Факультативный курс "Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_resursy_seti_internet_2012.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс
“Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет”
Факультативный курс «Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет» предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений и нацелены на развитие их информационной культуры. Факультативные занятия позволяют систематизировать знания учащихся о современных информационно-коммуникационных технологиях, расширить их представления о структуре и принципах организации глобальной сети Интернет, её основных сервисах и возможностях.
Пояснительная записка
На современном этапе развития информационного общества формирование информационной культуры учащихся является одной из приоритетных задач обучения информатике на уровне общего среднего образования. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения в соответствии с выделенными в учебной программе содержательными линиями.
В настоящее время значительную часть информации учащиеся получают не только в рамках образовательного процесса, но и из других источников (средств массовой информации, глобальной сети Интернет и др.). Поэтому задача формирования знаний о компьютерных информационных сетях, умений работы в них, а также использования полученной информации в целях самообразования и саморазвития является весьма актуальной.
Факультативные занятия дополняют учебную программу по информатике и реализуют преемственность по выделенным в ней содержательным линиям «Компьютерные информационные технологии» и «Коммуникационные технологии».
Цель факультативных занятий:
формирование информационной культуры учащихся, как основы эффективности различных видов деятельности с использованием компьютерных сетей.
Задачи факультативных занятий:
систематизация знаний учащихся о современных информационно-коммуникационных технологиях, расширение представлений о структуре и принципах организации сети Интернет;
формирование умений использования основных служб и сервисов сети Интернет;
развитие умений организации эффективного поиска информации в сети Интернет;
обеспечение безопасной работы в глобальной сети Интернет;
развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся по использованию образовательных ресурсов сети Интернет в различных предметных областях;
повышение мотивации учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся о структуре и принципах организации глобальной сети Интернет, её основных сервиса: и возможностях, способах обеспечения информационной безопасности при работе в Интернете.
Значительная роль в программе отводится развитию умений учащихся по организации эффективного поиска информации в сети Интернет. Рассматриваются возможности поисковых систем, методы оптимизации поиска информации.
Значительный объём учебного времени отводится ознакомлению учащихся с образовательными ресурсами сети Интернет. Учащиеся знакомятся с национальными информационными и образовательными ресурсами, сайтами официальных структур с целью формирования представлений о развитии сети Интернет в РФ. Предусмотрено изучение возможностей и видов дистанционного обучения, особенностей участия в различных сетевых образовательных проектах и конкурсах (предметные олимпиады, интернет-конференции, дистанционные обучающие курсы и др.). Образовательный потенциал сети Интернет раскрывается также через изучение возможностей электронных библиотек, энциклопедий, других структурированных хранилищ учебной информации, посещение учащимися виртуальных музеев и выставок.
Занятия могут проводиться в различных формах с преобладанием проблемных форм организации обучения (семинары, дискуссии, конференции, деловые игры, турниры и др.) и использованием поисковых, исследовательских, эвристических методов. Использование обозначенных организационных форм и методов в совокупности с формой предъявления содержания обеспечивает занимательный характер факультативного занятия, что способствует формированию интереса учащихся к информатике, их осознанному профессиональному самоопределению, нацеленности на дальнейшее продолжение образования.
Учебно-методическое обеспечение факультативных занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Программа факультативных занятий рассчитана на 34 ч. (11 кл.) или 35 часов (10 кл.) (1 ч. в неделю) и рекомендуется учащимся X-XI классов.
Содержание
Интернет: глобальное информационное пространство (5 ч)
Тенденции перехода к информационному обществу.
Истоки и история развития сети Интернет.
Доступ в сеть Интернет.
Характеристика популярных браузеров.
Информационные сервисы сети Интернет (10 ч)
Виды интернет-ресурсов.
Информационные ресурсы сети Интернет.
Основные сервисы Интернет: Всемирная паутина, электронная почта и списки рассылки, чаты, форумы, группы новостей, интерактивные сервисы.
Сервисы Веб 2.0.
Безопасность при работе в сети Интернет.
Оптимизация поиска информации в глобальной сети (8 ч)
Поисковые системы.
