Программа дополнительного образования "Макраме"
рабочая программа по технологии
Программа кружка предусматривает плетение разнообразных изделий, условно подразделяемых на плоские и объёмные. "Макраме" дословно переводится как узелковое плетение. Занятие по "плетению, завязыванию узелков развивет усидчивость, внимание,аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makrame.docx | 211.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Танзыбейская средняя школа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Макраме»
Возраст обучающихся: 11-17лет
Срок реализации: три года
Автор-составитель:
Шадрина Елена Владимировна,
учитель технологии
п. Танзыбей, 2020 г.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы: социально - гуманитарная
Рабочая программа курса «Макраме» разработана на основе:
- Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21).
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008)
- Положения Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция)
- Положения о порядке, формах, периодичности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Танзыбейская СШ»
1.2. Актуальность.
Макраме – кружевная техника, основой которой является узелок. Из простого шнура можно сделать многие полезные вещи. Например - салфетки, сумки, шторы, дверные занавески, кашпо, коврик. Украсить и создать своими руками предметы одежды - жилеты, шали, пояса, а также элементы одежды – воротники, карманы, пояса.
Занятия по плетению развивают усидчивость, аккуратность. Плюс удовольствие - наблюдать, как появляются геометрические узоры узелкового
кружева. Макраме дает широкую возможность для проявления творческой
индивидуальности и фантазии. Красота, прочность, доступность – причины популярности и долголетия изделий из макраме. Кроме того, есть
возможность использовать «бросовый материал», что очень важно с точки зрения экологии и экономики.
Программа кружка «Макраме» предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объёмные. По итогам работы в конце учебного года оформляется выставка лучших работ обучающихся
1.3. Адресат программы.
Программа предназначена для обучающихся 3 - 11 классов, в том числе для ребят с ограниченными возможностями. Количественный состав объединения определён заказом родителей (опекунов, законных представителей)
1.4. Объём и срок освоения Программы.
Учебная нагрузка в год составляет 34 часа, в неделю одно занятия по 45 минут.Программа занятий рассчитанана 3 года.
1.5. Формы организацииобразовательного процесса
и виды деятельности.
Для реализации программы использованы:
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная;
- лекция;
- мастер- класс;
- практическое занятие;
- выставки;
- экскурсии и др.
1.6 .Режим занятий.
1 раз в неделю: четверг с 14:00 до 14:45(время местное).
2. Цели и задачи программы:
2.1 Цель:Формирование трудовых навыков узелкового плетения при развитии хорошего вкуса и чувства меры, с реализацией возможностей для творческого проявления личности каждого ребенка через обучение макраме
2.2. Основные задачи.
Образовательные задачи:
- обучить основным приёмам и навыкам узелкового плетения
- сформировать потребность правильного использования в речи специальной терминологии плетения
- развивать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий
Воспитательныезадачи:
*приучить, обучающихся четко и аккуратно затягивать узлы
*добиваться в работе качественного внешнего вида изделия
*развивать и формировать нормы взаимовыручки и помощи в работе
Развивающие задачи:
- развивать мотивацию к творческому поиску
- формировать умения организации работы по выполнению конкретного изделия
- через создание ситуации успеха – закрепить полученные умения и навыки узелкового плетения
3.Планируемые результаты:
3.1.Личностные:
- обучающиеся узнают основные приёмы плетения и будут
уметь применять их на практике
- развитие умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий
- к концу обучения технике «Макраме» обучающиеся привыкают четко и аккуратно затягивать узлы
- через создание ситуации успеха – сумеют закрепить
полученные умения и навыки узелкового плетения
- сформируются умения организации работы по выполнению
конкретного изделия.
3.2.Метапредметные:
- у обучающихся будет сформирована потребность правильного
использования в речи специальной терминологии (плетения)
- будут иметь мотивацию к творческому поиску
- освоят нормы взаимовыручки и помощи в работе
4.Учебный план
Год обучения | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1год | Вводное занятие Материалы и приспособления для макраме Техника макраме и плетение узоров. Плетение браслета Кашпо Итоговое занятие | 34 | 9 | 25 | Творческая работа – плетение браслета, Защита проекта «Плетение браслета, кашпо» |
2 год | Вводное занятие Техника макраме и плетение узоров Кашпо Сувенир Итоговое занятие. | 34 | 10 | 22 | Творческая работа плетение украшений Защита проекта по изготовлению сувенира |
3 год | Вводное занятие Техника макраме и плетение узоров Закладка для книг Держатель для штор Итоговое занятие | 34 | 12 | 22 | Творческая работа закладка для книг |
Защита проекта «Держатель для штор» |
4.1. Содержание учебного плана
1 год занятий
Вводное занятие: История развития макраме. Нити и другие материалы,
пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Правила безопасности
труда.
Техника макраме и плетение узоров. Безопасность труда при плетении.
Зарисовка и краткая запись основных приёмов макраме. 1) двойной плоский узел (ДПУ); 2) винт; 3) сетка из ДПУ; 4) косынка и ромб из ДПУ; 5) цепочка « ёлочка»; 6) «ягодка» на основе ДПУ; 7) пике в тесьме из ДПУ; 8) тесьма (поясок) из чередующихся цветных ДПУ.
Различные способы крепления нитей. Способы наращивания нитей и расширения полотна.
Практические занятия: Плетение: браслет,кашпо, сувенир.
Итоговое занятие – организация выставки работ.
2- ой год занятий
Повторение приёмов техники макраме.
Практические занятия – плетение кашпо (усложнённый вариант),
сувенир.
Итоговое занятие - организация выставки лучших работ кружковцев.
3 – год занятий
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Техника макраме и плетение узоров.
