Возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики
статья по физике (10, 11 класс) по теме

Абрамова Лариса Сергеевна

Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и применение современных технических средств в обучении физике. Приводятся методические приемы использования интерактивной доски с учетом экспериментального характера предмета и разнообразия видов деятельности учителя физики на уроках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики

Абрамова Лариса Сергеевна, Санкт – Петербург

Аннотация.

Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и применение современных технических средств в обучении физике. Приводятся методические приемы использования интерактивной доски с учетом экспериментального характера предмета и разнообразия видов деятельности учителя физики на уроках.

Технический прогресс оказывает значительное влияние на развитие

сферы образования, что подтверждается целенаправленным оснащением общеобразовательных учреждений страны учебным оборудованием нового поколения и современными техническими средствами обучения (ТСО). К ним относятся: персональный компьютер, мультимедийный проектор, документ – камера, интерактивная доска (ИД) и др. Учителя физики давно оценили преимущество технических средств обучения для реализации принципа наглядности в обучении физике, показа экспериментов, которые невозможно провести в условиях школьного кабинета физики, формирования познавательного процесса учащихся. Современные ТСО имеет бесспорные преимущества перед техническими средствами предыдущего поколения, особенно в качестве и динамике передачи изображения и звука, в скорости осуществления обратной связи между субъектами. Максимальное использование их дидактических возможностей повышает эффективность уроков физики.

На уроках используются методические приемы применения современных ТСО с учетом экспериментального характера предмета физики и разнообразия видов деятельности учителя на уроке (объяснение физических явлений, введение понятий, постановка учебного физического эксперимента, решение задач и т.п.)

Отмечу некоторые методические приемы при изучении физики при использовании программного обеспечения для интерактивной доски.

Изучив возможности и функции интерактивной доски  Panaboard,  я, прежде  всего, отметила те преимущества, которые она дает в преподавании предмета физики. Остановлюсь  лишь на некоторых.

Выполнение действий с векторами. При изучении темы «Импульс. Закон сохранения импульса» и других необходимо выполнять сложение и вычитание векторов. Знание  программного обеспечение и инструментов ИД позволяет показать эти действия динамично.

Возможность работать с графическими заданиями позволяет быстро построить график любой функции и проводить исследования этого графика. Известно, что в темах «Тепловые явления», «Кинематике» и др. важно представлять информацию в графической форме. Используя шаблоны и инструменты ИД, графический материал выглядит эстетично. Страницу, например, с построенным графиком можно использовать и на других уроках.

Обучение учащихся решению физических задач на основе фото- и видеоизображения. Этот методический прием полезен при подготовки учащихся к ЕГЭ (в заданиях встречаются фотозадачи ).

Для организации такой деятельности с помощью ИД учителю необходимо:

  • спроецировать на экран доски изображение, например, изображение движущегося тела по наклонной плоскости;
  • сформулировать на основе этой фотографии условие задачи. Например, найти ускорение, с которым брусок движется по наклонной плоскости;
  • в процессе обсуждения способов нахождения искомой величины целесообразно с помощью инструмента «распознавание фигур» выделить контур наклонной плоскости, тем самым подвести учащихся к алгоритму решения задач на применение законов динамики.

С помощью ИД и электронной карты Санкт – Петербурга можно более наглядно ввести основные понятия кинематики, которые трудно усваиваются учащимися: «материальная точка», «система координат», «траектория», «радиус - вектор» и др. Это возможно включению в меню программы таких инструментов, как «линейка» и «радиус». С помощью линейки можно определить расстояние от одного объекта до другого, а также примерное время, которое затрачивается на прохождении этого пути пешком. Далее можно поверх карты с помощью инструментов ИД провести систему координат и показать учащимся, что местоположения объекта (школу, в которой учится ученик) можно задать не только обычным адресом – улицей, номером дома, но и координатами x и y и тем самым ввести понятия «системы координат». Далее выделить маркером объекты (школу, дом), из начала координат к ним провести радиус – вектора, затем перевести чертеж на чистую страницу ИД и рассматривать перемещение материальной точки вне реальных объектов.

С помощью ИД особенно удачно реализуется один из важнейших принципов обучения – наглядность, т.к. она даёт возможность выводить картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать учебные видеофрагменты и интерактивные анимации с физическими процессами и явлениями. В настоящее время  в  интернете и на лицензионных дисках образовательных ресурсов  есть достаточно,       практически по каждому разделу физики, видео.  Используя инструменты ИД можно «вмешиваться» в видео, а именно, остановив показ видео, выделять  маркером важные моменты и делать цветные пометки и комментарии, вносить поправки и коррективы.  Материалы урока можно сохранять для дальнейшего использования и

редактирования.

Итак, интерактивная доска Elite Panaboard является совершенно новым типом учебного оборудования, притягивающего внимание учеников. Она облегчает создание эффектных, захватывающих учебных материалов и поощряет учителя к внедрению новых методов подачи и донесения информации с активной визуальной составляющей, что повышает привлекательность всего процесса обучения. Используя ПК с доступом в Интернет и проектор, преподаватель может задействовать на уроке гигантский пласт информации из глобальной сети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных средств обучения на уроках физики

Обобщение моего педагогического опыта....

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Возможности применения современных электронных средств на предметных уроках в современной школе огромны, практически безграничны. Ведь обучение школьников происходит  в компьютерной среде, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголк...

Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....

Использование технических средств обучения на уроках физики

Эффективность подготовки квалифицированных рабочих зависит от наличия в учебном заведении хорошо подготовленной материально-технической базы. Она включает учебные кабинеты, лаборатории, мастерские и п...

Возможность использования технических средств обучения на уроках "Технологии"

Возможность использования технических средств обучения на уроках технологии....