Возможность использования технических средств обучения на уроках "Технологии"
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Черняева Светлана Анатольевна

Возможность использования технических средств обучения на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Тема:   Возможность использования технических средств        

  обучения на уроках технологии.

             Черняева С.А.

                  Учитель технологии МОУ СШ№1,г. Новоульяновск.

Аннотация

  На сегодняшний день, бесспорно, основным   считается учебник как модель принятой системы обучения. В нем содержание учебного предмета, с   программой для соответствующего класса или этапа обучения. В последние годы все чаще появляются другие средства. Среди них одно из ведущих мест принадлежит электронным носителям информации — электронным пособиям и учебникам.  Широко используются электронные учебно-методические комплекты в режиме специально организованного занятия, в том числе урока.  Самое главное то, чтобы они обеспечивали эффективность учебного процесса, а следовательно и способствовали бы достижению необходимых результатов и эффективности учебного процесса.  

Ученики могут использовать компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на разнообразных этапах обучения. Чаще всего они обращаются к нему во время самостоятельной работы  В результате работы на компьютере у учеников развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщение, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопрос.

Ключевые слова: Актуальность, интегративная, синтезирующая, интуитивность, преобразовательная, современные технологии обучения.

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.

 

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки

Таким образом, сложилось противоречие между стремлением педагога довести весь программный материал до учащихся и выбором современных технических средств обучения, применения на уроках технологии.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных методов использования технических средств обучения.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Возможности использования технических средств обучения на уроках технологии».

Объект исследования – технические средства обучения.

Предмет исследования – использование технических средств обучения на уроках технологии.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных средств обучения на уроках технологии и разработка методической системы использования технических средств обучения.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи:

Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы в психолого-педагогической, методической и специальной литературе.

2. Определить состояние применения технических средств обучения в практике преподавания технологии в Новоульяновской СШ №1

3. Выявить психолого-педагогические и технические методы использование технических средств при обучении технологии.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что разработана и научно обоснована методика проведения уроков технологии с использованием технических средств.  

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование,  учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации

Какое место отводится технологии в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок технологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенных в число любимых нам поможет применение нетрадиционных форм проведения уроков с использованием технических средств обучения. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят «поиском истины» и стимулировать их активность и творчество. Итбю…..

В процессе обучения преподаватель использует не только различные формы и методы, но и средства обучения. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать как обычные учебные и учебно-методические пособия, так и электронные обучающие средства, которые являются важным элементом организации учебного процесса.

Компьютер хотя и является объектом технической среды обитания, но очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обитания эстетического цикла школьных предметов, гармонично дополняет его и значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к формированию познавательной активности учащихся на уроках технологии.

          Электронные учебники обладают рядом преимуществ, связанных с новыми информационными технологиями.

Электронно-технические обучающие средства позволяют учащимся усваивать программу с индивидуальной скоростью, в зависимости от способностей и подготовки.   Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации и поступлении в вузы. Для формирования у учащихся познавательной активности и самостоятельности на уроках технологии разрабатываются тестовые задания, которые позволяют:

а) за сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;

б) оперативно получить результаты опроса  

в) закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами ,

 

В изучении темы «Интерьер жилого дома всегда стоит проблема показать учащимся стили в интерьере, понятие о композиции, характерные особенности интерьера жилища, отвечающего национальному укладу и образу жизни, использование современных материалов в отделке квартиры и многие другие вопросы, связанные с обстановкой в доме. Такую проблему практически полностью устраняет компьютерная программа «3D Home Дизайнер 2002».   С помощью программы можно выполнить эскиз планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.

 

Во-вторых, многие компьютерные программы дают большие возможности в получении информации, которую в других условиях можно получить, затратив многие часы своего свободного времени.

В-третьих, компьютерные программы позволяют решать многие практические задачи быстро и четко.

Все эти положительные моменты выступают за использование технических средств обучения на уроках технологии.

  Учитель технологии должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня.  

Список литературы

1. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках технологии. – М.: Просвещение, 1988. – 160с.

2. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика.2000.№7 С.32-35.

3. Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.

4. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. – СПБ.: Образование, 1995

5. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе).

6. Ожегов С.М. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.

7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М., 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 376 с.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 342 с.

9. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

10. Садовничий В.А. Размышления о Доктрине развития образования в России // Вестник Международной Академии наук высшей школы.-2000.-№1.-с.9-19

11. Смолкин А.М. Методы Активного обучения. – М., 1991. – 142 с. 12.

13. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

14. Тагариев Р.З. Технологическое образование. – М.: Изд-во РАЕ, 2002.

15. Технология 5. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.

16. Технология 6. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.

17. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом. – М., 2001

18. Черепахина А.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технических средств в обучении английскому языку

Использование технических средств в обучении английскому языку...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...

Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....

Возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики

Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и приме...

Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения

Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения...

«Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ»

Доклад на ШМО учителей-предметников «Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическая разработка по использованию технических средств обучения на уроках основы безопасности жизнедеятельности...