Технологическая карта урока "Опиливание заготовок из металла и пластмассы"
план-конспект урока по технологии
Данная разработка будет полезна учителям технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrabotka_metallov.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проведения урока.
Предмет: «Технология. Индустриальные технологии».
Класс: 6.
Раздел программы: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».
На изучение данного раздела программе отводится 14 часов.
Тема: «Опиливание заготовок из металла и пластмассы» 2 часа.
Цель урока: знакомство со слесарной операцией опиливание, правилами техники безопасности при опиливании.
Задачи:
- Образовательная: сформировать знания о слесарной операции опиливание; познакомить с видами, особенностями напильников различного назначения, с принципами работы с ними.
- Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;
- Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, целеустремленность;
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
- Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
- Предметные: знание инструментов, приемов выполнения опиливания, умение опиливать наружные поверхности заготовок, соблюдая правила безопасной работы; умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний, применение их на практике.
Образовательная технология: проблемное обучение, педагогика сотрудничества.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Объект работы: заготовки для изделия “Коробочка”.
Основные понятия: опиливание; напильники (драчёвые, личные и бархатные); надфиль.
Краткое описание:
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Приоритетом школьного образования становится формирование обще учебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Самые прочные знания – те, которые добыл сам. Поэтому ФГОС требует применения метода деятельностного подхода к обучению.
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Применение технологической карты урока позволяет эффективно организовать учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений.
Оборудование к уроку:
- Слесарная мастерская, мультимедиа система.
- Набор инструментов к уроку: напильники разных видов, форм, линейки, слесарный угольник, тиски слесарные, вырезанные заготовки для опиливания.
- Защитные очки, рабочая одежда.
- Карточки с заданиями.
Использованная литература и ресурсы сети интернет (адреса сайтов):
- Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: вариант для мальчиков/ А.Т. Тищенко, В.Д Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. −192 с.: ил. Рабочая тетрадь.
- Сайт: Инфоурок, собственная презентация: «Опиливание заготовок из металла и пластмассы».
Технологическая карта первого урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика | Время
| Формируемые УУД | ||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Организационный момент |
| Организует начало учебной деятельности. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную работу. | Готовятся к уроку. Погружаются в благоприятную атмосферу | 1 | Эмоциональный настрой на урок, самоорганизация.
|
|
| Способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке. | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование сотрудничества |
2 | Вводная беседа. Актуализация знаний. |
| Сосредоточивает внимание учащихся. Ставит проблемную задачу по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, ставят цель урока, задачи урока | 5 | Смысло-образование. | Поиск и выделение необходимой информации. Воспроизведение формулировки определений. Закрепить последовательность операции резание металлов |
| Постановка цели учебной задачи. Прогнозирование. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли. Владение речью. |
3 | Введение новых знаний |
| Вместе с учениками определяет учебную цель. Организует работу в парах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу каждого участника мини группы. Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект. Предлагает заслушать отчет группы. Контролирует и подтверждает правильность выводов. Обобщает полученные результаты | Делятся на пары. Работают с информационными источниками, составляют опорный конспект. Озвучивают полученные результаты. Фиксируют в тетради основные мысли. | 10 | Определение личностной ценности изучаемых понятий. Проявление интереса к новому содержанию.
| Выделение необходимой информации. Выделение существенных характеристик объекта. Умение давать определения новым понятиям темы: виды, особенности напильников различного назначения, принципы работы с ними. | Умение работать с различными источниками информации. Выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой. Контроль и коррекция отклонений от собственного понимания. Оценка осознания усвоенного. | Умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации. Умение выражать свои мысли в устной форме |
4 | Лабораторно-практическая работа |
| Организует лабораторно- практическую работу. Определить виды напильников различного назначения, виды и формы насечек напильников. Комментирует, направляет работу учащихся | Индивидуальная работа с видами напильников. Заполняют таблицу по приведенной форме на карточке. Определить | 10 | Осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Осуществлять самоконтроль Виды, особенности напильников различного назначения, | Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Умение соблюдать трудовую дисциплину. Умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. | Организационно-заключительная часть |
| В завершение учащиеся вместе с учителем фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Намечают цели последующей деятельности. | Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения. Оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают работу одноклассников. | 3 | Умение провести самооценку и организовать взаимооценку |
|
| Умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. | Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |
Технологическая карта второго урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика | Время
| Формируемые УУД | ||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Организационный момент |
| Организует начало учебной деятельности. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную работу. | Готовятся к уроку. Погружаются в благоприятную атмосферу | 1 | Эмоциональный настрой на урок, самоорганизация.
