Методическая разработка урока "Фурнитура. Пришивание пуговиц"
методическая разработка по технологии (5 класс)

Тарасова Ирина Петровна

Методическая разработка урока "Фурнитура. Пришивание пуговиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_furnitura.docx214.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии в 6 классе

Тема: « Пришивание  пуговиц»

Модуль:  Создание изделий из текстильных материалов

Раздел:  Технология  изготовления швейных изделий

  1. Дидактическое обеспечение урока:

Цели урока:

1.Образовательные

1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по  пришиванию пуговиц;

1.2.Способствовать запоминанию основной   терминологии;

2.Развивающие:

 2.1.. Способствовать развитию памяти, сообразительности, мелкой моторики рук;

2.2.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

2.3. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3.Воспитательные:

3.1.Способствовать формированию трудовых, эстетических, экономических качеств личности, прививать качества аккуратности при выполнении трудовых навыков, воспитывать бережное отношение к одежде. 

4.Профориентационные:

4.1. Познакомить с профессиями швейного производства,

4.2. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с новыми понятиями: фурнитура, подпуговица

2.повторить правила ТБ при  ручных работах;

3.Познакомить с правилами пришивания пуговиц

3. Научить пришивать различные виды пуговицы, следуя правилам пришивания.

Ожидаемый учебный результат:

 

II. Методическое оснащение урока:

Материально техническая база:

  • кабинет технологии
  • компьютер; мультимедийный проектор; экран

Дидактическое обеспечение:

Рабочая тетрадь.

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, нитки №40 и №50 разных цветов, линейка, карандаш, ткань хлопчатобумажная однотонная размером 12х24 см, одежная фурнитура – различные виды пуговиц.

Наглядные: плакат «Виды одежной фурнитуры», плакат «Виды пуговиц», таблица «Способы пришивания различных видов пуговиц»,

образцы пришивания пуговиц, плакат «Безопасные приёмы работы при выполнении ручных швов».

Раздаточный материал: инструкционно - технологическая карта «Пришивание пуговиц», образцы пришивания различных видов пуговиц, карточки задания, оценочный лист практической работы, лист достижений

ТСО: показ презентации в Microsoft PowerPoint «История одной пуговицы», «Физкультминутка».

III. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, работа с мультимедийными средствами.

VI. Словарная работа: фурнитура, подпуговица

VII. Тип урока: комбинированный урок (повторение пройденного материала, изложение нового материала, практическая работа).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

1.Организационный момент

1.1. приветствие;

1.2. проверка явки учащихся;

1.3. заполнение классного журнала;

1.4. проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, учебника);

1.5. настрой учащихся на работу;

Сядьте тихо, повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Всех приветствую, друзья,

Рада встрече с вами я.

2.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Мы ежедневно пользуемся такими предметами, как нож, вилка, ложка, зеркало и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историями этих привычных вещей .Но сегодня мы познакомимся с историей одного очень важного в нашей жизни предмета

7 8 1 2 5 6 3 4

Ц А П У В И Г О

Разгадайте зашифрованное слово. Это слово будет ключевым в теме нашего урока. А полностью тему мы определим из высказывания одного знаменитого человека

«Вы можете стать кем угодно,

и никто не заметит этого.

Но если у вас отсутствует пуговица,

каждый обратит на это внимание»

                                                                                                 Э.М.Ремарк

Тема. Пришивание пуговиц.

-Я как-то случайно услышала разговор двух девочек, они шли и громко разговаривали. Одна девочка говорила:

-Ой, у тебя нет пуговицы на куртке, потеряла?

-Нет, оторвалась и лежит дома. Я булавочкой пристегнула.

Пришивать не хочется, а маме некогда. Да это и неглавное, самое главное одета хорошо, куртка модная все вещи дорогие. Все на меня оглядываются, смотрят,

завидуют.

-А по- моему - это не главное, сколько стоит твоя одежда. Самое главное это аккуратность, чистота одежды. А смотрят они на тебя потому, что у тебя вместо

пуговиц булавки. Вот прохожие оглядываются и удивляются, как можно быть такой неряхой.

Да? (сказала девочка испуганно). Ой как стыдно! Пойдём скорей домой, я пришью пуговицу.

-Итак, ребята, что главное в одежде Кто был прав?

-Любая дорогая одежда будет выглядеть неряшливо, если на ней не будет пуговиц, если будут обтрепанные петли, если она будет не стирана и не поглажена. Самое главное в нашем облике – это АККУРАТНОСТЬ.

Готовить свою одежду вечером перед школой: постирать, почистить, пришить пуговицы, заштопать всё что необходимо, чтобы утром вы спокойно пошли в школу.

Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Содержание

-Что означает слово пуговица?

-Какие виды пуговиц вам знакомы?

-Из каких материалов изготавливают пуговицы?

