Информационные образовательные ресурсы как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся
статья по технологии

Аушина Елена Георгиевна

В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Именно поэтому одна из 4-х междисциплинарных программ ФГОС направлена на  формирование ИКТ-компетентности обучающихся, что осуществимо только при создании информационных образовательных ресурсов (ИОР), как комплексного средства обучения, обеспечивающего все виды учебной деятельности и позволяющего осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования предметных и универсальных компетенций.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аушина Елена Георгиевна,

учитель технологии БОУ "Русскополянская школа №2"

Русско-Полянского муниципального района

Омской области

 Информационные образовательные ресурсы как средство  формирования ИКТ-компетентности обучающихся

      В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Именно поэтому одна из 4-х междисциплинарных программ ФГОС направлена на  формирование ИКТ-компетентности обучающихся, что осуществимо только при создании информационных образовательных ресурсов (ИОР), как комплексного средства обучения, обеспечивающего все виды учебной деятельности и позволяющего осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования предметных и универсальных компетенций.   Применение в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий позволяет перевести учебный процесс на качественно более высокий уровень. С помощью ИОР можно получать в различной форме учебную и справочную информацию, организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать определенные виды мышления.

      Конечно, формирование и использование ИОР требует определенного технического оснащения учебного кабинета и школы в целом. Это оснащение проведено в нашей школе: в каждом кабинете есть ПК и доступ к Интернету, действует единая сеть школы, оборудован кабинет информатики, где можно проводить отдельные занятия, предусматривающие индивидуальное использование ПК обучающимися для выполнения учебных заданий.

      На этой базе появилась возможность для создания ИОР по предмету технология, состоящего из четырех компонентов:    

  1. Содержательный методический и дидактический компонент
  2. Контрольно-оценочный компонент
  3. Справочно - информационный компонент
  4. Научный компонент

     Формирование ИОР по технологии начиналось с содержательного компонента: Интернет использовался для поиска и накопления методического и дидактического материала по предмету, инструментарий ПК применялся для составления программ, технологических карт, выполнения презентаций и дидактического материала к урокам. Затем ИКТ были использованы во внеурочной деятельности: инструментарий игровых программ по моделированию костюма, причесок и макияжа применялся как виртуальный конструктор на занятиях факультатива и элективных курсов. Результатом факультатива "Юный модельер" является коллекция из пяти моделей, причем семиклассницы имеют возможность не только создать эскизы костюмов, но и осуществить постановку показа мод на виртуальном подиуме, подбирая фонограмму, движения манекенщиц и дизайн подиума, то есть девочки в игровой форме  знакомятся с профессией художника-модельера. Конечные продукты курсов могут быть выполнены только с использованием ИКТ, причем виртуальное моделирование дает возможность в короткие сроки проработать множество  разнообразных вариантов и выбрать из них наиболее приемлемые.

      Развитие и наполнение ИОР по предмету предполагает определенный уровень профессиональной подготовки педагога, курсы повышения квалификации ИРООО 2009 года по теме " Использование ИКТ при обучении технологии" позволили сделать очередной шаг в этом направлении: была освоена методика выполнения электронных учебно-методических пакетов (ЭУМП) к урокам.

     Например, для проведения урока-семинара  "Оформление и формы защиты творческого проекта" разработан электронный учебно-методический пакет, который может использоваться учителями при подготовке к уроку и учащимися для самоподготовки. Пакет содержит презентацию "Вводный слайд", через гиперссылки которой можно выйти на все материалы урока. Использование ИОР при подготовке и проведении семинара способствует расширению содержания предмета, осуществлению метапредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, то есть дает возможность осуществлять деятельностный подход в обучении, формировать УУД. При этом средства ИКТ применяются обучающимися не только как источник информации, инструментарий ПК используется на всех стадиях выполнеения проекта: 50 % уроков по данному модулю проходят в кабинете информатики, где ученики оформляют документацию проектов, готовят наглядный материал к защитам (используя Microsoft Word и Microsoft Power Point), проверяют свои знания через электронные тесты (My Test), проводят взаимооценку защит проектов (используя таблицы Microsoft Excel для ускорения подсчета баллов при критериальном оценивании).

      Развитие умений по использованию ИОР в сочетании с предметными знаниями составляют основу для формирования ключевых компетенций, которые обеспечивают обучающимся не только наличие знаний, умений и навыков, но и готовность применять их в конкретной ситуации, актуальной в данный момент, что очень важно в условиях введения ФГОС.

     Новые образовательные стандарты предполагают учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся. Примером может служить практическая работа для 5 класса "Создание композиции прихваток в графическом редакторе Paint". Эта работа является  заданием 3-го уровня сложности, направленная на совершенствование ключевых знаний по выбору цветовой гаммы композиции с использованием  цветового круга и приобретение новых знаний по применению инструментов графического редактора. Это задание можно выполнить и без использования ИКТ, но потребуется гораздо больше времени на проработку вариантов, на выполнение рисунка и описание работы. Кроме того, качество схем и рисунков будет гораздо ниже и палитра красок будет менее разнообразной.

     Использование ИОР способствует формированию следующих видов ИКТ-компетентности, как составной части УУД: познавательных (использование различных приемов поиска информации в Интернете, формирование собственного информационного пространства,  создание наглядного материала к сообщениям, создание графических объектов,  моделирование объектов); личностных (повышение мотивации к обучению); коммуникативных (организация групповой деятельности с использованием ИОР, обмен информацией, осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве школы, выступление перед аудиторией с видеоподдержкой); регулятивных (осуществление самоконтроля и взаимоконтроля инструментами ИКТ).

      Формирование ИКТ-компетентностей, как важнейшего результата реализации стандарта, является одним из основных положений ФГОС. Это положение в свою очередь обусловлено потребностями современной цивилизации. Выполнение этой задачи в объемах и измерениях, намеченных стандартом, осуществимо только при использовании ИОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные информационно-образовательные ресурсы как средство изучения математики

Данный урок предназначен для учителей математики 5 - 7 классов. Материал его может быть использован как на математическом кружке, так и во внеклассных мероприятиях....

Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии

Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии. Из опыта работы....

Конспект урока с использованием ЭОР Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

Тема                  «Решение задач на применение второго признака равенстватреугольников» 7 классВторой уро...

Факультативный курс "Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет"

Факультативный курс «Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет» предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений и нацелены на развитие их информационной культуры. Факультативные зан...

Информационные образовательные ресурсы на уроках биологии.

Статья рассматриет ряд вопросов по использованию средств мультимедиа на уроках биологии....

Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне ...