Открытый урок «Изготовление куклы-оберега»
план-конспект урока по технологии (6, 7, 8 класс)
Тезисы к уроку по технологии на тему «Изготовление куклы-оберега» для учащихся 6 классов.
Содержание методической разработки урока «Изготовление куклы-оберега» составлено в соответствии с программой образовательной области «Технология».
Методическая разработка урока реализована в МОУ «Школа №53» п. Октябрьский, Люберецкого района Московской области.
Цель урока: пробудить интерес учащихся к народным традициям, к духовным ценностям нашего народа. Урок направлен на формирование у учащихся представлений о различных видах оберегов, формирование приёмов изготовления куклы-оберега на примере «Берегини». Урок включает осмысление практической задачи и самостоятельное изготовление изделия. Задания направлены на возможность правления у учащихся коммуникативных качеств, умения самостоятельно мыслить, работать в коллективе.
Задачи урока: закрепление и систематизация учебного материала по разделам программы «Материаловедение» и «Ручные работы», воспитание трудолюбия и аккуратности у учащихся.
Методы обучения:
- Объяснение;
- Беседа;
- Демонстрация приёмов изготовления куклы;
- Упражнения по элементарному моделированию;
- Работа в парах;
- Самостоятельная работа.
Оборудование и материалы:
- Эскизы русских народных костюмов;
- Кусочки тканей, тесьма, нитки, кружева;
- Образцы выполненных кукол;
- Плакаты, технологические карты.
Практическая часть:
Изготовление куклы-оберега своими руками, умение работать с материалами и технологическими картами.
Результаты работы:
В процессе работы учащихся понимают предметную задачу урока и стремятся её выполнить, умеют применять полученные знания в практической деятельности, умеют работать в группах, выявлять затруднения и находить способы выхода из затруднений, контролировать и анализировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Михалочкина Татьяна Валерьевна
МОУ СОШ «Школа 53»
Открытый урок
«Изготовление куклы-оберега»
Тема: «Изготовление куклы-оберега»
Цель: Познакомить учащихся со значением оберега в жизни человека.
Задачи: Сформировать понятие «оберег»; научить изготавливать куклу-оберег из ткани; формировать эстетический вкус у учащихся и развивать творческие способности детей; прививать у учащихся любовь к русской культуре.
Методическое оснащение урока
- кабинет трудового обучения.
Дидактическое обеспечение
- рабочая тетрадь,
- плакат,
- технологические карты (ТК) <Рисунок1>,
- образец объекта труда.
Словарная работа: «оберег» - с греческого «отвращающий беду»
«коробейка» - сундучок из луба, с дном и крышкой из дерева,
«безликая» - лишенная своеобразия, индивидуальных, характерных свойств.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока.
II. Переход к изучению нового материала
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, подведем итог по теме « Бумага и картон»
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
- Дайте определение слову «бумага» (слово «бумага», история происхождения, что означает «хлопок») .
- Какую страну считают родиной бумаги? (Китай)
- Кто и в каком году создал устройство для измельчения древесины и получения хорошей плотной бумаги? (Фридрих Келлер, 1843 г).
- Что можно сделать с бумагой, используя её свойства? (резать, мыть, рвать, сгибать, и т.д)
- Какие виды бумаги вы знаете? Назовите.
- Перечислите поделки, которые мы с вами делали на уроке.
Наша цель – познакомится с различными материалами. Мы уже познакомились с темой «Бумага и картон», переходим к теме «Ткани и волокнистые материалы».
III. Изучение нового материала
Слово учителя.
В быту русской деревни тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В иных избах их было до сотни. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры. Пока дети были малы, кукол вышивали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет девочки изготавливали кукол сами. Полностью содержание куклы проявлялось в игре. У каждой девочки была своя «коробейка». Кукла требовала реальной игровой среды, для неё лепили посуду, шили одежду. Тряпичная кукла приобщала ребенка к обрядовой жизни деревни. К тряпичным куклам их хозяйка относилась с большой любовью: никогда не оставляла на улице, не разбрасывала по избе.
Изучая тряпичных кукол, ученые обратили внимание на безликость многих кукол. Чем же объяснить этот факт? (Ответ детей.)
