Разработка урока 8 класс (мальчики) «Предпринимательство в семье»
рабочие листы по технологии (8 класс)
Тема урока: «Предпринимательство в семье»
Данная методическая разработка урока технологии для 8 класса направлена на формирование у обучающихся базовых представлений о предпринимательской деятельности в рамках семейной экономики. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными понятиями семейного предпринимательства, видами предпринимательской деятельности и особенностями ведения семейного бизнеса.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о сущности предпринимательской деятельности в семье
Развивающая: развить экономическое мышление и предпринимательские способности
Воспитательная: воспитать ответственное отношение к семейному бюджету и бизнесу
Планируемые результаты:
Предметные: освоение базовых понятий предпринимательства, понимание роли семейного бизнеса
Метапредметные: развитие умений планировать деятельность, анализировать экономическую информацию
Личностные: формирование ответственного отношения к семейной экономике Урок построен с использованием современных педагогических технологий, включает практические задания и работу в группах. Материал урока имеет практическую направленность и связь с реальной жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predp._v_seme.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Технология»
(8 класс, мальчики)
«Предпринимательство в семье»
Составитель Кожемяко Сергей Васильевич,
учитель технологии
МАОУ" Школа №94"
г. Нижний Новгород,
Пояснительная записка
к методической разработке: «Предпринимательство в семье»
Данная методическая разработка (урок-практикум) предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста при реализации метапредметного подхода. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. На метапредметном уроке необходимо включить ребёнка в разнообразные виды деятельности, важные для него, встраивая знания и теоретические рассуждения в опыт, привлекая к предмету знания из других областей. Урок разработан в технологической карте в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и предусматривает развитие информационной компетенции учащихся. Оно построено на основе проблемно – деятельностного подхода, где ученики сами определяют тему занятия, открывают новые для них понятия посредством догадки, построения диалога со сверстниками и учителем. На занятии используются такие формы работы, как фронтальная, индивидуальная, групповая. Работая в группах, ученики учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, формировать знания.
В процессе урока учащиеся учатся выделять значимость семейного предпринимательства для семьи, для экономики государства и реализации социальных программ. Учащиеся на уроке формируют умение работать с законодательной, справочной и учебной литературой, развивают интерес к предпринимательской деятельности.
Данный урок проводится как урок-практикум после изучения темы «Потребности семьи» в рамках изучения раздела «Семейная экономика» в 8 классе.
Основной целью урока является ознакомить учащихся с основными понятиями семейного предпринимательства.
Технологическая карта урока технологии 8 класс
Тема Семейная экономика | Предпринимательство в семьях. | |
Цель | Ознакомить учащихся с основными понятиями семейного предпринимательства. | |
Задачи | Ознакомиться с понятиями предпринимательство, семейное предпринимательство. Ознакомиться с формами семейного предпринимательства. Ознакомиться с законодательной литературой. Научиться составлять план ведения семейного бизнеса | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Предпринимательство, семейное предпринимательство, лицензия, патент, прибыль | |
Оборудование | Учебник, презентация «Предпринимательство в семьях», проектор , дополнительная литература | |
Планируемый результат | Предметные | УУД |
В познавательной сфере: - знать понятия по теме урока (предпринимательство, лицензия, патент, прибыль, семейное предпринимательство). -Знать о значении семейного предпринимательства для государства и семьи .Уметь работать с законодательной, справочной и учебной литературой ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль знаний о предпринимательской деятельности и ее значении для семьи и экономики государства. | Личностные: развитие познавательных мотивов Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы |
Обществознание ,история | Индивидуально-групповая; работа в парах, работа в группах | Компьютер, проектор, экран, справочная, учебная, познавательная литература, (словари толковые, и экономической направленности, Гражданский кодекс РФ |
Мотивационный этап | ||||
Цель | Содержание | |||
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации |
Задание 1 – актуализация знаний (продолжить предложение)(слайд№1) - информация о товарах - это? ( совокупность сведений, позволяющих судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употреблении) - штрихкод выполняет - несколько функций, но основные их них контроль качества продукции и ее соответствия заданному образцу) сертификация - это? (это деятельность по выявлению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям) - (слайд2) - Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы. -Степень обеспеченности членов семьи товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования, называется уровнем благосостояния. Любая здоровая семья стремится к улучшению благосостояния своей семьи. Как и какими способами? Предполагаемый ответ (Можно заниматься предпринимательской деятельностью) – формулируется тема урока Тема нашего урока. Учащиеся формулируют тему урока. (предпринимательство в семье) (слайд№3) Ставят учебные задачи (слайд №4-5-6) Сегодня на уроке я узнаю… (что такое семейное предпринимательство) Сегодня на уроке я узнаю… какие бывают формы предпринимательской деятельности. На уроке я научусь…. создавать план собственного дела, | |||
Этап учебно – познавательной деятельности | ||||
Цель | Содержание | |||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний |
Проводится обсуждение. С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается. Наша задача разобраться в этой проблеме и найти пути ее решения. Задание.2 Среди предложенной литературы найдите определение терминам (работа в парах) (слайд7) - предпринимательская деятельность - предприниматель Группа 1. Гражданский кодекс Р.Ф.: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законе порядке…»(слайд№8) Группа 2. Словарь В. Даля: «Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человек» (слайд№9) Группа 3. Экономический словарь (слайд№10) Группа 4. Учебник. Предпринимательская деятельность – вид инициативной деятельности человека, который владея полностью или частично какими – либо материальными и культурными ценностями использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. (слайд№11) Сверим правильность определения предложенных терминов и оценим ответы Учитель о слайдах : Все определения данных терминов верны, попробуем найти в них общие черты понятия «предпринимательство». Учащиеся выделяют такие черты, как: - процесс создания нового, обладающего ценностью; - процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; - процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым. Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать: (слайд№12) Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли. С этим понятием вы познакомились на уроке обществознания. Рассмотрим формы предпринимательской деятельности (слайд№13) Предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.
