«Организация проектной деятельности – успех каждого ученика»
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы. Данное требование ФГОС предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса. Успешная защита данного проекта может быть достигнута при планомерной работе по развитию самостоятельной, творческой активности учащихся, начиная задолго до 9 класса и продолжая эту работу в старшем звене. Методическая разработка программы направлена на активизацию самостоятельной и творческой активности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proektnaya_deyatelnost_-_uspeh_kazhdogo_uchenika.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей эстетического цикла от 27.08.2019г., протокол №1 ______________ И.Ю. Азимова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15 ______________ Н.В.Морозова 29.08.2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 _____________ В.В.Неценстрик 30.08.2019г. |
Программа
«Организация проектной деятельности –
успех каждого ученика»
Составитель: учитель технологии
И.Ю. Азимова
2019 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Вид: модифицированная
Педагог Азимова И.Ю.
Образовательная область технология
Возрастной диапазон 5-11 классы
Сроки реализации 2019-2022г.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Одним из эффективных методов формирования УУД является проектная деятельность.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рекомендациям Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) при освоении учебного предмета «Технология» у школьников должен быть сформирован технологический тип мышления, включающий получение представлений о современных технологиях и последствиях их применения, овладение соответствующим терминологическим аппаратом и действиями, составляющими основу специфических для данной предметной области умений. Сюда относится и умение осуществлять определённые виды деятельности (учебно-познавательную, учебно-проектную, учебно-исследовательскую, учебно-трудовую) по получению нового знания в рамках данного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. На мой взгляд, совершенствование содержания и методов обучения технологии должно быть, в первую очередь, связано с установлением приоритетности в формировании не просто технологического, а проектно-технологического типа мышления, а также с отработкой умений проектной деятельности и, в конечном счете, формированием проектной компетентности.
Актуальность программы определяется социальным заказом общества на выпускника, готового к профессиональному самоопределению, самоорганизации, самореализации и самообразованию в постоянно изменяющемся мире.
Принципы:
Доступность обучения. Научность. Преемственность. Последовательность. Систематичность. Наглядность. Дифференциация и индивидуализация. Взаимодействие и сотрудничество. Сознательность и творческая активность. Продуктивность.
Инновационный аспект программы выражается в связи универсальных учебных действий по формированию у обучающихся основ проектной деятельности с содержанием учебных предметов, внеурочной деятельностью, а также в выработке способов достижения метапредметных результатов образовательного процесса.
Практикоориентированность программы заключается в том, что ею могут воспользоваться не только учителя технологии, но и другие участники образовательных отношений: ученики, которые найдут в методической разработке нужную информацию для успешного выполнения итогового проекта; родители, которые, ознакомившись с конечным продуктом, смогут не только проконтролировать индивидуальную и самостоятельную работу ребенка, но и примут участие в его проектной и исследовательской работе, в том числе и в качестве руководителя.
Цель: создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития страны, через проектную деятельность.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока;
- развитие чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей через дифференциацию обучения на основе когнитивных стилей, создание ситуаций выбора;
- формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
- создание условий для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения;
- активизация внеклассной работы по предмету;
- создание условий для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения.
Педагогические технологии и техники, используемые в образовательном процессе:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология программированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- технология игровой деятельности;
- технология решения поставленных задач.
Формы контроля и аттестация:
Периодическая диагностика: оценка сформированности отдельных проектных действий по окончании каждого проектного модуля в период с 5 по 7 класс.
Текущая диагностика сформированности проектных действий осуществляется путём структурированного наблюдения учителя за действиями обучающихся в процессе реализации каждого проектного модуля.
Итоговая оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся на всех этапах дидактического процесса осуществляется в рамках защиты индивидуального проекта в 8 классе и итогового индивидуального проекта в 9 классе.
