Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
статья по технологии

В данной статье объясняется неотъемлемая связь функциональной грамотности и технологического мышления. Рассказывается, о наиболее эффективных формах урока для формирования функциональной граммотности в предметной области «Технология».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu._formirovanie_funkts_grdocx.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:
«Формирование функциональной грамотности на уроках технологии»
Миронова Ксения Александровна
учитель технологии
МАОУ «Город дорог»
Г. Пермь

Аннотация

В данной статье объясняется неотъемлемая связь функциональной грамотности и технологического мышления. Рассказывается, о наиболее эффективных формах урока для формирования функциональной граммотности в предметной области «Технология».

Текст статьи.

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой

личности,способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе.

Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.

Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:

  • овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
  • изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;
  • формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
  • воспитание трудолюбия, ответственности,
  • порядочности, предприимчивости.

Уникальность предмета «Технология» в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе.

Обратимся к самому определению предметной области.

Техноло́гия — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Так же важно помнить, что на предмете мы стараемся развить технологическое мышление. Напомню его определение.

Технологическое мышление - это нацеленность человека на преобразовательную деятельности и созданию материальных и духовных ценностей. Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для людей продукт. Схема технологического мышления проста: Потребность - Цель - Способ - Результат.

Из этих определений становится понятно, что формирование технологического мышления очень тесно связано с формированием функциональной граммотностью. Ведь

Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания и приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач.

Она включает в себя такие составляющие, как:

  • читательская грамотность;

  • математическая грамотность;

  • естественно-научная грамотность;

  • финансовая грамотность;

  • глобальные компетенции;

  • креативное мышление.

Являясь не первый год учителем технологии, я стараюсь давать детям на уроках реальные задачи с которыми они или сталкиваются уже, или же обязательно столкнуться став взрослыми. Для этого я использую различные формы урока, мне наиболее удобно использовать кейс-метод и деловые и ролевые игры.

Для оценки функциональной грамотности используются задания, которые предполагают решение задач, поставленных вне предметной области, но требующих использования предметных знаний и жизненного опыта учащегося.

В результате реализации программы предметной области «Технология» учащиеся осваивают основные виды функциональной грамотности и стараются пробрести навыки технологического мышления.

Список литературы:

  1. Лазовская О. А. «Технологическое образование в рамках внедрения ФГОС» / [Электронный ресурс] Проверено #1075;.
  2. Информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: #1048;нформационные технологии
  3. Хамитов И. С. Формирование технологической культуры школьников / И. С. Хамитов, Г. С. Гумерова. — М.: МПГУ, 2010
  4. Хотунцев Ю. Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников / Ю. Л. Хотунцев. — М.: Эслан, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)

Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...