1) Бисерный (репсовый узел); 2) брида горизонтальная; 3) брида вертикальная; 4) ромб из брид;5) варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошко, бриды); 7) цветочек из брид; 8) сетка из брид;
9) фриволите; 10) двойная цепочка фриволите.Способы крепления нитей. Способы расширения полотна. Инструктаж по технике безопасности.
Практические занятия. Цветы, выполненные в технике макраме, держатель для штор, плетение закладки для книг
Приемы – шнур; зигзаг; брида горизонтальная и наклонная; прием оформления концов нитей изделия – серёжка.Итоговое занятие – обмен опытом в изготовлении «Неувядающих цветов». Выставка лучших работ кружковцев.
5.Календарный учебный график.
6.Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов (дисциплин) | Кол-во часов 1 год обучения | Кол-во часов 2 год обучения | Кол-во часов 3 год обучения | Всего |
Вводное занятие: | 1 | 1 | 1 | ||
Материалы и приспособления для макраме. | 2 | ||||
Техника макраме и плетение узоров. | 7 | 10 | 10 | ||
Плетение браслета | 8 | ||||
Кашпо | 15 | 12 | |||
Сувенир | 10 | ||||
Закладка для книг | 10 | ||||
Держатель для штор | 12 | ||||
Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 |
7.Календарно – тематическое планирование.
№ | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 07.09 | 14.00-14.45 | Инструктаж по ТБ. План работы кружка | |||||
2 | 14.09 | История развития макраме | ||||||
3 | 21.09 | Материалы и приспособления | ||||||
4 | 27.09 | Одинарный плоский узел: справа налево | ||||||
5 | 05.10 | Закрепление навыков | ||||||
6 | 12.10 | Одинарный плоский узел: слева направо | ||||||
7 | 19.10 | Закрепление навыков | ||||||
8 | 26.10 | Винт на основе плоских узлов | ||||||
9 | 02.11 | Закрепление навыков | ||||||
09.11 | Плетение рубашки для карандашика | |||||||
10 | 16.11 | Двойной плоский узел | ||||||
11 | 23.11 | Отработка навыков | ||||||
12 | 30.11 | Плетение браслета | ||||||
13 | 07.12 | Расчёт нитей | ||||||
14 | 14.12 | Зарисовка схемы плетения | ||||||
15 | 21.12 | Начало плетения | ||||||
16 | 28.12 | Продолжение работы | ||||||
17 | 11.01 | Декор браслета | ||||||
18 | 18.01 | Плетение зоны застёжки | ||||||
19 | 25.01 | Окончание работы | ||||||
20 | 01.02 | Кашпо | ||||||
21 | 08.02 | Схема плетения | ||||||
22 | 15.02 | Расчёт нитей для работы | ||||||
23 | 22.02 | Декор изделия | ||||||
24 | 29.02 | Дизайн - анализ | ||||||
25 | 07.03 | Проект «Подвесная ваза» | ||||||
26 | 14.03 | Отработка навыков плетения | ||||||
27 | 21.03 | Начало работы | ||||||
28 | 28.03 | Плетение крепления кашпо | ||||||
29 | 04.04 | Продолжение работы | ||||||
30 | 11.04 | Плетение шнуров кашпо | ||||||
31 | 18.04 | Продолжение плетения шнуров кашпо | ||||||
32 | 25.04 | Плетение основания кашпо | ||||||
33 | 02.05 | Продолжение плетения | ||||||
34 | 16.05 | Промежуточная аттестация. Представление творческой работы | ||||||
35 | 23.05 | Закрепление нитей по окончанию работы | ||||||
36 | 30.05 | Итоговое занятие |
8.Материально – техническое обеспечение.
цветные нитки для плетения,сутаж, иголки швейные, стол рабочий,
приспособления для плетения, схемы плетения изделий.
9.Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет – ресурсы, обеспечивающие достижение планируемых результатов.
http://www.ctp-design.net/makrame/makrame.html сайт -схемы и образцы изделий
http://pagan.ru/forum/index.php?showforum=79 - ИНТЕРЕСНЫЕ УЗЛЫ
http://www.sangela.de/video/video-makrame.html- Видео-макраме Очень полезно для тех кто только учится.
http://www.rukodelie.net/makrame-izdelija/index.htm Изделия из макраме
http://www.saechka.ru/creativ/makrame/4makrame.php Уроки макраме
10.Формы аттестации.
Промежуточная аттестация – выставка-ярмарка
Формы промежуточной аттестации:
осуществляются на основании следующих критериев:
высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; принимает активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях различного уровня и занимает призовые места; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
допустимый или средний уровень (Д) – объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50-80%; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях различного уровня; работает с оборудованием с помощью педагога; сочетает специальную терминологию с бытовой; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% знаний, умений и навыков, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; принимает участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях различного уровня.
Результаты промежуточной аттестации учащихся фиксируются в итоговом «Протоколе» промежуточной аттестации учащихся объединения, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации Школы
Оценочные материалы – работы оцениваются в соответствии с положением о промежуточной аттестации.
11.Методические материалы:
1. Анна Краузе. Макраме. – Ташкент, 1986 г.
2. Макраме. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение: 1998 г.
3. М. М. Соколовская. Узелок на память. - М.: «Прометей», 1990 г.
3. М. М. Соколовская. Знакомьтесь с макраме. - М.: Просвещение, 1985 г.
4.Интернет ресурсы:
http://www.ctp-design.net/makrame/makrame.html
http://pagan.ru/forum/index.php?showforum=79
http://www.sangela.de/video/video-makrame.html
http://www.rukodelie.net/makrame-izdelija/index.htm
http://www.saechka.ru/creativ/makrame/4makrame.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...