План урока технологии "Рабочая одежда, ее характеристики. Запись и снятие мерок"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Цель урока - сформировать знания о видах одежды, её назначении, требованиях к одежде, навыки по измерению фигуры человека для построения чертежей одежды; развивать пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека; формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zanyatie_1.docx | 85.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока технологии
Автор: Лазарева Елена Андреевна
Тема программы: Конструирование и моделирование
Тема урока: Рабочая одежда, ее характеристики. Запись и снятие мерок.
Класс: 5
Цели урока
П: формировать знания о видах одежды, её назначении, требованиях к одежде, навыки по измерению фигуры человека для построения чертежей одежды; развивать пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека; формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.
М: познакомиться с основными правилами снятия и записи мерок, уметь применять в работе правила снятия мерок, понимать условные обозначения мерок и с их помощью определять размер изделия; освоить приёмы работы с сантиметровой лентой, алгоритм снятия и записи мерок; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения алгоритма снятия мерок; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, корректировать навыки и умения снятия мерок.
Л: развитие мотивов учебной деятельности; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; умение работать в паре, группе; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности.
УУД:
Познавательные: мыслительный эксперимент; сравнение; анализ; систематизация; практическая работа; структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать собеседника, учителя; планирование учебного сотрудничества.
Личностные: самопознание; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: выбор способов деятельности; выполнение пробного учебного действия; контроль; коррекция.
Этапы | Планируемые результаты | Межпредметные связи | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент | Готовность учащихся к уроку | Проверяет организацию рабочих мест учащихся | Готовят конспекты, индивидуальные инструменты | ||
Мотивация, сообщение темы и целей урока | Созданная ориентировочная основа деятельности. Развитый познавательный интерес | Рассказ, презентация «Фартуки бывают разные». | Постановка учебной задачи: «Чтобы определить тему урока, прошу вас послушать рассказ: «Две хозяйки» С. Могилевской» (Приложение 1). Задает вопросы: - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Сегодня мы начинаем изучать новую большую тему «Конструирование и моделирование». Тема нашего урока сегодня звучит так: «Рабочая одежда, её характеристики. Запись и снятие мерок». - Что такое фартук? - Зачем нужен фартук? - Какие бывают фартуки? -Что ещё вы знаете о фартуках? Обобщает ответы, формулирует тему и цели урока | Слушают рассказ, определяют тему урока, отвечают на вопросы. Записывают новую тему в тетрадь | |
Изучение нового материала | Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся последующим пунктам;
| История, ИЗО | Ученик, таблицы № 45, 50, 55. Сантиметровые ленты. Презентация «Фартуки бывают разные». | - Для чего нужна нам одежда? - Какую роль играет она в нашей жизни? «Встречают по одёжке, провожают по уму» - так гласит народная мудрость. - Как вы понимаете эти слова? Виды одежды По назначению одежду подразделяют на: бытовую, производственную, спортивную и форменную. Давайте более подробно рассмотрим каждую группу. К бытовой относится: повседневная торжественная, домашняя. К производственной – спецодежда для выполнения различных работ (одежда медиков, продавцов и т.д.). К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д. К спортивной – одежда для занятий спортом. - Как вы считаете, фартук относится к какому виду одежды? Фартуки, рабочие халаты, комбинезоны относятся к специальной одежде, т.к. служат для защиты одежды человека от загрязнения. Фартук - предмет домашней спецодежды, предназначенный защищать от попадания грязи на основную одежду. Обычно завязывается на поясе, иногда дополнительно закрепляется на шеетесьмой. По покрою фартуки бывают: цельнокроеные, отрезные с нагрудником и без него. По назначению: для кулинарных работ, для уборки помещения, для сервировки стола, для украшения костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма. - Почему одежда должна быть удобной для работы? - В рабочей одежде, каких профессий присутствует фартук? - В чём различие фартуков людей разных профессий? - Почему для приготовления пищи фартук должен больше закрывать фигуру, а головной убор закрывать волосы? Требования к рабочей одежде Какими бы ни были швейные изделия, все они должны отвечать следующим требования - гигиеническим - одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека (кожное дыхание, выделение водяных паров) и предохранять тело человека от внешних (механических, химических) воздействий; - эстетическим - быть красивыми, модными; - эксплуатационным - должна быть удобной в носке, достаточно прочной и износоустойчивой; - экономическим - быть доступными по цене. Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему? Снятие мерок Вызывает двух девочек разного роста и комплекции, предлагает примерить фартуки одного размера. - Нравится ли вам, как сидят фартуки на девочках? - Чтобы фартук сидел по фигуре, был впору, что нужно знать? Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представьте, что вы стоите в реке или море. Постепенно выходя на берег, первый раз останавливаетесь, когда вода дошла до 7 шейного позвонка – это линия шеи; второй раз, когда вода дошла до выступающих точек груди – линия груди; третий раз, когда вода дошла до самого узкого места в области талии – линия талии; четвертый раз, когда вода дошла до выступающих точек ягодиц – линия бедер (она находится на 12-14 см ниже линии талии); пятый раз, когда вода дошла до середины колена – линия колен. Верхний край нагрудника проходит на уровне линии груди; пояс – на уровне линии талии, карман – на уровне линии бедер, линия низа фартука проходит чуть выше линии колена (Приложение 2). Измерения проводят специальной сантиметровой лентой. Изобрел её в 1810 году французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина - 2см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие её от износа. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Обозначение мерок и прибавок: О – обхват, С – полуобхват , Д – длина Полуобхват талии – Ст, Полуобхват бедер – Сб, Длина изделия – Ди, Длина спины до талии – Дтс, Прибавка по линии талии – Пт (1 см), Прибавка по линии бедер – Пб (1 см). Мерки снимаются по определенным правилам. Правила снятия мерок: 1. Стоять надо прямо без напряжения. 2. Талию предварительно опоясывают шнуром или тесьмой. 3. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. 4. Мерки снимают по правой стороне фигуры. 5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры (Приложение 3). - Как вы выдумаете, почему чертеж изделия строится на половину фигуры? Наша фигура симметрична относительно оси. Поэтому чертеж выкройки, как правило, строится на половину фигуры. Все измерения записывают условными обозначениями. - Какие мерки нам надо снять, чтобы построить чертеж выкройки фартука? | Слушают, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, решают проблему. |
Первичное закрепление знаний учащихся | Усвоенный изученный материал обучающимися. Практическая работа «Ателье» | Математика | Учебник, инструкционные карты | Выдает практическую работу «Ателье», объясняет ее выполнение (Приложение 3). Следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. организует обсуждение правильности выполнения работы, обобщает ответы, выставляет оценку. | Девочки получают задание, объединяются в группы по два человека (портной - заказчик) и приступают к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в карточку для клиента. просматривают записи в тетрадях, выполняют практическую работу, отвечают на вопросы, проводят оценивание. Анализируют выполненную работу. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выданное домашнее задание | Диалог с учениками о значимости домашнего задания. Знать мерки. | Делают вывод о том, где можно использовать полученные знания. Записывают домашнее задание | ||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Понимание значимости данного занятия | Диалог с учениками о значимости данной темы урока в их дальнейшей деятельности. | Отвечают на вопросы учителя |
Анализ урока _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за урок____________________________
Методист ________________________________________(ФИО) _____________________(Подпись)
Приложение 1
Рассказ «Две хозяйки» С. Могилевская.
Как-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:
- Ох, устала!
- Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая. - Небось оладьи жарила?
- Оладьи. А ты откуда знаешь?
- И клюквенный кисель варила?
- Что верно, то верно! Вкусный получился.
- А борщ-то томатом заправляла?
- Да ты откуда такая догадливая?
- Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.
Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:
- Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.
- Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.
Приложение 2
Основные конструктивные линии фигуры человека
Приложение 3
Правила снятия и записи мерок
1. Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту нельзя
натягивать или ослаблять.
2. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
3. Тот, с кого снимают мерки, должен стоять в легкой одежде, свободно опустив руки.
4. Линию талии подпоясывают тесьмой.
5. Мерки длины и высоты полностью. Мерки обхватов и ширины записывают в
половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Название мерки | Условное обозначение | Назначение мерки | Как снимается мерка | Моя мерка |
Полуобхват талии | Ст | Определение ширины изделия по линии талии | Горизонтально вокруг туловища по линии талии | |
Полуобхват бедер | Сб | Определение ширины изделия по линии бедер | Горизонтально вокруг туловища; сзади по выступающим точкам ягодиц; спереди с учетом выступа живота | |
Длина нагрудника | Дн | Для определения длины нагрудника | Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины | |
Длина нижней части фартука | Днч | Для определения длины фартука | Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.
Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...
конспект урока швейного дела по теме "Ночная сорочка. Снятие мерок".
разработка урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов,...
Открытый урок по технологии "Виды рабочей одежды. Снятие мерок"
Конспект открытого урока по технологии в 5 классе. Игровые технологии на уроках обслуживающего труда.Виды рабочей одежды. Снятие мерок....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок Технологии 5 класс. Конструирование швейно изделия. Снятие мерок. Построение чертежа фартука на поясе.
Урок технологии "Конструирование швейного изделия" в 5 классе направлен на формирование понятий о мерках, необходимых для построения чертежа фартука, о правилах снятия мерок с фигуры человек...
Общие сведения о рабочей одежде. Пр/р№ 8 Правила снятия мерок. Основные линии фигуры. Конспект урока технологии (обслуживающий труд) 5 класс
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для делимых классов по технологии. В уроке предусмотрены межпредметные связи (история), применяются интерактивные технологии. Обучение строится н...
План урока "Фотон и его характеристики"
Дать понятие о фотоне как элементарной частице электромагнитного излучения; изучить основные свойства фотона; объяснить физическую природу давления света с точки зрения электромагнитной и квантовой те...