Открытый урок «Изготовление куклы-оберега»
план-конспект урока по технологии (6, 7, 8 класс)

Михалочкина Татьяна Валерьевна

Тезисы к уроку по технологии на тему «Изготовление куклы-оберега» для учащихся 6 классов.

 

Содержание методической разработки урока «Изготовление куклы-оберега» составлено в соответствии с программой образовательной области «Технология».
Методическая разработка урока реализована в МОУ «Школа №53» п. Октябрьский, Люберецкого района Московской области.

Цель урока: пробудить интерес учащихся к народным традициям, к духовным ценностям нашего народа. Урок направлен на формирование у учащихся представлений о различных видах оберегов, формирование приёмов изготовления куклы-оберега на примере «Берегини». Урок включает осмысление практической задачи и самостоятельное изготовление изделия. Задания направлены на возможность правления у учащихся коммуникативных качеств, умения самостоятельно мыслить, работать в коллективе.

Задачи урока: закрепление и систематизация учебного материала по разделам программы «Материаловедение» и «Ручные работы», воспитание трудолюбия и аккуратности у учащихся.

Методы обучения:

  • Объяснение;
  • Беседа;
  • Демонстрация приёмов изготовления куклы;
  • Упражнения по элементарному моделированию;
  • Работа в парах;
  • Самостоятельная работа.

Оборудование и материалы:

  • Эскизы русских народных костюмов;
  • Кусочки тканей, тесьма, нитки, кружева;
  • Образцы выполненных кукол;
  • Плакаты, технологические карты.

Практическая часть:

Изготовление куклы-оберега своими руками, умение работать с материалами и технологическими картами.

Результаты работы:

В процессе работы учащихся понимают предметную задачу урока и стремятся её выполнить, умеют применять полученные знания в практической деятельности, умеют работать в группах, выявлять затруднения и находить способы выхода из затруднений, контролировать и анализировать свою деятельность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок47 КБ
Microsoft Office document icon tezisy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Михалочкина Татьяна Валерьевна
МОУ СОШ «Школа 53»

Открытый урок
«Изготовление куклы-оберега»

Тема: «Изготовление куклы-оберега»

Цель:  Познакомить учащихся со значением оберега в жизни человека.

Задачи: Сформировать понятие «оберег»; научить изготавливать куклу-оберег из ткани; формировать эстетический вкус у учащихся и развивать творческие способности детей; прививать у учащихся любовь к русской культуре.

Методическое оснащение урока

  • кабинет трудового обучения.

Дидактическое обеспечение

  • рабочая тетрадь,
  • плакат,
  • технологические карты (ТК) <Рисунок1>,
  • образец объекта труда.

Словарная работа: «оберег» - с греческого «отвращающий беду»

«коробейка» - сундучок из луба, с дном и крышкой из дерева,
«безликая» - лишенная своеобразия, индивидуальных, характерных свойств.

Тип урока: урок-практикум.


Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока.

II. Переход к изучению нового материала

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, подведем итог по теме « Бумага и картон»

Повторение пройденного материала.
Вопросы: 

  1. Дайте определение слову «бумага» (слово «бумага», история происхождения, что означает «хлопок») .
  2. Какую страну считают родиной бумаги?  (Китай)
  3. Кто и в каком году создал устройство для измельчения древесины и получения хорошей плотной бумаги? (Фридрих Келлер, 1843 г).
  4. Что можно сделать с бумагой, используя её свойства? (резать, мыть, рвать, сгибать, и т.д)
  5. Какие виды бумаги вы знаете? Назовите.
  6. Перечислите поделки, которые мы с вами делали на уроке.

Наша цель – познакомится с различными материалами. Мы уже познакомились с темой «Бумага и картон», переходим к теме «Ткани и волокнистые материалы».

III. Изучение нового материала

Слово учителя.

В быту русской  деревни тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В иных избах их было до сотни. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры. Пока дети были малы, кукол вышивали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет девочки изготавливали кукол сами. Полностью содержание  куклы проявлялось в игре. У каждой девочки была своя «коробейка». Кукла требовала реальной игровой среды, для неё лепили посуду, шили одежду. Тряпичная кукла приобщала ребенка к обрядовой жизни деревни. К тряпичным куклам их хозяйка относилась с большой любовью: никогда не оставляла на улице, не разбрасывала по избе.

Изучая тряпичных кукол, ученые обратили внимание на безликость многих кукол. Чем же объяснить этот факт? (Ответ детей.)

