Реализация программы общеобразовательного учреждения школы-интерната № 30 ОАО « РЖД» по профориентации школьников на железнодорожные профессии
методическая разработка на тему

Минько Наталья Васильевна

Формирование системы школьной профориентационной работы. Важнейшей стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" является профориентационная работа с учащимися, направленная на знание профессий железнодорожного транспорта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы общеобразовательного учреждения

школы-интерната № 30 ОАО « РЖД»

по профориентации школьников на железнодорожные профессии
в 2014-2015 уч.г.

Формирование школьной системы профориентационной работы с воспитанниками охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеучебную деятельность, взаимодействие с ветеранами  и предприятиями железнодорожного транспорта.

Создание данной системы  - это залог не только успешного  взаимодействия с предприятиями железнодорожного транспорта и  учебными заведениями, но и как результат - мощное средство социализации и профессиональной ориентации старшеклассников.

Профориентационная работа обеспечивает формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, который должен стать основой проектирования ими собственного профессионального жизненного пути.

Итогом профориентационной работы являются готовность выпускника  к выбору дальнейшего профессионального пути, сформированные умения анализировать и корректировать свой образовательный маршрут.

Одной из важнейших задач функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и целевой программы «Молодежь ОАО «Российские Железные Дороги» является последовательное развитие профориентационной работы с молодежью, соблюдение преемственности между всеми типами образовательных учреждений железнодорожного транспорте,  выделим основную функцию работы школы-интерната № 30 ОАО «РЖД»:

Целенаправленная социализация и ориентация личности: введение ее в мир железнодорожных профессий, «погружение», приобщение, формирование корпоративной причастности  посредством  передачи профессионального опыта в железнодорожной сфере.

Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, – получение общеобразовательных и дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего получения железнодорожной специальности; с другой, – формирование общей культуры личности в лучших традициях продолжения семейных династий железнодорожников, ее социальной ориентации, мобильности, способности адаптироваться  на рынке железнодорожных профессий.

  1. Работа школы строится в тесном контакте с предприятиями железнодорожного транспорта, учебными центрами профессиональной подготовки ОАО «РЖД», ДВГУПС, ДВГУПС ФСПО, ПУ № 16 г. Хабаровск, Малой Дальневосточной железной дорогой, Учебным центром   Комсомольского отделения дороги.
  2. Дистанционная совместная методическая работа с вузами, техникумами и колледжами железнодорожного транспорта, воспитателями ДОУ, педагогами школ-интернатов ДВЖД по выбору профессии железнодорожника.
  3. Наличие в общеобразовательном учреждении музея железнодорожного транспорта, кабинета профессиональной ориентации, уголков профессиональной ориентации, тематических экспозиций, необходимой литературы, журнальных и газетных статей в библиотеках.
  4. Осуществление профориентационной работы через внеурочную деятельность (кружки): «Юный железнодорожник», «Железнодорожное моделирование».

    Результаты работы  кружков демонстрируются на различных выставках. В школе оформлена постоянно действующая экспозиция на которой представлены макеты различных видов  железнодорожного транспорта, модели механических железных дорог, выполненные руками детей и преподавателей. Некоторые из экспонатов были представлены на выставке «Идея ОАО «РЖД» в 2009, 2011,2012 годах в г.Москве, где были отмечены Дипломами.

  1. Участие в совместных олимпиадах школы-интерната № 30 ОАО «РЖД» и ДВГУПС по физике и математике «Паруса надежды».
  2. Участие в днях открытых дверей компании.
  3. Совместная научно-методическая работа на базе общеобразовательного учреждения центра довузовской подготовки.
  4. Совместные дистанционные семинары-практикумы педагогических работников образовательных учреждений ДВЖД и преподавателей ДВГУПС.
  5. Еженедельные дистанционное обучение (элективные курсы) учащихся 10, 11 классов преподавателями ДВГУПС по дисциплинам физика и математика.
  6. Разработка и внедрение на 2-ой ступени обучения элективных курсов, ориентированных на выбор профессии, профиля обучения: «Моя будущая профессия – железнодорожник», «История и география железных дорог России», «Психология самоопределения».
  7. Наличие профильных классов, ориентированных на профессии железнодорожного транспорта.
  8. Организация совместной работы с Дальневосточной детской железной дорогой г. Хабаровск .

