Развитие функциональной грамотности на уроках труда.
презентация к уроку по технологии
В материале представлены задания на развитие функциональной грамотности на уроках труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 472.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления формирования функциональной грамотности: • Математическая грамотность • Читательская грамотность • Естественнонаучная грамотность • Финансовая грамотность • Глобальные компетенции • Креативное мышление
Понятие функциональной грамотности Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотна я личность: – человек, способный к принятию самостоятельного решения и выбора; – умеющего нести ответственность за принятые решения; – способного быть ответственным за себя и своих близких; – умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться; – обладающего различными компетенциями в разных областях; – умеющего нестандартно решать задачи; – легко адаптирующегося в социуме; – умеющего искать общие решения и компромисы ; – хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; - владеющего современными информационными технологиями.
Отличительные черты функциональной грамотности: - направленность на решение бытовых проблем; - является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; - связь с решением стандартных, стереотипных задач; - это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; - используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Условия форомировани я функциональной грамотности на уроках технологии 1 . Профессиональная компетентность учителя 2. Системно- деятельностный подход 3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке 4. Межпредметная интеграция 5. Образовательные технологии 6. Исследовательские и проблемные стратегии 7. Работа с технической документацией 8. Учебно-практические задания
ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы. Задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством учителя и переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить презентацию готового изделия.
Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным. Задание . Ребенок после употребления в пищу печенья стал покрываться красными пятнами, а на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Рассмотрите состав печенья. Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте. Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода питьевая, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлители (гидрокарбонат натрия и пирофосфат натрия), соль, ароматизатор «ванилин-молоко», идентичный натуральному, эмульгатор лецитин соевый, сухая молочная сыворотка, витамины, регулятор кислотности кислота лимонная. Без консервантов. Содержит: пшеницу, глютен , лецитин соевый, яйца. Может содержать следы кунжута, арахиса, других орехов.
Задание. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру. На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры). Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.
Задание. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека. У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая для семьи из деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства.
Умение выполнять несложные математические расчеты Задание . Выполните эскиз оформления окна детской комнаты. 1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор. 2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы . Задание: Вам необходимо оплатить квитанцию за электроэнергию. Показания прибора учёта (предыдущие) 15593, последние показания прибора учёта 15856 при тарифе 3,14 руб. / кВт.ч .
Умение выявлять вопросы, на которые может ответить наука Задание . Группа британских учёных разрабатывает «умную» одежду, которая поможет детям с отклонениями в развитии «заговорить». Ребёнка, одетого в жилет из уникального электротекстиля , который подсоединён к синтезатору речи, можно будет понять просто по его постукиванию по чувствительной к прикосновению ткани. Не повредив материал, одежду можно стирать, наматывать вокруг предметов или складывать. Учёный говорит, что материал можно запустить в дешёвое массовое производство. Вопрос: можно ли качества материала, о которых говорилось в тексте, проверить с помощью научного эксперимента в лаборатории? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке. Материал можно Может ли качество материала быть проверено с помощью научного эксперимента в лаборатории? стирать, не повредив его Да / Нет наматывать вокруг предметов, не повредив его Да / Нет складывать, не повредив его Да / Нет запустить в дешёвое массовое производство Да / Нет
Умение применять естественно-научные знания и креативное м ышление Задание: Коллаж «вредные» и «полезные» продукты. Работа в малых группах. Задание: на схематическое изображение наклеить только «вредные» или только «полезные» продукты. Для подбора вредных и полезных продуктов используются каталоги из продуктовых магазинов.
Умение применять креативное мышление Задания для учащихся: А.- Оформите дизайн окна. Б.- Подберите цветовое сочетание. В.- Подберите декоративные ткани для штор. Г.- Выполните эскиз на листе формата А-4. Задания для учащихся: А.- Подготовьте альбомные листы и начертите на них оконные проемы. Б.- Подберите варианты оформления окна. В.- Подберите ткани по цвету и фактуре рисунка. Г.- Выкроите детали штор. Д.- Изготовьте шторы. Е.- Оформите окно.
«Ребёнок - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь » К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...
Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии
Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе...
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....