-Как вы думаете, для чего в одежде нужны пуговицы?

3. Целеполагание.

Итак, обобщим все, что вы сказали и попробуем сформулировать цели которые мы должны достигнуть к концу нашего занятия

 (Узнать историю происхождения пуговиц, функции пуговиц, научиться их пришивать правильно).

Правильно. Сегодняшний урок будет способствовать формированию и развитию умений и навыков по  пришиванию пуговиц, а также мы познакомимся с историёй появления пуговицы, с её функциями, познакомиться с правилами пришивания пуговиц

Открытие нового  знания

Презентация

Начнем с ее возраста. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Европе того времени при описании одежды богатых людей пуговицы фигурировали, так сказать, отдельной строкой: они делались из золота, серебра, кораллов, янтаря, жемчуга. Интересно, что вплоть до XIX в. пуговица оставалась привилегией мужчин. По количеству и качеству пуговиц можно было определить статус человека, род его занятий, достаток.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

 - утилитарная (пуговица как застежка);

 - декоративно-эстетическая (пуговица как украшение);

 - магическая (пуговица — оберег или талисман);

С  учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно обоснованно утверждать, что красная пуговица служила оберегом.  Магическая природа определялась двумя способами — рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия). Обратим внимание на то, что пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей. Суеверия, связанные с магией пуговицы до сих пор с нами. Что вы делаете, если кошка вам перебежала дорогу?

 - семиотическая или информативная (Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск (сил) и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)

Виды пуговиц по форме:

круглые;

овальные;

квадратные;

треугольные;

фигурные.

По способу пришивания:

Пуговица со сквозными отверстиями — обычная пуговица, на которой располагается 2, 3 или 4 отверстия,

Пуговица с ушком — на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде.

Виды пуговиц по материалу:

деревянные;

пластмассовые;

стеклянные;

металлические;

а также из янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора и т.д.

Виды пуговиц по назначению:

бельевые;

детские;

плательные;

костюмные;

брючные;

пальтовые;

форменные;

-Почему на женской и детской  одежде пуговицы с одной стороны, а на мужской с другой?

И это еще не все что можно рассказать о пуговицах!

Только ли при помощи пуговиц держиться наша одежда?

 Кто знает, как называется  одним словом то, что вы сейчас перечислили?

-Фурнитура-новое для вас слово. Может быть кто-то знает. Что оно обозначает?

- Это слово пришло к нам из французского языка и обозначает оно вспомогательный материал в каком-либо производстве, основным материалом для шитья одежды является ткань, а вспомогательным – нитки, пуговицы, кнопки, застёжки, молния, пряжки, петли т.д. Это всё и есть фурнитура . Запишите новое понятие в тетрадь.

- Ребята, а кто знает, почему на детской одежде пуговицы расположены на одной стороне, а на мужской на другой?

4. Планирование уч-ся способов достижения цели

На столах лежат пуговицы и нитки. Вам нужно пришить пуговицы как вы умеете. Составить правила пришивания пуговиц. Смотрим на качество работы. Соответствует ли оно правилам. /работа в группах/

Физкультминутка

Я буду называть данные слова вразброс. А вы должны будете на слово

- «ниточка» - опускать руки вниз, на слово

- «иголочка» - поднять руки вверх, на

-«узелочек» - руки на пояс,

-пуговица- потопали ножками

Этап 3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения

Содержание

Получилось? Давайте подумаем! Какие знания применяли? На каком этапе начались трудности? Почему?

Этап 4. Построение проекта и выхода из затруднения

Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Содержание

Итак, чему сегодня будем учиться на практической работе?

Что нужно знать для того чтобы научиться правильно пришивать пуговицы?

Правила составьте по образцам.

Этап 5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: Построение и фиксация нового знания

Содержание: Знакомство с инструкционной картой. Презентация (Приложение 3).

С какими трудностями можем столкнуться во время работы?

Этап 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях

Содержание: Проговаривание последовательности пришивания пуговиц в парах

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Содержание: Повторим правила ТБ при ручных работах. Практическая работа “Пришивание разных видов пуговиц”. Заполнение листа самоконтроля ; (Пользуясь инструкционной картой, учащиеся пришивают 3 вида пуговиц: пуговицу на ножке, с 2-мя и 4-мя отверстиями)

Положите перед собой ткань, иглу, нитки, пуговицы, ножницы. Правильно организуйте своё рабочее место в соответствии с правилами безопасной работы. Ещё у вас на парте лежит карточка-контроль, где вы должны сами себе поставить оценки за разные виды работы, тем самым, развивая навыки самоконтроля. Когда выполните практическое задание, эту карточку необходимо сдать учителю вместе со своей работой.

  Разбор допущенных ошибок.

  Демонстрация лучших работ.

