Подготовка к олимпиаде по технологии
методическая разработка по технологии (8 класс)
Подготовка к олимпиаде по технологии
Технология ХХI века
Технология – это школьная дисциплина, которая позволяет дать учащимся необходимые для ведения повседневного быта навыки. Как правило, мальчики и девочки разделяются на две группы: первые изучают культуру дома, вторые – технику и техническое творчество. За несколько лет уроки в рамках данной дисциплины значительно эволюционировали.
Сегодня образовательные учреждения идут в ногу со временем, и помимо традиционного создания табуреток и фартуков дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики, учатся делать декоративные элементы для блюд, шьют сложные покрои платьев и даже устраивают настоящие показы мод. У каждого из них есть возможность посоревноваться друг с другом в этих умениях, участвуя во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olimpiade_po_tehnologii.pptx | 161.25 КБ |
gmo.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный; муниципальный; региональный; всероссийский. Школьный и муниципальный являются наиболее массовыми.
Олимпиада Проводится в три этапа: 1. проверка теоретических знаний (тестирование); 2. практическая работа по технологии; 3. защита учебных творческих проектов.
1 этап: Тестирование - 35 тестовых заданий для возрастной группы – 9-х классов; - 40 вопросов для 10- 11- х классов. Организаторы олимпиады не могут заменить или дополнить предлагаемые комплекты своими тестами и контрольными вопросами, разработанными с учетом региональных особенностей. Для удобства подсчета результатов конкурса за каждый правильно выполненный тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или частично ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину. На проведение этого конкурса необходимо выделить 1,5 часа .
2 этап: оценка практических заданий При оценке технологических операций учитываются как качественные показатели, так и количественные критерии (размеры, допуски, отклонения и др.). Количество баллов, а при отсутствии и сами критерии оценки определяет жюри. Такая система оценок позволяет за аналогичные ошибки снимать одинаковое количество баллов у любого участника. Это позволяет проверяющим избежать разногласий при проверке практических работ, выполненных участниками олимпиады. На проведение этого конкурса необходимо выделить не менее 2-х часов.
3 этап: защита проектов каждый участник представляет выполненное изделие и пояснительную записку . Оценка проектов осуществляется по следующим критериям: - пояснительная записка: общее оформление, обоснование проекта и формулировка задачи, разработка опорной схемы размышления, анализ идей, описание технологии изготовления изделия, экономическая и экологическая оценка изделия, описание окончательного варианта проекта; - изделие: оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая и социальная значимость; - презентация проекта: формулировка проблемы, четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний и эрудиция, ответы на вопросы. На защиту проекта предоставляется до 10 минут. Максимальное количество баллов за проект (обычно 50)
Общее количество баллов для 10 – 11 – х классов: 130 баллов: - 40 баллов – тесты; - 40 баллов – практическая работа; - 50 баллов – проект. для 9 – х классов: 125 баллов: - 35 баллов – тесты; - 40 баллов – практическая работа; - 50 баллов – проект.
Учащиеся, не изучающие технологию в 9-м, 10-м, 11-м классах, не могут быть участниками муниципального тура, а тем более регионального тура! Пользоваться сотовыми телефонами запрещено.
Номинация «Техника и техническое творчество» для выполнения практических работ участникам олимпиады должны быть подготовлены мастерские по ручной и станочной обработке древесины и металла и выполнению электротехнических работ. Необходимо обеспечить учащихся материалами для обработки, инструментами, станочным и электромонтажным оборудованием, измерительными приборами и инструментами.
номинация «Культура дома и декоративно-прикладное искусство» аудитории для выполнения практических работ по моделированию изделий из ткани могут быть те же помещения, в которых проводилось тестирование. У каждого участника должны быть на рабочем месте чертежные инструменты, масштабная линейка, цветная бумага, ножницы, клей.
Защита проектов лучше всего проводить в актовом зале, который способен вместить всех желающих. В зале обычно имеется сцена с занавесом, который позволяет организовать быструю смену моделей и декораций. Вход в зал должен быть с противоположной стороны от места защиты проекта. Актовый зал желательно хорошо оформить, например, выставкой творческих работ учащихся. Для проведения конкурса необходимо наличие компьютера, проектора-мультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий, демонстрационные столы (3 штуки), манекены, скотч для крепления экспонатов, столы для жюри, таймер.
