Профориентационная работа
план-конспект занятия по технологии (8 класс)

Долбня Сергей Николаевич

Предварительный просмотр:

МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

Внеклассное мероприятие по профориентации, 6 класс «Мир профессионального труда»

Подготовил учитель ТО Долбня С.Н.

2023 г

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации для школьников 6 класса

Учитель: Ребята, мы проводим внеклассное мероприятие по теме «Мир профессионального». Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации, — свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы все-таки попробуем.

Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится членом команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведем игру, которая называется

1. «Угадай профессию»

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет ее особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии.

(Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает профессию, остальные группы ее отгадывают. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом «Азбука профессий»)

— Придуманные вами профессии и станут названиями команд. Итак, у нас появились следующие команды «Плотники», «Егеря», «Врачи», «Чертежники», «Ювелиры».

Во все времена люди по-разному относились к работе, которую им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам. Почему? (Отвечают ребята)

— В ответах каждого прозвучало их личное отношение к строительству собора. Не секрет, что и в наше время интенсивного развития науки, техники, телевидения, расширения сети компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость.

Вопрос. Как вы думаете, чем это объясняется? (Отвечают ребята)

— Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе.

Задание №2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Закончить предложения:

- Люди работают ради...

- Настоящий труд — это...

- При выборе профессии люди часто не учитывают...

- В любом профессиональном труде самое важное...

- Счастье — это...

(Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты, этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами. Записали, зачитали)

— Вы написали все правильно, а теперь давайте, сравним ваши ответы с высказываниями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

- Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».

- Настоящий труд — это самоотдача и творчество.

- При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

Хочу — свое желание.

Могу — свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

Надо — потребности рынка труда.

- В любом профессиональном труде самое важное — знания и умение их применять на практике.

- Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встает перед любым человеком.

— А сейчас слово предоставляется вам, ребята.

(Идет литмонтаж, подготовленный заранее группой детей самостоятельно или под руководством учителя)

Первый:

«У меня растут года.

Будет и 17.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?»

Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского «Кем быть?» знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда...

Второй:

Летят столетия, как птицы,

Как в книге — мудрые страницы...

А начиналось все с нуля:

Юной, суровой была Земля.

Человек был жалок и слаб,

Пылинка природы, раб.

Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!..

Но мозг работал, возникла речь.

И руки, приказ исполняя теперь,

К вершинам науки открыли дверь.

Третий:

Трудились люди, мечтали, терпели,

Изобретали не то, что хотели.

Было порою и трудно, и сложно,

Но, как оказалось, все же возможно.

Четвертый

Реклама

Работают руки, а мысли идут.

Какой простор для фантазии тут!

Жизнь заставляет: не бойся, дерзай!

Запоминай, изучай, осязай!

Третий:

Шофер не любит долго спать,

Чуть свет встает шофер.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Везде дела шофера ждут,

Во все концы Земли

Возить готов он кирпичи,

Чтоб города росли.

Четвертый:

Едва забрезжила заря —

Поднялся хлебопек,

Чтоб ты румяным калачом

Полакомиться мог.

Маляр порадовать спешит

Природу и людей —

Нам пестроту весны дарит

Веселый чародей.

Спроси у солнца и земли,

Спроси у быстрых рек:

«Кто начинает новый день?»

Все (вместе): Рабочий человек!

(Ребята садятся на свои места)

— Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.

Задание №3. Сейчас вы получите карточки с заданием: необходимо назвать профессии, которые:

- почти или совершенно исчезли;

- появились только в XX веке;

- появятся в будущем.

(Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий)

Для справки:

- ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

- профессии, появившиеся в XX веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь-референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т.д.;

- профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

— Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые... А, впрочем, давайте посмотрим и послушаем...

Задание №4. Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.

Ваша задача. Определить, что является общим для этих пар профессий?

- Медсестра — токарь.

- Официант — водитель такси.

- Инженер-конструктор — композитор.

- Продавец — тренер.

- Животновод — садовник.

