ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по «Профильному труду. Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g._a._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 126.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по «Профильному труду. Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная записка
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку обучающиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики обучающегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 6 класса, с разделением на группы по возможностям к обучению по учебному предмету «Профильный труд. Сельскохозяйственный труд».
Обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической дифференциации. По возможностям обучения обучающиеся делятся на четыре группы (для оценивания обучающихся по результатам достижения планируемых предметных результатов: минимальный и достаточный):
Группы по возможностям обучения | Общая характеристика обучающихся | Дифференцированный подход на уроках ПТО | ФИ обучающегося |
I группа | Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие обучающиеся успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. | Не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, Могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Указанные качества дают им возможность усваивать программный материал по ПТО. При изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих обучающихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им бывает, нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
Самостоятельная работа - вариативного характера с элементами творческого. | |
II группа | Достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. | Нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.
Самостоятельная работа – репродуктивного характера с элементами вариативного. | В. И. В. Т. О. Д. Н. В. Ф. М. |
III группа | Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения низкий. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Низкая способность обучающихся обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбирать нужное и применять адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого обучающиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения. | Испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки. У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, обучающиеся называют меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.
Самостоятельная работа - репродуктивного характера. | С. К. |
IV группа | Относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними обучающимися используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти обучающиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. | На уроках ПТО, у обучающихся этой группы, тоже проявляется значительное отставание от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется, в первую очередь, при планировании и изготовлении объекта, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия. Так, обучающиеся составляют план и выполняют не предъявляемое изделие, а то, которое изготавливали на предыдущих уроках. Первоначальное искаженное представление об изделии преодолевается после неоднократной помощи учителя. Давая устную характеристику объекта, обучающиеся не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных характеристик изделия. Их затрудняет планирование, в составленных же планах трудно обнаружить какой-либо замысел. В ходе практической деятельности, обучающиеся, не могут найти верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. В предметно-операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, далеко не всегда руководствуются ими во время выполнения изделий. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках ПТО показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.
Самостоятельная работа - по образцу. | К. К. |
- Предметные результаты освоения предмета «Профильный труд. Сельскохозяйственный труд».
Предметные результаты: Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
№ п/п | Наименование разделов программы. | Планируемые результаты освоения темы | |
Минимальный уровень 3-4 группа | Достаточный уровень 2 группа | ||
1. | Овощные культуры. | 1.Называние групп овощных культур, с опорой на изображение. | 1.Знание групп овощных культур, составление элементарной характеристики овощей. |
Предмет | «Профильный труд. Сельскохозяйственный труд», 6 класс | ||
Тема урока | «Столовые корнеплоды». | ||
Цель урока: | Для обучающихся с достаточным уровнем | Для обучающихся с минимальным уровнем | |
- создание условий для уточнения и расширения представлений о столовых корнеплодах, за счет включения в них новых элементов; - развитие познавательного интереса обучающихся в процессе опытно-экспериментальной деятельности. | - формирование представлений о столовых корнеплодах, за счет включения в них новых элементов; - принятие и понимание обучающимися процесса опытно-экспериментальной деятельности; - развития умения планировать и оценивать свою работу; - развития навыков сотрудничества в паре, группе; - формирования ценностного отношения к совместной учебной деятельности. | ||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности. | ||
ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. | ||
Основные понятия | Корнеплод, двулетние растения. | ||
Межпредметные связи | Биология, СБО, история. | ||
Оборудование |
| ||
УМК |
| ||
Технологии | Обучение через исследование, проблемное обучение, здоровьесберегающая, игровая. | ||
Методы | по степени познавательной деятельности (метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский); словесные (беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); методы стимулирования (создание ситуации познавательного спора, ситуации успеха); методы контроля (самопроверка, взаимопроверка) | ||
Планируемые результаты | Для обучающихся с достаточным уровнем | Для обучающихся с минимальным уровнем | |
Предметные: - объяснять значение понятий: «столовый корнеплод», «кормовой корнеплод», «двулетние растения». - понимать значение столовых корнеплодов в питании человека. - уметь распознавать овощи. Личностные: - овладение знаниями и умениями и их применением в различных жизненных ситуациях; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. | Предметные: - объяснять значение понятий: «столовый корнеплод», «кормовой корнеплод», «двулетние растения» по опорным вопросам. - понимать значение столовых корнеплодов в питании человека с помощью учителя. - уметь распознавать овощи с опорой на картинки. Личностные: - овладение знаниями и умениями и их применением в различных жизненных ситуациях. | ||