Школьный этап Олимпиады проводится среди учащихся 5-11 классов, желающих принять в ней участие . Олимпиаду можно проводить как во время уроков, например, провести «Олимпиадную неделю», так и во внеурочное время. Если желающих принять участие в Олимпиаде больше, чем позволяет материальное оснащение кабинета, можно разделить учащихся по группам и проводить Олимпиаду в разное время. При разработке плана проведения школьного этапа Олимпиады необходимо учитывать контингент учащихся, уровень их подготовки, учебно-материальную базу мастерских, профиль школы, региональные особенности.
Для облегчения подготовки учеников к муниципальному и последующим этапам Олимпиады можно взять за основу структуру конкурсов заключительного этапа, которая включает в себя теоретический конкурс, практические задания и защиту проектов. Поскольку школьный этап Олимпиады проводится в начале учебного года, то можно оценивать проекты по основным начальным элементам, например, по формулировке проблемы, актуальности, оригинальности темы проекта и т.д.
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры. Количество призеров школьного этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника школьного этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, принимает жюри школьного этапа Олимпиады. Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами.
На муниципальном этапе Олимпиады следует взять за основу структуру конкурсов заключительного этапа, которая включает в себя теоретический конкурс, практические задания и защиту творческих проектов. Недостаточное время до проведения муниципального этапа Олимпиады допускает презентацию не полностью завершенных проектов. На региональный этап Олимпиады от каждого муниципального района направляются победители и призеры из участников муниципального этапа от 9-11 классов. В муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных организаций: победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года; победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если продолжают обучение в общеобразовательных организациях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подготовка к олимпиаде по технологии
Технология ХХI века
Технология – это школьная дисциплина, которая позволяет дать учащимся необходимые для ведения повседневного быта навыки. Как правило, мальчики и девочки разделяются на две группы: первые изучают культуру дома, вторые – технику и техническое творчество. За несколько лет уроки в рамках данной дисциплины значительно эволюционировали.
Сегодня образовательные учреждения идут в ногу со временем, и помимо традиционного создания табуреток и фартуков дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики, учатся делать декоративные элементы для блюд, шьют сложные покрои платьев и даже устраивают настоящие показы мод. У каждого из них есть возможность посоревноваться друг с другом в этих умениях, участвуя во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
Олимпиада по технологии
Сегодня олимпиада по технологии — это уникальное состязание, где каждый ребенок может попробовать свои силы. На олимпиаде зачастую предполагается три номинации – «Техника и техническое творчество», «Культура дома» и «Робототехника». В каждой номинации могут попробовать себя как мальчики, так и девочки.
Культура дома и декоративно-прикладное творчество
Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по направлению «Культура дома».
Теперь современные уроки дают возможность научиться не только готовить различные блюда, но и изобретать собственные рецепты. А на занятиях по шитью – конструировать сложные швейные изделия, ориентироваться в технологиях изготовления и даже устраивать собственные показы мод!
Олимпиадные задания в рамках этого раздела ежегодно позволяют в полной мере продемонстрировать как творческие способности, так и понимания технологических аспектов их реализации.
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов.
Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, Она должна помогать ему само реализовываться.
Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.
Готовя учащихся к олимпиаде, я провожу с ними работу по следующим направлениям:
- консультативная помощь «учитель-ученик»;
- групповая работа (работа над творческими проектами, участие в выставках, конкурсах и марафонах);
- массовая работа (школьная олимпиада, школьная научно-практическая конференция, предметные недели).
Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:
- поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;
- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития, учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю ссылки в сети Интернет).
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание ребенку, поощряя его самостоятельную работу. Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков технологии в неделю. Требуется постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.
Мне данную проблему помогает решать кружковая работа, где учащиеся совершенствуют свои навыки, полученные на уроках технологии.
