Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
статья по технологии

Тарасова Ирина Петровна

Работа с одаренными детьми

при подготовке к олимпиаде по технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

при подготовке к олимпиаде по технологии.

Учитель: Тарасова И.П.

   

     Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, Она должна помогать ему самореализовываться.

    Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.  (И такие дети в школах есть!)

    

     Готовя учащихся к олимпиаде, я провожу с ними работу по следующим направлениям:

            - консультативная помощь «учитель-ученик»;

            - групповая работа (работа над творческими проектами, участие в выставках и конкурсах);

            - массовая работа (школьная олимпиада, школьная научно-практическая конференция, предметные недели).

    Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:

            - поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;

            - индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю ссылки в сети Интернет).

    При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание ребенку, поощряя его самостоятельную работу. Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

     Для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков технологии в неделю. Требуется постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.  Мне данную проблему помогает решать кружковая работа, где учащиеся совершенствуют свои навыки, полученные на уроках технологии.

     Являясь не только учителем технологии, но и педагогом дополнительного образования, считаю, что от такого сотрудничества выигрывают все, а главное - дети. К старшим классам учащиеся определяются с интересами и склонностями и те, кто продолжает заниматься в кружке, добиваются высокого уровня мастерства и способны изготавливать изделия, заслуживающие высокой оценки.

    Олимпиада по технологии    интересна тем, что её итоги подводятся по результатам трёх туров.

    Первый тур - «Тестирование» - позволяет определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому необходимы дополнительные занятия, консультации, тренинги. На индивидуальных занятиях мы работаем со справочной литературой, разбираем решение задач. Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.        

    Второй тур - «Творческий проект» – это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над творческими проектами мне  также помогают кружковые занятия.

                       Ну а теперь несколько слов о творческом проекте.

    При выборе учеником темы творческого проекта  я  придерживаюсь следующих принципов:

 - заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;

  - проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;

  - большое значение имеет оригинальность идеи;

  - важна социальная и практическая значимость творческого проекта;

  - доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;

  - соответствие материально-технической базы мастерской.

    Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда я с  учащимся подолгу  рассуждаю, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени.  

    Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и конечно защите проекта   Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.

    Третий тур олимпиады – практический (проводится на региональном уровне). Хорошо, если ученик успел на уроке хотя бы примерно разобраться с технологией изготовления каких-либо изделий и познакомился с приёмами работы инструментами, но нарабатывать навыки приходится в дополнительное время. И в решении этой проблемы могут вновь быть полезны занятия кружка.  Для этого подбирать будущее изделие с учащимся следует таким образом, чтобы в процессе его изготовления он закрепил знания и навыки, полученные на уроке технологии.

     Кружок  хороший помощник при подготовке к олимпиаде по технологии, хотя приходится искать и другие формы индивидуальной работы с одарёнными учащимися при подготовке к серьёзным стартам. Это индивидуальные консультации, беседы (которые не обязательно посвящать только предмету технологии), репетиции защиты творческого проекта, а в целом психологическая подготовка учащегося.   

Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии.

    Самым наилучшим отражением творческих способностей детей является   разработка и выполнение творческих проектов.  

    Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также на выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.  (А почему  бы и нет?)

    Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах   предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность.      Технология   является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.

    Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.

     Таким образом, подготовка к участию школьников в предметных олимпиадах, это систематическая, нелегкая работа, работа не одного человека, а практически всего педагогического коллектива. Работа учителя по подготовке ученика к олимпиаде – это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии и обучения учащихся, а также тесного сотрудничества с другими учителями. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных, физических затрат и личного времени, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и ученика ведет к взаимному обогащению. Подготовка олимпиадников возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя. Возможно, ученик не свяжет свою жизнь с технологией, но именно она может стать пространством для его личностного роста. Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников на олимпиадах, где они показывают высокие результаты. Мой ученик Галеев Данил показал хорошие результаты. Его успех принес ни с чем несравнимые положительные переживания.

    Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственных отношениях. Успех или неудача. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...

Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии

 Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творче...

Проектная деятельность,как метод расширения информационного поля, приобретения новых компетенций в работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям

Работа над проектами нначалась задолго до того,как они стали обязательными в старших классах. В рамках курса внеурочной деятельности " Цивилизация Франции"  в 9-11 классах итоговой рабо...