Открытый урок "Изготовление снежинки"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Полуянова Ирина Владимировна

Цели урока: 

                              Образовательная:

- научить детей выполнять ёлочную игрушку-снежинку;

- познакомить с традициями празднования Нового года на Руси, с историей создания ёлочной игрушки;

                            Воспитательная:

- создать условия для воспитания потребности в творческом труде;

- воспитывать эстетический вкус, внимательность;

- прививать навыки культуры труда и аккуратность

Развивающая:

- развивать координацию рук и движений;

- научить работать в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Краснопоймская СОШ

Открытый урок в рамках РМО учителей технологии.

Тема урока: «Изготовление снежинки» (6 класс).

Разработала учитель технологии

МБОУ Краснопоймская СОШ

Полуянова Ирина Владимировна.

13 декабря 2013год

Открытый урок по технологии в 6 классе на тему:

«Изготовление снежинки».

Разработала учитель технологии МБОУ Краснопоймская СОШ

Полуянова Ирина Владимировна.

Цели урока: Образовательная: 

- научить детей выполнять ёлочную игрушку-снежинку;

- познакомить с традициями празднования Нового года на Руси, с историей создания ёлочной игрушки;

            Воспитательная: 

- создать условия для воспитания потребности в творческом труде;

- воспитывать эстетический вкус, внимательность;

- прививать навыки культуры труда и аккуратности;

         Развивающая: 

- развивать координацию рук и движений;

- научить работать в парах.

Материалы и инструменты:  образец изделия, технологическая карта «Последовательность изготовления снежинки», ножницы, ватные диски, кусочек гладкокрашеной ткани, ручка, швейные нитки, паетки, бисер, бусы, игла, шаблоны, ёлка, коробочка с красными, зелёными и жёлтыми кружками, компьютер, проектор, экран.

Тип  занятия:  комбинированный.

Межпредметные  связи:

Русский  язык  и  литература  –  умение  пользоваться  терминами.

История  –  исторические  события,  связанные  с традициями празднования Нового года на Руси, с историей создания ёлочной игрушки;

 ОБЖ  –  техника безопасности  при практической работе.

План  урока:

I. Организационный момент:  

- Проверка  готовности учащихся  к  уроку;

- Проверка  отсутствующих.

II. Актуализация знаний и умений, мотивация к учебной деятельности:

- Загадка;

- Беседа о приближающемся празднике;

- Сообщения учащихся.

III. Подведение к теме урока.

                  - Сообщение учащегося;

                  - Презентация об истории новогодней игрушки.

IV. Проведение физкультурной минутки.

V. Работа над темой урока:

                  - Загадка;         

                  - Технологическая карта «Последовательность изготовления снежинки»;    

                  - Правила техники безопасности;

                  - Практическая работа учащихся.

VI. Подведение итогов:

- Демонстрация учащимися выполненных  работ;

- Видеоролик с песней о снежинке;

                  - Рефлексия;

                  - Оценка  знаний  учащихся.

  VII. Домашнее задание.

  VIII. Уборка рабочих мест.

Учащиеся  разделены  на 2 группы,  которые  заранее  готовят  сообщения  на  темы:

«Традиции празднования Нового года на Руси», «Традиция наряжать новогоднюю ёлку».

Ход урока:

I.Организационный момент:  

 - Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Это очень приятно и ответственно. Давайте посмотрим на них, и настроимся на работу.

К уроку все готовы? Кто сегодня отсутствует?

II. Мотивация к учебной деятельности:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

мы встречаем Новый год.

         

- О каком месяце идет речь? (Декабрь)

- В каждой стране есть свои традиции, свои любимые праздники. Все они разные, но есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара. Праздник, который объединяет людей нашей планеты и дарит ожидание чуда. Конечно же, это Новый год.

Однако мало кто знает, что он далеко не всегда отмечался в ночь с 31 декабря на 1 января.

Домашнее задание было подготовить сообщения об истории празднования Нового года.

Сообщения учащихся:

1. Наши предки в Древней Руси отмечали приход Нового года весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Новый год начинался – 1 марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Новый год встречали как праздник солнца, тепла, ожидания нового урожая, новой жизни.

2. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, Новый год стали встречать

1 сентября, в самом начале осени. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре.

В 1699 году русский царь Петр I перенес празднование Нового года на 1 января, как это было во всех европейских странах. Царь запретил отмечать новый год 1 сентября.

3. А 15 декабря 1699 года на Красной площади под барабанный бой был зачитан особый указ, в котором Петр I повелел праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и всем гулять, радоваться, громко смеяться, кататься на санях.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

4. Традицию наряжать новогоднюю елку царь Петр I «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия, долголетия и верности. Этот обычай показался Петру I очень красивым, с тех пор наряженная елка стала в России символом Нового года.

Но впервые ёлка засверкала огнями лишь в 1852 году в здании Екатерининского, ныне Московского, вокзала в Петербурге.