Задачи урока | Образовательная: - формировать умение описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида. Коррекционно-развивающая: - развивать связную речь (монологическую) на основе предложенных заданий. Коррекционно-воспитательная: - способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к труду в сельской местности, желания участвовать в трудовом процессе; - продолжить развивать представление о работе овощевода. | Образовательная: - формировать умение описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида. Коррекционно-развивающая: - развивать связную речь (монологическую) на основе предложенных заданий. Коррекционно-воспитательная: - способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к труду в сельской местности, желания участвовать в трудовом процессе; - продолжить развивать представление о работе овощевода. | |
Формирование БУД | Познавательные: - Осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта и т. д.). Регулятивные: - Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Развивать умение обучающихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Коммуникативные: - Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Формировать умение слушать и слышать друг друга. - Помочь ребенку в аргументации своего мнения. Личностные: - Способствовать развитию мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. - Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Познавательные: - Осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта и т. д.) по опорным вопросам. Регулятивные: - Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: - Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Формировать умение слушать и слышать друг друга. - Помочь ребенку в аргументации своего мнения. Личностные: - Способствовать развитию мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
|
ЦЕЛЬ этапа урока: | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые БУД | |||||
с обучающимися, с достаточным уровнем | с обучающимися с минимальным уровнем | имеющих достаточный уровень | имеющих минимальный уровень | у обучающихся, имеющих достаточный уровень | у обучающихся имеющих минимальный уровень | |||
1. Самоопределение деятельности (орг. момент) | ||||||||
- эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. | - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! - А кто такие ученые, чем они занимаются? - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. Значит наука - это познание, изучение различных предметов, явлений. - Давайте определим объект исследования. Для этого сейчас прочитаем эпиграф к нашему уроку. - Читает Рассов Юрий: «Не можем жить мы без растений. (Слайд №2) Об этом скажет нам не только гений. Как воздух нам они нужны. Они разнообразны… И все они по-своему прекрасны». (Ответы детей - растения) - Да, объектом нашего исследования будет являться живая природа – растения. | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения. | Отвечают на вопросы с опорой на презентацию. | Слушать и понимать речь других (КУД). Понимают значение знаний для человека и принимают их (ЛУД). | Слушать и понимать речь других (КУД). | |||
2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания) | ||||||||
- проверка знаний обучающихся. | - Сегодня мы с вами продолжим вести разговор о такой важной отрасли сельского хозяйства как овощеводство. Вы ребята знаете, что есть профессии людей, связанные с выращиванием овощей (овощеводством). - Как называют специалиста по выращиванию овощей? (Специалиста по овощам – называют овощеводом). | Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. | Слушают, смотрят, вспоминают, отвечают с опорой на наглядный материал. | Активно участвовать в деятельности (РУД). Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов (ПУД). Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД). | Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя (ПУД). Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД). | |||
- Чем занимаются люди данных профессий? (Овощевод подготавливает почву к посеву и посадке (вспашка, боронование, рыхление). Осуществляет подготовку семян и посадочного материала. Ведёт посев полевых культур и производит посадку огородных культур. Выращивает и ухаживает за посевами и посадками (прополка, полив, окучивание, подвязывание растений)). | - Опираясь на серию картинок, ответить, чем занимаются люди данных профессий? | |||||||
- Ребята, как называется раздел, который мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Овощные культуры). - Что называют овощами? (Сочные части растений, употребляемые в пищу). | Прочитать название раздела (опора на запись на доске). | Слушают, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. | Слушают, смотрят, вспоминают, отвечают с опорой на наглядный материал | |||||
- Перед вами Объект исследования: продукты питания, находящиеся в двух баночках (укроп + лук, сильно измельченные). Задание. - Посмотрите, какого цвета содержимое баночек? (Зелёного цвета). - Можете вы назвать, какая овощная культура находится в первой баночке? - А во второй? - Ребята, откройте баночки под №1, понюхайте содержимое и скажите, какой овощ в ней находится? (Лук). - К какой группе овощных растений он относится? (Луковичные овощные растения). - А теперь определите, что находится в баночке под №2. (Это укроп). - Какие части употребляют в пищу у растения укропа? (В пищу идут зелёные листья и молодые стебли укропа). | Выполняют задание. | Выполняют задание под руководством учителя. | ||||||
3. Введение в тему урока. | ||||||||
- обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с овощными культурами, а с какими именно вы должны догадаться, послушав мой рассказ: - Это овощ. Он растет на огороде, в земле. У него длинная вытянутая форма. Это овощ оранжевого цвета. На вкус сладкий и сочный. (Это морковь). | Высказывают предположения по поводу темы урока. | Повторяют название овоща с опорой на натуральный объект. | Высказывают свои предположения, выражают свои мысли (КУД). Ориентируются в своей системе знаний (ПУД). | Высказывают свои предположения, с опорой на натуральный объект (КУД). | |||
4. Открытие новых знаний | ||||||||
- построение и фиксация нового знания. | –Какой овощ у меня в руках? (Это свёкла). – Перед вами лежат карточки с изображением моркови и свёклы, на них есть символические значки, вы должны описать свеклу по символическим значкам.
