Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательное черчение"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Белоусова Ольга Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательное черчение". 

 для 5,6,7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zanimatelnoe_cherchenie.docx72.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ

«Занимательное черчение», 5, 6, 7 КЛАСС

Рабочая программа по черчение для 5, 6, 7 класса составлена на основе следующих документов:

      Черчение –  как образовательный предмет, является компонентом образовательной отрасли «Технология». Основная задача обучения черчению в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой графических знаний и умений, необходимых в повседневной школьной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин (технологии, геометрии) и продолжения образования. Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, которые его обслуживают. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями. Именно на уроках черчения у учащихся формируются политехнические знания в области современных технологий, организации современного производства и перспектив его развития. Учебный предмет черчение оказывает сильное влияние на развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательных и творческих навыков учащихся. Курс черчения направлен на развитие внимания, наблюдательности, пространственного представления, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников, воспитания трудолюбия, точности и аккуратности в работе, умения правильно работать с чертежными инструментами. Графическая культура и грамотность в общеобразовательных учреждениях обеспечивает овладение школьниками общечеловеческого языка техники, умение читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей. Особенностью данной программы является то, что она рассматривается как самостоятельный учебный предмет, наиболее полно соответствует профилю подготовки школьников, обучающихся в гимназических математических классах, и учитывает образовательные потребности. Данный курс разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений.

        

Цели и задачи курса 1 года обучения:

В процессе обучения черчению необходимо:

1)  Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов .

2) Научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы, правильно наносить размеры.

3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), со значением чертежей в современном производстве.

4) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и принадлежностями.

5) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.

6) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и геометрии,  другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения.

Учащиеся должны знать:

  • знать рациональные приемы пользования чертежными инструментами и принадлежностями;
  • иметь понятие о построении плоских геометрических фигур;
  • уметь вычерчивать несложные технические детали прямоугольной и круглой формы, имеющие небольшую толщину, по чертежам и с натуры;
  • уметь снимать размеры с плоских технических деталей несложной прямоугольной и круглой форм;
  • уметь оформлять чертежи, выполняя рамку и основную надпись.

Содержание рабочей  программы. (5класс)

Вводное занятие

Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.

Ознакомление со способами изображений.

   Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать:  Способы изображений (рисунками и чертежами). Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об истории развития чертежа. Цели и задачи изучения черчения во вспомогательной школе.

Демонстрация чертежей и изделий, выполненных в учебных

мастерских. Связь черчения с общеобразовательными предметами и с профессиональной, трудовой подготовкой. Ведение тетради по черчению (для выполнения эскизов и записей).

Основные чертежные инструменты и принадлежности

Основные чертежные инструменты и принадлежности.

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.

Правила организации рабочего места.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать: Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Их  назначение. Карандаши (Т, ТМ, 2Т), выбор их по твердости графита. Резинка. Линейка с делениями (300 мм). Чертежные угольники с углами 45°, 45°, 90° и 30°, 60°, 90°, их назначение для проведения перпендикулярных и наклонных линий). Циркуль, его устройство и назначение. Правила безопасности работы с циркулем. Бумага. Правила организации рабочего места.

Прикладные геометрические построения.  Линии чертежа.

Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба.

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

 Учащиеся должны знать:  Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертежах.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.

Линии чертежа: сплошная толстая — основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные линии сгиба на развертках).

Приемы работы. Проведение отрезков произвольных размеров с помощью линейки через две заданные точки; проведение параллельных прямых с помощью линейки и чертежного угольника, приложенного к линейке. Отмеривание расстояний на прямой с помощью линейки. Выполнение чертежей плоских геометрических фигур с помощью линейки и чертежного угольника. Составление простого геометрического орнамента.

Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.

   Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

Построение окружности и полуокружностей.

Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)

Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей)

Самостоятельная работа: построение правильного шестиугольника

Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника )

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать:   Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (0) на чертежах. Дуга — часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые и центровые линии. Необходимость в практике деления окружности на равные части.

Деление окружности на 4, 8, 6 и 3 равные части.

