Урок по теме «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА» 6 класс.
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Лютая Елена Александровна

Урок по теме «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА» 6 класс. УМК Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова 6 класс Технология.  Ход урока представлен в виде технологической карты. Сопровождение презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov.modelirovanie_fartuka._urok_po_fgos_6_kl.docx77.38 КБ
Файл modelirovanie_fartuka.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Е.А. ЛЮТАЯ

УРОК ТЕХНОЛОГИИ

 НА ТЕМУ «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА»

(6 КЛАСС)

 Тема и место его в УМК: инвариантный модуль. 3 Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов». Раздел 3.3.  Технология обработки текстильных материалов. 12 урок в разделе 2, «Моделирование швейного изделия»

 

Деятельностная: дать представление процесса моделирования швейного изделия, создать условия для формирования навыка моделирования фартука;

создать условия для формирования у учащихся УУД при изучении приемов моделирования фартука.

Предметно-дидактическая: создать условия для формирования навыка моделирования фартука.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
  • по способу организации: комбинированный.
  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • основной: проблемный;
  • дополнительные: беседа, объяснение, практическая работа и др.

Планируемые результаты урока

Предметные:  знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”. История фартука, детали фартука, правила моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; определение вида ткани в зависимости от модели; формирование навыков по моделированию;

знают определение понятия «моделирование» и его виды; правила моделирования;  определяют вид моделирования;  приводят примеры видов фартука; определяют вид ткани в зависимости от модели фартука.
Метопредметные:  умение самостоятельной постановки цели, планирования, самоконтроля и оценка результатов своей деятельности; формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; владение умениями совместной деятельности с другими её участниками;  правильное использование полученных знаний; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

 решают учебную проблему;  составляют из предложенных деталей новые модели фартука;  классифицируют фартуки  по их принадлежности;  составляют план моделирования фартука; работают в группе и парами; высказывают своё мнение; оценивают качество полученного результата.

Личностные:  самоопределение, самореализация, осознание ценности творческого процесса в трудовой деятельности, самостоятельное приобретение новых знаний и практического умения, умение адекватно оценивать себя, способность к оценке действий своих товарищей

 осознают (воспринимают) ценность творческого процесса в трудовой деятельности, самостоятельно приобретают новые знания и практические умения.

Материально-техническое оснащение:

  • Мультимедиа проектор.
  • Презентация к уроку «Моделирование фартука».
  • Наглядно-демонстрационный материал, манекен, модели фартуков.
  • Фломастеры, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.
  • Таблица «Сходства и различия» (Приложение 1)
  • Бланки с базовым чертежом фартука для групповой работы. (Приложение 2)

Ход урока (представлен в таблице).

 

Этапы урока

Методы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1. Организационный.

Словесный

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выявление отсутствующих

Дежурный докладывает об отсутствующих.

2. Формирование новых знаний, умений, навыков.

2.1. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Постановка и решение учебной проблемы.

Беседа

Организует беседу по актуализации опорных знаний.

Организует беседу  с использованием презентации по следующим вопросам:

(слайд №1) -Что такое конструирование?

(слайд №2)- Из скольких деталей состоит фартук с нагрудником? Назовите эти детали

 (слайд №3)- Назовите основные конструктивные линии фигуры  человека.

(слайд №4)-Что нам необходимо чтобы построить чертёж?

-Какие мерки необходимо снять для построения основы чертежа фартука с нагрудником?

-Назовите эти мерки. Покажите эти мерки на манекене.

-Почему чертежи строят на половину фигуры человека.

(слайд №5) -Найдите в кабинете фартуки разных видов и посмотрите на экран.

-На какие три группы можно классифицировать фартуки по покрою.

Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга.

Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

Анализировать, и систематизировать; умение осознанно строить речевое высказывание;  приводить примеры, делать вывод,  способность к рассуждению.

2.2. Создание проблемной ситуации.

 

Организовывает работу в группах, итоги работы учащиеся записывают в таблицу.

 (слайд №6)

 Первая группа записывает сходства, вторая – различия.

Обращает внимание на отделку фартука.

Обращает внимание, что отдельные детали изделия должны сочетаться между собой по форме, цвету  и отделке.(слайд №7)

Проверяет правильность ответов.

