Урок по теме «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА» 6 класс.
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Урок по теме «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА» 6 класс. УМК Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова 6 класс Технология. Ход урока представлен в виде технологической карты. Сопровождение презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nov.modelirovanie_fartuka._urok_po_fgos_6_kl.docx | 77.38 КБ |
modelirovanie_fartuka.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. ЛЮТАЯ
УРОК ТЕХНОЛОГИИ
НА ТЕМУ «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА»
(6 КЛАСС)
Тема и место его в УМК: инвариантный модуль. 3 Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов». Раздел 3.3. Технология обработки текстильных материалов. 12 урок в разделе 2, «Моделирование швейного изделия» | ||
| Деятельностная: дать представление процесса моделирования швейного изделия, создать условия для формирования навыка моделирования фартука; создать условия для формирования у учащихся УУД при изучении приемов моделирования фартука. Предметно-дидактическая: создать условия для формирования навыка моделирования фартука. Тип урока:
Методы обучения:
Планируемые результаты урока Предметные: знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”. История фартука, детали фартука, правила моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; определение вида ткани в зависимости от модели; формирование навыков по моделированию; знают определение понятия «моделирование» и его виды; правила моделирования; определяют вид моделирования; приводят примеры видов фартука; определяют вид ткани в зависимости от модели фартука. решают учебную проблему; составляют из предложенных деталей новые модели фартука; классифицируют фартуки по их принадлежности; составляют план моделирования фартука; работают в группе и парами; высказывают своё мнение; оценивают качество полученного результата. Личностные: самоопределение, самореализация, осознание ценности творческого процесса в трудовой деятельности, самостоятельное приобретение новых знаний и практического умения, умение адекватно оценивать себя, способность к оценке действий своих товарищей осознают (воспринимают) ценность творческого процесса в трудовой деятельности, самостоятельно приобретают новые знания и практические умения. Материально-техническое оснащение:
Ход урока (представлен в таблице). |
Этапы урока | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный. | Словесный | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выявление отсутствующих | Дежурный докладывает об отсутствующих. | |
2. Формирование новых знаний, умений, навыков. 2.1. Актуализация опорных знаний, умений, навыков. | Постановка и решение учебной проблемы. Беседа | Организует беседу по актуализации опорных знаний. Организует беседу с использованием презентации по следующим вопросам: (слайд №1) -Что такое конструирование? (слайд №2)- Из скольких деталей состоит фартук с нагрудником? Назовите эти детали (слайд №3)- Назовите основные конструктивные линии фигуры человека. (слайд №4)-Что нам необходимо чтобы построить чертёж? -Какие мерки необходимо снять для построения основы чертежа фартука с нагрудником? -Назовите эти мерки. Покажите эти мерки на манекене. -Почему чертежи строят на половину фигуры человека. (слайд №5) -Найдите в кабинете фартуки разных видов и посмотрите на экран. -На какие три группы можно классифицировать фартуки по покрою. | Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга. | Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. Анализировать, и систематизировать; умение осознанно строить речевое высказывание; приводить примеры, делать вывод, способность к рассуждению. |
2.2. Создание проблемной ситуации. |
| Организовывает работу в группах, итоги работы учащиеся записывают в таблицу. (слайд №6) Первая группа записывает сходства, вторая – различия. Обращает внимание на отделку фартука. Обращает внимание, что отдельные детали изделия должны сочетаться между собой по форме, цвету и отделке.(слайд №7) Проверяет правильность ответов. Организует беседу: -Скажите, а кто занимается созданием моделей одежды? (слайд №8) Знакомит учащихся с ведущими модельерами России. Помогает сформулировать тему урока, задавая наводящие вопросы, записывает ее на доске (слайд №9 ) Задает вопрос: Что же такое моделирование? Предлагает записать определение в тетради. (слайд №10; 11) Знакомит с двумя видами моделирования: техническим и художественным (слайд № 12) Акцентирует внимание на основном правиле моделирования: все детали изделия должны сочетаться по форме, цвету и дополнять друг друга. (слайд № 13,14) Демонстрирует различные варианты фартука. Организует обсуждение приемов работы, с помощью которых можно изменить вид основы фартука. | Разбиваются на группы. Рассматривают модели, высказывают свои предложения, обсуждают, рассуждают, анализируют, наблюдают неординарные приемы. Записывают итоги работы над 1 заданием в таблицу. Формулируют тему урока.