Приемы работы. Отмеривание циркулем одинаковых отрезков. Правильное положение пальцев руки при работе циркулем. Проведение дуги и окружности с помощью циркуля. Вписывание правильных четырехугольников, восьмиугольников, шестиугольников, треугольников в круг с помощью линейки, чертежного угольника и циркуля.

Изображение плоских предметов

Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника )

Углы: прямой, тупой, острый.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.

Понятие о разметке детали.

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.

   Практическая работа

Составление геометрического орнамента

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

 Учащиеся должны знать:  Углы (прямой, тупой, острый). Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Понятие о

разметке детали. Знакомство с написанием цифр чертежного шрифта.

Приемы работы. Выполнение чертежей фигур прямоугольной формы (различных шаблонов и прокладок с отверстиями и без них) по заданным размерам путем отмеривания размеров по двум взаимно перпендикулярным прямым. Построение чертежей тонкими линиями. Обводка контура сплошной толстой — основной линией. Применение карандашей разной твердости.

Выполнение рамки с помощью линейки и чертежного угольника. Чтение размеров на чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей

прямоугольной формы с прямоугольными и цилиндрическими отверстиями. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры, знаки).   Составление геометрического орнамента в квадрате и круге.

Правила оформления чертежа.  Рамка и основная надпись чертежа.

Чертежный шрифт. Буквы.

Заполнение основной надписи чертежа.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:

а) прямоугольной формы;

б) квадратной формы .

Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи

Выполнение орнамента в круге

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать: Формат. Рамка и основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа.

Приемы работы. Выполнение рамки и основной надписи.

Учебно - тематическое планирование

 Темы, изучаемые в 5 классе.

Кол-во

часов

Вводное занятие

Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.

Ознакомление со способами изображений.      

Основные  чертежные инструменты и принадлежности

Основные чертежные инструменты и принадлежности.                              

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.

Правила организации рабочего места.

Прикладные геометрические построения. Линии чертежа.

Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

Свойства геометрических фигур:  квадрата, прямоугольника.

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам.

Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников.

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.

   Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

 Построение окружности и полуокружностей.

Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей).

Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей).

Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.

Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ).

Изображение плоских предметов  

Вычерчивание рамки, геометрических фигур (квадрата,

прямоугольника, треугольника)/

Углы: прямой, тупой, острый.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы;                                          Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.

Понятие о разметке детали.

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.

    Практическая работа. Выполнение чертежа круглой фигуры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Составление геометрического орнамента.

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖА.  РАМКА И ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ЧЕРТЕЖА  

Чертежный шрифт. Буквы.

Заполнение основной надписи чертежа.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:

                                                              а) прямоугольной формы;

                                                              б) квадратной формы.

 Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи

Выполнение орнамента в круге.

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры.

1

   

 1

1

1

1

1

1

1

1

     

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

                                                       Виды и формы контроля:

                                текущий контроль: фронтальный опрос, устный опрос;                    

      дифференцированный контроль; графическая работа, самостоятельная работа, проектная      деятельность

        Программно – методическое обеспечение:

  • Учебник Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер,

М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012.

  • Занимательное черчение М.А.Воротников  М. Просвещение 1990г.

Календарно – тематическое планирование. 5 класс

п/п

Дата

 Темы уроков.

Виды работы, форма контроля

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.

Ознакомление со способами изображений.

Основные чертежные инструменты и принадлежности.

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.

Правила организации рабочего места.

Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Линии чертежа:  сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

Свойства геометрических фигур:

квадрата, прямоугольника

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам.

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах

   Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

Построение окружности и

полуокружностей.

Деление окружностей на равные

части (на 4 и 8 равных частей)

Деление окружностей на равные

части (на 3 и 6 равных частей).

Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.

Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ).

Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника ).

Углы: прямой, тупой, острый.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров

Понятие о разметке детали .

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом

    Практическая работа. Выполнение изображения круглой фигуры.

Составление геометрического орнамента.

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

Формат. Рамка. Основная надпись чертежа.

Чертежный шрифт. Буквы.

Заполнение основной надписи чертежа.

Практическая работа

Выполнение чертежа плоской детали:   а) прямоугольной формы;

               б) квадратной формы.

Практическое  повторение. Построение рамки и основной надписи чертежа.

Выполнение орнамента в круге

Самостоятельная работа.

Выполнение чертежа полоской фигуры.