(Пока ребята готовятся, учитель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: «БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ...» и ниже — чистое поле листа, куда будет записывать все, сказанное детьми)

— Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своем деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как команды выразили свои мнения, сравнив пары профессий из 5-го задания). Сегодня на встречу с вами пришли люди, каждый из которых большой профессионал в деле, которым он занимается. (Выступление гостей 3 минуты)

— Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.

Задание №5. Рефлексия, т.е. обратная связь.

Ребята, мне хочется понять, как повлиял наш содержательный разговор, обмен мнениями на ваше настроение. Какие у вас возникли мысли, чувства? Выразите в рисунках то, что пробудила в вашем воображении обсуждаемая тема «МИР ПРОФЕССИЙ».

(Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску)

— Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!



Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса для 8 а класса «Мир техники».

Подготовил и провел учитель ТО Долбня С.Н.     28.04.2022 г.

Введение.

Данный конкурс «Мир техники» предназначен для проведения мероприятия..Конкурс предполагает развитие творческих способностей детей, занимающихся на уроках технологии и в кружке технического моделирования.Уастники конкурса познакомятся с некоторыми техническими профессиями и специальностями, что может в дальнейшем определить их профессиональную ориентацию.

Цель мероприятия: развитие личности, способной к техническому творчеству через формирование у нее технического мышления и навыков моделирования, знакомство с профессиями.

Задачи:

- познакомить обучающихся с историей различных видов техники;

--развивать смекалку детей, техническую любознательность, изобретательность и интерес к творческой деятельности;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Возраст участников: 12-42 лет

Используемый метод обучения, воспитания: формирование познавательных интересов

Методологические приемы: беседа, диалог, демонстрация.

Форма проведения: теоретическое занятие, самостоятельная работа, конкурс.

Реквизит для проведения конкурсов

- листы бумаги для изготовления самолёта в технике «Оригами»;

-2 комплекта пазлов «Самолеты»;

- 2 развёртки модели автомобиля;

-протокол для жюри (приложение №1)

- ручки, ножницы, клей, бумага.

Сценарий.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мир, в котором мы живем, невозможно представить без различных технических изобретений. Машины, самолеты, пароходы и многое другое значительно упростили жизнь человека, сделали ее легче и интереснее.

Техника возникла одновременно с образованием человеческого общества. Она порождена человеком, обеспечивает ему независимость от природы и служит средством удовлетворения его потребностей. В то же время техника формирует нового человека, она создала предпосылки для появления новых потребностей. История техники – это и история развития, совершенствования технических объектов, технологий, и история развития общества.

Насколько вы знакомы с различными видами техники - покажет наш сегодняшний конкурс «Мир техники». Участвовать будут 2 команды и вскоре мы увидим, какая из них лучше всех справится с нашими заданиями.

Итак, первый конкурс - блиц-опрос и загадки. Необходимо выполнять следующее условие - если команда не знает правильный ответ, то это может сделать одна из других команд. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Задание 1-а. Блиц-опрос

  1. Что в переводе с греческого означает слово автомобиль?

(Самодвижущийся)

  1. Что в переводе с латинского означает «авиация»?

(Птица)

  1. Как называется окно в самолете?

(Иллюминатор)

  1. Как называются колёса самолета?

(Шасси׳)

  1. Как называется место пассажира в самолете?

(Кресло)

  1. Как называется «водитель» самолета?

(Пилот)

  1. Где находятся приборы управления самолета?

(В кабине)

  1. Девушка, обслуживающая пассажиров в самолете?

(Стюардесса)

  1. Как называется руль в самолете?

(Штурвал)

  1. Как называется команда, обслуживающая самолет?

(Экипаж)

  1. Чем вместо бензина заправляли самый первый автомобиль?

(Дровами)

  1. Как называется корабль, который может плавать во льдах?

(Ледокол)

Задание 1-б. Загадки

1. Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная?

(Телевизор)

2. Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.

(Самолёт)

3. От ветра он не прячется,
А, грудь, подставив, катится.

(Парусник)

4. Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
— Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
Горстью землю рою,
Путь подземный строю.

(Экскаватор)

5. Что за чудо-дом, ребята,
Пассажиров много в нём.
Усами проводов касается,
Транспортом называется.

