Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская творческих дел" для детей с ОВЗ.
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Рабочая программа «Мастерская творческих дел» направлена на создание оптимальных условий для реализации потенциала детей с ОВЗ, на развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям; на стремление помочь школьникам проявить себя в декоративно-творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности. | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 370
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей эстетического и спортивного цикла Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Руководитель МО ______________ Т.Н.Кудрявцева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Е.Д. Николаенко 30. 08. 2023 г. |
ПРИНЯТО Педагогического совета Протокол № 1от 30.08. 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 370 Л.И. Пономарева Приказ №20 от 30.08.2023г. |
Программа внеурочной деятельности
«Мастерская творческих дел»
для детей с ОВЗ (5-9 класс)
Составитель:
Рыбкина Н.А.,
учитель технологии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. В России процент детей с ОВЗ также растет. В решении коллегии министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ» отмечается, что «назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ...». Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности.
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие способностей детей, реабилитация, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Данную программу отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, утвержденными Министерством образования РФ.
Цель программы:
«Мастерская творческих дел» - создание оптимальных условий для реализации потенциала детей, развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям; помочь школьникам проявить себя в декоративно-творческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
формировать основы культуры труда, умение следовать инструкции; обучать самым разнообразным методам и приемам работы с разнообразными материалами; расширять знания и умения, содействовать освоению новыми техниками.
развивающие:
развивать умения создавать свои собственные объекты, развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности, умение анализировать, делать выводы.
воспитывающие:
прививать интерес к творческой работе; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, экономичное отношение к используемым материалам.
коррекционные:
способствовать коррекции и развитию внимания (произвольного, непроизвольного, увеличению объема внимания); коррекции и развитию связной устной речи; коррекции и развитию памяти (кратковременной, долговременной); коррекции и развитию зрительных восприятий; развитию слухового восприятия; коррекции и развитию тактильного восприятия; коррекции и развитию мелкой моторики кистей рук (формированию ручной умелости, развитию ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); коррекции и развитию мыслительной деятельности; коррекции и развитию личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, умению выражать свои чувства и т.д.);
Программа «Мастерская творческих дел » рассчитана на учащихся 5-9 классов, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю и направлены на освоение деятельности с различными видами материалов, как первичного, так и вторичного использования.
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Новизной программы является то, что она рассчитана на занятость детей разных возрастов с разноуровневыми навыками творческой деятельностью, включение обучающихся в деятельность на любом этапе, в зависимости от желания и потребностей. В ходе реализации программы ведется знакомство с начальными экономическими сведениями (знания и умения экономического расчѐта при выполнении работ). Предусмотрена ранняя профориентация обучающихся (знакомство с профессиями: дизайнер, модельер) развитие дизайнерского мышления (в разработке авторских проектов);
Хотелось бы отметить и то, что в основу построения занятий заложены принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений, индивидуальный подход к ребенку (продолжительность занятий, развитие в собственном ритме). Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Роль педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Как и в методике Монтессори уделено особое внимание коллективным творческим заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Социальная значимость программы
Программа «Мастерская творческих дел » предполагает индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, учитывая возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и определению различных видов деятельности для детей разного возраста, в зависимости от их развития и способностей.
Данная программа развивает у детей умения и навыки в области проектной деятельности: конструирование по образцу, конструирование по аналогии, конструирование по собственному замыслу, конструирование по условию и конструирование по описанию.
Программа знакомит детей с подарками, которые было принято дарить на Руси и рассматривает процесс эволюции подарков в современном мире.
Большое внимание в программе уделяется партнерству старших, творчески одаренных детей, с детьми младшего возраста, испытывающими затруднения в ходе выполнения заданий. Программой предусмотрено сотрудничество на уровне: педагог-учащийся и, не менее значимом, учащийся-учащийся, что позволяет быть успешным каждому.
Планируемые результаты
Изучение курса внеурочной деятельности "Мастерская творческих дел" обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
- познавательные УУД:
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение способов решения учебно-трудовой задачи;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
-исследовательские и проектные действия;
-осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- коммуникативные УУД:
-умение работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
-владение речью;
- регулятивные УУД:
-самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия), саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих знаний и умений:
-распознавать виды бумаги, оценивать ее свойства с целью технологического применения, знакомиться с основными материалами, инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;
-выбирать, комбинировать различные виды бумаги для выполнения работы, осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области основных техник работы с бумагой, распознавать в изделиях различные виды техник работы с бумагой, читать и выполнять технические рисунки, эскизы, чертежи, базовые элементы, пользоваться готовыми шаблонами, осуществлять сборку изделия, оформлять готовое изделие;
-использовать полученные знания для самостоятельной работы по декоративному оформлению изделий, графически оформлять проект, составлять технологическую карту, подготавливать пояснительную записку, оформлять проектные материалы, проводить презентацию проекта.
Обучающиеся должны знать:
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
Способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно пользоваться ручными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
Бережно относиться к инструментам и материалам;
Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
Самостоятельно изготавливать различные изделия по замыслу.