Текущий контроль.

Текущий контроль.

Самостоятельная работа.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Дифференцированный контроль.

Практическая работа.

Дифференцированный контроль.

Дифференцированный контроль.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Графическая работа.

 Практическая работа

Практическая работа.

Практическая работа

Графическая работа.

Графическая работа.

Графическая работа.

Графическая работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

1

    1

2

     1

1

1

1

                                               

Цели и задачи курса 2 года обучения:

В процессе обучения черчению необходимо:

1)  Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов с применением масштаба и сопряжения.

2) Научить снимать размеры с плоских предметов несложной формы.

3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД).

4) Научить воссоздавать образ предмета по чертежу.

5) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и  принадлежностями.

6) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.

7) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения.

Обучающиеся должны:

- иметь понятие о масштабах,

- уметь пользоваться масштабами увеличения и уменьшения  в практической деятельности;

- знать приемы построения основных сопряжений;

 

  Содержание рабочей программы. (6 класс)

Повторение материала за 6 класс.

Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежа.

Понятие о масштабах

Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы уменьшения и увеличения. Оформление масштаба.

Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе М 1:2.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 2:1

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в масштабе ( по карточкам)

Обучающиеся должны:  Значение масштабов. Масштабы увеличения и уменьшения.

Обозначения масштабов. Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе, на производстве.

Приемы работы. Демонстрация чертежей плоской технической детали, выполненных в Масштабе 1:1, 1:2,2:1, Выполнение данных чертежей в указанных масштабах.

Сопряжения

Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике;

Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр , дуги сопряжения;

Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением. . Сопряжение дуги и прямой;

Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения;

Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение;                                                                                                                                                                                                                                                          

Сопряжение. Внешнее и внутреннее касание

Сопряжение. Выполнение чертежа «подкова» для обуви.

Сопряжение Вычерчивание геометрического орнамента .

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа технической детали с  

элементами сопряжения.

Обучающиеся должны:

Понятие о сопряжениях. Применение сопряжений в технике. Различные виды сопряжений: окружности и прямой дугой заданного радиуса; параллельных прямых дугой заданного радиуса; скругление прямого, тупого и острого углов. Ознакомление с внешним и внутренним сопряжениями двух окружностей дугой заданного радиуса. Точки сопряжения, центр дуги сопряжения.

Приемы работы. Выполнение чертежей прямого, тупого и острого углов, деление угла на две равные части, скругление данных углов с помощью циркуля и линейки. Выполнение несложных чертежей плоских технических деталей о использованием сопряжений.

Прямоугольное проецирование

Понятие о проецировании. Плоскости проекции. Виды проекций. Расположение видов.

Прямоугольное проецирование.

Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.

Прямоугольное проецирование куба

Прямоугольное проецирование параллелепипеда

Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Практическая работа. Выполнение чертежа технической детали «опора»

Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием

Чтение чертежей.

Обучающиеся должны:

Проецирование. Плоскости проекций. Оси проекций. Прямоугольные проекции. Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди (главный вид), вид сверху, вид слева.

Выбор главного вида.

Штриховая линия — линия невидимого контура. Прямоугольное проецирование куба.

Прямоугольное проецирование параллелепипеда.

Изображение предметов на одной или двух-трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Приемы работы. Последовательность построения изображений куба и параллелепипеда в прямоугольных проекциях. Использование модели куба с цветными гранями.

Эcкиз

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

Измерительные инструменты для снятия размеров. Выполнение эскизов различных деталей  

Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.

Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением размеров.

Выполнение чертежа детали по ее эскизу, с нанесением размеров.

Практическое повторение: выполнение эскиза модели прямоугольной фигуры по наглядному изображению

Обучающиеся должны знать:

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

Последовательность выполнения эскиза.

Измерительные инструменты для снятия размеров деталей при выполнении эскизов с натуры:

штангенциркуль, кронциркуль, линейка. Выполнение эскизов различных деталей.

Приемы работы. Подготовка листов бумаги в клетку. Выполнение эскизов. Подготовка карандашей (ТМ) для эскизирования. Использование штангенциркуля и кронциркуля в работе и при снятии размеров. Рациональное расположение видов (проекций) на формате с учетом месте для нанесения размеров.

