Конспект урока 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технология 8 класс
Тема: "Мир профессий. Понятие о профессии"
Цели: расширить знания о мире профессий; познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям и условиям труда.
Оборудование: слайдовая презентация,
Ход урока
I Организационный момент.
II. Основная часть урока.
Вводное слово учителя
2.1.Три человека выполняли одинаковую работу.
На вопрос о том, что они делают, каждый из них дает разный ответ.
Первый отвечает: «Целый день таскаю эту проклятую тачку»
Второй отвечает: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»
Третий : «Строю прекрасный храм»
Вопрос: Как вы понимаете смысл данного текста?
Обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.
2.2.Беседа о труде.
- Что такое труд?
- Как вы думаете, каково значение труда для человека?
Итак, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества. В труде формируется физические и психические качества: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
(Слайд № 1)
Виды труда
Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
Труд умственный, в том числе – учебный; Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.
(Слайд № 2)
Сообщение темы и целей урока
(Девочки, откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока)
А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.
Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6.
Подумайте, пожалуйста, представители, каких профессий работают в нашей школе?
(Ученики перечисляют профессии)
- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?
(Ученики называют цифры)
- В мире существует более 40 тыс. профессий!
За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, предприниматель, программист, дизайнер.
Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность»
(Слайд № 3)
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков.
Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность – Род занятий в рамках одной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например:
- профессия учитель включает в себя специальности – учитель математики, биологии, пения;
- профессия инженер: инженер – конструктор, инженер – механик;
- профессия врач: врач-терапевт, врач-окулист, врач-хирург, врач-стоматолог
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе.
Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Примеры: директор, заведующая детским садом, начальник отдела, главный бухгалтер.
Девочки, запишите, пожалуйста, в тетрадь следующие понятия:
2. 3. Игровая разминка. Я предлагаю вам разделиться на две команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)
На бумаге написаны буквы: К, Р, Ф,
Задание №1. Надо придумать профессии, специальности, должности, начинающиеся на эти буквы.
Задание № 2. Разделить слова на три группы: профессия специальность должность
2.4. Проверка домашнего задания – написать сообщение о своей предполагаемой будущей профессии или о профессии своих родителей. Давайте послушаем ваши выступления. Группы выступают по очереди.
Между выступлениями провести игру «Самая - самая»
Слайд № 4
Итог выступления – анализ работ учащимися, деление на три группы: на профессии, специальности, должности. Выставка рефератов по группам.
Слайд № 5
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии?
Помочь в этом может классификация профессий.
2.5. Классификация профессий
Наиболее удачную классификацию профессий предложил академик Климов. Эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов
Группы профессий | ||||||
Отделы профессий | ||||||
Классы профессий | ||||||
Типы профессий |
Эту схему можно рассматривать, как лестницу, по которой вы будете подниматься, обдумывая выбор трудового пути.
По предмету труда профессии делятся на пять типов – на что направлен труд
Слайд № 6
Типы профессий | Профессии | ||
Ч-П | Человек – природа | Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды. | Агроном, микробиолог, зоотехник, агроном, лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, ветеринар. |
Ч-Т | Человек-техника | Все профессии, связанные с техникой | Водитель, электромонтажник, наладчик станков, радиомонтажник, радиотехник, фотограф. |
Ч-Ч | Человек-человек | Все профессии, связанные с обслуживанием людей | Воспитатель, учитель, врач, фельдшер, медсестра, вахтер, продавец, парикмахер, официант, библиотекарь, экскурсовод, юрист, милиционер. |
Ч-З | Человек - знаковая система | Все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками. | Редактор, корректор, телеграфист, программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик, чертежник, радист. |
Ч-Х | Человек - художественный образ | Все творческие специальности, профессии. | Писатель, художник, композитор, модель, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, гравер, музыкант, актер |
Слайд № 7
В соответствии с целями труда профессии делятся на классы
Гностические | ||||
Г | Цель труда: узнать, распознать, проконтролировать, различить, оценить. | Контролер, сборщик часов, товаровед, эксперт, следователь. | ||
Преобразующие | ||||
П | Цель труда: изготовить по образцу. | Слесарь, портной, водитель, преподаватель, живописец. | ||
Изыскательские | ||||
И | Цель труда: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать. | Закройщик, разметчик, конструктор, художник-оформитель. |
Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.
Слайд № 8
В зависимости от орудий труда профессии подразделяются на отделы
Отделы профессий | Профессии | |
Р | Профессии, связанные с использованием ручных орудий труда | Столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург. |
М | Профессии, связанные с использованием машин с ручным и ножным управлением | Токарь, водитель, машинист тепловоза, оператор связи. |
А | Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий. | Сталевар, печатник, аппаратчик, оператор |
Ф | Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (речь, мимика, жесты, зрение, слух). | Преподаватель, актер, дирижер, режиссер, профессиональные спортсмены, диктор. |
Слайд № 9
По условиям труда профессии делятся на группы – где работают
Условия труда | Профессии | |
Б | Труд в условиях обычного бытового микроклимата | Бухгалтер, экономист, чертежник, учитель, воспитатель, кассир, печатник |
О | Труд с пребыванием на открытом воздухе | Строитель, пожарник, агроном, лесник |
Н | Труд в необычных условиях | Летчик, шахтер, космонавт, каскадер, водолаз |
М | Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей | Учитель, врач, инспектор милиции, инженер по технике безопасности |
III. Практическая работа
А теперь, для того чтобы каждая из вас усвоила суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.
Слайд № 10
Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер»
Ч – Ч, преобразующая, профессия, связанная с использованием функциональных средств, орудий труда, труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей
1 карточка: бухгалтер, токарь
2 карточка: водитель, адвокат
Бухгалтер - Ч-З; класс – гностический; профессия, связанная с использованием функциональных орудий труда; труд в условиях обычного бытового микроклимата
Токарь - Ч-Т; Преобразующий класс; профессия , связанная с использованием машин с ручным и ножным управлением; труд в условиях обычного бытового микроклимата
Водитель – Ч-Т; преобразующий класс; профессия , связанная с использованием машин с ручным и ножным управлением; труд с пребыванием на открытом воздухе
Адвокат – Ч-Ч; гностический класс; профессия, связанная с использованием функциональных средств, орудий труда; труд в условиях обычного бытового микроклимата или труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей.
Игровая разминка.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру “Угадай профессию”.
Вы получаете карточки с указанной профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, жонглер, штукатур, швея, художник.
IV. Заключение.
“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба.
Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Итог урока.
- Девочки, наш урок подошел к концу.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни?
- Кто , уже благодаря сегодняшнему уроку, выбрал для себя будущую профессию ?
Ответы учащихся.
На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать вам, ребята… Чтобы вырос из вас Человек!
Спасибо вам за вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...