Организует беседу:

-Скажите, а кто занимается созданием моделей одежды?  (слайд №8)

Знакомит учащихся с ведущими модельерами России.

Помогает сформулировать тему урока, задавая наводящие вопросы, записывает ее на доске

 (слайд №9 )

Задает вопрос:

Что же такое моделирование?

Предлагает записать определение в тетради. 

(слайд №10; 11)

Знакомит с двумя видами моделирования:

техническим и художественным

(слайд № 12)

Акцентирует внимание на основном правиле моделирования: все детали изделия должны сочетаться по форме, цвету и дополнять друг друга.

(слайд № 13,14)

Демонстрирует  различные варианты фартука. Организует обсуждение приемов работы, с помощью которых можно изменить вид основы фартука.

Разбиваются на группы.

Рассматривают модели, высказывают свои предложения, обсуждают, рассуждают, анализируют, наблюдают неординарные приемы.

Записывают итоги работы над 1 заданием в таблицу.

Формулируют тему урока.

 

Записывают определения термина «Моделирование», и видов моделирования в тетрадь.

В ходе обсуждения сталкиваются с тем, что не могут выполнить желаемую модель без внесения изменений в чертёж.

Построение логических рассуждений;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; планирование последовательных действий

Планирование собственной деятельности, извлечение необходимой информации, выработка алгоритма действий.

Активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов

2.3.1.Постановка учебной проблемы.

Задает проблемный вопрос:

Что нужно сделать, чтобы получить желаемую модель?

Воспринимают учебную проблему.

2.4.1. Решение учебной проблемы.

а) выдвижение гипотезы;

б) проверка гипотезы;

в) формулировка окончательного решения.

Беседа

Объяснение, демонстрация.

Организует беседу по следующим вопросам

-Вспомните какую форму имеют детали на нашем чертеже фартука?

 - Могут  ли  основные детали фартука иметь другую геометрическую форму?

(слайд №13,14, 15)

Демонстрирует модели фартука имеющие не прямоугольные формы  и объясняет, подтверждая выдвинутую гипотезу.

Организует  подготовку к работе по подведению итогов

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении,  рассуждают, анализируют

Формулируют гипотезу: Для того чтобы  получит  новую модель, нужно:

изменить внешний вид фартука  

 

 Рассматривают модели, высказывают свои предложения, обсуждают, рассуждают, анализируют, наблюдают неординарные приемы.

Обобщают полученные знания, формулируют окончательное решение.

Построение логических рассуждений;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; анализ, планирование последовательных действий

2.5.1. Доказательство и применение найденного решения.

2.3.2. Постановка учебной проблемы.

2.4.2. Решение учебной проблемы.

а) выдвижение гипотезы;

б) проверка гипотезы;

) формулировка окончательного решения.

Самостоятельная работа.

Беседа

Игровой прием, демонстрация, объяснение, практическая  работа.

Предлагает учащимся  перед тем, как приступить к моделированию, соотнести детали фартука.

(слайд №16)

Задание 1: из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы, создать фартук - обосновать,  почему так.

(слайд №17)

Организует проверку правильных ответов.

.

Задание 2: изменить формы деталей фартука согласно данному эскизу.

Задает проблемный вопрос:

-Как получить детали другой формы?

Наводящими вопросами подводит учащихся к восприятию учебной проблемы.

- Какие действия должны быть выполнены, чтобы получит  новую выкройку?

- Что нужно учесть при нанесении новых линий?

Организует работу по внесению изменений в чертеж в игровой форме.

-Сегодня  мы  с вами находимся в доме Моды и вы все модельеры, пришли не на урок, а на рабочее место.

 (слайд№18)

На примере з-х моделей фартуков объясняю способы изменения выкройки четежа, согласно данным моделям

(слайд №19-21) Показывает, объясняет, моделирует.

Организует  работу по выполнению моделирования и предлагает  план его выполнения (приложение №2)

Организует выступления учащихся с результатами работы.

Пытаются выполнить задание - выбирают оптимальные решения; обосновывают выбор

Пытаются выполнить задание, но не знают как это сделать.

Воспринимают учебную проблему.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют гипотезу: Для того, чтобы  получит  новую выкройку, нужно:

1)  нанести новые линии в соответствии с эскизом модели;

2)учесть, что чертёж построен на половину фигуры.