Являясь не только учителем технологии, но и педагогом дополнительного образования, считаю, что от такого сотрудничества выигрывают все, а главное - дети. К старшим классам учащиеся определяются с интересами и склонностями и те, кто продолжает заниматься в кружке, добиваются высокого уровня мастерства и способны изготавливать изделия, заслуживающие высокой оценки.
Олимпиада по технологии интересна тем, что её итоги подводятся по результатам трёх туров.
Первый тур - «Тестирование» - позволяет определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому необходимы дополнительные занятия, консультации, тренинги. На индивидуальных занятиях мы работаем со справочной литературой, разбираем решение задач. Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.
Второй тур - «Творческий проект» – это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над творческими проектами мне также помогают кружковые занятия.
Ну а теперь несколько слов о творческом проекте
При выборе учеником темы творческого проекта я придерживаюсь следующих принципов:
- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;
- проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;
- большое значение имеет оригинальность идеи;
- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;
- доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;
- соответствие материально-технической базы мастерской.
Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда я с учащимся подолгу рассуждаю, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени.
Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и, конечно, защите проекта Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.
Третий тур олимпиады – практический (поводится на областном уровне). Для прохождения этого тура, необходимо подбирать будущее изделие с учащимся таким образом, чтобы в процессе его изготовления закреплялись знания и навыки, полученные на уроке технологии.
Разумеется, кружок — это не панацея, но он хороший помощник при подготовке к олимпиаде по технологии, хотя приходится искать и другие формы индивидуальной работы с одарёнными учащимися при подготовке к серьёзным стартам. Это индивидуальные консультации, беседы (которые не обязательно посвящать только предмету технологии), репетиции защиты творческого проекта, а в целом психологическая подготовка учащегося.
Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии.
Самым наилучшим отражением творческих способностей детей является разработка и выполнение творческих проектов.
Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также на выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.
Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.
Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.
Остановлюсь на подготовке к защите творческих проектов
Учитель технологии, помогающий школьнику выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию, и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводиться не более 7 минут. При создании мультимедийной презентации не обходимо добиться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты, и прозрачности предъявляемого материала.
Существуют детально разработанные рекомендации по созданию презентаций на все случаи жизни:
* над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и обходима для комментарий конкретного слайда.
* перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
* пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на одну фразу, оптимально – одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально.
* каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам – в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами – время дорого.
К презентациям мультимедийного типа можно отнести следующие требования:
* количество слайдов –до 13
* оптимальное число строк на слайде - от 6 до 11.
* в тексте и формулах рекомендуется применять шрифт Аrial или Тimes.
* вся презентация выполняется в одной цветовой гамме обычно на базе одного шаблона.
* необходимо выдерживать единый стиль представления формации.
* на слайде целесообразно размещать подробную информацию, а словесный комментарий должен быть направлен на выявление технических противоречий, обоснование конструкторских решений и выбор технологических приёмов.
* не следует многократно использовать эффекты анимации. Это достаточно примитивный прием. Члены жюри могут чувствовать себя неуютно от того, что этим их хотят заинтересовать, дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимание к ключевым моментам защиты.
* звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию: этапы разработки и изготовления изделия.
Учет разработанных выше рекомендации при разработке презентации позволит автору проекта претендовать на высокую оценку доклада на защите, а это не маловажно
Рекомендуемая литература при подготовке к олимпиаде по технологии
- учебники по технологии 5-11 классы под редакцией В.Д. Симоненко
- записи в рабочих тетрадях
- тестовый материал
- электронные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к олимпиаде по технологии
Данный материал содержит тестовыеи и практичекские задания на региональном и заключительном этапе предметной олимпиады по технологии, которые, я надеюсь, будут очень полезны педагогам в подготов...
Подготовка к олимпиаде по технологии
Одним из разделов олимпиады по технологии является тестирование участников по теоретическим вопросам.Данная презентация выполнена в удобной для восприятия учениками форме, о...
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии.
Из опыта работы...
Тесты для подготовки к олимпиаде по технологии.
материал для подготовки к муниципальной олимпиаде по технологии для девочек...
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творче...
Разработка дизайн-папок при подготовке к олимпиадам по технологии.
Разработка проекта по технологии...
Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
Работа с одаренными детьмипри подготовке к олимпиаде по технологии....