  На производственную практику на Малой ДВОСТжд  воспитанники выезжают в летнее время. Что является логическим продолжением их занятий в школе. Проходя профессиональные пробы различных железнодорожных специальностей, ученики школы-интерната показывают высокий уровень теоретических и практических знаний и умений железнодорожной направленности.

  1. Организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД»: уроки профориентации, проводимые специалистами отдела кадров подразделений ОАО «РЖД», проведение экскурсий на филиалы и подразделения ОАО «РЖД», встречи с ветеранами, тружениками и руководителями железной дороги, выезды учащихся на предприятия с концертами, поздравлениями.
  2. Рост количества выпускников поступивших в вузы, техникумы и колледжи

 железнодорожного транспорта, железнодорожные  профессионально-        технические училища, подразделения ОАО «РЖД».

15.Поддержание связей и сотрудничество с выпускниками школы – интерната № 30 ОАО «РЖД», работающими на предприятиях железнодорожного транспорта.

    16.Участие в конкурсах среди учащихся общеобразовательных учреждений и   школ-интернатов ОАО «РЖД» на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте и других конкурсах.

    17.Совместная работа с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по профориентации на профессии железнодорожного транспорта.

   18.Разработаны и апробированы авторские программы педагогов школы- интерната №30 ОАО «РЖД» по ранней профориентации младших школьников («История железных дорог России», «РЖД – история и современность» Дмитриева С.В. «Азбука юного железнодорожника» - Пустовая В.В.).

В учебный план введены  предметы «Психология профессионального успеха»,  «Общий курс железных дорог», «История и география железных дорог», которые ведут учителя-предметники школы-интерната с привлечением специалистов железнодорожного транспорта в учебное время согласно школьному расписанию.

Совершенствование учебного процесса происходит с использованием ИКТ, все кабинеты школы оборудованы компьютерами, интерактивными досками, используются мультимедийные программы обучения.

В кабинете профориентации установлены виртуальные тренажеры и компьютерные программы по профориентации, обеспечивающие удаленный доступ к реальному оборудованию, используются с целью получения качественного образования (теоретических знаний, практических умений и навыков).

     С  их помощью учащиеся совершают осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в дальнейшем обучении, адаптироваться к профессиональной деятельности, имеющей для них смысл и востребованной в обществе.

Профильное обучение  образования предполагает акцент на развитие самостоятельности, правовой культуры, способности к сотрудничеству, толерантности. Для этого в школе педагогом-психологом проводятся как индивидуальные,  так и групповые консультации для учащихся и их родителей, организуются встречи и собрания с привлечением представителей кадровых служб предприятий ОАО «РЖД», преподавателей различных факультетов ДВГУПС. Эти встречи позволяют ребятам познакомиться с факультетами вуза, правилами приема в учебные заведения железнодорожной направленности, с предприятиями и состоянием рынка труда в железнодорожной отрасли, условиями и возможностями получения целевого направления. 

Результатом работы школы по профессиональной ориентации и довузовской подготовки школы-интерната № 30 ОАО «РЖД» является стабильно высокий процент (60% - 75%)  поступивших в учебные заведения железнодорожной направленности. Выпускники школы-интерната мотивированы для работы на железнодорожном транспорте, знают специфику будущей профессии, имеют позитивное к ней отношение, осознают свою корпоративную причастность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производств

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования...

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ. КАК СОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА.

«Атлас новых профессий» включает:Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективахв быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.Универсальные навыки и умения, даю...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".

Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащих...

«Профориентация школьников на профессии, востребованные на региональном рынке труда».

В нашей жизни с вами уже много было всего: модернизация, реорганизация, оптимизация, ЕГЭ, ГИА, ФГОСы, стандарты и в будущем нас ждут всё новые и новые изменения в образовании и всякий раз, когда на ва...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий» для 7 классов

Программа деятельности по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий» для 7 классов...

Презентация "Профориентация школьников. Творческие профессии."

Презентация составлена для учеников средней и старшей школы в целях профориентации и помощи в выборе будущего дела своей жизни. Посвящена разным аспектам  творческих  профессий. Определены р...