(Троллейбус)

6. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Задание 2. Изготовление самолёта

Ведущий: Человек мечтал покорить небо и летать как птица с самых древних времён. Вспомните миф про Дедала и Икара, смастеривших крылья, чтобы спастись от жестокого критского правителя.

Несмотря на огромное множество попыток создать летательный аппарат или некое подобие крыльев, мечты о покорении неба сбылись только в начале ХХ века.

Первым летательным аппаратом историки и эксперты со всего мира признают творение Орвилла и Вильбура Райтов, которое 17 декабря 1903 года сумело пролететь более двухсот метров и продержаться в воздухе практически одну минуту.

А вы сейчас изготовите свой самолёт. Это будет самолёт в технике оригами. После сборки мы проведём соревнование на дальность полёта изготовленного вами самолёта.

За правильно и быстро изготовленную модель вы получаете 4 балла. Чей самолёт пролетит дальше, то получит ещё 2 балла.


Задание 3. «Собери пазлы».

А для вас следующее задание. Перед вами лежит фото современного самолета, составленное из большого количества мелких деталей. Соберите детали в единое целое.

За правильно и быстро собранные пазлы вы получите 3 балла.




Задание 4. «Собери машину»

Что-то похожее на первый автомобиль изобрел простой крепостной Леонтий Шамшуренков, который жил в Нижнем Новгороде. 

1 ноября 1752 года его изобретение было представлено в столице Российской Империи – Санкт-Петербурге. Самоходная четырехколесная коляска могла разгоняться до пятнадцати километров в час и везти двух человек. Изобретатель представил общественности и первый счетчик пройденного пути, так называемый верстометр.

Первая паровая машина была построена в качестве игрушки для китайского императора. Было это в далеком 1672 году.

А вы сможете сделать свою машину из бумаги. Из представленного чертежа необходимо собрать модель машины. За правильно и быстро собранную модель машины вы получите 5 баллов.



После конкурсов идёт подведение итогов, награждение победителей.



Приложение №1

Протокол для жюри

Команды

Задание 1

«Блиц-опрос и загадки»

Задание 2

«Изготовление самолёта» и

«Чей дальше?»

Задание 3

 «Собери пазлы»

Задание 4.

«Собери машину»

Итог:

5 класс

6 класс




Предварительный просмотр:

МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

Внеклассное мероприятие по профессиональной ориентации    

Викторина «Хочу все знать» на тему« Город Мастеров.»

8б класс

Подготовил и провел учитель трудового обучения Долбня С.Н.

2021

Цели и задачи:

Образовательная:

- закрепить полученные в течение учебного года знания по трудовому обучению,

- повысить интерес к урокам труда;

- рассказать в игровой форме о разнообразии рабочих профессий и специальностей

Развивающая:

– развивать смекалку, находчивость, мышление;

Воспитательная:

– воспитывать внимание, память, эстетический вкус, уважение к профессиональному труду.

Коррекционная:

– расширять кругозор детей;

– развивать навыки коммуникативного общения, самообслуживания.

Ход игры

1. Выступление ведущего

Ведущий. Добрый день! Я рад приветствовать вас на игре "Брейн-ринг" среди учащихся восьмого класса. Наша игра проходит под девизом "Хочу все знать ". На ринг выходят две команды: "Виктория" и "Фортуна". Участники игры продемонстрируют сегодня свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области трудового обучения и профориентации.

2. Приветствие команд

Командиры представляют своих игроков.

Приветствие команды "Виктория":

Пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба, 
А только наши знания.

Приветствие команды "Фортуна":

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Ведущий. Сегодня вам пригодятся не только знания, но и дружба. Пусть победа и удача сопутствуют вам.

Команды занимают свои места.

Ведущий. 

Призовой фонд нашей игры -  занимательные журналы, которые получит каждый участник и коробка конфет команде-победительнице.

Послушайте правила игры: На обсуждение вопроса 1мин. После того как будет задан вопрос и дан сигнал, капитан той команды, которая знает ответ, подает сигнал  и сообщает нам, кто будет отвечать.

3.Разминка.

1. Закончи пословицу.

а) Век живи...

б) Терпенье и труд...

в) Не имей сто рублей, а имей...