Оберег – с греческого «отвращающий беду». (Запись в тетради)
В народе считалось, что кукла с нарисованным лицом имеет душу и, поскольку она связана с ребенком, то в каких-либо ситуациях может проявить свой нрав. Наделенная магической силой, она становится помощницей и заступницей в трудных делах. Тряпичная кукла принимала активное участие в обрядовых праздниках и заговорах. Кукла-оберег с самого раннего детства оберегала ребенка, появившегося в семье. Вместе с пеленками для новорождённого мастерили и куклу-талисман. Ее делали без ножниц и иголок, чтобы не навредить младенцу. Куклу сначала клали в пустую колыбельку – обжиться до появления хозяина, а когда рождался ребенок, кукла всегда находилась рядом и считалось, что все невзгоды и болезни кукла отвлечет на себя. (Отрывок из русской народной сказки «Василиса Прекрасная»).
Такую куклу, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество.
И в наше время можно заметить на свадебных машинах куклу. Это обычай, идущий из глубокой старины.
Сегодня у вас самих будет возможность сделать такую куклу-оберег своими руками.
Нам понадобится: кусок плотной ткани, белый лоскут, цветная ткань, нитки, ножницы.
Перед тем, как приступить к работе, вспомним требования техники безопасность при работе с ножницами.
IV. Практическая работа
- Взять плотную ткань, скатать ткань, загнуть ≈ на 1,5 см от края, перевязать ткань ниткой.
- Перевязать закрутку еще раз, но уже посередине.
- Накрыть закрутку
- Надеть на куклу платок.
V. Анализ и оценка урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научилась?
- Что такое «оберег»?
- Почему у многих тряпичных кукол не было нарисовано лицо?
VII.Уборка рабочих мест
VIII. Сообщение о теме следующего урока, задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/10/14/risunok1_1.jpg)
Предварительный просмотр:
Тезисы к уроку по технологии на тему «Изготовление куклы-оберега» для учащихся 6 классов.
Содержание методической разработки урока «Изготовление куклы-оберега» составлено в соответствии с программой образовательной области «Технология».
Методическая разработка урока реализована в МОУ «Школа №53» п. Октябрьский, Люберецкого района Московской области.
Цель урока: пробудить интерес учащихся к народным традициям, к духовным ценностям нашего народа. Урок направлен на формирование у учащихся представлений о различных видах оберегов, формирование приёмов изготовления куклы-оберега на примере «Берегини». Урок включает осмысление практической задачи и самостоятельное изготовление изделия. Задания направлены на возможность правления у учащихся коммуникативных качеств, умения самостоятельно мыслить, работать в коллективе.
Задачи урока: закрепление и систематизация учебного материала по разделам программы «Материаловедение» и «Ручные работы», воспитание трудолюбия и аккуратности у учащихся.
Методы обучения:
- Объяснение;
- Беседа;
- Демонстрация приёмов изготовления куклы;
- Упражнения по элементарному моделированию;
- Работа в парах;
- Самостоятельная работа.
Оборудование и материалы:
- Эскизы русских народных костюмов;
- Кусочки тканей, тесьма, нитки, кружева;
- Образцы выполненных кукол;
- Плакаты, технологические карты.
Практическая часть:
Изготовление куклы-оберега своими руками, умение работать с материалами и технологическими картами.
Результаты работы:
В процессе работы учащихся понимают предметную задачу урока и стремятся её выполнить, умеют применять полученные знания в практической деятельности, умеют работать в группах, выявлять затруднения и находить способы выхода из затруднений, контролировать и анализировать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/21/picture-168386-1356101800.jpg)
Открытый урок "Изготовление текстильных кукол к спектаклю"
Цель урока — приобщать актеров кукловодов к созданию куклы, учить ребят работать в коллективе. Задача — сшить детали для текстильных кукол к спектаклю «Дочь и падчерица»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-145180-1352999358.jpg)
открытый урок "Изготовление цветка хризантема в японской технике кандзаси"
Комбинированный тип занятия объясняется направленностью на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Техника кандзаси способствует гармоничному развитию художественного вкус...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-198429-1386491048.jpg)
открытый урок "Изготовление навесной полочки для цветов" 10класс
на этом уроке учащиеся больше времени уделяют практическомузанятию. В тоже время они выполняют задания по подготовке технической документации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-394249-1392636669.jpg)
Открытый урок "Изготовление объемной аппликации из соломки"
Открытый урок "Изготовление объемной аппликации из соломки" Цели: 1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению объёмных цветов из соломки.2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-141296-1510410381.jpg)
Открытый урок "Изготовление снежинки"
Цели урока: Образовательная:- научить детей выполнять ёлочную игрушку-снежинку;- познакоми...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/05/picture-1519632-1712300404.jpg)
Открытый урок « Изготовление солонки». «Изготовление ручки для молотка».
Основание для выбора Для хранения соли можно использовать и простые современные солонки, но будет приятнее пользоваться деревянной, красивой солонкой ручной работы. При выборе варианта проекта я руков...