Индивидуальное предпринимательство может представлять: -индивидуально – трудовую деятельность, - единоличное предприятие - частное семейное предприятие Коллективное предпринимательство: -общество с ограниченной ответственностью - общество с неограниченной ответственностью - акционерное общество концерн - кооператив - концерн Продолжим изучение темы: выполним задание 3 Работа с учебником с 7 параграф 2 задание. (В рабочих листах выделить основные слова понятий) Прибыль; лицензия; патент (слайды14,15,16) Деятельность предпринимателя не исчерпывается одним только стремлением получить большие доходы. Она направлена на удовлетворение своих собственных потребностей так и окружающих людей. Поэтому предпринимательство является мощным рычагом экономического и общественного развития. Движимое конкуренцией между производителями аналогичных товаров и услуг за место на рынке, оно способствует увеличению числа рабочих мест, внедрению в производство достижений научно – технического прогресса, созданию новых товаров и услуг Вопрос. Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? Ответы учеников: - получение прибыли, с которой платятся налоги, тем самым пополняя казну государства; - создание рабочих мест; - самореализация; - внедрение новых технологий, проявление творчества и др. Совершенно верно.
Физминутка Аутомануальный комплекс (массаж) Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
С незапамятных времен корифеи Российского предпринимательства работали семьями и передавали свое дело по наследству детям, некоторых вы уже знаете. (слайды18-23) из истории. Прохоровы, Морозовы, Третьяковы… Деятельность Российских предпринимателей приостановилась в1917 году и возобновилась в 1991 году Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависит от множества факторов: - наличия денежных средств; - знаний и умений каждого из членов семьи; - наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения - наличия свободного времени и т.д. Создание собственного дела состоит из этапов: (слайд24) Во многом вид предпринимательской деятельности обусловлен местом проживания семьи, точнее потребностями населения данного региона, или другими словами, спросом, который существует на местном рынке товаров и услуг. Семья, которая хочет заняться предпринимательством, должна провести маркетинговое исследование. - Изучить потребности местного населения в тех или иных товарах и услугах - Произвести расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательской способностью населения - Выбрать пути продвижения своего труда на рынок Маркетолог (слайд25) – современная очень востребованная, высокооплачиваемая профессия. Обратите внимание для выбора будущей профессии . Маркетинг включает планирование видов выпускаемой продукции, определяет цену товара, намечает пути сбыта и разрабатывает мероприятия по рекламе. Любая предпринимательская фирма, в том числе частное семейное предприятие, приступая к реализации своего проекта, должна иметь бизнес – план – документ содержащий обоснование всех перечисленных выше шагов (от исследования потребностей рынка, проектирования продукции или услуг до их реализации) Практическая работа в группах 1. Составьте перечень товаров и услуг, которые предлагаются производственными и обслуживающими фирмами нашего города 2.Запишите, какие виды семейной предпринимательской деятельности встречаются в нашем городе. 3. Проанализируйте и запишите, нехватка каких товаров или услуг отмечается в нашем городе. 4. Выдвинете свои предложения, какой семейный бизнес мог бы быть востребован в нашем регионе. Обсуждаем результаты практической работы и оцениваем эту работу сами и взаимно Домашнее задание изучить параф 2 (с57 - 61). Подготовить информацию о предпринимателях Бугуруслана. | |||
Этап рефлексии | ||||
Цель | Содержание | |||
Оценка результатов деятельности | Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. (Слайд 27) На уроке я узнала…… (какие виды и формы семейного предпринимательства у нас в стране существуют На уроке я узнала … (о преимуществах и недостатках предпринимательской деятельности На уроке я научилась….. составлять план создания семейного бизнеса. На уроке я поняла, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, необходимо провести исследование рынка, изучить его потребности в товарах и услугах. |
Самоанализ урока технологии
Программа предмета «Технологии» предполагает использование социальной компетенции.
Был представлен урок по разделу «Семейная экономика» в 8 а классе.
Тема урока: «Предпринимательство в семьях»
Цель урока. Познакомить учащихся с основными понятиями семейного предпринимательства.
Были поставлены задачи:
1. Ввести понятия предпринимательство, лицензия, патент, прибыль, семейное предпринимательство.
2. Осознание собственной значимости, социальной применяемости знаний, умений и навыков.
3.Выделить значимость семейного предпринимательства для семьи,
для экономики государства и реализации социальных программ.
4. Продолжить формировать умение работать с законодательной, справочной и учебной литературой.
5. Развитие интереса к предпринимательской деятельности, расширение кругозора.
6. Развитие умения работать в группах.
7. Воспитывать уважение к корифеям, меценатам Российского предпринимательства.
8.Воспитание чувства патриотизма.
Тип урока — урок систематизации и обобщения.
На уроке применялось проблемно - развивающее обучение.
Использовались индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
А чтобы учебный материал стал мотивом познавательной деятельности я поставила перед учениками задачи с которыми им придётся столкнуться в жизни. На уроке использовала компьютерную презентацию, задания для изучения и закрепление темы были выполнены на листах заданиях, что позволило эффективно и полезно использовать время на уроке.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности гимназистов была достаточно эффективной. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Класс Насекомые"
Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...
Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)
Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, ра...
Разработка урока английского языка по теме:"Семья" 6 класс Комарова
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...
методическая разработка урока по теме "Дружба и семья"
методическая разработка урока по теме "Дружба и семья" составлена на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...
Разработка урока "Класс Насекомые"
Разработка и презентация урока...
Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"
Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....
Методическая разработка урока "Класс насекомые"
Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....