Путевка в железнодорожную профессию
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Доброезжева Наталья Васильевна

 Название работы

- сценарий интегрированного  профориентационного урока

Описание работы

Для современного человека очень важно определить траекторию своего жизненного пути и поэтому в школе необходимо  создавать условия, для успешного профессионального самоопределения школьников в общеобразовательных учебных заведениях. Для этого необходимо организовать сопровождение профессионального самоопределения с учетом их способностей и интересов, а также потребностей общества. Одно из самых важных решений, которое принимается в юном возрасте –выбор профессии и карьерного пути, определяющий качество всей дальнейшей жизни. Нечеткость представлений образа своего будущего, следовательно, и траектории его достижения (выстраивание образовательной, профессиональной, карьерной траекторий) является основным препятствием на пути построения успешной жизни. С профессиями дети начинают знакомиться с детского сада, но вот уже серьезно задумываются над этим вопросом в восьмом- девятом классах, поэтому в этот период очень важно создать условия, при которых у учащихся возникнет потребность объективно осуществлять самоанализ уровня своих профессиональных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putevka_v_zhd_professiyu.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного профориентационного урока

Цель: формировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению, к обоснованному выбору профессии с учётом своих склонностей. Способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах, формирование понимания перспектив получения востребованной профессии в образовательных организациях.

Задачи: активизировать внутренние психологические ресурсы обучающихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу;

         развивать сознательное отношения к профессиональному самоопределению в соответствии со своими профессиональными склонностями и учетом востребованности профессий;

ознакомить с содержанием ж/д профессий и углубить знания учащихся при выборе профессии;

диагностировать профессиональные склонности и предпочтения;

развивать способности самостоятельно оценивать собственную ситуацию самоопределения, развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

ознакомить с образовательными организациями среднего профессионального образования с возможной последующей ориентацией на продолжение образования в организациях высшего профессионального образования.

Целевая группа: учащиеся 8-9 классов.

Механизм реализации достижения поставленных задач работы:

 беседа, групповая работа, методы наглядности (демонстрация, иллюстрация);

Обоснование выбранного формата реализации: плюсы данного формата реализации цели и задач заключается в следующем: Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения, возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени, способствует применению информационно-коммуникационных технологий.

Описание использованных форм и методов:

Использование информационно-коммуникационных технологий в данном уроке  имеют следующие преимущества: способствуют развитию коммуникативных умений обучающихся, повышают интерес к изучению предмета и познавательной активности обучающихся. Эффективность урока повышается за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Помогает формировать общие и специальные  информационные  и коммуникативные компетенции.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.

Формировать ответственное отношение к выбору будущей профессии.

Регулятивные:

учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии;

развивать умение ставить учебную задачу.

Понимать влияние мотивов на выбор профессии.

Повышение уровня знаний обучающихся, о своей профессиональной

склонности в соответствии с предметом труда.

Познавательные:

сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи.

Выявлять собственные мотивы выбора профессии.

Определять для себя жизненно-важные ценности.

Коммуникативные:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

 уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы;

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

- аргументация (почему данная работа претендует на победу в указанной номинации, в чем преимущества, уникальность, новизна).

Данный урок, помогает углубить свои знания обучающихся в вопросе профессионального самоопределения, а именно ознакомиться с профессиями с ж/д отрасли. Ранее при изучении тем раздела технологии «Профессиональное самоопределение и карьера» не был сделан акцент на ж/д профессии и учебные заведения. Урок технологии интегрирован с уроком информатики: использование ИКТ

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА

«ПУТЕВКА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ПРОФЕССИЮ»

Материально-техническое оснащение:

Компьютеры (ноутбуки, планшеты)с доступом в интернет;

- Проектор;

- Презентация, видеоролики;

- Листы формата А4;

- Маркеры

Словарь для справок: ж/д профессии: 

Дежурный по станции;

Машинист  локомотива;

Поездной диспетчер;

Составитель поездов,

Осмотрщик вагонов;

Мастер ПТО вагонного депо.

https://promresgroup.ru/service/zheleznodorozhnye-professii ж/д профессии

Ход урока.

Этап

Содержание

Примечание

  1. Организационный этап.

Организационный момент

Добрый день, ребята, рада вас видеть!

Для проведения урока мы с вами формируем 3 группы по  4-5 человек

Группы формируем самостоятельно, по желанию.

СЛАЙД 1 Школа в которой вы учитесь,  ж/д и в начале нашего урока мы  вами поговорим о ж/д профессиях.  

Напишите названия профессий на выданных листах: «Карта профессии»

Итог: выигрывает та команда, которая назвала больше профессий.

Просмотр фрагмента видеофильма об одной из  ж/д специальности: https://www.youtube.com/watch?v=Alq5kcJI_2g

Как вы думаете все ли могут выбрать эти профессии или что то важно знать при выборе профессии?

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. Задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов — мышления, памяти, внимания. Чем выше общие способности, тем успешнее человек в любой деятельности. Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека.

Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.

Цель данного задания заключается в том, чтобы понять уровень осведомленности подростков о ж/д профессиях

Основной этап

Мотивация

СЛАЙД 2,3. Ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего мероприятия.

#ржд #поезд #профессии #железнаядорога #путевка #проводник#составитель #мотив #дежурный по станции#хочу #могу#надо #институт #образование #будущее #билет #жизнь #способности #склонности...

Актуализация знаний.

СЛАЙД 4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы в современном мире?

И начать наш урок я хочу рассказать о таких важных составляющих выбора профессии таких как: ХОЧУ(склонности), МОГУ (здоровье), НАДО (востребованность на рынке труда)

Скажите, слышали ли вы об этой «идеальной формуле»?