Рассматривают модели, высказывают свои предложения, обсуждают, рассуждают, анализируют, наблюдают

Учащиеся разбиваются на 2-3 группы.

-работают по плану

-выполняют практическую работу с использованием инструкционных карт

-проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы

Овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности.

 умение ориентироваться в понятиях; взаимодействовать  с учителем  группой.

Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

Умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

взаимодействовать  с учителем  и группой

2.5.2. Доказательство и применение найденного решения.

Фронтальная работа.

Организует деятельность учащихся по обсуждению практического использования .

Отчитываются о результатах работы и демонстрируют свои работы.

2.6.  Закрепление полученных знаний.

Беседа.

Организует беседу по следующим вопросам:

- С какими видами моделирования вы сегодня познакомились?

- Какое основное правило моделирования вы теперь  знаете?

Отвечают на вопросы,  дополняют, уточняют ответы друг друга.

3. Подведение итогов и анализ работы.

3.1. Рефлексия.

3.2. Задание на дом.

Беседа.

Создается условия для комфортного обсуждения и самооценки проделанной работы. Организует деятельность по анализу работы на уроке и демонстрирует наиболее удачные работы:

- Какие ощущения возникали в процессе выполнения эскиза, моделирования, описания модели?

- Какие были затруднения?

- Что можно было выполнить по-другому? Исправить?

- В чем проявилось ваше личное творчество?

- Хотите продолжить этот вид работы?

Организовывает выявление и исправление допущенных ошибок

Благодарит за работу и оценивает по предложенным критериям.

Учитель задает вопросы:

ВСЁ ЛИ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ?

  •  было интересно…
  •  было трудно…
  •  теперь я могу…
  •  я научилась…
  •  мене пригодятся полученные знания…
  • мне захотелось…

Сообщает оценки.

Объясняет домашнее задание: Учебник п.29;

 придумать, зарисовать эскиз и смоделировать фартук для себя.

Подтверждение или опровержение гипотезы.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы:

-проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы;

-рассказывают, слушают;

-выставляют отметки в дневники.

На каждый вопрос поднимают различные смайлики в зависимости от ответа.

Слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

Личностные:

сознавать успешность своей деятельности.

Коммуникативные:

 выделить осознать качество и уровень усвоения материала; уметь прогнозировать необходимую информацию.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем

           

    Задание 1.Признаки сходства и различия моделей фартука.                                                      Приложение 1

Сходства

Различия

Обратить внимание:

  • Цвет
  • Отделка
  • Наличие нагрудника, бретелей, пояса, карманов
  • Фасон цельнокройный; отрезной по линии талии

ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТВЕТОВ:

Признаки сходства и различия моделей фартука

Сходства

различия

У всех фартуков есть карманы

Карманы имеют разную форму

У всех фартуков есть бретели

Фартуки различаются по цвету

У всех фартуков есть отделка

Отделка у фартуков разная

У каждого фартука есть нагрудник и нижняя часть

Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии.

         Задание 2. Изменить формы деталей фартука согласно данному эскизу.

                                                                                    6

Выполнить задание.                                                               Приложение  2

1.Придумать название своему ателье и вписать его в бланк.

2.Зарисовать эскиз модели

3.Описывать их фасон

4.Обменяться карточками и выполнить моделирование

Название ателье:________________________________________________________________

Художник – модельер:________________________________________________________________

Модельер – конструктор:________________________________________________________________

Описание модели

Внесение изменений в чертеж

        эскиз


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование - п остроение чертежа выкройки изделия .

Слайд 2

нижняя часть карман пояс нагрудник бретель

Слайд 3

Линия шеи Линия груди Линия бедер Линия талии Линия колен

Слайд 4

Для построения чертежа необходимы Мерки Ст Сб Дн Днч полуобхват талии п олуобхват бёдер д лина нагрудника д лина нижней части МЕРКИ

Слайд 5

Цельнокройный фартук Отрезной фартук с нагрудником Фартук без нагрудника

Слайд 6

Обратить внимание: Цвет Отделка Наличие нагрудника , бретелей , пояса , карманов Фасон цельнокройный ; отрезной по линии талии