III. Подведение к теме урока:

- Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю.

Презентация (Слайд № 1)

Сообщение учащегося:

5. По-настоящему обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потом по всему Петербургу, а затем и по всей России.

Презентация (Слайд № 2)

- Модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века.

- До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными.

- Классические правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день.

Правила украшения елки (Слайд № 3)

* «Вифлеемская звезда» на макушке - наконечник;

* «яблоки» (сегодня это шары) – олицетворяли библейский «запретный плод»;

* горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды);

* обязательно вешались фигурки из вафель – прообраз хлебцев;

* сладости, фрукты и орехи.

Новогодние игрушки в России (Слайд № 4)

*  1860—1870-е годы игрушки заказывали в Европе.

*  Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период первой мировой войны в Клину (фабрика «Ёлочка»).

* Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века – было то же самое, что современному россиянину купить машину.

Ассортимент новогодних игрушек (Слайд № 5)

- В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.

XX век (Слайд № 6)

*  Лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми.

*  Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.

*  На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата.

Запрет (Слайд № 7)

- В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м.

- Появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках.

Конец 30-х годов (Слайд № 8)

* Герои детской литературы: Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит.

*  Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом.

(Слайд № 9)

- Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

-  Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке.

Великая отечественная война (Слайд № 10)

- фигурки, которые мастерили из погон, бинтов, носочков

- украшение ёлки к Новому году было обязательным

Послевоенное время (Слайд № 11)

- После войны 1 января стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А ёлочные игрушки снова стали мирными.

Начало 50-х годов (Слайд № 12)

- Много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных).

(Слайд № 13)

- После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились ёлочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать».

  60-годы (Слайд № 14)

- Початки кукурузы, снопы пшеницы;

- Ёлочные    электрические     гирлянды;

- Игрушки из поролона;

- Игрушки из пластмассы.

2000 – годы и позже (Слайд № 15)

*Стали популярными оригинальные «самодельные» игрушки (своего рода возврат в прошлое);

*Игрушки из соломы, войлока, кусочков ткани, моточков шерсти;

*Плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки;

*Мода на ёлочные украшения повторяется каждые четыре года.

(Слайд № 16)

- Каждая новогодняя игрушка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна…

IV. Проведение физкультурной минутки.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот.        

 (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!        

( Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.        

( Дети садятся на свои места)

V. Работа над темой урока:

- Отгадайте загадку:

 

Балеринкам нет числа,

С ними дружит ветер,

И от них белым-бела

Вся земля на свете.

                                (Снежинки)

- Сегодня на уроке мы с вами научимся делать вот такую замечательную ёлочную игрушку - снежинку. И, как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока: «Изготовление снежинки».

- В наше время можно купить разнообразные ёлочные украшения на любой вкус и цвет как отечественного, так и заграничного производства. Но сделанные своими руками игрушки всегда оригинальны и несут больше тепла и света.

- Как же сделать такую снежинку? Перед вами технологическая карта «Последовательность изготовления снежинки».

Технологическая карта

«Последовательность изготовления снежинки».

Описание действия

Схема

1

 Взять 2 ватных диска и обозначить ручкой центр круга

2

Провести ручкой линии делящие круг на 8 равных частей

3

Разрезать заготовку по намеченным линиям, не доходя до центра и до края круга 0,5 см

4

Завязать лучи снежинки:

  • 1-ый узелок сделать на лицевой стороне. 2 и 3 узелок на изнаночной стороне.
  • Отрезать нить у основания узла

5

Вырезать по шаблону круг из гладкокрашеной ткани (диаметр – 5 см)

6

Сложить заготовки вместе, совмещая их по центру: круг меньшего диаметра, располагается между кругами с завязанными лучами

7

Сшить слои игрушки в центре. Можно украсить центр паетками, бисером или бусинами

8

Сделать петельку, чтобы игрушку можно было повесить

- Но прежде чем приступить к практической работе мы должны вспомнить правила техники безопасности.

- С какими инструментами мы будем работать?

- Вспомните правила безопасной работы с ними.

Правила работы с иглой:

1. Храни иглу в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. Во время работы пользуйся напёрстком.

7. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.

8. До и после работы проверь количество игл.

9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.

10. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила работы с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.

3. Клади ножницы кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперёд.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

Практическая работа учащихся.

VI. Подведение итогов, рефлексия:

- А сейчас, давайте посмотрим, у кого какие снежинки получились.  

- У нас в классе стоит вот такая совсем не наряженная ёлочка, предлагаю нарядить её нашими снежинками. А пока вы будете идти к ёлочке со своими замечательными снежинками, оцените, пожалуйста, сегодняшний урок. У меня на столе коробочка с разноцветными кружочками, повесив игрушку, выберете себе один из них.

   

Красный цвет кружочка – все понравилось, все получилось, дома сделаю еще одну снежинку для домашней ёлки.

