Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская творческих дел" для детей с ОВЗ.
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Рабочая программа «Мастерская творческих дел» направлена на создание оптимальных условий для реализации потенциала детей с ОВЗ, на развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям; на стремление помочь школьникам проявить себя в декоративно-творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 370
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей эстетического и спортивного цикла Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Руководитель МО ______________ Т.Н.Кудрявцева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Е.Д. Николаенко 30. 08. 2023 г. |
ПРИНЯТО Педагогического совета Протокол № 1от 30.08. 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 370 Л.И. Пономарева Приказ №20 от 30.08.2023г. |
Программа внеурочной деятельности
«Мастерская творческих дел»
для детей с ОВЗ (5-9 класс)
Составитель:
Рыбкина Н.А.,
учитель технологии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. В России процент детей с ОВЗ также растет. В решении коллегии министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ» отмечается, что «назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ...». Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности.
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие способностей детей, реабилитация, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Данную программу отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, утвержденными Министерством образования РФ.
Цель программы:
«Мастерская творческих дел» - создание оптимальных условий для реализации потенциала детей, развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям; помочь школьникам проявить себя в декоративно-творческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
формировать основы культуры труда, умение следовать инструкции; обучать самым разнообразным методам и приемам работы с разнообразными материалами; расширять знания и умения, содействовать освоению новыми техниками.
развивающие:
развивать умения создавать свои собственные объекты, развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности, умение анализировать, делать выводы.
воспитывающие:
прививать интерес к творческой работе; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, экономичное отношение к используемым материалам.
коррекционные:
способствовать коррекции и развитию внимания (произвольного, непроизвольного, увеличению объема внимания); коррекции и развитию связной устной речи; коррекции и развитию памяти (кратковременной, долговременной); коррекции и развитию зрительных восприятий; развитию слухового восприятия; коррекции и развитию тактильного восприятия; коррекции и развитию мелкой моторики кистей рук (формированию ручной умелости, развитию ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); коррекции и развитию мыслительной деятельности; коррекции и развитию личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, умению выражать свои чувства и т.д.);
Программа «Мастерская творческих дел » рассчитана на учащихся 5-9 классов, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю и направлены на освоение деятельности с различными видами материалов, как первичного, так и вторичного использования.
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Новизной программы является то, что она рассчитана на занятость детей разных возрастов с разноуровневыми навыками творческой деятельностью, включение обучающихся в деятельность на любом этапе, в зависимости от желания и потребностей. В ходе реализации программы ведется знакомство с начальными экономическими сведениями (знания и умения экономического расчѐта при выполнении работ). Предусмотрена ранняя профориентация обучающихся (знакомство с профессиями: дизайнер, модельер) развитие дизайнерского мышления (в разработке авторских проектов);
Хотелось бы отметить и то, что в основу построения занятий заложены принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений, индивидуальный подход к ребенку (продолжительность занятий, развитие в собственном ритме). Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Роль педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Как и в методике Монтессори уделено особое внимание коллективным творческим заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Социальная значимость программы
Программа «Мастерская творческих дел » предполагает индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, учитывая возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и определению различных видов деятельности для детей разного возраста, в зависимости от их развития и способностей.
Данная программа развивает у детей умения и навыки в области проектной деятельности: конструирование по образцу, конструирование по аналогии, конструирование по собственному замыслу, конструирование по условию и конструирование по описанию.
Программа знакомит детей с подарками, которые было принято дарить на Руси и рассматривает процесс эволюции подарков в современном мире.
Большое внимание в программе уделяется партнерству старших, творчески одаренных детей, с детьми младшего возраста, испытывающими затруднения в ходе выполнения заданий. Программой предусмотрено сотрудничество на уровне: педагог-учащийся и, не менее значимом, учащийся-учащийся, что позволяет быть успешным каждому.
Планируемые результаты
Изучение курса внеурочной деятельности "Мастерская творческих дел" обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
- познавательные УУД:
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение способов решения учебно-трудовой задачи;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
-исследовательские и проектные действия;
-осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- коммуникативные УУД:
-умение работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
-владение речью;
- регулятивные УУД:
-самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия), саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих знаний и умений:
-распознавать виды бумаги, оценивать ее свойства с целью технологического применения, знакомиться с основными материалами, инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;
-выбирать, комбинировать различные виды бумаги для выполнения работы, осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области основных техник работы с бумагой, распознавать в изделиях различные виды техник работы с бумагой, читать и выполнять технические рисунки, эскизы, чертежи, базовые элементы, пользоваться готовыми шаблонами, осуществлять сборку изделия, оформлять готовое изделие;
-использовать полученные знания для самостоятельной работы по декоративному оформлению изделий, графически оформлять проект, составлять технологическую карту, подготавливать пояснительную записку, оформлять проектные материалы, проводить презентацию проекта.
Обучающиеся должны знать:
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
Способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно пользоваться ручными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
Бережно относиться к инструментам и материалам;
Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
Самостоятельно изготавливать различные изделия по замыслу.
