Статья " Использование оценочных карточек на уроках технологии"
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Алексеева Ирина Георгиевна

  Структура оценочной карточки  включает традиционные элементы: наименование листа (указывается вид и тема учебной работы, класс), критерии оценки (критерии – требуемые образовательные результаты), место для самооценки школьника и оценки учителя. Завершает оценочную  карточку такой компонент как «характеристика уровня выполнения работы».  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_otsenochnyh_kartochek_na_urokah_tehnologii.docx293.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Использование оценочных  карточек  на уроках технологии»

Подготовила учитель технологии   Алексеева Ирина Георгиевна,

МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска  Ленинградская область.

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.

Сократ, древнегреческий философ.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»). Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.

 В соответствие с новыми требованиями  оценка – это способ формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рейтинговая система оценивания отвечает этим требованиям.  

Работа учителя технологии направлена на то, чтобы дать учащимся прочные и осознанные знания, научить их применять эти знания на практике. Этого можно достичь путем систематической проверки знаний.

Основной целью проверки знаний является не только проверка усвоения материала, но и проверка умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Проверка знаний на уроках технологии служит средством контроля учащихся и должна показать каждому ученику, где и какие у него имеются пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему учителем. Систематическая проверка знаний имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания.

  Систему оценивания я выстраиваю  следующим образом:

-установить, что знают учащиеся;

-дать общую информацию о процессе обучения;

-отследить индивидуальный прогресс учащихся;

-обеспечить обратную связь для  учителя, учащегося и их родителей;

-отследить эффективность реализуемой учебной программы;

Для  систематического контроля на своих уроках  я использую «Карточки  оценивания», которые мне помогают объективно оценить работу   обучающихся 5-8  классов. В процессе работы с карточками, я наблюдаю положительную динамику и  повышение качества   успеваемости обучающихся.

-ребёнок  сам оценивает себя;

-удаётся выявить причины  снижения качества успеваемости;

-возможность показать ученику, как повысить отметку по предмету;

-развить  дополнительные умения и навыки;

-улучшается психологический климат на уроке , повышается уровень дисциплинированности;

  Структура оценочной карточки  включает традиционные элементы: наименование листа (указывается вид и тема учебной работы, класс), критерии оценки (критерии – требуемые образовательные результаты), место для самооценки школьника и оценки учителя. Завершает оценочную  карточку такой компонент как «характеристика уровня выполнения работы».  
Оценочный лист – инструмент универсальный, им можно пользоваться при  оценке различных учебных работ, в том числе и практических.
Примеры оценочных карточек для практических работ по технологии 

Оценочная  карточка.  Раздел «Декоративно-прикладное творчество»

Практическая работа «Выполнение образцов вышивки»
Обучающе____5-__класса________________________________

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор материалов, инструментов и приспособлений
– организация рабочего места


1
1

 

 

2

Умение аккуратно оформить работу

1

 

 

3

Умение работать самостоятельно

1

 

 

4

Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

1

 

 

5

Умение соблюдать охрану труда

1

 

 

6

Умение правильно определять порядок работы

1

 

 

7

Умение ориентироваться на схеме и на ткани
– правильно определена середина на схеме и на образце
– соответствие рисунков на схеме и на образце


1
1

 

 

8

Умение выполнять образцы вышивки крестом
– правильно закреплена нить в начале работы
– правильно закреплена нить в конце работы
– правильно выполнены горизонтальные (вертикальные) ряды
– правильно выполнены стежки по диагонали
– все верхние стежки расположены в одном направлении
– отсутствие узлов и петель на изнаночной стороне


1

1
1

2

2
1

 

 

8

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1

 

 

 

ИТОГО (сумма баллов)

18

 

 

 

Уровень выполнения работы

 

 

 

 

Отметка

 

 

 

Характеристика уровней выполнения работы

Уровень

Низкий

Пониженный

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-3

4-7

8-11

12-15

16-18

Отметка

 

2

3

4

5

Оценочная  карточка.  Раздел «Материаловедение»

Практическая работа «Изучение свойств  тканей из хлопка и льна»
Обучающе____5-__класса________________________________

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор материалов, инструментов и приспособлений
– организация рабочего места


1
1

 

 

2

Умение аккуратно оформить работу

1

 

 

3

Умение работать самостоятельно

1

 

 

4

Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

1

 

 

5

Умение работать в группе

1

 

 

6

Умение соблюдать охрану труда

1

 

 

7

Умение работать по плану

1

 

 

8

Умение сравнивать образцы

1

 

 

9

Умение записывать результаты работы

1

 

 

10

Умение применять полученные знания
– умение отличить ткани из хлопка и льна друг от друга
– умение выявить ткани из хлопка и льна из ассортимента тканей


1
2

 

 

11

Умение называть свойства ткани

1

 

 

12

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1

 

 

 

ИТОГО (сумма баллов)

15

 

 

 

Уровень выполнения работы

 

 

 

 

Отметка

 

 

 

Характеристика уровней выполнения работы

Уровень

Низкий

Пониженный

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-3

4-6

7-9

10-12

13-15

Отметка

 

2

3

4

5

Оценочная  карточка.  Раздел «Кулинария»

Практическая работа «Приготовление винегрета»
Группа     5 - класса:_______________________________________________________________

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор оборудования, инструментов и приспособлений
– организация рабочего места


1
1

 

 

2

Умение работать в группе
– умение формировать рабочую группу
– способность к коллективному решению задач
– взаимопомощь
– доброжелательность


1
1
1
1

 

 

3

Умение работать самостоятельно

1

 

 

4

Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

1

 

 

5

Умение соблюдать охрану труда

1

 

 

6

Умение правильно определять порядок работы

1

 

 

7

Умение работать по инструкционной карте

1

 

 

8

Умение выполнять очистку овощей

1

 

 

9

Умение выполнять нарезку овощей

2

 

 

10

Умение выполнять фигурную нарезку

2

 

 

11

Умение выполнить оформление готового блюда

2

 

 

12

Умение сервировать стол

2

 

 

13

Умение убрать своё рабочее место
– организация во время работы
– чистота и порядок по окончании работы
– по окончании работы посуда вымыта
– по окончании работы оборудование, инструменты и приспособления убраны на место


2
1
2
2

 

 

14

Соблюдение этикета и правил поведения за столом

2

 

 

15

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1

 

 

 

ИТОГО (сумма баллов)

30

 

 

 

Уровень выполнения работы

 

 

 

 

Отметка

 

 

 

Характеристика уровней выполнения работы

Уровень

Низкий

Пониженный

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-6

7-12

13-18

19-24

25-30

Отметка

 

2

3

4

5

Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.

Приёмы, которые я использую в своей практике:

-сверка с образцом (ответом);

-повторное выполнение задания;

-проверка полученных результатов;

-использование различных способов выполнения заданий;

В заключении можно сказать, чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета  необходима похвала. Хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих учеников. 

Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

Статья: "Использование информационно - компьютерных технологий на уроках немецкого языка"

Данная статья посвящена вопросу использования информационно-компьютерных технологий в организации учебной деятельности по немецкому языку. Использование компьютера на уроках позволяет в увлекательной ...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Применение  ИКТ  позволяет эффекти...

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...