                   

Учебно- тематическое планирование

Темы, изучаемые в 6 классе.

Кол-во

часов

Повторение материала за V класс

Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежа.

Понятие о масштабах

Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы уменьшения и увеличения. Оформление масштаба.

Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 1:2.

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в М 2:1 ( по карточкам)

Сопряжения

Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике.

Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр дуги сопряжения

Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением.

Сопряжение дуги и прямой.

Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения

Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение

Сопряжение. Внешнее и внутреннее касание

Сопряжение. Выполнение чертежа «подкова» для обуви.

Сопряжение Вычерчивание геометрического орнамента .

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа технической детали с элементами сопряжения.

Прямоугольное проецирование

Понятие о проецировании. Плоскости проекций. Виды проекций. Расположение видов.

Прямоугольное проецирование.

Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.

Прямоугольное проецирование куба.

Прямоугольное проецирование параллелепипеда.

Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Практическая работа. Выполнение чертежа технической детали

«опора»

Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием

Чтение чертежей.

Эскиз

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

Измерительные инструменты для снятия размеров. Выполнение эскизов различных деталей  

Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.

Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением размеров.

Выполнение чертежа детали по ее эскизу, с нанесением размеров

Практическое повторение: выполнение эскиза модели прямоугольной фигуры по наглядному изображению

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

Календарно – тематическое планирование.

п/п

Дата

 Темы уроеов.

Виды работ, форма контроля.

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

  9

 10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 21

 22

23

24

25

26

27

28

 29

30

 31

 32

 

33

Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежа

Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы уменьшения и увеличения. Оформление масштаба.

Практическое применение чертежей, выполненных в определенном масштабе

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 1:2

Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в М 2:1 (по карточкам)

Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике.

Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр, дуги сопряжения

Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением.  Сопряжение дуги и прямой..

Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения

Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение

Сопряжение. Внешнее и внутреннее касание

 

Сопряжение. Выполнение чертежа «подкова» для обуви.

Сопряжение. Вычерчивание геометрического орнамента.

Самостоятельная работа.

Выполнение чертежа технической детали с элементами сопряжения

Понятие о проецировании. Плоскости проекций. Виды проекций. Расположение видов.

Прямоугольное проецирование

Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.

Прямоугольное проектирование куба

Прямоугольное проектирование параллелепипеда

Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Практическая работа. Выполнение чертежа технической детали

«опора»

Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием.

Чтение чертежей..

Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.

Измерительные инструменты для снятия размеров. Выполнение эскизов различных деталей  

Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.

Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением размеров.

Выполнение чертежа детали по ее эскизу, с нанесением размеров

Практическое повторение: выполнение эскиза модели прямоугольной фигуры по наглядному изображению

Фронтальный опрос.

Устный опрос.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Графическая работа.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

Практическая работа.

Графическая работа.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Графическая работа.

Устный опрос.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Практическая работа.  

Практическая работа.

Практическая работа.

Графическая работа.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Устный опрос.

Устный опрос.

Практическая работа.

Практическая работа.

Графическая работа.

Практическая работа.

Графическая работа.

Практическая работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

2

итого 34 часа

Цели и задачи курса 3 года обучения:

В процессе обучения черчению необходимо:

1)  Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов в прямоугольных проекциях и ознакомить их с наглядными изображениями предметов.

2) Научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы при выполнении эскизов и чертежей, правильно наносить размеры.

3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), со значением чертежей в современном производстве.

4) Научить воссоздавать образ предмета по чертежу.

5) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и принадлежностями.

6) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.

7) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения.

                               Содержание рабочей программы. (7класс)

Повторение пройденного материала в системе прямоугольной проекции

Повторение. Оформление чертежа.

Прямоугольное проецирование

Построение недостающего вида.

Аксонометрические проекции и технический рисунок

Аксонометрические проекции и технический рисунок

Способы изображения предметов (чертеж, фотоснимок, технический рисунок). Аксонометрические проекции. Положение осей.

Аксонометрические проекции: фронтальная диметрическая; изометрическая.