г) Ум хорошо...

д) Любишь кататься, ...

е) Без труда...

ж) Не тот впереди, кто обогнал, а тот. Кто товарищу….(помогал)

и) Кто работает, болтает, тот ошибки….(совершает)

к) На лобзик сильно нажимал, много пилок…..(поломал)

л) Семь раз отмерь,…

м) Молоток не закрепил – и в окошко …..(угодил)

н) Кисть не вымыл, засушил, этим кисть я …..(погубил)

4. Логическая задача (cм. pис. №1)

http://festival.1september.ru/articles/521533/img1.jpg

5. Задание. улица «Столяров». СЛАЙД№1

Задание: из трех брусков разных размеров нужно смастерить кроватку для куклы. СЛАЙД№2

Пока наши мастера трудятся вспомним какими еще инструменты нужны для столярных работ.

Пока наши участники выполняют первое свое задание, мы отгадаем загадки. СЛАЙД№3-4

Без инструмента столяр не мастер, отгадайте о каком инструменте я буду говорить.

Кто помог исправить мне дверной замок

Это он усердный друг мой… /молоток/.

Дома кто приладить вешалку помог

Это он хороший друг мой…/молоток/

Но прежде чем проверить, кто лучше владеет этим инструментом, нам необходимо вспомнить правила работы с молотком, чтобы не поранить себя и окружающих.

Итак, мы отправляемся в «город Мастеров» и первая наша улица «Столяров».

Кланяется, кланяется

Придет домой – растянется /топор/

Жует, жует, сама не ест

Другим не дает. /пила/

Железный некто

По нему ударит крепко.

И он пропал,

Осталась кепка./молоток, гвоздь/

А теперь посмотрим, как наши мастера справились с работой.

6. Задание. улица «Строителей».СЛАЙД№5

СЛАЙД №6. Команда должна организовать строительную бригаду из двух мастеров.

На листе картона из цветной бумаги – надо «построить дом»./аппликация из геометрических фигур». Когда построите дом, расскажите, для какого сказочного героя вы его строили.

Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы с ножницами.

Посмотрите какие красивые дома построили, маши мастера. А вы знаете сколько для строительства нужно материала? Также необходима разная техника – машины.

СЛАЙД № 13. Какие машины работают на стройках?

Наши капитаны должны выложить любую машину из палочек.

Пока наши капитаны работают давайте разгадаем загадки, а ответы вы найдете, глядя на дома которые были построены нашими строителями.

Жюри оценивает выполнение капитанами машин из палочек.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Надо закончить предложения.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

Самолётом правит… (лётчик).

Клеит книжки… (переплётчик).

В школе учит нас… (учитель)

Строит здания… (строитель).

Красит стены нам… (маляр).

Столы делает… (столяр).

Песни нам поёт… (певец).

Торговлей занят… (продавец).

На станке ткёт ткани… (ткач).

От болезней лечит… (врач).

Лекарства выдаст нам… (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьёт… (сапожник).

С другого языка переведёт… (переводчик).

Исправит кран… (водопроводчик).

Часы чинит… (часовщик).

Грузит краном… (крановщик).

Рыбу ловит нам… (рыбак).

Служит на море… (моряк).

Хлеб убирает… (комбайнёр).

В шахте трудится…(шахтёр).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всё знает - молодец

7. Задание. Конкурс: «Отпилить брусок»

Каждая команда получает деревянный брусок длиной 120 см с ровно отпиленными торцами. Участники каждой команды поочередно выходят к верстаку, отмеряют на бруске заготовку длиной 20 см и отпиливают ее. Каждая команда должна отпилить по 4 заготовки.

Оценивается скорость - максимальная оценка 3 балла. Соответствие заданной

длины – 1 балл, Ровность отпиленных торцов – 1 балл.

Подведем итог.

Что делали, что понравилось?

А что было трудно?

Да, мы много сегодня узнали интересного о труде, о профессиях. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях. Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии. За всё, что создано для нас, Мы благодарны людям, Придёт пора, настанет час, И мы трудиться будем. Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела. До свидания! До новых встреч/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год

План посещение школы и подготовки материалов...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....