Характеристика умственной отсталости
статья
Предварительный просмотр:
Характеристика умственной отсталости (УО)
Интеллектуальные нарушения (УО) - это стойкое органическое поражение головного мозга, при котором наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.).
Проблема исследования нарушений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью привлекала внимание многих отечественных и зарубежных авторов. Вопрос о разнообразии сочетающихся нарушений у дошкольников рассматривался в середине XX века такими учёными, как Г. Зондерзорге, Х. Барт (Sondersorge, Barth), Ф. Хилл (Hill), Э. Фишер (Fischer) и Я. Дайк (специальная педагогика). В России основоположником понятия «структура дефекта» следует считать Л.С. Выготского. Именно в его исследованиях было отмечено, что в структуру дефекта входят первичный и вторичный дефекты, при этом первичный дефект является повреждением биологических систем, т. е. вызывается биологическими факторами, а вторичный дефект представляет следствие недоразвития высших психических функций.
Различная структура дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью вызывает различные виды (или степени) умственной отсталости. В литературе отмечается, что интеллектуальная недостаточность характеризуется стойким психическим недоразвитием, имеющим сложную структуру, системой различных наследственных, врождённых или рано приобретённых этиологических причин, носящих стойкий непрогрессирующий характер, которые затрудняют социальную адаптацию из-за превалирующих интеллектуальных нарушений.
Умственно отсталые лица – очень разнородная по составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, в период родов и в первые годы жизни (олигофрения); лица, у которых нарушения возникли после трех лет в результате травм и заболеваний; лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией) и заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ (фенилкетонурия и др.). Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции. К умственной отсталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга.
Этиология
Этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, полиморфны и выступают в сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения головного мозга. Патогенные факторы могут быть как экзогенными, так и эндогенными.
Экзогенные причины умственной отсталости: ∙ гипоксия плода и новорожденного;
∙ травматические поражения плода; ∙ нейроинфекции в раннем возрасте;
∙ тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте;
∙ тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.);
∙ различные интоксикации при беременности; ∙ врожденный сифилис и др.
Эндогенные причины умственной отсталости: ∙ наследственность;
∙ хромосомные аномалии;
∙ несовместимость крови матери и плода;
∙ нарушение белкового обмена в организме и др.
Важная роль в возникновении умственной отсталости принадлежит хроногенному фактору — периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Характер нарушений и клиническая картина во многом зависят от уровня морфологической и функциональной зрелости ЦНС. Большая часть (75%) олигофрении обусловлена поражением развивающегося мозга во внутриутробном периоде. Нарушения чаще происходят во время критических этапов их развития, которые характеризуются повышенной чувствительностью к воздействию патогенных факторов.
В практической работе используется «Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра» (МКБ — 10), в которой умственная отсталость подразделяется по степени выраженности с учетом психометрического критерия IQ.
∙ F70 Легкая умственная отсталость (IQ 50 — 69);
∙ F71 Умеренная умственная отсталость (IQ 35 — 49); ∙ F72 Тяжелая умственная отсталость (IQ 20 — 34);
∙ F73 Глубокая умственная отсталость (IQ ниже 20).
Психологические особенности детей с умственной отсталостью Психопатологические особенности при умственной отсталости, включая сам
интеллектуалъный дефект, полиморфны как по характеру, так и по степени выраженности. Остановимся на общих признаках, характерных для детей разного возраста.
На первом году жизни олигофрения проявляется отставанием в развитии моторики и недостаточностью эмоциональной сферы. Это отражается в иных, чем у нормально развивающихся сверстников, сроках становления и 17 развития основных рефлексов, неполноценности «комплекса оживления» в трехмесячном возрасте, неадекватном эмоциональном реагировании, излишней возбудимости или тормозимости.
На 2—3-м году умственная отсталость проявляется прежде всего в особенностях игровой деятельности. Игры отличаются манипулированием и непониманием игровых правил. У детей отмечается крайне низкая познавательная и коммуникативная активность. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания.
В дошкольном возрасте дети предпочитают подвижные и нецеленаправленные игры. Игры характеризуются стереотипностью, подражательностью, простыми бытовыми сюжетами. Эмоциональная сфера развита недостаточно, с низкой способностью к дифференцированию высших эмоций. Познавательная активность таких детей очень низкая. Произвольные процессы формируются медленно.
В школьном возрасте дети значительно отстают в познавательном развитии от сверстников, что находит отражение прежде всего в особенностях учебной деятельности и поведении. Клиническая картина умственной отсталости становится все более полиморфной, но на первый план выходят интеллектуальные проблемы. Интеллектуальная недостаточность наиболее ярко себя проявляет с началом обучения в школе (7 — 8 лет). Недостаточная способность к отвлеченному мышлению находит свое отражение в слабости предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности.
1. Особенности развития познавательной сферы Ощущения и восприятие:
∙ узость зрительного восприятия;
∙ недостаточная дифференцированность зрительного восприятия (неточное распознавание цветов);
∙ снижение остроты зрения;
∙ отождествление сходных предметов;
∙ недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям; ∙ нарушения пространственной ориентировки;
∙ пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности; ∙ распознавание объекта на основе неспецифических признаков.
Внимание:
∙ свойственно пассивное непроизвольное внимание;
∙ ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися детьми; ∙ недостаточность произвольного внимания;
∙ небольшой объем внимания; ∙ неустойчивость внимания;
∙ чрезмерная отвлекаемость; ∙ трудности переключения;
∙ неспособность распределения внимания между объектами. Память:
∙ развита очень слабо;
∙ преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам; ∙ наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;
∙ низкая точность и прочность запоминания;
∙ склонность к привнесениям при воспроизведении запомненного материала; ∙ наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса. Мышление:
∙ недостаточность всех уровней мыслительной деятельности; ∙ неумение обобщать и выделять главное;
∙ затруднения в наглядно-действенном решении задач; ∙ решение задач методом проб и ошибок;
∙ трудности при выполнении заданий на наглядно-образное и словеснологическое мышление;
∙ анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен; ∙ затруднения работы с образцом;
∙ сложности в установлении причинно-следственных связей; ∙ мышление стереотипно, тугоподвижно.