Оберег – с греческого «отвращающий беду». (Запись в тетради)
В народе считалось, что кукла с нарисованным лицом имеет душу и, поскольку она связана с ребенком, то в каких-либо ситуациях может проявить свой нрав. Наделенная магической силой, она становится помощницей и заступницей в трудных делах. Тряпичная кукла принимала активное участие в обрядовых праздниках и заговорах. Кукла-оберег с самого раннего детства оберегала ребенка, появившегося в семье. Вместе с пеленками для новорождённого мастерили и куклу-талисман. Ее делали без ножниц и иголок, чтобы не навредить младенцу. Куклу сначала клали в пустую колыбельку – обжиться до появления хозяина, а когда рождался ребенок, кукла всегда находилась рядом и считалось, что все невзгоды и болезни кукла отвлечет на себя. (Отрывок из русской народной сказки «Василиса Прекрасная»).
Такую куклу, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество.

И в наше время можно заметить на свадебных машинах куклу. Это обычай, идущий из глубокой старины.

Сегодня у вас самих будет возможность сделать такую куклу-оберег своими руками.

Нам понадобится: кусок плотной ткани, белый лоскут, цветная ткань, нитки, ножницы.

Перед тем, как приступить к работе, вспомним требования техники безопасность при работе с ножницами.

IV. Практическая работа

  1. Взять плотную ткань, скатать ткань, загнуть ≈ на 1,5 см от края, перевязать ткань ниткой.
  2. Перевязать закрутку еще раз, но уже посередине.
  3. Накрыть закрутку
  4. Надеть на куклу платок.

V. Анализ и оценка урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научилась?
  3. Что такое «оберег»?
  4. Почему у многих тряпичных кукол не было нарисовано лицо?

VII.Уборка рабочих мест

VIII. Сообщение о теме следующего урока, задание учащимся на подготовку к следующему уроку.



Предварительный просмотр:

Тезисы к уроку по технологии на тему «Изготовление куклы-оберега» для учащихся 6 классов.

Содержание методической разработки урока «Изготовление куклы-оберега» составлено в соответствии с программой образовательной области «Технология».
Методическая разработка урока реализована в МОУ «Школа №53» п. Октябрьский, Люберецкого района Московской области.

Цель урока: пробудить интерес учащихся к народным традициям, к духовным ценностям нашего народа. Урок направлен на формирование у учащихся представлений о различных видах оберегов, формирование приёмов изготовления куклы-оберега на примере «Берегини». Урок включает осмысление практической задачи и самостоятельное изготовление изделия. Задания направлены на возможность правления у учащихся коммуникативных качеств, умения самостоятельно мыслить, работать в коллективе.

Задачи урока: закрепление и систематизация учебного материала по разделам программы «Материаловедение» и «Ручные работы», воспитание трудолюбия и аккуратности у учащихся.

Методы обучения:

  • Объяснение;
  • Беседа;
  • Демонстрация приёмов изготовления куклы;
  • Упражнения по элементарному моделированию;
  • Работа в парах;
  • Самостоятельная работа.

Оборудование и материалы:

  • Эскизы русских народных костюмов;
  • Кусочки тканей, тесьма, нитки, кружева;
  • Образцы выполненных кукол;
  • Плакаты, технологические карты.

Практическая часть:

Изготовление куклы-оберега своими руками, умение работать с материалами и технологическими картами.

Результаты работы:

В процессе работы учащихся понимают предметную задачу урока и стремятся её выполнить, умеют применять полученные знания в практической деятельности, умеют работать в группах, выявлять затруднения и находить способы выхода из затруднений, контролировать и анализировать свою деятельность.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Изготовление текстильных кукол к спектаклю"

Цель урока — приобщать актеров кукловодов к созданию куклы, учить ребят работать в коллективе. Задача — сшить детали для текстильных кукол к спектаклю «Дочь и падчерица»....

открытый урок "Изготовление цветка хризантема в японской технике кандзаси"

    Комбинированный тип занятия объясняется направленностью на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Техника кандзаси способствует гармоничному развитию художественного вкус...

Открытый урок "Изготовление вазы из зубочисток"

Открытый урок "Изготовление вазы из зубочисток"...

открытый урок "Изготовление навесной полочки для цветов" 10класс

на этом уроке учащиеся больше времени уделяют практическомузанятию. В тоже время они выполняют задания по подготовке технической документации....

Открытый урок "Изготовление объемной аппликации из соломки"

Открытый урок "Изготовление объемной аппликации из соломки" Цели: 1.     Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению объёмных цветов из соломки.2....

Открытый урок "Изготовление снежинки"

Цели урока:                               Образовательная:- научить детей выполнять ёлочную игрушку-снежинку;- познакоми...

Открытый урок « Изготовление солонки». «Изготовление ручки для молотка».

Основание для выбора Для хранения соли можно использовать и простые современные солонки, но будет приятнее пользоваться деревянной, красивой солонкой ручной работы. При выборе варианта проекта я руков...