Возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики
статья по физике (10, 11 класс) по теме
Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и применение современных технических средств в обучении физике. Приводятся методические приемы использования интерактивной доски с учетом экспериментального характера предмета и разнообразия видов деятельности учителя физики на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_vozmozhnosti_ispolzovaniya_sovremennyh_tehnicheskih_sredstv.doc | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики
Абрамова Лариса Сергеевна, Санкт – Петербург
Аннотация.
Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и применение современных технических средств в обучении физике. Приводятся методические приемы использования интерактивной доски с учетом экспериментального характера предмета и разнообразия видов деятельности учителя физики на уроках.
Технический прогресс оказывает значительное влияние на развитие
сферы образования, что подтверждается целенаправленным оснащением общеобразовательных учреждений страны учебным оборудованием нового поколения и современными техническими средствами обучения (ТСО). К ним относятся: персональный компьютер, мультимедийный проектор, документ – камера, интерактивная доска (ИД) и др. Учителя физики давно оценили преимущество технических средств обучения для реализации принципа наглядности в обучении физике, показа экспериментов, которые невозможно провести в условиях школьного кабинета физики, формирования познавательного процесса учащихся. Современные ТСО имеет бесспорные преимущества перед техническими средствами предыдущего поколения, особенно в качестве и динамике передачи изображения и звука, в скорости осуществления обратной связи между субъектами. Максимальное использование их дидактических возможностей повышает эффективность уроков физики.
На уроках используются методические приемы применения современных ТСО с учетом экспериментального характера предмета физики и разнообразия видов деятельности учителя на уроке (объяснение физических явлений, введение понятий, постановка учебного физического эксперимента, решение задач и т.п.)
Отмечу некоторые методические приемы при изучении физики при использовании программного обеспечения для интерактивной доски.
Изучив возможности и функции интерактивной доски Panaboard, я, прежде всего, отметила те преимущества, которые она дает в преподавании предмета физики. Остановлюсь лишь на некоторых.
Выполнение действий с векторами. При изучении темы «Импульс. Закон сохранения импульса» и других необходимо выполнять сложение и вычитание векторов. Знание программного обеспечение и инструментов ИД позволяет показать эти действия динамично.
Возможность работать с графическими заданиями позволяет быстро построить график любой функции и проводить исследования этого графика. Известно, что в темах «Тепловые явления», «Кинематике» и др. важно представлять информацию в графической форме. Используя шаблоны и инструменты ИД, графический материал выглядит эстетично. Страницу, например, с построенным графиком можно использовать и на других уроках.
Обучение учащихся решению физических задач на основе фото- и видеоизображения. Этот методический прием полезен при подготовки учащихся к ЕГЭ (в заданиях встречаются фотозадачи ).
Для организации такой деятельности с помощью ИД учителю необходимо:
- спроецировать на экран доски изображение, например, изображение движущегося тела по наклонной плоскости;
- сформулировать на основе этой фотографии условие задачи. Например, найти ускорение, с которым брусок движется по наклонной плоскости;
- в процессе обсуждения способов нахождения искомой величины целесообразно с помощью инструмента «распознавание фигур» выделить контур наклонной плоскости, тем самым подвести учащихся к алгоритму решения задач на применение законов динамики.
С помощью ИД и электронной карты Санкт – Петербурга можно более наглядно ввести основные понятия кинематики, которые трудно усваиваются учащимися: «материальная точка», «система координат», «траектория», «радиус - вектор» и др. Это возможно включению в меню программы таких инструментов, как «линейка» и «радиус». С помощью линейки можно определить расстояние от одного объекта до другого, а также примерное время, которое затрачивается на прохождении этого пути пешком. Далее можно поверх карты с помощью инструментов ИД провести систему координат и показать учащимся, что местоположения объекта (школу, в которой учится ученик) можно задать не только обычным адресом – улицей, номером дома, но и координатами x и y и тем самым ввести понятия «системы координат». Далее выделить маркером объекты (школу, дом), из начала координат к ним провести радиус – вектора, затем перевести чертеж на чистую страницу ИД и рассматривать перемещение материальной точки вне реальных объектов.
С помощью ИД особенно удачно реализуется один из важнейших принципов обучения – наглядность, т.к. она даёт возможность выводить картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать учебные видеофрагменты и интерактивные анимации с физическими процессами и явлениями. В настоящее время в интернете и на лицензионных дисках образовательных ресурсов есть достаточно, практически по каждому разделу физики, видео. Используя инструменты ИД можно «вмешиваться» в видео, а именно, остановив показ видео, выделять маркером важные моменты и делать цветные пометки и комментарии, вносить поправки и коррективы. Материалы урока можно сохранять для дальнейшего использования и
редактирования.
Итак, интерактивная доска Elite Panaboard является совершенно новым типом учебного оборудования, притягивающего внимание учеников. Она облегчает создание эффектных, захватывающих учебных материалов и поощряет учителя к внедрению новых методов подачи и донесения информации с активной визуальной составляющей, что повышает привлекательность всего процесса обучения. Используя ПК с доступом в Интернет и проектор, преподаватель может задействовать на уроке гигантский пласт информации из глобальной сети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных средств обучения на уроках физики
Обобщение моего педагогического опыта....
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Возможности применения современных электронных средств на предметных уроках в современной школе огромны, практически безграничны. Ведь обучение школьников происходит в компьютерной среде, ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголк...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголк...
Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО
Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....
Использование технических средств обучения на уроках физики
Эффективность подготовки квалифицированных рабочих зависит от наличия в учебном заведении хорошо подготовленной материально-технической базы. Она включает учебные кабинеты, лаборатории, мастерские и п...
Возможность использования технических средств обучения на уроках "Технологии"
Возможность использования технических средств обучения на уроках технологии....