Учебно-тематический план
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. Введение в декоративно-прикладное творчество. | 1 | ||
I. | Волшебный мир квиллинга | 1 | 8 |
II. | Скрапбукинг - фантазируем креативно. | 1 | 5 |
III. | Пейп-арт - удивительные краски. | 1 | 3 |
IV. | Бумагопластика. Объемное моделирование из бумаги и картона. | 1 | 7 |
V. | Айрис-фолдинг – бумажная радуга. | 1 | 3 |
VI. | Увлекательное плетение из газетных трубочек. | 1 | 9 |
VII. | Художественное вышивание. | 1 | 7 |
VIII. | Вышивание лентами. | 1 | 11 |
IX. | Вышивание бисером. | 1 | 7 |
X. | Бисероплетение. | 1 | 7 |
Радуга творчества – завершаем учебный год | 1 | ||
Итого | 68 ч |
Тематическое планирование
N п/п | Тема занятия | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | ||
Вводное занятие. Введение в декоративно-прикладное творчество. | 1 | ||
I. | Волшебный мир квиллинга. | 1 | |
1. | Знакомство с квиллингом. | 1 | |
2. | Основные базовые формы квиллинга. | 1 | |
3. | Изготовление цветов в технике «квиллинг» | 1 | |
4. | Изготовление листьев в технике «квиллинг» | 1 | |
5. | Цветочные композиции в технике «квиллинг» | 1 | |
6. | Цветочные композиции в технике «квиллинг» | 1 | |
7. | «Контурный квиллинг». Способы выполнения. | 1 | |
8. | Скрапбукинг - фантазируем креативно. | 1 | |
9. | Основные виды альбомов для скрапбукинга. | 1 | |
10. | Декор обложки в технике «скрапбукинг» | 1 | |
11. | Открытки в технике «скрапбукинг» | 1 | |
12. | Оформление страницы альбома. | 1 | |
13. | Пейп-арт - удивительные краски. | 1 | |
14. | Основные техники «пейп-арт» | 1 | |
15. | Узоры в технике «пейп-арт» | 1 | |
16. | Бумагопластика. Объемное моделирование из бумаги и картона. | 1 | |
17. | Основные приемы в бумагопластике: биговка и фальцовка. | 1 | |
18. | Изготовление объемной аппликации из бумаги. | 1 | |
19. | Изготовление объемной аппликации из бумаги. | 1 | |
20. | Моделирование из бумаги и картона. Домики. | 1 | |
21. | Моделирование из бумаги. Объемные фигуры. Оригами. | 1 | |
22. | Изготовление панно из бумаги. | 1 | |
23. | Айрис-фолдинг – бумажная радуга. | 1 | |
24. | Схемы для выполнения открыток и картин. | 1 | |
25. | Изготовление открытки в технике «айрис-фолдинг» | 1 | |
26. | Увлекательное плетение из газетных трубочек. | 1 | |
27. | Заготовка трубочек для плетения. | 1 | |
28. | Схемы плетения, способы и приемы. | 1 | |
29. | Плетение плоскостного изделия. | 1 | |
30. | Плетение плоскостного изделия. | 1 | |
31. | Плетение объемного изделия. | 1 | |
32. | Плетение объемного изделия. | 1 | |
33. | Оформление и отделка готового изделия. | 1 | |
34. | Оформление и отделка готового изделия. | 1 | |
35. | Художественное вышивание. | 1 | |
36. | Техника вышивания. Виды швов. | 1 | |
37. | Русские народные виды вышивки. | 1 | |
38. | Русские народные виды вышивки. | 1 | |
39. | Выполнение вышивки гладью. | 1 | |
40. | Выполнение вышивки гладью. | 1 | |
41. | Вышивание композиции из растительных элементов. | 1 | |
42. | Вышивание лентами. | 1 | |
43. | Последовательность вышивки лентами. | 1 | |
44. | Особенности техники выполнения вышивки. | 1 | |
45. | Разновидности вышивки лентами. | 1 | |
46. | Схемы и рисунки для вышивания, подбор цветовой гаммы. | 1 | |
47. | Вышивание отдельных элементов (лепестки цветов) | 1 | |
48. | Вышивание отдельных элементов (лепестки цветов) | 1 | |
49. | Вышивание отдельных элементов (стебли и листья цветов) | 1 | |
50. | Вышивание цветочных композиций. | 1 | |
51. | Вышивание цветочных композиций. | 1 | |
52. | Дизайн вышивки лентами. | 1 | |
53. | Вышивание бисером. | 1 | |
54. | Основные приемы пришивания бисера. | 1 | |
55. | Техника вышивки бисером. | 1 | |
56. | Техника вышивки в два прокола. | 1 | |
57. | Вышивка бисером в круговой технике. | 1 | |
58. | Смешанная техника в процессе вышивки. | 1 | |
59. | Бисероплетение. История возникновения. | 1 | |
60. | Виды бисероплетения. | 1 | |
61. | Техника бисероплетения. Выбор материалов. | 1 | |
62. | Основные техники плетения. | 1 | |
63. | Схемы бисероплетения. | 1 | |
64. | Плетение из бисера простых узоров. | 1 | |
65. | Плетение из бисера двумерных композиций. | 1 | |
66. | Плетение из бисера трехмерных композиций. | 1 | |
67. | Плетение изделия из бисера по выбору. | 1 | |
68. | Радуга творчества – завершаем учебный год | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» // Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Искусство слова» ДЛЯ 7 КЛАССА
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческие мастерские для обучающихся 5 классов
Развитие логического мышления,интереса к предмету математики....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями Ф...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческое объединение «Робототехника»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательны...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"...