Учебно-тематический план
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. Введение в декоративно-прикладное творчество. | 1 | ||
I. | Волшебный мир квиллинга | 1 | 8 |
II. | Скрапбукинг - фантазируем креативно. | 1 | 5 |
III. | Пейп-арт - удивительные краски. | 1 | 3 |
IV. | Бумагопластика. Объемное моделирование из бумаги и картона. | 1 | 7 |
V. | Айрис-фолдинг – бумажная радуга. | 1 | 3 |
VI. | Увлекательное плетение из газетных трубочек. | 1 | 9 |
VII. | Художественное вышивание. | 1 | 7 |
VIII. | Вышивание лентами. | 1 | 11 |
IX. | Вышивание бисером. | 1 | 7 |
X. | Бисероплетение. | 1 | 7 |
Радуга творчества – завершаем учебный год | 1 | ||
Итого | 68 ч |
Тематическое планирование
N п/п | Тема занятия | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | ||
Вводное занятие. Введение в декоративно-прикладное творчество. | 1 | ||
I. | Волшебный мир квиллинга. | 1 | |
1. | Знакомство с квиллингом. | 1 | |
2. | Основные базовые формы квиллинга. | 1 | |
3. | Изготовление цветов в технике «квиллинг» | 1 | |
4. | Изготовление листьев в технике «квиллинг» | 1 | |
5. | Цветочные композиции в технике «квиллинг» | 1 | |
6. | Цветочные композиции в технике «квиллинг» | 1 | |
7. | «Контурный квиллинг». Способы выполнения. | 1 | |
8. | Скрапбукинг - фантазируем креативно. | 1 | |
9. | Основные виды альбомов для скрапбукинга. | 1 | |
10. | Декор обложки в технике «скрапбукинг» | 1 | |
11. | Открытки в технике «скрапбукинг» | 1 | |
12. | Оформление страницы альбома. | 1 | |
13. | Пейп-арт - удивительные краски. | 1 | |
14. | Основные техники «пейп-арт» | 1 | |
15. | Узоры в технике «пейп-арт» | 1 | |
16. | Бумагопластика. Объемное моделирование из бумаги и картона. | 1 | |
17. | Основные приемы в бумагопластике: биговка и фальцовка. | 1 | |
18. | Изготовление объемной аппликации из бумаги. | 1 | |
19. | Изготовление объемной аппликации из бумаги. | 1 | |
20. | Моделирование из бумаги и картона. Домики. | 1 | |
21. | Моделирование из бумаги. Объемные фигуры. Оригами. | 1 | |
22. | Изготовление панно из бумаги. | 1 | |
23. | Айрис-фолдинг – бумажная радуга. | 1 | |
24. | Схемы для выполнения открыток и картин. | 1 | |
25. | Изготовление открытки в технике «айрис-фолдинг» | 1 | |
26. | Увлекательное плетение из газетных трубочек. | 1 | |
27. | Заготовка трубочек для плетения. | 1 | |
28. | Схемы плетения, способы и приемы. | 1 | |
29. | Плетение плоскостного изделия. | 1 | |
30. | Плетение плоскостного изделия. | 1 | |
31. | Плетение объемного изделия. | 1 | |
32. | Плетение объемного изделия. | 1 | |
33. | Оформление и отделка готового изделия. | 1 | |
34. | Оформление и отделка готового изделия. | 1 | |
35. | Художественное вышивание. | 1 | |
36. | Техника вышивания. Виды швов. | 1 | |
37. | Русские народные виды вышивки. | 1 | |
38. | Русские народные виды вышивки. | 1 | |
39. | Выполнение вышивки гладью. | 1 | |
40. | Выполнение вышивки гладью. | 1 | |
41. | Вышивание композиции из растительных элементов. | 1 | |
42. | Вышивание лентами. | 1 | |
43. | Последовательность вышивки лентами. | 1 | |
44. | Особенности техники выполнения вышивки. | 1 | |
45. | Разновидности вышивки лентами. | 1 | |
46. | Схемы и рисунки для вышивания, подбор цветовой гаммы. | 1 | |
47. | Вышивание отдельных элементов (лепестки цветов) | 1 | |
48. | Вышивание отдельных элементов (лепестки цветов) | 1 | |
49. | Вышивание отдельных элементов (стебли и листья цветов) | 1 | |
50. | Вышивание цветочных композиций. | 1 | |
51. | Вышивание цветочных композиций. | 1 | |
52. | Дизайн вышивки лентами. | 1 | |
53. | Вышивание бисером. | 1 | |
54. | Основные приемы пришивания бисера. | 1 | |
55. | Техника вышивки бисером. | 1 | |
56. | Техника вышивки в два прокола. | 1 | |
57. | Вышивка бисером в круговой технике. | 1 | |
58. | Смешанная техника в процессе вышивки. | 1 | |
59. | Бисероплетение. История возникновения. | 1 | |
60. | Виды бисероплетения. | 1 | |
61. | Техника бисероплетения. Выбор материалов. | 1 | |
62. | Основные техники плетения. | 1 | |
63. | Схемы бисероплетения. | 1 | |
64. | Плетение из бисера простых узоров. | 1 | |
65. | Плетение из бисера двумерных композиций. | 1 | |
66. | Плетение из бисера трехмерных композиций. | 1 | |
67. | Плетение изделия из бисера по выбору. | 1 | |
68. | Радуга творчества – завершаем учебный год | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-47364-1417546549.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» // Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Искусство слова» ДЛЯ 7 КЛАССА
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческие мастерские для обучающихся 5 классов
Развитие логического мышления,интереса к предмету математики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1114236-1549619060.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-1213160-1580383512.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческое объединение «Робототехника»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/16/picture-1016471-1592276246.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/16/picture-1016471-1592276246.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческий кружок английского языка"...