Речь:
∙ замедленное овладение речью;
∙ речевым общением пользуются с трудом;
∙ более позднее и дефектное развитие фонематического слуха; ∙ часто встречаются дефекты строения органов речи;
∙ косные стереотипы речевого поведения; ∙ бедность словарного запаса;
∙ существенное преобладание пассивного словаря над активным;
∙ дети используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное;
∙ значительные сложности в овладении диалогической речью;
∙ чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме);
∙ недостаточно сформирована регуляторная функция речи. Чтение и письмо:
∙ затруднения в овладении навыками чтения (общее недоразвитие речи и несформированность фонематического восприятия);
∙ медленное овладение техникой чтения; ∙ затруднения при письме на слух;
∙ несформированность основных предпосылок письменной речи. Моторика:
∙ моторное развитие замедленное; ∙ двигательная неловкость;
∙ плохая координация движений;
∙ трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели; ∙ отсутствие навыков самообслуживания;
∙ трудности овладения письмом.
2. Особенности деятельности
Для умственно отсталых детей характерно выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности.
Игровая деятельность:
∙ нарушение всех компонентов игровой деятельности; ∙ предпочтение игр в одиночку;
∙ однообразие и бедность воспроизводимых ситуаций; ∙ преобладание бытовых тем в игре;
∙ отсутствие творчества, бедность воображения; ∙ низкая активность;
∙ сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают. Изобразительная деятельность:
∙ формируется замедленно;
∙ трудности проведения простых линий;
∙ трудности в изображении деталей рисунка; ∙ отсутствие творчества, воображения. Учебная деятельность:
∙ отсутствие интереса к обучению;
∙ нарушения целенаправленности деятельности (неправильная ориентировка в задании, ошибочное и фрагментарное выполнение и т.д.);
∙ при трудностях – «соскальзывание» с правильных действий на ошибочные; ∙ критика к результатам своей деятельности недостаточная;
∙ импульсивность, слабая регуляция своего поведения; ∙ низкая работоспособность;
∙ группы учащихся, по-разному относящихся к учению: с положительным устойчиво продуктивным отношением, с неустойчиво продуктивным отношением, с малопродуктивным отношением, с индифферентным отношением.
3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности ∙ резко выраженное отставание в развитии эмоций;
∙ недифференцированность и нестабильность чувств; ∙ ограничение диапазона переживаний;
∙ крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья;
∙ импульсивность проявления эмоций, которая может быть сглажена воспитанием; ∙ стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов; ∙ неадекватная самооценка.
4. Поврежденное психическое развитие – деменция Деменция (слабоумие) – приобретенное необратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок, проявляющееся в ослаблении познавательных способностей, обеднении чувств и изменении поведения.
Приобретенное слабоумие вызывается болезнями или повреждением головного мозга. После трех лет умственная отсталость развивается в результате травм головного мозга, менингитов, энцефалитов, интоксикаций. Происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Интеллектуальный дефект при слабоумии также необратим. В отличие от олигофрении наряду с выраженными нарушениями может наблюдаться сохранность тех или иных функций. У детей с эпилепсией, шизофренией при прогрессировании заболеваний умственная отсталость усугубляется, появляются специфические особенности эмоциональной, волевой сферы и личности в целом (Шац И.К., 2002).
Органическая деменция возникает в результате органического поражения головного мозга инфекционного, травматического, токсического и другого генеза, а также как следствие текущего органического заболевания головного мозга (наследственно-дегенеративные заболевания, нейроревматизм, токсоплазмоз и др.). При этой форме деменции интеллектуальная недостаточность сопровождается характерными аффективными и волевыми нарушениями. Клиническая картина зависит от возраста, в котором началось заболевание.
Эпилептическая деменция проявляется нарушениями в познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере и в личности в целом, а именно:
∙ сужением круга интересов;
∙ общей тугоподвижностью, инертностью психических процессов;
∙ патологической обстоятельностью мышления, застреванием на второстепенных деталях;
∙ своеобразными расстройствами памяти с лучшим сохранением в памяти событий, касающихся личных интересов;
∙ эмоциональной вязкостью, т.е. склонностью к длительной фиксации на эмоционально окрашенных переживаниях, особенно отрицательных;
∙ злопамятностью, мстительностью и одновременно слащавостью, употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах;
∙ аффективной взрывчатостью;
∙ угрюмостью, резкой раздражительностью; ∙ склонностью к агрессии;
∙ нарушениями влечений (повышенная сексуальность, садистические тенденции и др.).
Шизофреническая деменция характеризуется резким снижением психической активности и уровня побуждений, аутизацией, диспропорцией между запасом знаний и возможностью их использовать, эмоциональной опустошенностью. При прогредиентном течении заболевания наступают распад навыков и полная социальная дезадаптация. В свою очередь, отсутствие мотивации, интереса к окружающему определяют невозможность усвоения новых знаний и навыков, что является причиной формирования интеллектуальной недостаточности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости
В статье подробно описаны особенности психического и психологического развития детей с легкой степенью умственной отсталостию...
Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)
Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
Психолого-педагогическая характеристика обучающихсяс легкой умственной отсталостью...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями с умственной отсталостью.
Олигофренопедагогика....
Характеристика умственной отсталости
Краткое описание нозологии умственной отсталости учеников....
Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
В чем своеобразие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталого ребёнка? Умственная отсталость – это не просто «малое ко...