План реализации программы:
Учебный год | Мероприятия |
2019-2020 I этап - подготовительный | 1.Изучение нормативно-правой базы, подзаконных документов. 2. Диагностика обучающихся с целью выявления мотивов познавательных интересов. 3. Развитие самостоятельности, творческих способностей обучающихся: 1) разработка программы «Организация проектной деятельности – успех каждого ученика»; 2) создание учебно-методического обеспечения. 4. Использование проектной деятельности в процессе обучения и воспитания. |
2020-2021 II этап - основной | 1.Апробация программы «Организация проектной деятельности – успех каждого ученика». 2. Оформление наглядно-дидактического материала. 3. Переход в режим функционирования программы «Организация проектной деятельности – успех каждого ученика» 4. Организация по формированию проектной деятельности в системе. 5. Разработка рабочей тетради «Технология. Проектная деятельность» 6. Создание заданий для создания творческого проекта. |
2021-2022 III этап - заключительный | 1. Мониторинг реализации программы «Организация проектной деятельности – успех каждого ученика» 2.Обобщение опыта и анализ работы по программе. 3.Планирование дальнейшей работы по повышению уровня проектной деятельности с учётом полученных результатов. |
Основные формы деятельности
- Моделирование образовательного процесса в рамках урока и вне урока
- Курс внеурочной деятельности «Проектория» (5-9 классы)
- Курс дополнительного образования «3D- моделирование и прототипирование» (10-14 лет) с применением дистанционных технологий
- Курс дополнительного образования «Квадрокоптер и пилотирование» (10-14 лет)
- Предметная неделя
- Классный час
- Информационный час
- Участие в творческих конкурсах
- Участие во всероссийской олимпиаде школьников (обязательная защита проектов)
- Создание медиапродуктов (проект, буклет, видеоролик и т.п.)
- День проектов «Технологии будущего»
Организация проектной деятельности обучающихся
5-6 классы | Совершенствование научно-исследовательских навыков работы. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со школьниками. Профориентационная деятельность. | Формы: урок, курс внеурочной деятельности «Проектория», курсы дополнительного образования «3Д моделирование и прототипирование», «Квадрокоптеры и пилотирование», предметные недели, участие в творческих конкурсах, выставках, участие во Всероссийской олимпиаде школьников (обязательная защита проекта), создание медиапродуктов (буклет, видеоролик) |
7-8 классы | Развитие познавательных интересов учащихся к знаниям, к труду, науке и современным технологиям, социальной роли в мире. Развитие информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: урок, курс внеурочной деятельности «Проектория», курсы дополнительного образования «3Д моделирование и прототипирование», «Квадрокоптеры и пилотирование», предметные недели, участие в творческих конкурсах, выставках, участие во Всероссийской олимпиаде школьников (обязательная защита проекта), создание медиапродуктов (буклет, видеоролик) |
9 класс | Формирование творческой самореализации. Повышение уровня технологической грамотности, развитие интереса к исследовательской деятельности. Реализации на практике достижений науки социальным заказом общества на выпускника, готового к профессиональному самоопределению, самоорганизации, самореализации и самообразованию в постоянно изменяющемся мире. | Формы: урок, курс внеурочной деятельности «Проектория», курсы дополнительного образования «3Д моделирование и прототипирование», «Квадрокоптеры и пилотирование», предметные недели, участие в творческих конкурсах, выставках, участие во Всероссийской олимпиаде школьников (обязательная защита проекта), индивидуальная работа по созданию творческих работ, выполнение индивидуального итогового проекта, создание медиапродуктов (буклет, видеоролик) |
Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня технологической грамотности, осознание ценности науки как фундамента технологий, развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки:
- улучшение результатов участия во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии;
- улучшение результатов участия в творческих конкурсах;
- повышение качества образования в школе.
2. Формирование потребности активно воспринимать, усваивать и передавать информацию. Обучающиеся смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
3. Активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей. Умение ориентироваться в мире современных профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».
Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
«Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности»
Буклет с информацией...
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...