Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе на тему

Скоморохова Светлана Михайловна

 В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее изученного. Приводятся примеры, схемы и диаграммы из собственного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

Автор: Скоморохова Светлана Михайловна

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За пять последних  лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом,  современному учителю необходимо   использовать компьютер для решения познавательных и учебных задач.

Каким же  должен быть современный урок? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.

Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором существует ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Преподавание гуманитарных дисциплин не является исключением.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
  • расширить возможности предъявления учебной информации;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • усилить мотивацию учения;
  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
  • расширить наборы применяемых учебных задач;
  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
  • позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

 Достичь этого возможно только тогда, если системно и целесообразно применять информационно-коммуникационные средства обучения в образовательном процессе. Это позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.
Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
  • повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
  • ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:

  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности урока;
  • происходит актуализация познавательных интересов учащихся;
  • преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
  • изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

На уроках с ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания,  «оживления» иллюстраций и т.д. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность. Выручает электронная библиотека, в которой находятся  необходимые тексты по программе.

Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..),
Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый  и  нужный урок.

Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся Компьютерные технологии фактически на подобных уроках играют роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем приобретения орфографических и пунктуационных навыков.

Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному», как это показано в примере №1.

Пример №1
Вставить пропущенные буквы в слова из словосочетаний типа пол..скать бельё, прил..скать ребёнка. 

Небольшая самостоятельная работа позволяет сразу выявить пробелы  в усвоении        правила        по написанию чередующихся гласных в корне. Ниже, в примере №2 я предлагаю небольшую самостоятельную работу, а через 5 минут самопроверку (правильные ответы уже выведены с помощью проектора на экран). Это позволяет отработать не только правило, но и развить орфографическую зоркость и самоконтроль.

Пример №2

Правописание чередующихся гласных.

бл..стать красотой

к…снись воды

бл..стеть на солнце

зам..реть от счастья

зам..рать от страха

соб..рательный образ

зам..рать от страха

соб..рательный образ

предл…гать помощь

проложить лыжню

Комплексная работа с текстом позволяет не только отработать орфографические         и        пунктуационные        правила, а также выполнить грамматические        задания, как указано в примере №3 .

Пример №3

Контрольная работа по теме “Имя прилагательное”(5 класс)

Спишите текст, озаглавьте его. Определите основную мысль текста.

Выполните грамматическое задание по тексту.

Для всех странников, всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным(3) названием Мещера. Эта страна удивительна.(4)

Зимн(и,е)ми  вечерами, когда в окошко стучит(ь)ся снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густо(г,в)о ельника, пахнёт болотн(о,а)й сыростью, услышишь вдруг: падают капли с вёсел, от чавканья сапог по ковров(о,а)му мху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупн(о,а)й дробью пахучих ландышей. Луна в реке, чёрно(г,в)о цвета озёра, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь.

Индивидуальная работа помогает учащимся сосредоточиться, проявить максимально свои знания по теме на контрольной работе.
Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютерных технологий говорит об эффективности усвоения полученных знаний. Я уверена, что это связано с тем, что современный ученик с большим интересом работает с наглядными материалами самостоятельно, а также изменяется и форма контроля. Обычно оценку выставляет учитель, а если работать по тесту в режиме онлайн при подготовке к экзаменам, сочетая индивидуальную работу с групповой, то результат выставляет компьютер.
Учитель, наблюдая за ходом работы, оказывает помощь в случае необходимости, поощряет самообразование и саморазвитие детей.
Уроки по развитию письменной и устной речи требуют особой подготовки.

В пятых, шестых классах проводится много творческих работ, связанных с описанием природы, поэтому я использую интернет ресурсы, предлагая детям наглядный материал. Например, при подготовке сочинения – описания " Зимние забавы"  показываю пейзажные зарисовки к уроку (рисунок №1), которые в большом количестве и хорошем качестве представлены в интернете, и подбираю музыкальное оформление (Чайковский «Времена года»). Это позволяет экономить время  учителя при подготовке   урока, и наглядность даёт возможность развить творческие способности детей.

8(14) 

Рисунок №1 Зимний лес.

Сеть интернет в процессе обучения является: огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Многие значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Интернет - это возможность для самообразования и саморазвития.

При подготовке к урокам мы используем электронные ресурсы учебного назначения:

  • электронные учебники и пособия;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • видео и аудиотехника;
  • интерактивные карты и атласы.

Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint.

На уроках русского языка с помощью слайдов, созданных в программе Microsoft PowerPoint, может осуществляться демонстрация схем, таблиц.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирая самостоятельно тексты творческих работ, стихов. Старшеклассники оформляют доклады, рефераты с помощью популярных программ-редакторов, делают рисунки, схемы, тесты, пособия по литературе.

Например, к наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся легко превращаются в фактический материал.

На уроке литературы также активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

Очень часто на уроке литературы я применяю видеоматериалы из электронных учебников, музыкальные и поэтические произведения, созданные на стихи поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят уроки по творчеству С.А. Есенина, А. А. Фета.

Известно, что в наше время ученики не очень любят читать книги в бумажном переплете. Как же познакомить их с содержанием школьных программных произведений? Здесь приходят на помощь электронные носители с произведениями, записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке ограничено времени просмотра фильма в полном объёме, но отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, и заинтересовать ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Всё чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся.

Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

  • во вступительном слове учителя или учащихся;
  • на этапе предъявления учебной информации;
  • на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
  • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
  • на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;
  • во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;
  • при подготовке к ЕГЭ.

Например, тема усваивается лучше, если некоторые сведения предлагаются учащимся в виде таблиц или схем, как это показано ниже.

Схема №1. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Важно учителю проводить серьёзный анализ контрольных и диагностических работ. Это необходимо для повышения качества обучения и выявления недочётов для дальнейшего устранения. В этом помогает мне работа в программе Microsoft Excel.

A1

A2

A3

A4

A5

A6

A7

A8

A9

A10

A11

A12

A13

A14

A15

61,00%

94,50%

55%

82,50%

50%

50%

94,50%

94,50%

66%

55%

55%

100%

77%

55%

61%

62%

88%

57%

88%

62%

88%

88%

100%

83%

62%

83%

100%

73%

57%

78%

Диаграмма №1. Анализ диагностической работы.

Во внеклассной работе по предмету использую ИКТ. На протяжении нескольких лет выпускала литературный журнал «Живой родник». В нём были представлены несколько рубрик, которые вели учащиеся, используя компьютерные технологии.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гурьев С. В.   «Информационные компьютерные технологии  как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста»  С. В. Гурьев.
  2. Чалиев А. А. «Компьютерные технологии в науке и образовании»
  3. Петухова Е.И.  Информационные технологии в образовании. Успехи современного естествознания. 2013.
  4. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Институт человека РАН, 1998.
  5. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 1997.
  6. Васильева О. П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.  Классный руководитель. 2008. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...

Статья "Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы"

Что такое ИКТ? Каковы функции компьютера на уроке? Каковы преимущества и недостатки применения информационных компьютерных технологий в учебном процессе? Как можно использовать ИКТ на уроках русского ...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...