Статья " Использование оценочных карточек на уроках технологии"
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)
Структура оценочной карточки включает традиционные элементы: наименование листа (указывается вид и тема учебной работы, класс), критерии оценки (критерии – требуемые образовательные результаты), место для самооценки школьника и оценки учителя. Завершает оценочную карточку такой компонент как «характеристика уровня выполнения работы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_otsenochnyh_kartochek_na_urokah_tehnologii.docx | 293.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме: «Использование оценочных карточек на уроках технологии»
Подготовила учитель технологии Алексеева Ирина Георгиевна,
МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска Ленинградская область.
В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.
Сократ, древнегреческий философ.
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»). Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.
В соответствие с новыми требованиями оценка – это способ формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рейтинговая система оценивания отвечает этим требованиям.
Работа учителя технологии направлена на то, чтобы дать учащимся прочные и осознанные знания, научить их применять эти знания на практике. Этого можно достичь путем систематической проверки знаний.
Основной целью проверки знаний является не только проверка усвоения материала, но и проверка умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Проверка знаний на уроках технологии служит средством контроля учащихся и должна показать каждому ученику, где и какие у него имеются пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему учителем. Систематическая проверка знаний имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания.
Систему оценивания я выстраиваю следующим образом:
-установить, что знают учащиеся;
-дать общую информацию о процессе обучения;
-отследить индивидуальный прогресс учащихся;
-обеспечить обратную связь для учителя, учащегося и их родителей;
-отследить эффективность реализуемой учебной программы;
Для систематического контроля на своих уроках я использую «Карточки оценивания», которые мне помогают объективно оценить работу обучающихся 5-8 классов. В процессе работы с карточками, я наблюдаю положительную динамику и повышение качества успеваемости обучающихся.
-ребёнок сам оценивает себя;
-удаётся выявить причины снижения качества успеваемости;
-возможность показать ученику, как повысить отметку по предмету;
-развить дополнительные умения и навыки;
-улучшается психологический климат на уроке , повышается уровень дисциплинированности;
Структура оценочной карточки включает традиционные элементы: наименование листа (указывается вид и тема учебной работы, класс), критерии оценки (критерии – требуемые образовательные результаты), место для самооценки школьника и оценки учителя. Завершает оценочную карточку такой компонент как «характеристика уровня выполнения работы».
Оценочный лист – инструмент универсальный, им можно пользоваться при оценке различных учебных работ, в том числе и практических.
Примеры оценочных карточек для практических работ по технологии
Оценочная карточка. Раздел «Декоративно-прикладное творчество»
Практическая работа «Выполнение образцов вышивки»
Обучающе____5-__класса________________________________
№ | Критерии для оценки | Количество баллов | Самооценка | Оценка учителя |
1 | Умение правильно подготовиться к работе: | 1 |
|
|
2 | Умение аккуратно оформить работу | 1 |
|
|
3 | Умение работать самостоятельно | 1 |
|
|
4 | Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке | 1 |
|
|
5 | Умение соблюдать охрану труда | 1 |
|
|
6 | Умение правильно определять порядок работы | 1 |
|
|
7 | Умение ориентироваться на схеме и на ткани | 1 |
|
|
8 | Умение выполнять образцы вышивки крестом | 1 1 2 2 |
|
|
8 | Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов. | 1 |
|
|
| ИТОГО (сумма баллов) | 18 |
|
|
| Уровень выполнения работы |
|
|
|
| Отметка |
|
|
|
Характеристика уровней выполнения работы
Уровень | Низкий | Пониженный | Базовый | Повышенный | Высокий |
Баллы | 0-3 | 4-7 | 8-11 | 12-15 | 16-18 |
Отметка |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценочная карточка. Раздел «Материаловедение»
Практическая работа «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»
Обучающе____5-__класса________________________________
№ | Критерии для оценки | Количество баллов | Самооценка | Оценка учителя |
1 | Умение правильно подготовиться к работе: | 1 |
|
|
2 | Умение аккуратно оформить работу | 1 |
|
|
3 | Умение работать самостоятельно | 1 |
|
|
4 | Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке | 1 |
|
|
5 | Умение работать в группе | 1 |
|
|
6 | Умение соблюдать охрану труда | 1 |
|
|
7 | Умение работать по плану | 1 |
|
|
8 | Умение сравнивать образцы | 1 |
|
|
9 | Умение записывать результаты работы | 1 |
|
|
10 | Умение применять полученные знания | 1 |
|
|
11 | Умение называть свойства ткани | 1 |
|
|
12 | Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов. | 1 |
|
|
| ИТОГО (сумма баллов) | 15 |
|
|
| Уровень выполнения работы |
|
|
|
| Отметка |
|
|
|
Характеристика уровней выполнения работы
Уровень | Низкий | Пониженный | Базовый | Повышенный | Высокий |
Баллы | 0-3 | 4-6 | 7-9 | 10-12 | 13-15 |
Отметка |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценочная карточка. Раздел «Кулинария»
Практическая работа «Приготовление винегрета»
Группа 5 - класса:_______________________________________________________________
№ | Критерии для оценки | Количество баллов | Самооценка | Оценка учителя |
1 | Умение правильно подготовиться к работе: | 1 |
|
|
2 | Умение работать в группе |
|
|
|
3 | Умение работать самостоятельно | 1 |
|
|
4 | Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке | 1 |
|
|
5 | Умение соблюдать охрану труда | 1 |
|
|
6 | Умение правильно определять порядок работы | 1 |
|
|
7 | Умение работать по инструкционной карте | 1 |
|
|
8 | Умение выполнять очистку овощей | 1 |
|
|
9 | Умение выполнять нарезку овощей | 2 |
|
|
10 | Умение выполнять фигурную нарезку | 2 |
|
|
11 | Умение выполнить оформление готового блюда | 2 |
|
|
12 | Умение сервировать стол | 2 |
|
|
13 | Умение убрать своё рабочее место |
|
|
|
14 | Соблюдение этикета и правил поведения за столом | 2 |
|
|
15 | Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов. | 1 |
|
|
| ИТОГО (сумма баллов) | 30 |
|
|
| Уровень выполнения работы |
|
|
|
| Отметка |
|
|
|
Характеристика уровней выполнения работы
Уровень | Низкий | Пониженный | Базовый | Повышенный | Высокий |
Баллы | 0-6 | 7-12 | 13-18 | 19-24 | 25-30 |
Отметка |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.
Приёмы, которые я использую в своей практике:
-сверка с образцом (ответом);
-повторное выполнение задания;
-проверка полученных результатов;
-использование различных способов выполнения заданий;
В заключении можно сказать, чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета необходима похвала. Хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
Статья: "Использование информационно - компьютерных технологий на уроках немецкого языка"
Данная статья посвящена вопросу использования информационно-компьютерных технологий в организации учебной деятельности по немецкому языку. Использование компьютера на уроках позволяет в увлекательной ...
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ позволяет эффекти...
Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....
Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"
Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...
Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"
В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...