Отличие фронтальной диметрической проекции и изометрической

Построение наглядного изображения куба в изометрической проекции

Аксонометрическая проекция параллелепипеда

Практическое повторение. Построение аксонометрических проекций

Аксонометрические проекции цилиндра

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

Сведения. Способы изображения предметов: чертеж, «фотоснимок, технический рисунок. Их  отличие.

Преимущество чертежа. Наглядность технического рисунка. Отличие технического рисунка от перспективного.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

Их отличие. Направление осей. Показатели искажения. Построение косоугольной фронтальной диметрической проекции куба и цилиндра.

Приемы работы. Построение аксонометрических осей с помощью линейки, чертежного угольника и транспортира.

Последовательность выполнения технических рисунков с приблизительным сохранением направления осей и пропорциональности между отдельными частями предмета.

Снятие размеров с натуры с помощью циркуля-измерителя и линейки с делениями.

Выполнение штриховки.

Приемы выполнения и чтения чертежей, составления эскизов

и выполнение наглядных изображений

Технический рисунок

Технический рисунок разделочной доски с натуры

Самостоятельная работа: выполнение по чертежу технического рисунка детали

Выполнение наглядного изображения

Выполнение технического рисунка

Обобщение и расширение сведений о геометрических телах. Призма. Пирамида

Выполнение чертежа и технического рисунка призмы

Понятие эскиза

Выполнение чертежа цилиндра

Выполнение эскиза и технических рисунков шара и конуса

Геометрические тела

Выполнение эскиза группы геометрических тел.

Анализ геометрической формы предмета

Выполнение чертежа и технического рисунка детали

“бородок”

Выполнение чертежа детали цилиндрической формы (труба)

Самостоятельная работа: выполнение технического рисунка детали комбинированной формы по чертежу

Повторение обобщающий урок

Сведения. Обобщение и расширение сведений о геометрических телах, знакомство с новыми  геометрическими телами: призмой, пирамидой, цилиндром, конусом, шаром. Выполнение  чертежей объемных деталей, имеющих различные поверхности (многогранные, конические,  сферические и их сочетания). Определение необходимого и. достаточного количества видов на  чертежах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Снятие размеров с деталей и нанесение их на чертеж с учетом формы предметов. Выполнение чертежей по эскизам.

Выполнение чертежей, эскизов и наглядных изображений одной и той же детали. Анализ геометрической формы. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.

Приемы работы. Выполнение эскизов, чертежей и наглядных изображений геометрических тел. Мысленное образование шаровой поверхности путем вращения полукруга из жесткой бумаги. Образование конической поверхности путем вращения чертежного угольника на нитке (проволоке). Выполнение чертежей шара, конуса, цилиндра, призмы, пирамиды. Снятие размеров с различных геометрических тел с помощью штангенциркуля, кронциркуля и линейки.

Объем знаний, умений, навыков Обучающиеся  должны: иметь понятие о построении аксонометрических проекций ( геометрических тел и деталей несложной формы; выполнять чертежи и  эскизы различных деталей комбинированной формы; уметь расчленять (мысленно) деталь на части, представляющие собой простые геометрические тела ;уметь читать чертеж и эскизы несложных технических деталей; уметь пользоваться чертежом в практической работе на уроках труда

Календарно - тематическое планирование.

Содержание темы

Кол-во

часов

Повторение пройденного материала в системе прямоугольных проекций  ( 3 )

Повторение. Оформление чертежа. Прямоугольное проецирование

Построение недостающего вида.

Аксонометрические проекции и технический рисунок (12)

Способы изображения предметов(чертеж, фотоснимок, технический рисунок). Аксонометрические проекции. Положение осей.

Аксонометрические проекции: фронтальная диметрическая; изометрическая.

Отличие фронтальной диметрической проекции и изометрической

Построение наглядного изображения куба в изометрической проекции

Аксонометрическая проекция параллелепипеда

Практическое повторение. Построение аксонометрических проекций

Аксонометрические проекции цилиндра

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

 Примеры выполнения и чтения чертежей, составление эскизов и выполнение наглядных изображений (18)

Технический рисунок

Технический рисунок разделочной доски с натуры

Самостоятельная работа: выполнение по чертежу технического рисунка детали

Выполнение наглядного изображения

Выполнение технического рисунка

Обобщение и расширение сведений о геометрических телах. Призма. Пирамида

Выполнение чертежа и технического рисунка призмы

Понятие эскиза

Выполнение чертежа цилиндра

Выполнение эскиза и технических рисунков шара и конуса

Геометрические тела

Выполнение эскиза группы геометрических тел.

