Характеристика умственной отсталости
статья

Куксова Светлана Анатольевна

Характеристика УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_umstvennoy_otstalosti.docx112.94 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика умственной отсталости  (УО)

Интеллектуальные нарушения (УО) - это стойкое органическое поражение головного        мозга,        при        котором        наблюдается        нарушение        нормального        развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.).

Проблема исследования нарушений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью привлекала внимание многих отечественных и зарубежных авторов. Вопрос о разнообразии сочетающихся нарушений у дошкольников рассматривался в середине XX века такими учёными, как Г. Зондерзорге, Х. Барт (Sondersorge, Barth), Ф. Хилл (Hill), Э. Фишер (Fischer) и Я. Дайк (специальная педагогика). В России основоположником понятия «структура дефекта» следует считать Л.С. Выготского. Именно в его исследованиях было отмечено, что в структуру дефекта входят первичный и вторичный дефекты, при этом первичный дефект является повреждением биологических систем, т. е. вызывается биологическими факторами, а вторичный дефект представляет следствие недоразвития высших психических функций.

Различная структура дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью вызывает различные виды (или степени) умственной отсталости. В литературе отмечается, что        интеллектуальная        недостаточность        характеризуется        стойким        психическим недоразвитием, имеющим сложную структуру, системой различных наследственных, врождённых или рано приобретённых этиологических причин, носящих стойкий непрогрессирующий характер, которые затрудняют социальную адаптацию из-за превалирующих интеллектуальных нарушений.

Умственно отсталые лица – очень разнородная по составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, в период родов и в первые годы жизни (олигофрения); лица, у которых нарушения возникли после трех лет в результате травм и заболеваний; лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией) и заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ (фенилкетонурия и др.). Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции. К умственной отсталости относят только те состояния, при        которых        отмечается        стойкое,        необратимое        нарушение        преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга.

Этиология

Этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, полиморфны и выступают в сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения головного мозга. Патогенные факторы могут быть как экзогенными, так и эндогенными.

Экзогенные причины умственной отсталости: гипоксия плода и новорожденного;

травматические поражения плода; нейроинфекции в раннем возрасте;

тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте;

тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.);

различные интоксикации при беременности; врожденный сифилис и др.

Эндогенные причины умственной отсталости: наследственность;

хромосомные аномалии;

несовместимость крови матери и плода;

нарушение белкового обмена в организме и др.

Важная роль в возникновении умственной отсталости принадлежит хроногенному фактору — периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Характер        нарушений        и        клиническая        картина        во        многом        зависят        от        уровня морфологической и функциональной зрелости ЦНС. Большая часть (75%) олигофрении обусловлена поражением развивающегося мозга во внутриутробном периоде. Нарушения чаще происходят во время критических этапов их развития, которые характеризуются повышенной чувствительностью к воздействию патогенных факторов.

В        практической        работе        используется        «Международная        статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра» (МКБ — 10), в которой умственная отсталость подразделяется по степени выраженности с учетом психометрического критерия IQ.

F70 Легкая умственная отсталость (IQ 50 — 69);

F71 Умеренная умственная отсталость (IQ 35 — 49); F72 Тяжелая умственная отсталость (IQ 20 — 34);

F73 Глубокая умственная отсталость (IQ ниже 20).

Психологические особенности детей с умственной отсталостью Психопатологические особенности при умственной отсталости, включая сам

интеллектуалъный        дефект,        полиморфны как по характеру,        так и        по        степени выраженности. Остановимся на общих признаках, характерных для детей разного возраста.

На первом году жизни олигофрения проявляется отставанием в развитии моторики и недостаточностью эмоциональной сферы. Это отражается в иных, чем у нормально развивающихся сверстников, сроках становления и 17 развития основных рефлексов, неполноценности «комплекса оживления» в трехмесячном возрасте, неадекватном эмоциональном реагировании, излишней возбудимости или тормозимости.

На 2—3-м году умственная отсталость проявляется прежде всего в особенностях игровой деятельности. Игры отличаются манипулированием и непониманием игровых правил. У детей отмечается крайне низкая познавательная и коммуникативная активность. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте дети предпочитают подвижные и нецеленаправленные игры. Игры характеризуются стереотипностью, подражательностью, простыми бытовыми сюжетами. Эмоциональная сфера развита недостаточно, с низкой способностью к дифференцированию высших эмоций. Познавательная активность таких детей очень низкая. Произвольные процессы формируются медленно.

В школьном возрасте дети значительно отстают в познавательном развитии от сверстников, что находит отражение прежде всего в особенностях учебной деятельности и поведении.        Клиническая        картина        умственной отсталости        становится        все        более полиморфной,        но        на        первый      план        выходят        интеллектуальные      проблемы. Интеллектуальная недостаточность наиболее ярко себя проявляет с началом обучения в школе (7 — 8 лет). Недостаточная способность к отвлеченному мышлению находит свое отражение в слабости предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности.

1. Особенности развития познавательной сферы Ощущения и восприятие:

узость зрительного восприятия;

недостаточная дифференцированность зрительного восприятия (неточное распознавание цветов);

снижение остроты зрения;

отождествление сходных предметов;

недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям; нарушения пространственной ориентировки;

пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности; распознавание объекта на основе неспецифических признаков.

