Возможность использования технических средств обучения на уроках "Технологии"
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Возможность использования технических средств обучения на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Возможность использования технических средств
обучения на уроках технологии.
Черняева С.А.
Учитель технологии МОУ СШ№1,г. Новоульяновск.
Аннотация
На сегодняшний день, бесспорно, основным считается учебник как модель принятой системы обучения. В нем содержание учебного предмета, с программой для соответствующего класса или этапа обучения. В последние годы все чаще появляются другие средства. Среди них одно из ведущих мест принадлежит электронным носителям информации — электронным пособиям и учебникам. Широко используются электронные учебно-методические комплекты в режиме специально организованного занятия, в том числе урока. Самое главное то, чтобы они обеспечивали эффективность учебного процесса, а следовательно и способствовали бы достижению необходимых результатов и эффективности учебного процесса.
Ученики могут использовать компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на разнообразных этапах обучения. Чаще всего они обращаются к нему во время самостоятельной работы В результате работы на компьютере у учеников развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщение, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопрос.
Ключевые слова: Актуальность, интегративная, синтезирующая, интуитивность, преобразовательная, современные технологии обучения.
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки
Таким образом, сложилось противоречие между стремлением педагога довести весь программный материал до учащихся и выбором современных технических средств обучения, применения на уроках технологии.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных методов использования технических средств обучения.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Возможности использования технических средств обучения на уроках технологии».
Объект исследования – технические средства обучения.
Предмет исследования – использование технических средств обучения на уроках технологии.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных средств обучения на уроках технологии и разработка методической системы использования технических средств обучения.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы в психолого-педагогической, методической и специальной литературе.
2. Определить состояние применения технических средств обучения в практике преподавания технологии в Новоульяновской СШ №1
3. Выявить психолого-педагогические и технические методы использование технических средств при обучении технологии.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что разработана и научно обоснована методика проведения уроков технологии с использованием технических средств.
Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации
Какое место отводится технологии в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок технологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенных в число любимых нам поможет применение нетрадиционных форм проведения уроков с использованием технических средств обучения. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят «поиском истины» и стимулировать их активность и творчество. Итбю…..
В процессе обучения преподаватель использует не только различные формы и методы, но и средства обучения. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать как обычные учебные и учебно-методические пособия, так и электронные обучающие средства, которые являются важным элементом организации учебного процесса.
Компьютер хотя и является объектом технической среды обитания, но очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обитания эстетического цикла школьных предметов, гармонично дополняет его и значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к формированию познавательной активности учащихся на уроках технологии.
Электронные учебники обладают рядом преимуществ, связанных с новыми информационными технологиями.
Электронно-технические обучающие средства позволяют учащимся усваивать программу с индивидуальной скоростью, в зависимости от способностей и подготовки. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации и поступлении в вузы. Для формирования у учащихся познавательной активности и самостоятельности на уроках технологии разрабатываются тестовые задания, которые позволяют:
а) за сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;
б) оперативно получить результаты опроса
в) закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами ,
В изучении темы «Интерьер жилого дома всегда стоит проблема показать учащимся стили в интерьере, понятие о композиции, характерные особенности интерьера жилища, отвечающего национальному укладу и образу жизни, использование современных материалов в отделке квартиры и многие другие вопросы, связанные с обстановкой в доме. Такую проблему практически полностью устраняет компьютерная программа «3D Home Дизайнер 2002». С помощью программы можно выполнить эскиз планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.
Во-вторых, многие компьютерные программы дают большие возможности в получении информации, которую в других условиях можно получить, затратив многие часы своего свободного времени.
В-третьих, компьютерные программы позволяют решать многие практические задачи быстро и четко.
Все эти положительные моменты выступают за использование технических средств обучения на уроках технологии.
Учитель технологии должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня.
Список литературы
1. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках технологии. – М.: Просвещение, 1988. – 160с.
2. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика.2000.№7 С.32-35.
3. Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.
4. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. – СПБ.: Образование, 1995
5. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе).
6. Ожегов С.М. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.
7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М., 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 376 с.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 342 с.
9. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.
10. Садовничий В.А. Размышления о Доктрине развития образования в России // Вестник Международной Академии наук высшей школы.-2000.-№1.-с.9-19
11. Смолкин А.М. Методы Активного обучения. – М., 1991. – 142 с. 12.
13. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
14. Тагариев Р.З. Технологическое образование. – М.: Изд-во РАЕ, 2002.
15. Технология 5. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.
16. Технология 6. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.
17. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом. – М., 2001
18. Черепахина А.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технических средств в обучении английскому языку
Использование технических средств в обучении английскому языку...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...

Возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики
Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и приме...

Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения
Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения...

«Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ»
Доклад на ШМО учителей-предметников «Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая разработка по использованию технических средств обучения на уроках основы безопасности жизнедеятельности...
Использование технических средств обучения на уроках физики
Эффективность подготовки квалифицированных рабочих зависит от наличия в учебном заведении хорошо подготовленной материально-технической базы. Она включает учебные кабинеты, лаборатории, мастерские и п...