Механизмы работы поисковых систем.
Формирование информационного запроса, ключевые слова.
Язык поисковых запросов.
Расширенный поиск.
Поиск различных видов информации на образовательных ресурсах.
Образовательные ресурсы сети Интернет (11 ч)
Национальные образовательные ресурсы.
Понятие о дистанционном обучении.
Сетевые образовательные проекты.
Понятие электронной библиотеки.
Форматы хранения электронных библиотечных документов.
Поиск документов в электронной библиотеке.
Технологии работы со справочными изданиями.
Работа с сетевыми справочниками и энциклопедиями.
Виртуальные музеи и выставки.
Образовательные ресурсы сети Интернет (по учебным предметам).
Резерв 1-2 ч.
Ожидаемые результаты
Факультативные занятия позволят:
повысить мотивацию и интерес учащихся к изучению информатики, активизировать их учебно-познавательную деятельность, воспитать самостоятельность и ответственность;
расширить и дополнить содержание учебного предмета по теме «Компьютерные коммуникации и Интернет».
Факультативные занятия нацелены на формирование у учащихся умений:
по организации эффективного поиска необходимой информации в глобальной сети Интернет;
участию в сетевых образовательных проектах;
работе с сетевыми образовательными ресурсами, электронными библиотечными хранилищами.
Общая характеристика факультативных занятий
Факультативные занятия системно сопровождают учебную программу по предмету и предназначены для реализации преемственности по выделенным в основном курсе информатики содержательным линиям «Компьютерные информационные технологии» и «Коммуникационные технологии».
Факультативные занятия нацелены на формирование информационно-коммуникационной грамотности учащихся как основы эффективности выполнения различных видов деятельности и решения практических задач (преимущественно на основе использования ресурсов глобальных компьютерных сетей).
При проведении занятий необходимо реализовать следующие основные задачи:
систематизировать знания учащихся о современных информационно-коммуникационных технологиях, расширить представления о структуре и принципах организации глобальной сети Интернет;
формировать умения использования основных служб и сервисов Интернета, организации эффективного поиска необходимой информации, обеспечения безопасной работы в глобальных компьютерных сетях;
познакомить учащихся с актуальным образовательным потенциалом сети Интернет, возможностями её использования в целях самообразования;
способствовать повышению мотивации учащихся к изучению информатики, формировать механизмы самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Курс факультативных занятий построен в соответствии с логикой освоения основных сведений и формирования ключевых умений для работы в глобальных компьютерных сетях.
Первоначально учащиеся знакомятся с тенденциями перехода к информационному обществу и сопряжёнными с данным процессом вопросами. Актуализируются знания учащихся об истоках и истории развития сети Интернет. Рассматриваются различные способы подключения к сети Интернет, выбора провайдера, особенности использования браузеров.
Педагогическая деятельность нацеливается на систематизацию и расширение представлений учащихся о структуре и принципах организации глобальной сети Интернет, её основных сервисах и возможностях с учётом максимально широкой представленности рассмотрения интернет-сервисов. Необходимо познакомить учащихся с механизмами организации и принципами работы сети Интернет, возможностями интерактивного общения, методами обеспечения информационной безопасности при работе в Интернете.
Значительная роль отводится формированию у учащихся навыков организации и оптимизации поиска информации в сети Интернет. Необходимо уделить внимание осознанию учащимися механизмов и принципов работы поисковых систем, освоению методов оптимизации поиска на этапах формирования информационного запроса и выбора поисковых систем с учётом специфики информации и формы её представления.
Наибольший объём учебного времени отводится на непосредственное освоение информационного пространства сети Интернет в контексте раскрытия его образовательного потенциала и возможностей для саморазвития. Учащиеся должны познакомиться с национальными информационными и образовательными ресурсами, сайтами официальных структур с целью формирования представлений об актуальном уровне развития интернет-индустрии, развитии интернет-сервисов и служб. Необходимо ознакомить учащихся со спецификой, возможностями и видами дистанционного обучения, особенностями участия в различных сетевых образовательных проектах и конкурсах (предметные олимпиады, интернет-конференции, дистанционные обучающие курсы и др.). Образовательный потенциал сети Интернет раскрывается для учащихся посредством их знакомства с возможностями электронных библиотек, энциклопедий, других структурированных хранилищ учебной информации, а также посещения виртуальных музеев и выставок. С учётом интересов и склонностей учащихся может быть организовано их знакомство с различными образовательными ресурсами сети Интернет (по учебным предметам).