|
|
| Способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке. | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование сотрудничества |
2. | Проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала |
| Организует проверочную работу по тесту. | Работают с тестом. | 5 |
|
| Умение анализировать, структурировать знания. Выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений. |
| Умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи. |
3. | Введение новых знаний |
| Сообщает новый материал в форме беседы. Организует работу по теме. Проводит инструктаж по технике безопасности. |
| 10 | Определение личностной ценности изучаемых понятий. Проявление интереса к новому содержанию.
| Выделение существенных характеристик объекта. Умение давать определения новым понятиям темы применяют приемы: приемы опиливания, Рабочая поза и хватка инструмента. Координация усилий рук при опиливании. Самоконтроль во время работы. | Умение работать с различными источниками информации. Выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой. Контроль и коррекция отклонений от собственного понимания. Оценка осознания усвоенного. | Умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации. Умение выражать свои мысли в устной форме |
4. | Лабораторно-практическая работа |
| Организует лабораторно- практическую работу.
Комментирует, направляет работу учащихся | Заполняют таблицу по приведенной форме на карточке. Определить | 10 | Осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Осуществлять самоконтроль Приемы работы с напильниками. | Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Умение соблюдать трудовую дисциплину. Умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. | Организационно-заключительная часть |
| В завершение учащиеся вместе с учителем фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Намечают цели последующей деятельности. | Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения. Оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают работу одноклассников. | 3 | Умение провести самооценку и организовать взаимооценку |
|
| Умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. | Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |
6. | Итог урока |
| Задает задание | Записывают домашнее задание. | 4 |
|
|
| Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
|
Ход первого урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. | Учащиеся готовы к началу работы |
2. Вводная беседа. Актуализация знаний. − Что изучали на прошлом уроке? Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: с технологической картой и операцией разметки заготовок из сортового проката”. − На прошлом уроке мы изучали технологию резания металла. − Какие инструменты применяют при резании металла? Какие две основные техники резания металла вы знаете? − Технология резания металла - грубая обработка. Можно ли использовать по назначению детали после грубой обработки? − Что необходимо сделать, чтобы деталь была нужного точного размера, без зазубрин. Учитель подводит обучающихся к теме урока. Ставит проблемную задачу по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы. Формулирует тему урока. − Чтобы придать необходимый размер заготовке применяют технологию опиливания металла. |
Фронтальная работа. Отвечают на поставленные вопросы.
Выдвигают пре6дположения Формулируют тему урока, задачи.
|
3. Введение новых знаний. Цель: познакомиться с новой операцией - опиливание, инструментами для опиливания - напильник, надфили. Вместе с учениками определяет учебную цель. − Сегодня на уроке мы познакомимся с новой операцией - опиливание заготовок из сортового проката. Организует работу в парах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу каждого участника мини группы. Сейчас вы будете работать с источником информации (учебник, дополнительная информация) в парах. Совместно с ребятами составляем план работы.(кластер)
Откройте учебник на стр.133 найдите условное обозначение от А до Я. Какие основные понятия нам необходимо знать (опиливание, напильники (драчёвые, личные бархатные) надфили. «Опиливание» прочитайте информационный материал в учебнике. Во время работы заполните таблицы, представленные на карточках. Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект. Предлагает заслушать отчет групп. Контролирует и подтверждает правильность выводов. Обобщает полученные результаты. − Какие инструменты применяют при опиливании металла? Какие виды опиливания бывают? Какие типы, напильников существуют? Чем они отличаются? Когда применяются? Что такое надфиль? − В зависимости от видов насечек различают напильники: личные, драчевые, бархатные. − Применение разных видов напильников: соотнесите различные виды напильников с их применением в опиливании. − Соотнесите виды напильников в зависимости от их применения и видами зубцов. Обобщает полученные результаты: сегодня вы познакомились с операцией опиливание металла. |
Работа в парах с источником информации
составляем план работы. (кластер)
заполните таблицы, представленные на карточках.
Работа (фронтально).
