Характеристика умственной отсталости
рабочая программа
Краткое описание нозологии умственной отсталости учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_uo.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Саяпина М. Г.
Характеристика умственной отсталости (УО).
В данной форме диагноза лежит недоразвитие всех сторон психики:
- Познавательных процессов
- Эмоционально-волевой сферы
- Личности
- Потребности мотивационной сферы и пр.
Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности. Типичной моделью недоразвития является умственная отсталость.
Умственная отсталость – состояние задержанного или не полного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы. Атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
У учеников с УО, выражены расстройства памяти, особенно долговременной; наблюдается очень резкая истощаемость психических процессов, что сильно ухудшает работоспособность больных даже с лёгким интеллектуальным дефектом. Дети быстро утомляются, часто жалуются на головную боль.
При лёгкой умственной отсталости интеллектуальный коэффициент составляет 69-50. Обучение в коррекционной школе по социальной программе основанной на наглядных методах обучения, значительно облегчает усвоение школьных предметов. Речевые навыки приобретаются с большой задержкой, полное владение не достигается. В речи характерны фонетические искажения, ограниченности словарного запаса, недостаточность понимания слов и не точное употребление слов. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.
Сужение и замедление зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, восприятие затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточно улавливает сходство.
Произвольное внимание нецеленаправленное, требует больших усилий для привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризируется большой отвлекаемостью.
Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Слабая регулирующая роль мышления в поведении.
Память отличается замедленностью не прочностью запоминания, быстротой забывания, не достаточностью воспроизведения. Наиболее не развитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказываться сохранной.
Эмоции не достаточно дифференцированы, неадекватны.
Развитие навыков самообслуживания отстаёт. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких движений пальцев.
Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Ученика подготавливают к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллегтивов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости
В статье подробно описаны особенности психического и психологического развития детей с легкой степенью умственной отсталостию...
Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)
Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
Психолого-педагогическая характеристика обучающихсяс легкой умственной отсталостью...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями с умственной отсталостью.
Олигофренопедагогика....
Характеристика умственной отсталости
Характеристика УО...
Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
В чем своеобразие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталого ребёнка? Умственная отсталость – это не просто «малое ко...