Применение технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Данная технология чётко структурирована: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Методы учитель выбирает сам. Главное - получение знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._rkm.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Урок 1.
Тема: Введение.
Мир древней истории.
Цели:
- Помочь учащимся в формировании представления об истории как науке, изучающей прошлое человечества на основе исторических источников;
- Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.
Описание урока:
Методический комментарий.
1. К уроку заготавливаются разноцветные (белая, красная, зеленая, синяя и т.п.) прямоугольные полоски бумаги, на которых прописывается понятие «история». Количество разноцветных прямоугольников должно соответствовать количеству планируемых групп учащихся в классе. Прямоугольные полоски разрезаются на части произвольно, в соответствии с количеством учащихся в группе (по 4 или по 6 человек).
Разноцветные части перемешиваются и с целью экономии времени раздаются каждому ученику перед самым началом урока.
2. Заготавливается таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали» на листах любого формата. Количество таблиц должно соответствовать количеству групп учащихся.
3. Цветные мелки.
Способ организации учащихся на уроке.
Дети делятся на группы по 4 или по 6 человек методом случайного выбора, используя цветные части прямоугольников.
Стадия вызова.
В группах учащимся предлагается составить из имеющихся у каждого частей прямоугольник и прочитать на нем понятие. Понятие озвучивается и записывается на доске.
(История)
Вопросы и задания:
- О чём пойдёт речь на нашем уроке?
(Высказывания и предложения заслушиваются).
- Подумайте и обсудите в группах, что вам уже известно об истории. Свои знания запишите в соответствующую колонку таблицы «Знаем – Хотим узнать – Узнали» («ЗХУ» – сокращенно).
Таблица раздается в группы и учащиеся коллективно записывают все, что им известно о понятии «история».
Понятие | «З» – мы это знаем | «Х» – это мы хотим узнать | «У» – это мы узнали, но остались вопросы. |
История |
- Затем заполняется колонка «Это мы хотим узнать» (последняя колонка таблицы на стадии вызова не заполняется).
Пока дети работают, учитель записывает тему урока «Что такое история?» на доске.
Предъявляются результаты работы в группах. По возможности подчеркивается, что ученики не так уж мало знают об истории.
Стадия осмысления.
Внимание ребят привлекается к учебнику по истории Древнего мира для учащихся 5 класса под редакцией В.С. Кошелова. Учитель кратко знакомит пятиклассников с его структурой, иллюстрациями.
Просит бережно относиться к труду многих и многих людей, а также вписать свои имя и фамилию в табличку состояния учебной книги в самом ее конце. Кроме того, учитель сообщает сведения организационного характера о рабочих тетрадях, о требованиях к ответам и критериям оценок.
Индивидуальное задание.
- Откройте стр. 4 в учебнике, прочитайте первую часть параграфа и ответьте на вопрос, почему она называется «Слово, которое всегда с нами?».
Взаимопроверка.
Проводится в парах. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно».
Активное чтение текста.
Задание:
- Прочитайте каждый самостоятельно вторую часть параграфа «Что такое история?» на стр. 4 в учебнике. Выделите и обсудите новую информацию о понятии.
Вопросы:
- Итак, что же такое история?
Заслушиваются ответы. Подчеркивается, что история – наука, которая изучает жизнь людей в прошлом, а не сочиняет и придумывает её, как считали когда-то древние, относя историю к искусствам.
- Какое понятие в этой части параграфа можно считать новым? (всемирная история). Почему?
Идет обсуждение. Понятие записывается на доске.
Самопроверка. Взаимопроверка.
Предлагается открыть словарь исторических терминов и понятий на стр. 209 в учебнике, прочитать определение понятия истории и сравнить свое представление о нем.
Вопрос:
- Подумайте, как историки назвали самый ранний период истории человечества? (Древним миром).
Задание на развитие воображения.
Представьте себе, что вы астроном и имеете мощный телескоп, с помощью которого можно открыть новую планету на звездном небе. А может быть вы математик? И в вашем распоряжении формулы и уравнения? Если вы географ, то у вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки нашей планеты. Но так случилось, что вы не астроном, не математик и не географ. Вы – историк! Как же историки могут узнать, что было в прошлом? Как они проникают в прошлое? Почему труд историков сравнивают иногда с работой следователя, сыщика? Да просто потому, что сыщики по следам узнают, что произошло. Именно этим историки и похожи на них, так как изучают следы, которые люди оставили в прошлом. Следов этих не только много, но они еще и разнообразны. Поэтому у науки истории есть «науки-помощницы», каждая из которых умеет «читать» определенные следы, иными словами «следы жизни».