Специфика факультативного занятия состоит в использовании задачно-целевой формы организации обучения, что предполагает осуществление образовательного процесса на основе постановки проблемных задач и ситуаций, их самостоятельного решения учащимися при консультативной и организационной помощи педагога.
Занятия проводятся в различных формах с преобладанием проблемных форм организации обучения (семинары, дискуссии, турниры й др.) и применением поисковых, исследовательских, эвристических методов. При использовании обозначенных организационных форм и методов в совокупности с формой предъявления учебного материала обеспечивается занимательный характер факультативных занятий. Это способствует формированию интереса учащихся к информатике, приобретению опыта творческой деятельности, их осознанному профессиональному самоопределению, нацеленности на дальнейшее продолжение образования.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Дата | Тема | Цель занятия |
Раздел 1. Интернет: глобальное информационное пространство |
1 | Тенденции перехода к информационному обществу. | Познакомить учащихся с тенденциями перехода к постиндустриальному информационному обществу, современными требованиями к уровню информационной культуры человека. |
2 | История развития сети Интернет. | Познакомить учащихся с истоками сети Интернет, основными этапами её становления. |
3 | Доступ в Интернет. | Познакомить учащихся с основными понятиями организации доступа в Интернет, механизмами тарификаций трафика и способами анализа различных предложений провайдеров исходя из собственных потребностей и запросов работы в сети. |
4 | Способы подключения к сети Интернет. | Познакомить учащихся с различными способами подключения к сети Интернет и небходимым для этого оборудованием. |
5 | Характеристика популярных браузеров. | Познакомить учащихся с различными популярными браузерами и их спецификой. |
Раздел 2. Информационные сервисы сети Интернет |
6 | Виды интернет-ресурсов. Государственные информационные ресурсы. Корпоративные сайты. | Познакомить учащихся с классификацией интернет-ресурсов, включая информационные и образовательные ресурсы, интернет-сервисы. |
7 | Сайты-визитки. Порталы. Тематические сайты. | Познакомить учащихся со спецификой использования в учебных целях и основными различиями между сайтами-визитками, порталами, тематическими сайтами. |
8 | Интернет-издания. Новостные ресурсы. | Познакомить учащихся со спецификой электронных журналов и газет, возможностями использования новостных ресурсов. |
9 | Интернет-сервисы. Всемирная паутина. Сервисы коммуникаций: электронная почта. | Познакомить учащихся с основными видами интернет-сервисов и возможностями их использования в учебной деятельности. |
10 | Форумы, чаты, интернет-пейджеры. Интернет-радио и телевидение. | Познакомить учащихся со спецификой использования сервисов коммуникаций (форумов, чатов, интернет-пейджеров), интернет-радио и телевидения в целях самообразования. |
11 | Сервисы Веб 2.0. Подписка на новости в формате RSS. | Познакомить учащихся с сервисами Веб 2.0, организацией подписки на новости информационно-образовательных ресурсов. |
12 | Блоги. Создание персонального блога. | Познакомить учащихся с возможностями использования блогов в самостоятельной учебной деятельности, создания и ведения персональн. блога. |
13 | Средства для хранения закладок на веб-страницы. Энциклопедии коллективного авторства на базе технологии WikiWiki. | Познакомить учащихся с возможностями использования средств для хранения закладок на веб-страницы, энциклопедий коллективного авторства на базе технологии WikiWiki. |
14 | Социальные сети. Торговые площадки в сети Интернет. | Познакомить учащихся с особенностями электронной коммерции, механизмами функционирования социальных сетей. |
15 | Безопасность при работе в сети Интернет. | Познакомить учащихся с основами безопасности при работе в сети Интернет. |
Раздел 3. Оптимизация поиска информации в глобальной сети |
16 | Поисковые системы: машины (индексы), тематические каталоги | Познакомить учащихся со спецификой работы поисковых машин и организации тематических каталогов. |
17 | Организация поиска информации. Методы оптимизации поиска. Поиск по ключевым словам | Познакомить учащихся с методами организации и планирования эффективного поиска, оптимизации поиска на различных этапах. |
18 | Поиск с использованием языка запросов | Познакомить учащихся с возможностями и спецификой поиска учебной информации с использованием языка запросов. |
19 | Расширенный поиск. Поиск изображений. Поиск по формату файлов. | Познакомить учащихся с возможностями расширенного поиска (организации поиска изображений, поиска файлов по формату). |
20 | Поиск адреса сайта. Поиск по региону и доменной зоне. Поиск по дате. | Познакомить учащихся с возможностями расширенного поиска (адреса сайта, поиска по региону и доменной зоне, по дате). |
21 | Поиск в найденном и по сайту. Поиск в новостях и блогосфере. | Познакомить учащихся с возможностями расширенного поиска (в найденном и по сайту, в новостях и блогосфере). |
22 | Метапоиск. Специализированные возможности поиска. | Познакомить учащихся с возможностями метапоисковых систем, специализированными возможностями поиска. |
23 | Поисковые турниры, Кубок Яндекса. | Познакомить учащихся с возможностями участия в поисковых турнирах. |
Раздел 4. Образовательные ресурсы сети Интернет |
24 | Национальные образовательные ресурсы | Познакомить учащихся со структурой национальных интернет-ресурсов и возможностями их использования в учебных целях |
25 | Понятие о дистанционном обучении | Познакомить учащихся с основами дистанционного обучения, возможностями самообразования |
26 | Сетевые образовательные проекты (олимпиады, конференции, конкурсы). | Познакомить учащихся с видами и спецификой участия в дистанционных образовательных проектах (олимпиадах, конференциях, конкурсах). |
27 | Понятие электронной библиотеки. Форматы хранения электронных библиотечных документов. | Познакомить учащихся с основными возможностями использования электронных библиотек, форматами хранения электронных библиотечных документов |
28 | Поиск документов в электронной библиотеке. | Познакомить учащихся со спецификой поиска различных документов в электронной библиотеке. |
29 | Технологии работы со справочными изданиями. | Познакомить учащихся со спецификой различных электронных информационно-справочных изданий. |
30 | Работа с сетевыми справочниками и энциклопедиями. | Познакомить учащихся с возможностями использования сетевых справочников и энциклопедий в целях самообразования. |
31 | Виртуальные музеи и выставки. | Познакомить учащихся с возможностями самообразования с использованием виртуальных музеев и выставок. |
32 | Образовательные ресурсы сети Интернет (по учебным предметам). | Познакомить учащихся с возможностями использования специализированных образовательных ресурсов (по учебным предметам). |
33 | Образовательные ресурсы сети Интернет (по учебным предметам). | Познакомить учащихся с возможностями использования специализированных образовательных ресурсов (по учебным предметам). |
34 | Образовательные ресурсы сети Интернет (по учебным предметам). | Познакомить учащихся с возможностями использования специализированных образовательных ресурсов (по учебным предметам). |
35 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТМинистерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационны...
Проект на тему « Новый вид источников учебной информации по истории –образовательные ресурсы сети Интернет»
Цели и задачи исследования. Понимая всю сложность и многогранность работы по использованию образовательных Интернет ресурсов по истории , я попыталась при помощи изучения разнообразных ре...
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
Аннотация В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные...
Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.
Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....
Рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет в работе учителя.
Презентация с перечнем некоторых сайтов сети Интернет, использование которых может помочь в работе как учителям английского языка, учителям-предметникам, так и классным руководителям.Реком...
План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)
Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология Живой ор...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети интернет (Шалова В.В. Иностранные языки в школе.-2014. - № 6) Использование Интернета для формирования и развития языковой составляющей коммуникативной ком
Материал предназначен для учителей английского языка (с указанием ссылок на интернет- ресурсы)...