Работа (в парах). |
4. Лабораторно-практическая работа. Цель: познакомить с назначением разных видов напильников. − Для обработки заготовок из металлов применяют различные виды напильников. Задание: Перед вами на столах расположены различные виды напильников. Вам необходимо дать характеристику каждого напильника по форме засечек, по форме поперченного сечения. Данные занести в таблицу технологической карты. |
Индивидуальная работа с раздаточным материалом. |
5. Организационно-заключительная часть. Цель: оценит деятельность на уроке, достиг ли урок конечной цели. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Намечают цели последующей деятельности. − Достигли ли Вы цели урока? В какой степени? − Итак, сегодня на уроке вы познакомились с операцией опиливание металла. Различными видами, типами напильников. − Оцените свою работу на уроке. − Оцените работу на уроке своих одноклассников. | Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения. Оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают работу одноклассников. |
Ход второго урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. | Учащиеся готовы к началу работы |
2. Проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала. Цель: первичная проверка знаний учащихся. − Что изучали на прошлом уроке? На прошлом уроке мы изучали технологию опиливания металлических заготовок. − Предлагаю вам выполнит тестовое задание по изученной теме. − ТЕСТ, (слайд №7) − |
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
|
3. Введение новых знаний. Цель: ввести понятия о приемах опиливания, рабочей позе при опиливании. − Для операции опиливания применяют приемы: поперечное, продольное, перекрестное, круговое. #1056;абочая поза и хватка инструмента. 2. Координация усилий рук при опиливании. 3. Самоконтроль. − Пропиливании заготовок необходимо строго соблюдать правила безопасной работы, а такие же, как при зачистке деталей из тонколистого металла и проволоки. Инструктаж по технике безопасности.
− сдувать и сбрасывать стружку обнажёнными руками; − работать напильниками без рукояток или напильниками с треснутыми, расколотыми рукоятками; − ударять напильники о твёрдые предметы и друг о друга, класть напильники один на другой. Возможный брак при опиливании: − Неровности опиленных поверхностей заготовки возникают, когда не соблюдаются усилия нажима на напильник левой и правой рукой. − Вмятина и повреждение происходит из-за закрепления заготовки без нагубников. − Задиры и грубые царапины возникают при работе тупым или забитым опилками напильником. − Неточность размеров опиленной поверхности – результат неточности измерений или невнимательности.
При опиливании заготовок из пластмассы используют личные и бархатные напильники. |
(фронтально).
(фронтально).
Совместно с учителем определяют возможный брак при опиливании.
|
4. Лабораторно-практическая работа. Практическая работа №21« Опиливание металлической заготовки напильником». Цель: на практике применить полученные знания.
|
Выполняют практическую работу. Производят опиливание заготовок. |
5. Организационно-заключительная часть. Цель: первичная проверка знаний учащихся. − Анализ характерных ошибок и причин, обращение учащихся на изготовленные ими детали, сообщение оценки работы каждого учащегося. Контрольные вопросы: 1. Назовите основные классы (виды) напильников. 2. Назовите виды насечек. 3. Какие виды поверхностей можно обрабатывать с помощью напильников? − Оцените свою работу на уроке. − Оцените работу на уроке своих одноклассников. | Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения. Оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают работу одноклассников |
6. Итог урока. Домашнее задание: п. 21 , вопросы 1-6. Развернутый ответ "Как выполняется опиливание заготовки из металла". Посмотреть в интернете или других источниках информации, как выглядят механические инструменты для опиливания заготовок из металлов, применяемые на промышленных предприятиях. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: Составление технологической карты. Изготовление изделий из металла.
Открытый урок, представленный на конкурсе "Учитель года - 2012"...
Технологическая карта урока технологии на тему: «Опиливание заготовок из металла и пластмассы»
Краткое описание: В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.Приоритетом школьного образования с...
Опиливание заготовок из металла и пластмассы
Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для опиливания заготовок из сортового проката и пластмасс, приёмами опиливания напильниками, правилами безопасной работы....
Технологическая карта урока технологии (Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы)
Тема: Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:...
Технологическая карта урока «Брелок из пластмассы» 5класс ,технология
Технологическая карта урока по ФГОС по теме " Брелок из пластмассы" , технология 5 класс...
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Конструкционные материалы: металлы и пластмассы"
Технологическая карта к уроку с указанием целей, задач, планируемых результатов, с описанием хода урока. Также добавлено приложение с раздаточным материалом....
Технологическая карта урока «Опиливание заготовок из металла»
Предмет: «Технология»Класс: 6.Раздел программы: «Технологии обработки конструкционных материалов».На изучение данного раздела программе отводится 16 часов.Тема: &la...