Зеленый цвет - все получилось, но очень трудно, больше делать не буду;

Желтый цвет –  ничего не получилось.

 

Когда дети выходят наряжать ёлочку включить видеоролик с песней о снежинке.

Оценка  знаний  учащихся. Выставление оценок за урок.

  VII. Домашнее задание.

Дома вы можете сделать такие игрушки-снежинки и украсить ими ёлки или подарки для друзей и близких.

Спасибо за урок. До свидания.

  VIII. Уборка рабочих мест.

Информационные  источники:

  1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/istoriya-i-tradicii-novogo-goda-meropriyatie-s-prezentaciey
  2. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/master-klass-po-izgotovleniyu-yolochnoy-igrushki-iz-fetra-v-ramkah
  3. http://festival.1september.ru/articles/616149/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 6 классе на тему: «Изготовление снежинки».

Урок по технологии в 6 классе на тему: «Изготовление снежинки» был дан накануне новогодних праздников, поэтому он актуален.

 

Цели урока: 

Образовательная: 

- научить детей выполнять ёлочную игрушку-снежинку;

- познакомить с традициями празднования Нового года на Руси, с историей создания ёлочной игрушки;

Воспитательная: 

- создать условия для воспитания потребности в творческом труде;

-  воспитывать эстетический вкус, внимательность;

- прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Развивающая: 

- развивать координацию рук и движений;

-  научить работать в парах.

Материалы и инструменты:  образец изделия, технологическая карта «Последовательность изготовления снежинки», ножницы, ватные диски, кусочек гладкокрашеной ткани, ручка, швейные нитки, паетки, бисер, бусы, игла, шаблоны, ёлка, коробочка с красными, зелёными и жёлтыми кружками, компьютер, проектор, экран.

Тип  занятия:  комбинированный.

Межпредметные  связи:

Русский  язык  и  литература  –  умение  пользоваться  терминами.

История  –  исторические  события,  связанные  с традициями празднования Нового года на Руси, с историей создания ёлочной игрушки;

ОБЖ  –  техника безопасности  при практической работе.

Методы обучения: частично-поисковый, рассказ, демонстрация, практическая работа, работа в парах.

На уроке я использовала методы, побуждающие внутреннюю мотивацию учащихся.

Перед подготовкой к уроку учащиеся разделились на 2 группы,  которые самостоятельно  готовили сообщения  на  темы: «Традиции празднования Нового года на Руси», «Традиция наряжать новогоднюю ёлку» (домашнее задание). Эти сообщения послужили мотивацией к учебной деятельности учащихся.

 Для того чтобы заинтересовать девочек, в самом начале урока им была предложена игровая ситуация (загадка).

 

Для изучения новой темы я выбрала такие методы и приемы как ИКТ (презентация), рассказ, демонстрация, технологическая карта, пошаговое изготовление снежинки (показ), практическая работа учащихся, работа в парах.

 

Чтобы у детей не пропал интерес, в середине урока снова загадывается загадка, таким образом, происходит подведение к теме урока.

На уроке я старалась создать ситуацию успеха (похвалить, поблагодарить, подбодрить). Потому что успех – это переживание состояния радости, единственный источник внутренних сил ребенка.

Урок способствовал развитию у учащихся интеллектуальной активности, способности к самореализации, готовности к сотрудничеству, толерантности, творчеству.

 Использовались здоровьесберегающие технологии – доброжелательность, положительный эмоциональный настрой (видеоролик с песней о снежинке), физкультминутка, повторение правил техники безопасности.

 

В конце урока всем учащимся были объявлены оценки.

Считаю, что цели урока достигнуты. Это доказывает наша красиво наряженная ёлочка, а так же метод рефлексии, который был применён в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"

Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...

Снежинки из бумаги. 39 схем снежинок

КАК СКЛАДЫВАТЬ БУМАГУ, ЧТОБЫ ВЫРЕЗАТЬ КРАСИВУЮ СНЕЖИНКУ? Для того, чтобы получилась красивая снежинка, необходимо взять бумагу 15 см на 15 см. На другом листе нарисуйте схему, так как указа...

Бумажные снежинки. Подборка схем для изготовления снежинок.

Новогодние праздники не за горами, а значит, совсем скоро нужно будет подумать об украшениях. Несомненно, бумажные снежинки являются одним из самых распространенных новогодних атрибутов. Ими украшено ...

Конспект открытого занятия "Снежинка"

Конспект открытого занятия "Снежинка" для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов и трудового обучения...

Открытое занятие "Вырезание снежинки"

Открытое занятие ФГОС для учащихся 2 класса с презентацией...

Презентация "Чудо-снежинка", в рамках проекта "Снежинка"

Презентация "Чудо-снежинка", в рамках проекта "Снежинка"...

Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги «Вырезаем снежинку»

Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги«Вырезаем снежинку»Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, детей от 6 лет, р...