Анализ геометрической формы предмета

Выполнение чертежа и технического рисунка детали

 “ бородок”

Выполнение чертежа детали цилиндрической формы (труба)

Самостоятельная работа: выполнение технического рисунка детали комбинированной формы по чертежу

Повторение обобщающий урок (резерв)

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1,1,1

1

1

1

1

Итого

34

Виды и формы контроля

 текущий контроль: фронтальный опрос, анализ работ;                    

 дифференцированный контроль; практическая работа.

                                                                 

Наглядность

1. Карточки – задания по черчению.

2. Набор геометрических тел.

3. Набор геометрических фигур.

4. Набор деталей.

5. Чертежи: машиностроительные., строительные.

6. Сборочные чертежи.

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Дата

Содержание темы

Виды работ, форма контроля.

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Повторение. Оформление чертежа. Прямоугольное проецирование.

Построение недостающего вида.

Способы изображения предметов (чертеж, фотоснимок, технический рисунок).

Аксонометрические проекции. Положение осей.

Аксонометрические проекции: фронтальная диметрическая; изометрическая.

Отличие фронтальной диметрической проекции и изометрической.

Построение наглядного изображения куба в изометрической проекции.

Аксонометрическая проекция параллелепипеда.

Практическое повторение. Построение аксонометрических проекций.

Аксонометрические проекции цилиндра.

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

Технический рисунок.

Технический рисунок разделочной доски с натуры.

Самостоятельная работа: выполнение по чертежу технического рисунка детали.

Выполнение наглядного изображения.

Выполнение технического рисунка.

Обобщение и расширение сведений о геометрических телах. Призма. Пирамида.

Выполнение чертежа и технического рисунка призмы.

Понятие эскиза.

Выполнение чертежа цилиндра.

Выполнение эскиза и технических рисунков шара и конуса.

Геометрические тела.

Выполнение эскиза группы геометрических тел.

Анализ геометрической формы предмета.

Выполнение чертежа и технического рисунка детали

 “бородок”.

Выполнение чертежа и технического рисунка детали “опора”.

Выполнение чертежа детали цилиндрической формы (труба)

Самостоятельная работа: выполнение технического рисунка детали комбинированной формы по чертежу

Фронтальный опрос.

 Дифференцированный контроль.

Фронтальный опрос.

Дифференцированный контроль.

   Дифференцированный контроль.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Фронтальный опрос.

Текущий контроль.

Графическая работа.

Текущий контроль.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Текущий контроль.

Практическая работа.

Практическая работа.

 Практическая работа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Практическая работа.

Графическая работа.

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

методическое обеспечение:

    Учебник

           

 1.       А.Д.Ботвинников,  В.А.Виноградов , П.С.Вышнепольский   Черчение  М. «Просвещение», 2012 г.                

2. Методическое пособие по черчению.  А.Д.Ботвинников. Издательство Аст, Астрель 2010 г.

 3. Занимательное черчение М.А.Воротников  М. Просвещение 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине: "Компьютерное черчение 10-11 класс"

Пояснительная записка В современном мире не возможно представить современное промышленное предприятие или конструкторское бюро без компьютеров и специальных графических и других программ, предназ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Черчение»для второй ступени обучения9класс...

Рабочая программа по элективному предмету "Черчение" для учащихся 10 и 11 класса

Рабочая программа по элективному предмету "Черчение" для учащихся 10 - 11 класса составлена с целью углубления знаний в области графики. Как средство передачи инженегрных знаний графика будет необходи...

Рабочая программа элективного курса по черчению

Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....

Рабочие программы по ИЗО, МХК, черчению на 2015-2016 уч.год

Представленные рабочие программы по изобразительному искусству в 5-7 классах (Б.Неменский),  МХК в 8-11 классах (Г.Данилова),  черчению в 8-9 классах (А.Ботвинников, В.Гервер) составлены в с...

Рабочая программа элективного курса "Техническое черчение"

Рабочая программа элективного курса по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждени...