Статья: "Использование информационно - компьютерных технологий на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку по теме
Данная статья посвящена вопросу использования информационно-компьютерных технологий в организации учебной деятельности по немецкому языку. Использование компьютера на уроках позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_inostrannogo_yazyka_babino_e.v.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабино Елена Васильевна,
учитель немецкого языка
гимназии №41 имени Ериха Кестнера
Использование информационно - компьютерных технологий
на уроках иностранного языка
Образование - одна из важнейших частей культурной системы общества. И в настоящее время наша система образования претерпевает большие изменения. Процесс построения открытого общества в России и интеграция ее в мировое сообщество, в том числе и в образовательной сфере, способствуют модернизации национальной образовательной системы.
В настоящее время ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и ответственности. Это означает, что сегодняшнему выпускнику школы предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Поэтому он должен быть вооружен, прежде всего, не системой заученных знаний, а умением, способностью меняться, самообучаться. Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.
Обучение детей иностранному языку изначально предполагает привлечение к этому процессу как можно больше наглядности, разнообразия форм работы на уроке, игровых моментов, использования множества пособий. Учителя иностранного языка всегда сталкивались с проблемой реализации своих планов, используя ограниченные возможности материальной базы школы.
Удивительно, но мы ещё помним те нехитрые приспособления, с помощью которых наши учителя-энтузиасты завладевали нашим вниманием, прививая интерес и любовь к своему предмету. Огромный труд учителя вкладывался в гордость кабинета немецкого языка – фланелеграф - обтянутую тканью рамку, по которой передвигались любовно вырезанные и наклеенные на фланель фигурки героев немецких сказок. На уроках также использовали самодельные диафильмы, где рисованные фигурки сопровождались подписями на немецком языке.
Редкие фотографии видов Германии, иллюстрации и картинки к изучаемым темам тщательно собирались и хранились в кабинетах. Весь этот кропотливый труд приносил свои результаты: вспоминая уроки немецкого языка в своей школе, мы чётко представляем именно эти моменты, благодаря которым мы воспринимали уроки немецкого как увлекательное путешествие в незнакомый, удивительный мир.
Прошло не так много времени, а перед учителем открылись практически неограниченные возможности, которые привнесли в нашу жизнь информационно- компьютерные технологии. В школах появились компьютеры, и это коснулось не только учителей информатики, как можно было подумать, но и всех учителей-предметников, в частности, учителей иностранного языка. Высокоэффективным творческим потенциалом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка.
Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную и познавательную деятельность. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно прежде всего огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, вера в себя и в своих умных и любознательных учеников. Использование компьютера в организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется коллективная деятельность. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он, в силу более высокого образовательного уровня, легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию и будет жить творческой жизнью. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий поможет решить проблему развития мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению немецкого языка при осознании в современном обществе значимости его изучения. Отсутствие мотивации может быть связано с тем, что некоторые ученики не видят перспективы для себя лично, они_не заинтересованы в изучении иностранного языка. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой и отсутствует из-за того, что при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, внимания, восприятия, мышления). В этих случаях использование на уроке ИКТ также играет значительную положительную роль.
В своей работе я привлекаю к выполнению проектов как учащихся младшего и среднего звена (мини-проекты на темы «дружба», «домашние животные», «семья», «охрана природы» и др.), так и учащихся старших классов (проектно-исследовательская работа на тему «Проблемы современной молодёжи», «Княжество Лихтенштейн» и др.). Так, при работе над темой «Княжество Лихтенштейн», старшеклассники отобрали, в том числе и с помощью Internet, необходимый материал, обобщили и проанализировали его. Средствами немецкого языка изложили ход своего исследования. Учащиеся разбились на группы, выбрали себе задания по душе, остановившись на подтемах: особенности политической системы, государственная символика, население,традиции, фольклор и другие. В ходе исследования проводилась систематизация информации, делались выводы, проводилась творческая работа. Все результаты работы были представлены в виде мультимедийной презентации, выполненной в программе Power Point. Защита проекта вызвала несомненный интерес у учеников старших классов.
Использование в своей работе мультимедийных презентаций, и как результата проектной деятельности, и как наглядного сопровождения урока, я считаю огромной находкой и подспорьем в проведении уроков иностранного языка. Создаваемые с помощью программы Power Point, они помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят учеников с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем. Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций- рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet.
С моей точки зрения, потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя. Опыт показывает, что уроки, проводимые с использованием мультимедийных презентаций, проходят ярче, лучше запоминаются, так как задействуется самый распространенный канал восприятия – визуальный. Мультимедийные презентации универсальны – их можно успешно использовать как в начальных классах, вводя алфавит и элементарную лексику, и так и в старших классах, сопровождая ими сложные социокультурные и страноведческие темы.
Звуковое сопровождение презентаций (песни, стихи, речь носителей языка) позволяет значительно расширить восприятие информации. Используя компьютерные технологии на своих уроках, я отдаю предпочтение тематическим мультимедийным презентациям. Мною разработаны презентации для начальной школы («Знакомство с алфавитом», «Цвета», «Внешность», «Семья» и др.), для средней школы («Дом», «Друзья», «Спорт», «Времена года», «Знакомство с Эрихом Кестнером» и др.), для старшей школы («Германия», «Молодёжь и спорт», «Творчество Эриха Кестнера» и др.), использование которых на уроках позволяет значительно повысить интерес учащихся к изучаемой теме, привлекать к работе весь класс, побуждать учеников к самостоятельному созданию презентаций, развивая их креативные способности.
Использование компьютерных образовательных технологий в процессе обучения немецкому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Это облегчает работу учителя и вызывает огромный интерес у учеников, их мотивацию, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, предоставляет учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка, и конечно же, позволяет им раскрыть свои творческие способности. А творчество- это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое неповторимое отношение к миру, своё «я». Это достигается, прежде всего, эмоциональным воздействием самого учителя, то есть воздействием извне. Школьник получает не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»
( извне дается только первый толчок).
Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
В заключение хочется дать некоторые рекомендации- пожелания учителям к проведению творческих уроков, а урок с использованием ИКТ несомненно является таковым:
• Будьте терпеливы. Не ждите « быстрых» результатов; они обязательно будут.
• Не забывайте о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело деликатное.
• Помните о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение.
• Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и учителя без творческих порывов! Творите на здоровье!
Методическая тема
« Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка »
2010-2011 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....
Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)
Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка...
Статья "Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы"
Что такое ИКТ? Каковы функции компьютера на уроке? Каковы преимущества и недостатки применения информационных компьютерных технологий в учебном процессе? Как можно использовать ИКТ на уроках русского ...
Статья "Информационно-компьютерные технологии на уроках английского языка"
Статья "Информационно-компьютерные технологии на уроках английского языка", ИКТ-технологии...
ИСПОЛЬЗОВАНЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...
Информационно-компьютерные технологии на уроках английского языка
Рекомендации о том, как ввести в урок английского языка новые технологические средства, предав занятию зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом его логическую структуру....
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»...