  Сообщение оценок учащимся за карточки опроса и за трудовые приёмы работы.

  - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Содержание: Где сможем применять новые знания помимо пришивания пуговиц?

Предлагаю посмотреть “Пуговичный декор” (Приложение 4).

Как вы думаете, как пришивают пуговицы на швейных фабриках, вручную или? На фабрике пуговицы пришивают на специальной швейной машинке, давайте посмотрим на это чудо. (просмотр ролика “Автомат для пришивания пуговиц”)

А в домашних условиях можно пришить пуговицы на швейной машине??? в домашних условиях это тоже возможно. Ведь практически у каждой бытовой швейной машины со строчкой зигзаг есть лапка для пришивания пуговиц. Давайте ее рассмотрим. Из какого материала она сделана? На что похожа по форме? Интересно как она помогает нам пуговицы пришивать??? А вот как!!! (просмотр ролика “Лапка для пришивания пуговиц)

-Ребята, а вы замечали, что на некоторой одежде две пуговицы, одна сверху, другая снизу.

-Как вы думаете, для чего их так пришивают? (запись нового понятия в тетрадь –подпуговица)

Дифференцированное домашнее задание

-Пришить подпуговицу

- Сделать посильную аппликацию из пуговиц

-

 Этап 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Содержание: Письменное заполнение листа достижений (Приложение 5)

Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока, достигли мы их? Давайте письменно заполним лист достижений

-Достигнуты ли цели урока? (вопрос к классу)

- Что нового вы узнали на уроке?

Какие новые понятия узнали?

- Чему научились?

Заполнить листы достижений

- Людям каких профессий нужны полученные сегодня вами знания? Профессии швейного производства - раскройщик, сметчица, швея – мотористка, технолог швейного производства, контролер, диспетчер, инженер по ТБ, мастер, начальник участка.

Я желаю, чтобы ваши пуговицы были пришиты вашими ручками настолько крепо, чтобы не потерялись.

- Все молодцы, хорошо поработали.

- Спасибо за урок

Пришивая пуговицы нужно помнить о правилах, которые необходимо соблюдать при пришивании пуговиц:

  1. Пришивают пуговицы вдвое сложенной нитью.
  2. Нитки подбирают по цвету к пуговице.
  3. Пришивая пуговицу, ткань прокалываем иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговку.
  4. С изнаночной стороны стараемся проколы иглы делать в одних и тех же местах.

Приложение

Оценочный лист практической работы «Пришивание фурнитуры»

требования

пуговица с 2-мя отв.

пуговица с

 4 –мя отв.

пуговица на ножке

Аккуратность

Высота ножки

---------------

--------------

Плотность витков

---------------

---------------

                                                                              Итого баллов:

Работу выполнила( фамилия , имя, класс)________________________________________

Проверила(фамилия, имя, класс)__________________________________________________

Инструкционная карта.
Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.
Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, карандаш.
1.Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы с двумя отверстиями. Отмерить нитку для работы , сложить ее вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.
2.Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани.
3. Пропустить иглу в отверстие пуговицы и вывести иглу с ниткой.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10839_33bbc0f380b1efa07b44193f19b7ed55.jpg.jpg


4.Пропустить иглу во второе отверстие пуговицы, ввести в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани.
5.Выполнить 4-5 стежков в отверстия пуговицы.
6.закрепить нитку петлей на изнаночной стороне ткани.
7.выполнить работу по пунктам 1-6 для пуговицы с четырьмя отверстиями, при этом выполнять 2-4 стежка в каждую пару отверстий.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10839_d3290758be824006b5e264bedba5affe.jpg.jpg


Инструкционная карта.
Пришивание пуговицы с ушком.
Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, карандаш.
1.Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы, сложить ее вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.
2.Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани.
3. Пропустить иглу через отверстие ушка пуговицы.
4.Ввести иглу в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10839_8fee4c200716a75f9699d94d704f060e.jpg.jpg


5. Выполнить 4-5 стежков в отверстие ушка пуговицы.
6.Закрепить нитку петлей на изнаночной стороне ткани.

Инструкционная карта.
Пришивание пуговицы на стойке.
Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, карандаш.
1.Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы, сложить ее вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.
2.Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани.
3.Выполнить 2-4 стежка в отверстия пуговицы. При шитье пуговицу слегка оттягивать, чтобы она не прилегала к ткани.
4. Вывести иглу на лицевую сторону ткани, обвить нитки под пуговицей 4-5 витками для получения стойки.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10839_60b717f59cc234aaad9f15fd12e4ac6c.jpg.jpg


5.Закрепить нитку петлей на изнаночной стороне ткани.
Кроссворд

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10839_85a6d1376fbec2e8a9230f3116a8a791.jpg.jpg


1 - одежная фурнитура, вид застежки, инструмент для вязания;
2- деталь верхней одежды для ее подвешивания (хранения в подвешенном состоянии);
3- накладная деталь в фартуке ( одежде) для хранения вещей;
4- последовательный ряд стежков на ткани;
5- вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды, змейка;
6- одежная фурнитура, вид застежки для застегивания женских и детских платьев, пальто, меховых шуб вырабатываются из стальной или латунной проволоки различной толщины.