- Свекла сладкая на вкус. - Растёт в земле. - Из неё можно сварить борщ. (Слайд №3) Морковь, свёкла, так же как и репа, редька, редис, относится к столовым корнеплодам. - Значит тема нашего сегодняшнего урока: (Слайд №4) «Столовые корнеплоды». - Что же такое корнеплод? (Слайд №5) Корнеплод – это разросшийся, сильно утолщенный корень. Люди выращивают корнеплоды для себя и на корм животным. Поэтому корнеплоды делят на столовые (служат пищей для людей) (Слайд №6) и на кормовые (для кормления животных). Словарь: столовые корнеплоды, кормовые корнеплоды. Столовые корнеплоды двулетние растения. (Слайд №7) - В какое время года мы посадим семена моркови и свёклы? (Семена моркови и свёклы мы высадим весной). - Что нужно для роста и развития растений? (Воздух, тепло, вода, свет, почва). Что вырастет в первый год из семян? (В первый год из семян вырастают растения с корнеплодами). - Где хранятся морковь и свёкла зимой? (В погребе, овощехранилище). (Слайд №8) - Из каких слов образовалось такое длинное слово? (Овощи хранить). - Какие корнеплоды мы выберем следующей весной, с целью получения семян? (Следующей весной мы выберем для посадки крупные, хорошо сохранившиеся корнеплоды). - Что мы получим осенью с этих растений? (Осенью с этих растений получим семена). (Слайд №9) Свёкла также двулетнее растение. - А теперь, давайте рассмотрим, из чего состоит корнеплод. Возьмите на столе карточки с изображением корнеплода редьки и свёклы, у меня в руках вот такое большое изображение. Найдите под цифрой 1- головку; 2 – шейку, 3 – корень. - Арман, посмотри на экран (Слайд №10) и назови ещё раз, из чего состоит корнеплод свёклы. | Обучающиеся выполняют задание. Обучающиеся показывают на рисунке 1- головку; 2 – шейку, 3 – корень. | Обучающиеся выполняют задание с помощью учителя. Обучающиеся показывают на рисунке 1- головку; 2 – шейку, 3 – корень под контролем учителя. | Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе (РУД). Умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; принимать другое мнение и позицию; допускать формирование различных точек зрения (КУД). | Формирование умения понимать инструкции и следовать им в своей практической работе (РУД). Умение вступать в диалог (КУД). | |||
5. Смена вида деятельности: динамическая пауза, зрительная или дыхательная гимнастика и др. | ||||||||
(Слайд №11) Организует физкультминутку. Напряженье улетело. И расслабленно все тело. Будто мы лежим на травке. Греет солнышко сейчас. Дышится легко… ровно… глубоко… | Видеоролик «На лугу». Обучающиеся отдыхают. | Слушать и понимать речь других (КУД). | Слушать и понимать речь других (КУД). | |||||
6. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. | ||||||||
- усвоение нового материала. | 1.Возьмите конверты под номером №1и №2, откройте и посмотрите, что там. Разложите картинки перед собой. - Ваша задача: собрать из нужных частей растение и определить, какую часть растения мы употребляем в пищу.