Записывают определения термина «Моделирование», и видов моделирования в тетрадь. В ходе обсуждения сталкиваются с тем, что не могут выполнить желаемую модель без внесения изменений в чертёж. | Построение логических рассуждений; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; планирование последовательных действий Планирование собственной деятельности, извлечение необходимой информации, выработка алгоритма действий. Активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов |
2.3.1.Постановка учебной проблемы. | Задает проблемный вопрос: Что нужно сделать, чтобы получить желаемую модель? | Воспринимают учебную проблему. | ||
2.4.1. Решение учебной проблемы. а) выдвижение гипотезы; б) проверка гипотезы; в) формулировка окончательного решения. | Беседа Объяснение, демонстрация. | Организует беседу по следующим вопросам -Вспомните какую форму имеют детали на нашем чертеже фартука? - Могут ли основные детали фартука иметь другую геометрическую форму? (слайд №13,14, 15) Демонстрирует модели фартука имеющие не прямоугольные формы и объясняет, подтверждая выдвинутую гипотезу. Организует подготовку к работе по подведению итогов | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют Формулируют гипотезу: Для того чтобы получит новую модель, нужно: изменить внешний вид фартука
Рассматривают модели, высказывают свои предложения, обсуждают, рассуждают, анализируют, наблюдают неординарные приемы. Обобщают полученные знания, формулируют окончательное решение. | Построение логических рассуждений; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; анализ, планирование последовательных действий |
2.5.1. Доказательство и применение найденного решения. 2.3.2. Постановка учебной проблемы. 2.4.2. Решение учебной проблемы. а) выдвижение гипотезы; б) проверка гипотезы; ) формулировка окончательного решения. | Самостоятельная работа. Беседа Игровой прием, демонстрация, объяснение, практическая работа. | Предлагает учащимся перед тем, как приступить к моделированию, соотнести детали фартука. (слайд №16) Задание 1: из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы, создать фартук - обосновать, почему так. (слайд №17) Организует проверку правильных ответов. . Задание 2: изменить формы деталей фартука согласно данному эскизу. Задает проблемный вопрос: -Как получить детали другой формы? Наводящими вопросами подводит учащихся к восприятию учебной проблемы. - Какие действия должны быть выполнены, чтобы получит новую выкройку? - Что нужно учесть при нанесении новых линий? Организует работу по внесению изменений в чертеж в игровой форме. -Сегодня мы с вами находимся в доме Моды и вы все модельеры, пришли не на урок, а на рабочее место. (слайд№18) На примере з-х моделей фартуков объясняю способы изменения выкройки четежа, согласно данным моделям (слайд №19-21) Показывает, объясняет, моделирует. Организует работу по выполнению моделирования и предлагает план его выполнения (приложение №2) Организует выступления учащихся с результатами работы. | Пытаются выполнить задание - выбирают оптимальные решения; обосновывают выбор Пытаются выполнить задание, но не знают как это сделать. Воспринимают учебную проблему. Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют гипотезу: Для того, чтобы получит новую выкройку, нужно: 1) нанести новые линии в соответствии с эскизом модели; 2)учесть, что чертёж построен на половину фигуры. Рассматривают модели, высказывают свои предложения, обсуждают, рассуждают, анализируют, наблюдают Учащиеся разбиваются на 2-3 группы. -работают по плану -выполняют практическую работу с использованием инструкционных карт -проводят самооценку и взаимооценку работ; -определяют качество выполненной работы | Овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. умение ориентироваться в понятиях; взаимодействовать с учителем группой. Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. Умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; взаимодействовать с учителем и группой |
2.5.2. Доказательство и применение найденного решения. | Фронтальная работа. | Организует деятельность учащихся по обсуждению практического использования . | Отчитываются о результатах работы и демонстрируют свои работы. | |
2.6. Закрепление полученных знаний. | Беседа. | Организует беседу по следующим вопросам: - С какими видами моделирования вы сегодня познакомились? - Какое основное правило моделирования вы теперь знаете? | Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга. | |
3. Подведение итогов и анализ работы. 3.1. Рефлексия. 3.2. Задание на дом. | Беседа. | Создается условия для комфортного обсуждения и самооценки проделанной работы. Организует деятельность по анализу работы на уроке и демонстрирует наиболее удачные работы: - Какие ощущения возникали в процессе выполнения эскиза, моделирования, описания модели? - Какие были затруднения? - Что можно было выполнить по-другому? Исправить? - В чем проявилось ваше личное творчество? - Хотите продолжить этот вид работы? Организовывает выявление и исправление допущенных ошибок Благодарит за работу и оценивает по предложенным критериям. Учитель задает вопросы: ВСЁ ЛИ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ?
Сообщает оценки. Объясняет домашнее задание: Учебник п.29; придумать, зарисовать эскиз и смоделировать фартук для себя. | Подтверждение или опровержение гипотезы. Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы: -проводят самооценку и взаимооценку работ; -определяют качество выполненной работы; -рассказывают, слушают; -выставляют отметки в дневники. На каждый вопрос поднимают различные смайлики в зависимости от ответа. Слушают и записывают домашнее задание в дневниках. | Личностные: сознавать успешность своей деятельности. Коммуникативные: выделить осознать качество и уровень усвоения материала; уметь прогнозировать необходимую информацию. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем |
Задание 1.Признаки сходства и различия моделей фартука. Приложение 1
Сходства | Различия |
Обратить внимание:
- Цвет
- Отделка
- Наличие нагрудника, бретелей, пояса, карманов
- Фасон цельнокройный; отрезной по линии талии
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТВЕТОВ:
Признаки сходства и различия моделей фартука
Сходства | различия |
У всех фартуков есть карманы | Карманы имеют разную форму |
У всех фартуков есть бретели | Фартуки различаются по цвету |
У всех фартуков есть отделка | Отделка у фартуков разная |
У каждого фартука есть нагрудник и нижняя часть | Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. |
Задание 2. Изменить формы деталей фартука согласно данному эскизу.
