Межпредметные связи на уроках (на примере биологии)
статья по биологии на тему
Статья посвящена межпредметным связям на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_na_urokah.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)
Долбнев Василий Викторович,
учитель биологии и географии МКООУ СШИ с. Виахту Сахалинской области,
первая квалификационная категория
Введение
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Понятие и классификация межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин). Все вышеперечисленные определения конечно верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Функции межпредметных связей
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают расширять кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении, Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Классификация межпредметных связей
Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей. Классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом выделить внутрикурсовые связи (связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии; связи между неорганической и органической химией – курса химии…), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например ботаники, органической химии, новейшей истории. Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.
Формы Межпредметных связей | Типы Межпредметных связей | Виды Межпредметных связей |
1) По составу | 1) содержательные | по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
2) операционные | по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям | |
3) методические | по использованию педагогических методов и приемов | |
4) организационные | по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса | |
2) По направлению | Односторонние, Двусторонние, Многосторонние | Прямые; обратные, Или восстановительные |
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) | 1) хронологические 2) хронометрические | 1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные |
1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие |
Литература:
1. Найдите биологическую неточность в стихотворении А.А.Фета «Бабочка»:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Вес бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот – дышу.
(у бабочки не 2, а 4 крыла)
2. Перевод с русского на русский: переведи знакомую пословицу с языка биологических терминов:
Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости.
(Ложка дегтя портит бочку меда)
3Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество
(Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит)
4. Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г. Х. Андерсену? К какому она относится отряду? (соловей)
5. В русском языке немало пословиц, где упоминаются млекопитающие животные, Напишите 3 пословицы и объясните их смысл.
Русский язык
Исследуйте фразеологизмы:
нем, как рыба
как рыба в воде
Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки
зрения?
География:
Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин)
История:
На чьём оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (павлина)
Математика:
Решите задачу:
Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг)
Физкультура
Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции)
Заключение
Реализации идеи межпредметных связей давно уделяется внимание в педагогике. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Список используемой литературы
1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) [Текст] / авт.-сост. М.Е. Сергеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.
2. Ильченко, В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии [Текст] / В.Р. Ильченко. - М.: Просвещение, 1986.
3. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в обучении [Текст] / П.Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1983.
4. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии [Текст] / В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. - М.: Просвещение, 1987.
5. Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / Г.Ф. Федорец. – М.: Народное образование, 1985.
6. Федорова, В. Н. Межпредметные связи [Текст] / В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин. – М.: Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи на уроках химии и биологии
По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством ...
Межпредметные связи на уроках биологии
В данной статье указана связь биологии с разными предметами школьного курса...
Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)
В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...
Использование межпредметных связей на уроках биологии. Методические разработки по курсу "Биология"
В данном сборнике предложен ряд разработок уроков или фрагментов уроков с использованием межпредметных связей с экологией и психологией. На современном этапе развития образования формирование метапред...
Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.
Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...
Межпредметные связи на уроке информатики на примере решения алгоритмической задачи
Статья на конкретном примере описывает внедрение межпредметных связей в учебный процесс, а также их адаптацию и реализацию в рамках школьной программы и уровня подготовки учащихся и преподавателя...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...