2.Возьмите карточку и конверт с заданием - «Проверь себя»! Прочитайте задание. Сопоставьте группы овощных растений и овощные культуры. Выполняйте. Кирилл выполняет задание на доске. - Посмотрите, как выполнил задание Кирилл – сравните со своей работой. | 1.Обучающиеся выполняют задание на карточках самостоятельно. 2.Называют свои результаты и сравнивают с выполненным заданием на доске. | 1.Обучающиеся выполняют задание на карточках под контролем учителя. 2.Показывают учителю свои результаты и сравнивают с выполненным заданием на доске. | Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД). Умение выражать свои мысли. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. (КУД). | Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД). Формирование умения выражать свои мысли (КУД). | |||
7. Самостоятельная работа. Практическая часть. | ||||||||
- соотношение действия и его результата с заданными образцами, установление соответствия цели и результата. | Организует деятельность по применению новых знаний. Оказывается, овощи не только съедобны, полезны и в них много витаминов (Слайд №12), но их еще можно использовать как волшебные краски. - Перед вами Объект исследования: сок моркови и свёклы. Опыт 1. В натуральные сливки добавляем сок моркови, свёклы и взбиваем. Цель: доказать, что красная свёкла является природным красителем - В какой цвет окрасились сливки? Вывод: сливки, смешанные со свёклой стали ярко-розовыми, а с морковью - ярко-жёлтыми. - Сок моркови и свёклы применяют в кулинарии для украшения кондитерских изделий: тортов, пирожных, печенья; при изготовлении конфет, разных напитков. Соком этих овощей можно и рисовать на бумаге или ткани. Опыт 2. Рисование соком моркови и свёклы на бумаге. - Корнеплоды, каких растений у вас нарисованы на листочках? - Каким цветом вы будете раскрашивать эти корнеплоды? Перед вами стоят баночки с морковным и свекольным соком и лежат кисточки, вы должны раскрасить эти корнеплоды. - Можно ли рисовать соком овощей? Вывод: соком моркови и свёклы можно рисовать на бумаге, но рисунки получаются ярче при рисовании соком свёклы. Современные краски изготавливают из нефти и минералов, а наши краски будут экологически чистыми, натуральными! | Обучающиеся выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. | Обучающиеся выполняют задание, под руководством учителя. Повторяют ответы с опорой на наглядный материал. | Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД). Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию (КУД). Следовать предложенному заданию и работать в общем темпе (РУД). | Формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию (КУД). Формирование умения следовать предложенному заданию и работать в общем темпе (РУД). | |||
Обучающимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями Алгоритм работы: 1.Получил карточку – напиши дату, своё имя. 2.Прочтите задание, и выполните его. | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения. | Выполняют задание под руководством учителя. Отвечают на вопросы опираясь на наглядность. | Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе (РУД). Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов (ПУД). Уважительное отношение к мнению одноклассников (ЛУД). | Формирование умения понимать инструкцию и следовать им в своей практической работе (РУД). Выделять под руководством учителя некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов (ПУД). | ||||
3.Поменяйтесь карточками. 4.Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий, найдите и исправьте ошибки. 5.Верните друг другу работы и обведите красным карандашом на ваших карточках столовые корнеплоды. 6.Сдайте мне работы. |
3.Сдайте мне работы. | |||||||
8. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | ||||||||
- применение нового знания в типовых заданиях. | - Ребята, а где в жизни мы можем применить знания, полученные на сегодняшнем уроке? (Овощеводство, при помощи родителям на огороде.) | Отвечают на вопрос, поставленный учителем. | Слушают вопрос поставленные учителем и ответы обучающихся. | Понимают значение знаний для человека и принимают его (ЛУД). Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала (РУД). | Понимают значение знаний для человека и принимают его (ЛУД). | |||
- Теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если нет, то красный. - Верите ли вы, что:
- Молодцы! Вы сегодня хорошо и дружно поработали. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. | ||||||
9. Рефлексия деятельности | ||||||||
- самооценка обучающимися результатов учебной деятельности. | - А теперь, каждый из вас, оценит свою работу на уроке. Перед вами на парте лежат томаты, они разного цвета, каждому цвету соответствует своя оценка. Розовый томат – соответствует оценке «5»; жёлтый – оценке «4»; зелёный – оценке «3». Вы на выбранном томате пишите своё имя. На столе у меня вы видите корзину, в неё нужно положить выбранный вами томат. - Убираем свои рабочие места. (Слайд №13) | Дети работают с томатами. | Дети работают с томатами под руководством учителя. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. (ЛУД). | Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. (ЛУД). |
Использованные источники
(специальное и инклюзивное образование)
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Ось-89», 2000.
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2008.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 16 выпуск. 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа // http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-16
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. Под редакцией М.С. Староверовой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
- Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
- Нугайбекова М.А. Формирование и развитие базовых учебных действий в рамках предметной области «Язык и речевая практика» у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта // Новые информационные технологии в науке: сб. науч.ст. Междунар. науч.-практ.конф. в 5 ч. Ч.5 - Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 122-128. [Электронный ресурс] URL: http:// https://elibrary.ru/item.asp?id=31779338 (дата обращения: 15.03.2019).
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Изд. центр «Академия», 2003.
- Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2017.
- Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Москва: Школьная книга, 2010.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2013.
- Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. М.: Владос, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)
В целях введения федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бы...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Рабочая программа по профильному обучению (слесарное дело) ФГОС ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению (слесарное дело) предназначена для обучающихся 5-9 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс ручной труд
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 7 класса составлена на основе:...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс ручной труд
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...