Ответы: 1-крючок, 2-вешалка, 3-карман, 4-шов, 5-молния, 6- петля

Инструкционная карта №1

Пришивание пуговиц на стойке

 1. Наметить место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы. Пришивать пуговицу ниткой в 2 сложения.

 2. Закрепить нитку в ткани петлей на лицевой стороне.

 3. Пропустить иглу через отверстие стойки, вывести иглу.

 4. Ввести иглу в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону.

5. Выполнить так 3-4 стежка. Закрепить нитку на лицевой стороне петлей.

Инструкционная карта№2

Пришивание пуговиц с 4-мя отверстиями

1. Наметить место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы. Пришивать пуговицу ниткой в 2 сложения.

 2. Закрепить нитку в ткани петлей на лицевой стороне.

 3. Пропустить иглу в отверстие пуговицы, вывести нитку.

 4. Аналогично проделать с другими отверстиями.

 5. Пришить пуговицы 2-4 стежками в каждую пару отверстий.

 6. Закрепить нитку.

Инструкционная карта №3

Пришивание пуговиц с 2-мя отверстиями на ножке

  1. Наметить место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы. Пришивать пуговицу ниткой в 2 сложения.

 2. Закрепить нитку в ткани петлей на лицевой стороне.

 3. Пришить пуговицу 3-4 стежками, образуя при этом ножку.

 4. Для образования ножки подложить спичку или пасту от ручки между тканью и пуговицей.

 5. Убрать спичку.

 6. Ножку обвить 2-3 витками, закрепляя конец нитки на лицевой стороне.

Описание: D:\Школа\Швейное дело\ремонт одежды\1264630611_849897.jpg

Самоконтроль:

  • нитка закреплена правильно в начале и в конце работы;
  • пуговицы пришиты прочно;
  • пуговица не прилегает плотно к ткани;
  • ножка из ниток упругая;
  • на изнаночной стороне ткани стежки выполнены аккуратно, «прокол в прокол».

Карточка программированного опроса

Задание. Самостоятельно, работая по учебнику (п.18, с. 110-115), ответьте письменно на вопросы, записанные на карточке.

  Виды фурнитуры:_____________________________________

  Фурнитура служит ___________________________________

  Подбирают фурнитуру по ______________________________

  Изготавливают пуговицы из ___________________________

  Пришивают пуговицы нитками ________________________

  По назначению пуговицы делятся ______________________

  Кнопки бывают двух видов: ___________________________

  Кнопка состоит из ___________________________________

  Основание кнопки пришивают с _______________________стороны, а накладку с _______________________ стороны.

  Крючки и петли используют

Литература к уроку:

  • Методическое пособие: «Планирование занятий по технологии в 5-8 классах»- составитель Белова Г.И.;
  • Методическое пособие: «Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко (вариант для девочек), 6 класс, Учитель, Волгоград, 2007 – стр. 148-150.
  • Пособие для занятий с детьми: «Волшебные пуговки» — составитель Белошистая А.В., Жукова О.Г., Аркти, М.: 2008.
  • София Ханус. Как шить? Легпромбытиздат, М.: 1992.
  • Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д.Симоненко. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 г.
  • И.П.Арефьев. Занимательные уроки технологии для девочек 6 класс. Пособие для учителей. Москва «Школьная Пресса» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковое занятие:"Ремонт одежды"(Пришивание пуговиц)

Это кружковое занятие в коррекционном классе и поэтому на первом плане коррекционно-развивающие цели1.Развитие познавательных интересов учащихся в плане трудовой деятельности и расширение их жизненног...

Урок социально-бытовой ориентировки. Ремонт одежды (пришивание пуговиц)- 2 часа.

Цель: учить пришивать пуговицы, социализироваться;           развивать социальную компетентность, мелкую моторику рук,  мышление, эстетичес...

Урок "Пришивание пуговиц!

урок в класс-группе детей с тяжелой структурой дефекта второго года обучения...

"Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц."

цель: учить ухаживать за своей одеждой, выполнять мелкий ремонт...

Ручные работы. Пришивание пуговиц

Предлагается подробный урок по теме " Ручные работы. Пришивание пуговиц."Рассматриваются варианы технологий и требования к ним. тестовая форма опроса.Урок проводится с использованием документ- камеры....

Методическая разработка урока по профильному труду "Пришивание пуговиц"

Конспект урока по профильному труду для 5 класса "Пришивание пуговиц"...