Слайд 7

Сходства Различия У всех фартуков есть карманы Карманы имеют разную форму У всех фартуков есть бретели Фартуки различаются по цвету У всех фартуков есть отделка Отделка у фартуков разная У каждого фартука есть нагрудник и нижняя часть Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. Признаки сходства и различия моделей фартука

Слайд 8

Художник-модельер, живописец и график, народный художник России Вячеслав Зайцев Художник-модельер , народный художник России Валентин Юдашкин

Слайд 9

Моделирование фартука

Слайд 10

Моделирование – это изменение формы деталей изделия и его художественное оформление в соответствии с выбранной моделью

Слайд 11

Моделирование Художественное моделирование – это оформление изделия с использованием д екоративных элементов (тесьма, кружево,молния , аппликация и т.д.) Техническое моделирование – это процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом Художник - модельер Художник - конструктор

Слайд 12

Можно выделить 3 способа моделирования: изменение геометрических размеров и форм отдельных деталей. деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье или объединение частей фартука в единые детали ( цельнокроеный фартук) . применение художественной отделки или моделирование цветом (вышивка, аппликация , тесьма). Основное правило моделирования – все детали изделия должны сочетаться по форме, цвету и дополнять друг друга.

Слайд 15

Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой-либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука н ижняя часть нагрудник карман

Слайд 16

Подберите к нижней части фартука подходящий нагрудник и карман Контроль знаний 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 Смоделируйте фартуки, запишите ответ.

Слайд 17

Ответы 1,4,8 2,3,1 3,7,5

Слайд 18

Техническое моделирование Модель №1. Фартук с отрезным нагрудником, притачными бретелями и поясом, и меет два кармана, нижний срез карманов и нижней части имеют V- образную ф орму. Основной цвет фартука синий, бретели, пояс и верх карманов выполнен из отделочной ткани жёлтого цвета.

Слайд 19

деление деталей фартука на части

Слайд 20

объединение частей фартука в единые детали

Слайд 22

Создать эскиз будущего изделия; Провести на эскизе вертикальную ось симметрии; Определить изменения на чертеже выкройки в соответствии с эскизом; Изменить чертеж выкройки в соответствии с эскизом. Этапы моделирования

Слайд 23

Взаимосочетаемость отдельных деталей Соблюдение пропорций Исключение перегрузки модели излишними деталями Гармония цвета ПРАВИЛА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Слайд 24

I вариант II вариант ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд 26

По горизонтали: 2 – художественное оформление фартука, 3 – бумажная деталь фартука, 7 – предмет, при помощи которого наносятся линии, 8 – размеры по которым шьётся фартук. По вертикали: 1 – изменение формы деталей выкройки фартука, 3 – изображение рисунка нитками на ткани, 4 – лента, используемая для украшения фартука, 5 – получается при изменении формы фартука, 6 – инструмент, используемый для определения длин, 9 – то, из чего шьют фартук, 10 – изображение фартука на бумаге.

Слайд 27

ВСЁ ЛИ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ? было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… мене пригодятся полученные знания… мне захотелось… РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок по теме "Моделирование швейных изделий - фартука"

Тип урока: урок когнитивного типа, моделирования.  Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая...

Презентация к уроку технологии с использованием интерактивной доски по теме: " Моделирование фартука", 5 класс.

Урок в 5 классе по теме " Моделирование фартука" сопровождается  показом слайдов с применением интерактивной доски....

Технологическая карта 5класс по теме "Моделирование фартука"

Технологическая карта-это новый вид методической продукции, обспчивающей эффективное и качественное преподование в школе и возмжость достижения планируемых результатов освоения основных образовательны...

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».

Урок с элементами игровых ситуаций.  На  уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познако­миться с профессией модельера, научить­ся моде...

Элементы метапредметности на уроках технологии при изучении темы «Моделирование фартука»

Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Моделирование фартука. Фартук как элемент русского национального костюма" в помощь учителям технологии.Урок соответствует федеральным образовате...

Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс

Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс...

Открытый урок в 5 классе. Тема «Моделирование фартука»

Цель урока: создать условия для формирования у детей умений и навыков изменения основы чертежа фартука на основе усвоения ими простейших приёмов моделирования рабочей одежды. Вид занятия, тип урока: к...