Внимание:

свойственно пассивное непроизвольное внимание;

ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися детьми; недостаточность произвольного внимания;

небольшой объем внимания; неустойчивость внимания;

чрезмерная отвлекаемость; трудности переключения;

неспособность распределения внимания между объектами. Память:

развита очень слабо;

преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам; наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;

низкая точность и прочность запоминания;

склонность к привнесениям при воспроизведении запомненного материала; наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса. Мышление:

недостаточность всех уровней мыслительной деятельности; неумение обобщать и выделять главное;

затруднения в наглядно-действенном решении задач; решение задач методом проб и ошибок;

трудности при выполнении заданий на наглядно-образное и словеснологическое мышление;

анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен; затруднения работы с образцом;

сложности в установлении причинно-следственных связей; мышление стереотипно, тугоподвижно.

Речь:

замедленное овладение речью;

речевым общением пользуются с трудом;

более позднее и дефектное развитие фонематического слуха; часто встречаются дефекты строения органов речи;

косные стереотипы речевого поведения; бедность словарного запаса;

существенное преобладание пассивного словаря над активным;

дети используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное;

значительные сложности в овладении диалогической речью;

чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме);

недостаточно сформирована регуляторная функция речи. Чтение и письмо:

∙        затруднения        в        овладении        навыками        чтения        (общее        недоразвитие        речи        и несформированность фонематического восприятия);

медленное овладение техникой чтения; затруднения при письме на слух;

несформированность основных предпосылок письменной речи. Моторика:

моторное развитие замедленное; двигательная неловкость;

плохая координация движений;

трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели; отсутствие навыков самообслуживания;

трудности овладения письмом.

2. Особенности деятельности

Для умственно отсталых детей характерно выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности.

Игровая деятельность:

нарушение всех компонентов игровой деятельности; предпочтение игр в одиночку;

однообразие и бедность воспроизводимых ситуаций; преобладание бытовых тем в игре;

отсутствие творчества, бедность воображения; низкая активность;

сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают. Изобразительная деятельность:

формируется замедленно;

трудности проведения простых линий;

трудности в изображении деталей рисунка; отсутствие творчества, воображения. Учебная деятельность:

отсутствие интереса к обучению;

нарушения целенаправленности деятельности (неправильная ориентировка в задании, ошибочное и фрагментарное выполнение и т.д.);

при трудностях – «соскальзывание» с правильных действий на ошибочные; критика к результатам своей деятельности недостаточная;

импульсивность, слабая регуляция своего поведения; низкая работоспособность;

группы учащихся, по-разному относящихся к учению: с положительным устойчиво продуктивным        отношением,        с        неустойчиво        продуктивным        отношением,        с малопродуктивным отношением, с индифферентным отношением.

3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности резко выраженное отставание в развитии эмоций;

недифференцированность и нестабильность чувств; ограничение диапазона переживаний;

крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья;

импульсивность проявления эмоций, которая может быть сглажена воспитанием; стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов; неадекватная самооценка.

4. Поврежденное психическое развитие – деменция Деменция (слабоумие) – приобретенное        необратимое        обеднение        психической        деятельности,        ее упрощение        и        упадок,        проявляющееся        в        ослаблении     познавательных способностей, обеднении чувств и изменении поведения.

Приобретенное слабоумие вызывается болезнями или повреждением головного мозга. После трех лет умственная отсталость развивается в результате травм головного мозга,        менингитов,        энцефалитов,        интоксикаций.        Происходит        распад        уже сформировавшихся психических функций. Интеллектуальный дефект при слабоумии также необратим. В отличие от олигофрении наряду с выраженными нарушениями может наблюдаться сохранность тех или иных функций. У детей с эпилепсией, шизофренией при прогрессировании        заболеваний        умственная        отсталость     усугубляется,     появляются специфические особенности эмоциональной, волевой сферы и личности в целом (Шац И.К., 2002).

Органическая деменция возникает в результате органического поражения головного мозга инфекционного, травматического, токсического и другого генеза, а также как следствие текущего органического заболевания головного мозга (наследственно-дегенеративные заболевания, нейроревматизм, токсоплазмоз и др.). При этой форме деменции        интеллектуальная        недостаточность        сопровождается        характерными аффективными и волевыми нарушениями. Клиническая картина зависит от возраста, в котором началось заболевание.

Эпилептическая деменция проявляется нарушениями в познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере и в личности в целом, а именно:

сужением круга интересов;

общей тугоподвижностью, инертностью психических процессов;

патологической обстоятельностью мышления, застреванием на второстепенных деталях;

своеобразными расстройствами памяти с лучшим сохранением в памяти событий, касающихся личных интересов;

эмоциональной вязкостью, т.е. склонностью к длительной фиксации на эмоционально окрашенных переживаниях, особенно отрицательных;

злопамятностью, мстительностью и одновременно слащавостью, употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах;

аффективной взрывчатостью;

угрюмостью, резкой раздражительностью; склонностью к агрессии;

нарушениями влечений (повышенная сексуальность, садистические тенденции и др.).

Шизофреническая деменция характеризуется резким снижением психической активности и уровня побуждений, аутизацией, диспропорцией между запасом знаний и возможностью их использовать, эмоциональной опустошенностью. При прогредиентном течении заболевания наступают распад навыков и полная социальная дезадаптация. В свою        очередь,        отсутствие        мотивации,        интереса        к        окружающему        определяют невозможность усвоения новых знаний и навыков, что является причиной формирования интеллектуальной недостаточности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости

В статье подробно описаны особенности психического  и психологического развития детей с легкой степенью умственной отсталостию...

Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)

Методические рекомендации по оформлению и содержанию характеристики ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью

Психолого-педагогическая характеристика обучающихсяс легкой умственной отсталостью...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с  тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Характеристика умственной отсталости

Краткое описание нозологии умственной отсталости учеников....

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

  В чем своеобразие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталого ребёнка?   Умственная отсталость – это не просто «малое ко...