Некоторые особенности уроков технологии в свете новых требований развивающегося образования
учебно-методический материал по технологии
Материал описывает современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области "Технология", реализуемый в двух направлениях. Описаны требования к заданиям, представлена методическая схема проблемного урока технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 41 КБ |
opredelenie_aktualnyh_napravleniy_metodicheskoy_raboty_v_ootehnologiya.pptx | 239.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Некоторые особенности уроков технологии в свете новых требований развивающегося образования»
Учитель МБОУ СОШ №4: Король Марина Васильевна
Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области "Технология", заключается в следующем:
в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения “новых” для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.
Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.
Названные линии реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям:
1. Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.
2. Любое задание должно быть доступно для его выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть “открыты” и освоены детьми в ходе его выполнения.
3. Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность.
4. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности.
Методически идеи реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов. Это эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по “открытию” новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки через упражнения-пробы, поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции и т.д.
На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем.
Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.
Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности.
Главное условие развивающего обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний.
Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).
Показатель развития – это умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях. В описании хода урока, как и в самом уроке, особый акцент ставится на:
- детальный анализа задания,
- определение и поиск решения заложенных в задании проблем,
- обязательное выстраивание последовательности самостоятельной практической работы (планирование),
- самоконтроль и контроль во время практической работы, оценка деятельности учащихся на уроке.
Методическая схема проблемного урока технологии:
- Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
- обращение к опыту детей,
- наблюдения, небольшие исследования;
- выявление и озвучивание проблемы (особенности конструкции, технологических приемов и операций).
- Формулирование выявленной проблемы.
3. Поиск путей решения проблемы:
- поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей,
определение способа выполнения технологической операции, и др.)
- рассуждения и обсуждение о найденных решениях с опорой на реальные предметы,
выбор оптимального решения;
- определение необходимых материалов, инструментов.
4. Планирование предстоящей практической работы
- в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы.
5. Практическая работа.
- подготовка рабочих мест;
- выполнение работы;
- уборка рабочих мест.
6. Обобщение
- что нового узнали, чему научились (формулирование открытого знания)
7. Оценка выполненной работы и участие в обсуждении.
- качество выполнения работы;
- степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно);
- творческие находки (при обсуждении).
(Всё выступление сопровождается компьютерной презентацией.)
ШМО, март, 2024г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА • фиксирование и обобщение положительного опыта педагогической деятельности (как своего, так и своих коллег); • совершенствование своего педагогического мастерства, освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания; • оптимальное обеспечение учебного процесса дидактическими средствами; • обеспечение преемственности накопленного педагогического опыта.
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА • применение современных педагогических технологий, методов и приёмов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности учащихся; • творческое применение разнообразных организационных форм (видов учебных занятий) в учебном процессе; • методика использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения; • управление познавательной деятельностью студентов, развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы; • организация воспитания и самовоспитания учащихся в современных условиях.
Ее результатом является создание комплексов заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях. Результаты методической работы должны находить отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые могут использоваться в работе коллегами. Методическая работа – это одна из обязанностей учителя в школе и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания предмета «Технология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование здоровьесберегающей среды в работе логопеда ДОУ в свете новых требований ФГТ".
Выступление на научно-практическом семинаре...
Урок изучения нового материала в свете новых требований
Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...
Методическая разработка "Проектирование урока в свете новых требований ФГОС"
Цель: Повышение методического мастерства учителей через активизацию их знаний по вопросу проектирования урока в свете новых требований ФГОС....
Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.
Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социально...
Урок технологии в свете требований ФГОС
Тема урока: «Основные виды петель при вязании крючком»Раздел: «Художественные ремёсла».Цель урока: образовательная (предметные результаты):- обучение вязанию цепочк...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятель...
Работа с родителями в свете новых требований профстандарта "Педагог - дефектолог"
Всем известно, залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и други...