Вопросы:
- Как вы думаете, какие следы жизни могли оставить историкам люди, жившие в глубокой древности?
После краткого обсуждения в группах заслушиваются мнения ребят.
Задание:
- Попробуйте самостоятельно сделать заключение о том, чем являются для ученых историков следы, оставленные человеком в прошлом. Сверьте свое заключение с содержанием второго и четвертого абзацев на стр. 5 в учебнике.
Заслушиваются ответы. На доске появляются записи, сделанные учителем: источники (начало) знаний; исторические источники.
Активное чтение текста.
Прочитайте третью часть параграфа «Следы жизни», или «Как мы узнаем о том, что происходило в древности», начиная с третьего абзаца на стр. 5 в учебнике и выполните задание.
В группы раздаются листы любого формата с таблицей, которую необходимо заполнить по ходу чтения.
Перечислите основные группы исторических источников | Какие науки помогают изучить жизнь людей в далеком прошлом |
Взаимопроверка.
Проводится в группах. Заполненные таблицы передаются по кругу. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно». Результаты проверки заслушиваются. На доске записываются понятия: вещественные источники, исторические документы, мифы; археология, этнография.
Индивидуальное задание.
Выполняются задания № 1 (кроссворд направленный на закрепление понятий «миф», «этнография», «археология», «история» и № 2 (определение исторических источников) на стр. 4-5 в рабочей тетради (проверяются в паре и группе).
Методический комментарий.
Счёт лет в истории является очень важным моментом. Его усвоение необходимо для понимания хронологии. Задания, предлагаемые авторами учебника и рабочей тетради служат главным образом для обучения школьников умению определять последовательность событий во времени и их длительность, соотносить год с веком и век с тысячелетием, учат правильно понимать и применять счет лет в истории.
Однако следует подчеркнуть, что учащиеся не сразу освоят «линию времени» и научатся выполнять соответствующие задания по хронологии. Для этого потребуется систематическое развитие их временных представлений на уроках в дальнейшем.
Задание на создание нереальной ситуации.
Предлагается выполнить задание № 4 на стр. 5 в рабочей тетради (на понимание единиц измерения времени) и придумать фантастический рассказ о племени земледельцев, которое не разбирается во временах года. В рассказе показать последствия такого незнания.
Рассказы заслушиваются, задается вопрос:
- Объясните, с какой целью вы выдумывали такие, на первый взгляд «странные» истории?
(Подвести к пониманию о том, что представление о годе как о единице времени складывалось уже у первобытных земледельцев, которые умели наблюдать, знали времена года и сколько длится год).
Развитие временных представлений.
Учитель чертит линию (ленту) времени на доске, используя цветные мелки.
Графическое изображение времени подкрепляется комментированным чтением текста 5-8 абзацев на странице 6-7 в учебнике. На доске появляются, записанные учителем, имя Иисуса Христа, понятия эра, наша эра, до нашей эры.
Подчеркивается, что любое событие, случившееся за эти годы с легкостью отмечается на линии (ленте) времени.
Решение задач и выполнение заданий: № 6 (знание римских и арабских цифр – самостоятельно); № 5, № 7 (с помощью учителя) на стр. 6 в рабочей тетради (работа над понятиями «эра» и «счет лет» в истории.
Стадия рефлексии.
- Вопрос № 4 на стр. 8 в учебнике.
Подведение итогов работы в группах:
Учащиеся обращаются к схеме «ЗХУ», полученной в начале урока, чтобы решить, что дал им урок о понятии история. (В ходе урока некоторые из вопросов могли остаться без ответа, могли возникнуть и новые вопросы).
Предлагается заполнить последнюю (четвертую) колонку «это мы узнали, но остались вопросы» таблицы-схемы «ЗХУ». Затем таблицы собираются, анализируются, т.к. вопросы, возникшие у учащихся могут стать основой для дальнейшей работы.
Домашнее задание: № 3 (определение исторических источников) на стр. 5 и № 8 (решение задач на ленте времени) на стр. 7 в рабочей тетради.
Задание № 9 на стр. 7 в рабочей тетради и творческое задание № 2 на стр. 7-8 в учебнике выполняется по желанию, теми учениками, которые интересуются или увлекаются историей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс.Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер класс, презентация...
Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.
Проект урока технологии по кулинарии в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....
Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...
Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении условий для развития интеллектуальной деятельности учащихся через использование технологии развития критического мыш...
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...
Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии
Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии...