Характеристика умственной отсталости
рабочая программа

Саяпина Мария Григорьевна

Краткое описание нозологии умственной отсталости учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_uo.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Саяпина М. Г.

Характеристика умственной отсталости (УО).

В данной форме диагноза лежит недоразвитие всех сторон психики:

  1. Познавательных процессов
  2. Эмоционально-волевой сферы
  3. Личности
  4. Потребности мотивационной сферы и пр.

Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности. Типичной моделью недоразвития является умственная отсталость.

Умственная отсталость – состояние задержанного или не полного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы. Атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

У учеников с УО, выражены расстройства памяти, особенно долговременной; наблюдается очень резкая истощаемость психических процессов, что сильно ухудшает работоспособность больных даже с лёгким интеллектуальным дефектом. Дети быстро утомляются, часто жалуются на головную боль.

При лёгкой умственной отсталости интеллектуальный коэффициент составляет 69-50. Обучение в коррекционной школе по социальной программе основанной на наглядных методах обучения, значительно облегчает усвоение школьных предметов. Речевые навыки приобретаются с большой задержкой, полное владение не достигается. В речи характерны фонетические искажения, ограниченности словарного запаса, недостаточность понимания слов и не точное употребление слов. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, восприятие затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточно улавливает сходство.

Произвольное внимание нецеленаправленное, требует больших усилий для привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризируется большой отвлекаемостью.

Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Слабая регулирующая роль мышления в поведении.

Память отличается замедленностью не прочностью запоминания, быстротой забывания, не достаточностью воспроизведения. Наиболее не развитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказываться сохранной.

Эмоции не достаточно дифференцированы, неадекватны.

Развитие навыков самообслуживания отстаёт. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких движений пальцев.

Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Ученика подготавливают к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллегтивов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости

В статье подробно описаны особенности психического  и психологического развития детей с легкой степенью умственной отсталостию...

Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)

Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью

Психолого-педагогическая характеристика обучающихсяс легкой умственной отсталостью...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с  тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

  В чем своеобразие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталого ребёнка?   Умственная отсталость – это не просто «малое ко...