Освоение нового материала

СЛАЙД 5. Мини-лекция «Пути получения профессии».

СЛАЙД 6. Просмотр видеоролика «Выбор профессии-выбор судьбы»

Беседа по просмотренному видеоролику.

Индивидуальная работа

Продолжаем заполнять карту «Выбор профессии». «Хочу»-подумайте и запишите, чем бы вам хотелось заниматься, какая деятельность вам нравится и доставляет удовольствие.

А интересовались ли вы, насколько ваша профессия будет востребована через 3-4 года? На сколько она актуальна в нашем регионе? Запишите свой ответ в карту «Надо».

Приступаем к заполнению «Могу». Вам предстоит выполнить задания на изучение личностных особенностей и соотнести их с требованиями вашей профессии.

СЛАЙД 7. Наберите в поисковой строке своего браузера: «Галина Резапкина. Программа предпрофильной подготовки». Перейдите в раздел

 Откройте раздел «Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)» и пройдите онлайн тестирование. Правильных или неправильных ответов здесь нет, все зависит от вашего ощущения. Впишите результат в вашу карту. 

Откройте следующий раздел «Тип мышления» выполните онлайн тест, а результат впишите в карту.

Откройте следующий раздел «Определение профессионального типа личности» выполните онлайн тест, а результат впишите в карту.

Ребята, посмотрите внимательно на свою карту, какой вывод вы можете сделать? Подходят ли ваши личностные качества той профессии, которую вы планируете получить?

Выбор профессии — это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Но самым главным являются личностные особенности.

Групповая работа.

     

СЛАЙД 8. Нарисовать электровоз (вагон, поезд, ж/д вокзал) будущего с использованием графического редактора Paint.NET

Индивидуальная работа.

СЛАЙД 9. Задумывались ли вы, куда будете поступать да/нет. Если да, скажите, куда именно, город.

 А давайте с вами изучим Карту учебных заведений «Железнодорожные вузы: университеты, институты, академии». Я вам предлагаю зайти на сайт «Поступи онлайн», рассмотреть условия поступления, количество бюджетных мест, ознакомиться с программами обучения, условиями и найти ответы на свои вопросы. Но это для тех, кто хочет получить ВО.

СЛАЙД 10. Но есть и учебные заведения СПО, в частности наш Уссурийский РЖДК. Сайт этого учебного заведения вы можете посетить, открыв прямую ссылку. Но если заинтересуетесь учебными заведениями этого же профиля можете зарегистрироваться на сайте  https://www.ucheba.ru/for-abiturients/college/rossiya/railway/ochno

  И изучить учебные заведения СПО,

Знаете ли вы требования учебного заведения к абитуриентам, какие предметы вам понадобятся для поступления? Если да, то перечислите их. Ответьте на вопрос для чего эти дисциплины необходимы?

Ребята, а знаете ли вы, что представляет собой профессиональное образование РФ.?

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

- средние профессиональные - высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);

- послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);

внутрисемейное;

самообразование;

экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

И так, мы подошли к финальному вопросу, соответствует ли ваш профессиональный выбор требованиям?

Ребята, что бы узнать о себе, своих качествах больше, дома вы можете пройти дополнительные тесты на сайте Г.П. Резапкиной «Методический кабинет профориентации».

Заключительный этап

9. Подведение итогов.

Отлично, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги нашего урока.

10. Рефлексия

Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вам показалось сложным?

Чем бы вы поделились со своими друзьями?

Используемые интернет-источники:

https://www.youtube.com/watch?v=Alq5kcJI_2g

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proforientatcionnij_urok_dlya_89_klassov_bilet_v_b_061157.html

https://promresgroup.ru/service/zheleznodorozhnye-professii

https://www.rabota-ipoisk.ru/blog/professii-na-zheleznoy-doroge/

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur 

https://www.ucheba.ru/for-abiturients/college/rossiya/railway/ochno

https://postupi.online/vuzi/vuzspec-train/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

https://rgdk.info/ РЖДК г. Уссурийск

http://www.primizt.ru/

https://dvgups.ru/

https://www.google.com/search?q=%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&sxsrf=APwXEdcOQbyNZxQV_plwxZbdiNclSjx8KQ:1680947755814&source=lnms&tbm=vid&sa=X&ved=2ahUKEwjP6vuugpr-AhUFp4sKHWdzDRMQ_AUoAnoECAEQBA&cshid=1680947796981650&biw=958&bih=849&dpr=1#fpstate=ive&vld=cid:dec48029,vid:1-GifAgFLPc    – Выбор профессии – выбор судьбы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн- ринг " В мире железнодорожных профессий"- презентация

Брейн - ринг « В мире  железнодорожных профессий» разработан для учащихся 7– 8 классов в рамках профориентационной работы со школьниками....

Брейн- ринг "В мире железнодорожных профессий"

Брейн - ринг « В мире  железнодорожных профессий» разработан для учащихся 7– 8 классов в рамках профориентационной работы со школьниками....

Исследовательский проект по экономике "Путевка в жизнь"

 Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе. Проблема самоопределения станов...

Реализация программы общеобразовательного учреждения школы-интерната № 30 ОАО « РЖД» по профориентации школьников на железнодорожные профессии

Формирование системы школьной профориентационной работы. Важнейшей стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" является профориентационная работа с учащимися, направленная на знание профессий ж...

Исследовательская работа Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях по профессии 23.01.09. «Машинист локомотива»

Исследовательская работаТребования безопасности при нахождении на железнодорожных  путях  по профессии 23.01.09. «Машинист локомотива»...

Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии

laquo;У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному госуда...