Выполнить задание. Приложение 2
1.Придумать название своему ателье и вписать его в бланк.
2.Зарисовать эскиз модели
3.Описывать их фасон
4.Обменяться карточками и выполнить моделирование
Название ателье:________________________________________________________________
Художник – модельер:________________________________________________________________
Модельер – конструктор:________________________________________________________________
Описание модели | Внесение изменений в чертеж | эскиз |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
нижняя часть карман пояс нагрудник бретель
Линия шеи Линия груди Линия бедер Линия талии Линия колен
Для построения чертежа необходимы Мерки Ст Сб Дн Днч полуобхват талии п олуобхват бёдер д лина нагрудника д лина нижней части МЕРКИ
Цельнокройный фартук Отрезной фартук с нагрудником Фартук без нагрудника
Обратить внимание: Цвет Отделка Наличие нагрудника , бретелей , пояса , карманов Фасон цельнокройный ; отрезной по линии талии
Сходства Различия У всех фартуков есть карманы Карманы имеют разную форму У всех фартуков есть бретели Фартуки различаются по цвету У всех фартуков есть отделка Отделка у фартуков разная У каждого фартука есть нагрудник и нижняя часть Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. Признаки сходства и различия моделей фартука
Художник-модельер, живописец и график, народный художник России Вячеслав Зайцев Художник-модельер , народный художник России Валентин Юдашкин
Моделирование фартука
Моделирование – это изменение формы деталей изделия и его художественное оформление в соответствии с выбранной моделью
Моделирование Художественное моделирование – это оформление изделия с использованием д екоративных элементов (тесьма, кружево,молния , аппликация и т.д.) Техническое моделирование – это процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом Художник - модельер Художник - конструктор
Можно выделить 3 способа моделирования: изменение геометрических размеров и форм отдельных деталей. деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье или объединение частей фартука в единые детали ( цельнокроеный фартук) . применение художественной отделки или моделирование цветом (вышивка, аппликация , тесьма). Основное правило моделирования – все детали изделия должны сочетаться по форме, цвету и дополнять друг друга.
Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой-либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука н ижняя часть нагрудник карман
Подберите к нижней части фартука подходящий нагрудник и карман Контроль знаний 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 Смоделируйте фартуки, запишите ответ.
Ответы 1,4,8 2,3,1 3,7,5
Техническое моделирование Модель №1. Фартук с отрезным нагрудником, притачными бретелями и поясом, и меет два кармана, нижний срез карманов и нижней части имеют V- образную ф орму. Основной цвет фартука синий, бретели, пояс и верх карманов выполнен из отделочной ткани жёлтого цвета.
деление деталей фартука на части
объединение частей фартука в единые детали
Создать эскиз будущего изделия; Провести на эскизе вертикальную ось симметрии; Определить изменения на чертеже выкройки в соответствии с эскизом; Изменить чертеж выкройки в соответствии с эскизом. Этапы моделирования
Взаимосочетаемость отдельных деталей Соблюдение пропорций Исключение перегрузки модели излишними деталями Гармония цвета ПРАВИЛА МОДЕЛИРОВАНИЯ
I вариант II вариант ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По горизонтали: 2 – художественное оформление фартука, 3 – бумажная деталь фартука, 7 – предмет, при помощи которого наносятся линии, 8 – размеры по которым шьётся фартук. По вертикали: 1 – изменение формы деталей выкройки фартука, 3 – изображение рисунка нитками на ткани, 4 – лента, используемая для украшения фартука, 5 – получается при изменении формы фартука, 6 – инструмент, используемый для определения длин, 9 – то, из чего шьют фартук, 10 – изображение фартука на бумаге.
ВСЁ ЛИ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ? было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… мене пригодятся полученные знания… мне захотелось… РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный урок по теме "Моделирование швейных изделий - фартука"
Тип урока: урок когнитивного типа, моделирования. Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая...
Презентация к уроку технологии с использованием интерактивной доски по теме: " Моделирование фартука", 5 класс.
Урок в 5 классе по теме " Моделирование фартука" сопровождается показом слайдов с применением интерактивной доски....
Технологическая карта 5класс по теме "Моделирование фартука"
Технологическая карта-это новый вид методической продукции, обспчивающей эффективное и качественное преподование в школе и возмжость достижения планируемых результатов освоения основных образовательны...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».
Урок с элементами игровых ситуаций. На уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познакомиться с профессией модельера, научиться моде...
Элементы метапредметности на уроках технологии при изучении темы «Моделирование фартука»
Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Моделирование фартука. Фартук как элемент русского национального костюма" в помощь учителям технологии.Урок соответствует федеральным образовате...
Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс
Открытый урок по технологии. Тема: «Моделирование фартука» 5 класс...
Открытый урок в 5 классе. Тема «Моделирование фартука»
Цель урока: создать условия для формирования у детей умений и навыков изменения основы чертежа фартука на основе усвоения ими простейших приёмов моделирования рабочей одежды. Вид занятия, тип урока: к...