокооплачиваемая профессия. Обратите внимание  для выбора будущей профессии . Маркетинг включает планирование видов выпускаемой продукции, определяет цену товара, намечает пути сбыта и разрабатывает мероприятия по рекламе.

   Любая предпринимательская фирма, в том числе частное семейное предприятие, приступая к реализации своего проекта, должна иметь бизнес – план – документ содержащий обоснование всех перечисленных выше шагов  (от исследования потребностей рынка, проектирования продукции или услуг до их реализации)  

  Практическая работа в группах

    1. Составьте перечень товаров и услуг, которые предлагаются производственными и обслуживающими фирмами     нашего города

    2.Запишите, какие виды семейной предпринимательской деятельности встречаются в нашем городе.

    3. Проанализируйте и запишите, нехватка каких товаров или услуг отмечается в нашем городе.

     4. Выдвинете свои предложения, какой семейный бизнес мог бы быть востребован в нашем регионе.

 Обсуждаем результаты практической работы и оцениваем эту работу сами и взаимно

  Домашнее задание изучить параф 2 (с57 - 61).  Подготовить информацию о предпринимателях Бугуруслана.

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

  (Слайд 27) На уроке я узнала…… (какие виды и формы семейного предпринимательства у нас в стране существуют

   На уроке я узнала … (о преимуществах и недостатках предпринимательской деятельности

   На уроке я научилась….. составлять план  создания семейного бизнеса.

  На уроке я поняла, чтобы заниматься  предпринимательской деятельностью, необходимо провести исследование

   рынка, изучить его    потребности  в товарах и услугах.

Самоанализ урока технологии

Программа предмета «Технологии» предполагает использование социальной компетенции.

Был представлен урок по разделу «Семейная экономика» в 8 а классе.

Тема урока: «Предпринимательство в семьях»

Цель урока. Познакомить учащихся с основными понятиями семейного предпринимательства.

Были поставлены задачи:

1. Ввести понятия предпринимательство, лицензия, патент, прибыль, семейное предпринимательство.

2. Осознание собственной значимости, социальной применяемости знаний, умений и навыков.

 3.Выделить значимость семейного предпринимательства для семьи,

для экономики государства и реализации социальных программ.

4. Продолжить формировать умение работать с законодательной, справочной и учебной литературой.

5. Развитие интереса к предпринимательской деятельности, расширение кругозора.

6. Развитие умения работать в группах.

7. Воспитывать уважение к корифеям, меценатам Российского предпринимательства.

8.Воспитание чувства патриотизма.

        Тип урока — урок систематизации и обобщения.

На уроке применялось проблемно - развивающее обучение.

Использовались индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.

А чтобы учебный материал стал мотивом познавательной деятельности я поставила перед учениками задачи с которыми им придётся столкнуться в жизни. На уроке использовала компьютерную презентацию, задания для изучения и закрепление темы были выполнены на листах заданиях, что позволило эффективно и полезно использовать время на уроке.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности гимназистов была достаточно эффективной. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)

Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, ра...

Разработка урока английского языка по теме:"Семья" 6 класс Комарова

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...

методическая разработка урока по теме "Дружба и семья"

методическая разработка урока по теме "Дружба и семья" составлена на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...

Разработка урока "Класс Насекомые"

Разработка и презентация урока...

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....